Урок Путешествие по сказочной стране

Конспект урока
УМК: Школа России
Предметная область: Климанова Л.Ф. «Литературное чтение», Москва «Просвещение» 2012 год
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний или внеклассное занятие
Класс: 2
Тема: Устное народное творчество. Народные сказки. Традиции русского народа в сказках
Цель: создание условий для приобщения детей к культурным традициям русского народа через знакомство с героями русских народных сказок.
Задачи:
расширять представления детей о городах России через ознакомление с достопримечательностями России;
развивать представление о культуре России через художественную литературу;
осознание учащимися главных человеческих ценностей, веры в то, что добро побеждает зло
развивать общие познавательные способности: выявлять общее и различное, обобщать, прослеживать закономерности;
развивать творческую активность, мышление и воображении;
воспитывать чувство ответственности за порученное дело;
способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективной работы.

« В сказках живет народный дух, наша живая душа.
То, что они принадлежат всем нам, и делает нас народом. »
Гайдн Миддлтон

Ход занятия:
(До урока дети делятся на 5 групп (дети разбирают цифры от 1 до 5. Кому досталась цифра 1 идут в первую команду и т.д.)

Этапы урока
Содержание деятельности
Формирование УУД
Приложения


учителя
ученика



1.Актуализация знаний. Постановка
(Видеоопрос)















Видеоопрос взрослых: Вы верите в сказки? (да) А как добраться до избушки бабы Яги? Вы видели место, где хранил свои сокровища Кощей Бессмертный? А знаете, где хозяйничает Леший?
- А вы, ребята, можете дать ответ на эти вопросы?
-Поставьте цель нашего занятия, достигнув которой мы сможем ответить на данные вопросы?

- Тогда познакомимся со сказочными героями в нашем путешествии.

Не наяву и не во сне, без страха и без робости
Мы снова бродим по сказочной стране, в которой
Нет места ни злости, ни подлости.
- Мы с вами отправляемся в сказочную страну.

- И живут в этой стране сказочные .
Живет в каждой сказке какой-то герой,
Бывает он добрый, бывает и злой.
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро









Нет.
Расширить свои знания о героях русских сказок.















герои
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; формирование учебнопознавательного интереса к новому учебному материалу.
Личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию
Слайд 1













Слайд 2 Видеозаставка к передаче «В гостях у сказки»

Слайд3 «Карта сказочной страны»




2. Поиск ответов на вопросы.

1).- Каждой группе надо собрать пазлы и установить имя героя, о котором надо собрать информацию.


2).Проверка работы в группах.
- Покажите фото сказочного героя, который у вас получился на пазлах и назовите его имя
3).Работа по группам.
-Распределите в группе обязанности в соответствии с разделами паспорта, соберите информацию о персонаже в паспорт сказочного героя и подготовьте рассказ для остальных групп о своем герое.









4). ФИЗМИНУТКА (Журнал «Чем развлечь гостей» №9 2011)
В сказку нас ведет дорога.
Эй, ребята, не зевать!
Сказочница что напомнит,
То и будем выполнять.
Как из моря выходили 33 богатыря
Как скакал Иван-царевич три ночи и три дня
Как Белоснежка танцевала с гномами в саду
Как Кощей всё чах над златом в сказочном лесу.
Как мышка хвостиком разбила ценное яйцо.
Как Буратино проткнул носом в каморке полотно.
Как съела Колобка хитрющая лиса
Как варила в котелке снадобье Яга
Как Золушка спешила поскорей домой
Как летал Змей Горыныч темною порой
Как девица любовалась аленьким цветком.
Как ловил волк глупый рыбу в проруби хвостом
Как рыдала Несмеяна. Затопив дворец
Как считал на небе звёзды сказочный мудрец

(Группы собирают пазлы Бабы Яги, Кощея, Лешего, Кикиморы, Соловья Разбойника и приклеивают на первую страницу паспорта)





Из каждой группы представители подходят к столикам и отбирают нужный материал о своем герое и вклеивают в паспорт. Стол №1-«Значение имени», стол №2 «Внешний вид героя», стол № 3 «Место жительства», стол №4 «Личные предметы героя», стол №5 «Что умеет герой»
























Учащиеся выполняют движения, соответствующие словам физминутки.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; осуществлять рефлексию способов и условий действий; осуществлять смысловое чтение; выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач; поиск и выделение необходимой информации из различных источников; сбор информации (дополнение таблицы новыми данными); анализ информации; классификация информации по заданным критериям; подведение под понятие
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; определять общую цель и пути ее достижения, адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном;
Пазлы Бабы Яги, Кощея, Лешего, Кикиморы, Соловья разбойника





Слайд 4 «Герои сказочной страны»






5) Подведение итогов работы в группах.
-Представьте результаты работы в группе





Из рассказов групп мы с вами расширили свои знания о героях русских народных сказок. Русские люди гордятся, что именно их земля является родиной того или иного сказочного персонажа и хранят память о своем герое. Положительные и отрицательные герои сказок принадлежат всем нам, каждый раз убеждая нас в том, что добро побеждает зло. Главное стремиться к добру.



Выступление представителей групп и дополнение учителя на слайдах.
Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, передача информации в устной форме, оценка информации, построение рассуждения, обобщение
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, осуществлять взаимный контроль.
Личностные: чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю.
Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.



Слайд5-7 «Баба Яга»
Cлайд 8-10 «Кощей Бессмертный»
Слайд 11-13 «Кикимора»
Слайд 14-16 «Соловей-разбойник»
Слайд 17-19 «Леший»

3. Обобщение
1. Викторина для любознательных .
- Проверим и оценим, полученные вами знания.
1) Узнай героя.
2) Потерянные вещи
Палка, кошелка –(Леший)
Прялка, нитки (Кикимора)
Ступа,пест, метла (Баба Яга)
«Игла, яйцо,утка,заяц,ларец» (Кощей)
«гнездо»- (Соловей-разбойник)
3) «Кто так говорит»? (аудиозапись)
«Шел,нашел, потерял» - (Леший)
«Фу-фу-фу, русским духом пахнет»!- (Баба Яга)
3) Родственники сказочных героев.
Жена лешего. (Кикимора)
Отец царевны Лягушки (она же Василиса Премудрая)- (Кощей)
Отец богатырши «перевозницы»? (Соловей-разборйник)
4) Герои в картинах и музыке .
Кому посвящено это произведение? (Анатолий Константинович Лядов «Кикимора»)
Кто изображен на картине? Кто автор картины? (Виктор Васнецов «Баба Яга»)
Песню какого героя вы услышали? (Песня Кощея Сл. В.Луговой, муз. Г. Гладков, к/ф "Новогодние приключения Маши и Вити")
- Выявление группы, показавшей лучшие знания по изученной теме


Отвечает группа, которая быстрее поднимет руку.
Познавательные: узнавать и называть объекты в соответствии с содержанием учебного предмета; использовать знаково-символические средства для решения задач;, обработка, анализ и оценка информации, обобщение.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач; осуществлять взаимный контроль; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения.
Личностные: осознание учащегося за общее благополучии группы; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные: удерживать учебную задачу; осуществлять итоговый контрол
·ь по результату; вносить необходимые дополнения в способ действия в случае расхождения с эталоном; определять качество и уровень усвоения материала.
Слайд 20 «Викторина»


Слайд 21 «Узнай героя»
Слайд 22 «Потерянные вещи»









Слайд 23 «Кто так говорит?»






Слайд 24 «Родственники сказочных героев»










Слайд 25 (картинки являются ссылками к заданиям) «Герои сказок в картине и музыке»

4. Итог
- Какой цели вы достигли на нашем занятии?
Мы с вами познакомились только с некоторыми сказочными героями нашей страны. Многие люди нашей страны считают, что тот или иной герой жил именно в их краю и создают музеи, резиденции героев. Тем самым русский народ помнит и сохраняет традиции своих предков.

- Расширили знания о героях русских сказок.
Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели
Паспорта сказочных героев.

5. Рефлексия
-Закончите фразы
Я узнал.
Меня удивило.
Я продолжу .
- Да, сегодня вы о многом узнали и продолжите поддерживать традиции нашего народа, не забывая читать русские народные сказки



Высказывания учащихся
Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
Слайд 26 «Закончи фразы»








Слайд 27 «Читайте русские сказки» (картинка является ссылкой на видео) Песня из программы «В гостях у сказки»










Приложение 1
ОБРАЗЫ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ
(карточки)
герой
Значение имени
Внешний вид
Место жительства
Личные предметы героя
Что умеет


Баба Яга
Имя произошло от слова «яги», что означает одежда похожая на халат. Его шили из шкуры животного, шерстью наружу.
Это уродливая старуха с костяной ногой, с кривым носом, который врос в потолок избы.
Живет за [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в лесу, в избушке на курьих ножках. Вокруг избушки забор из человеческих костей с черепами.

Ступа – это тяжелый сосуд, в котором что-нибудь толкут пестом.
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- это стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе
Помело или метла

Умеет колдовать и летать в ступе. Заманивает добрых молодцев и детей, чтобы съесть.
Или кормит и поит их, а потом дает с собой клубок и отпускает.
Либо герой убегает сам



Значение имени
Внешний вид
Место жительства
Личные предметы героя
Что умеет


Кощей Бессмертный
Имя означает - худой, скупой человек

Это [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],  в виде худого высокого старика, либо живого скелета.

Живет на краю света, в пещере
Волшебный говорящий конь
Умеет колдовать, превращаться в ворона. Похищает жен и невест сказочных героев.



Значение имени
Внешний вид
Место жительства
Личные предметы героя
Что умеет


Кикимора
Имя произошло от слова «Кики» и слова «мора» . «Кики» - это значит скрюченность
«Мора» обозначает тьма.

Это жена домового или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Она является хозяйкой избы.
Похожа на маленькую безобразную старушку. Одета в рваные лохмотья. Она боится что её унесёт ветром и поэтому не покидает дом.

Обитает в заброшенных домах, во дворе, в бане, в курятнике, Прячется за печкой, под полом, или на чердаке.
Прялка
Нитки
Любит прясть.
Но прядет справа-налево. Но чаще всего запутывает шерсть, которая была кем-то оставлена




Значение имени
Внешний вид
Место жительства
Личные предметы героя
Что умеет


Леший
Имя означает лесной.
Это одновременно и животное, и растение, и человек.
Одет в меховую одежду. Но может одевать белый балахон с широкими рукавами и широкую белую шляпу. На ногах   [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Живет в густом ельнике, в бревенчатой избе.
Также в дупле старых сухих деревьев, изредка в тайной пещере и даже под землёй.
Кнут, 
дубинка
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Может менять рост.
В лесу он вышиной с деревья, а на поляне вровень с травой
Следит за порядком в лесу.
Хорошим людям помогает выйти из леса, а плохих путает, заставляет ходить кругами.
Умеет петь голосом без слов, бить в ладоши, , аукать, хохотать, плакать.



Значение имени
Внешний вид
Место жительства
Личные предметы героя
Что умеет


Соловей разбойник
Имя произошло от названия иранской птицы Симург,
Это лесное чудовище с чертами птицы и человека.
Живет около речки Смородинки в гнезде на 9 дубах. Но есть у него и терем.

гнездо
Умеет смертоносно свистеть.


Приложение 2
Дополнительная информация учителя
А) БАБА ЯГА
Рассказ представителя группы.
Дополнение учителя: В современном представлении Баба-яга  это хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, всемогущая вещая старуха, охранительница границ «иного царства». Баба-яга, служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых.
- В Ярославской области (Слайд 5) находится село  Кукобой. Его жители считают, что именно их место является родиной Бабы-яги. И да же создали музей Бабы-яги (Слайд 6). 
Б) КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Рассказ представителя группы.
Дополнение учителя: Есть историки, которые предполагают, что Кощей, он же Вострогот, он же Германарих, – это король восточных германцев , который совершал опустошительные походы на наших предков. Он был убит в 375 году нашей эры на 110-м году жизни. Так что очень долго славяне действительно считали его бессмертным.
А жители Тверской области деревни Старица, что находится на берегу Волги уверенны, что Кощей Бессмертный царствовал именно в их Старицких пещерах.
В) КИКИМОРА
Рассказ представителя группы.
Дополнение учителя: Существует поверье, что кикимор насылали на хозяев печники или плотники, обиженные при расчете за постройку. Они закладывали между бревен сделанную куклу, изображающую собой кикимору после чего в доме появляется «насаженная кикимора», насылающая на хозяев всевозможные наваждения (им показываются то заяц, то поросенок, то собака, то бык, мерещатся песни-пляски, сами собой открываются двери)
- В городе Кирове есть гора, которую в народе называют Кикиморская гора. раньше была еще Кикиморская улица (сейчас она называется Водопроводная). Есть версия, что в XII веке Новгородские строители на самой высокой горе решили заложить город. Уже заготовили лес для строительства. А утром обнаружили, что весь лес перенесен по реке ниже. Решили, что бревна перенесла нечистая сила, а именно – водная кикимора и прозвали гору Кикиморской. А город возвели на месте, где утром нашли заготовленный лес.
В кировском «Заповеднике сказок» построен «Дом Кикиморы», и кировчане считают, что их кикимора – «шумная и задорная девчонка, любит игры и катание с горок».
Г) СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК
Рассказ представителя группы.
Дополнение учителя: Вероятно, что Соловьем-Разбойником являлся реальный человек. Скорее всего, это был князь, который брал дань у путешествующих и хотел один владеть дорогой и он решил разобраться с Ильей Муромцем.
А в Курской области есть село Береза, которое наполнено легендами и преданиями. Почему это село является родиной Соловья-разбойника? Существует легенда, что при основании самого поселка крестьянин посадил три березы, о которых Соловей-разбойник много рассуждает в былине.
Д) ЛЕШИЙ
Рассказ представителя группы.
Дополнение учителя: Леший одновременно и нечистая сила и справедливый дух. Леший может наказать человека за ненадлежащее поведение. От лешего зависит удача на охоте и благополучный выпас скота, для этого охотникам и пастухам было необходимо заключить с ним договор. Жители Московской обл. деревни Перово уверены, что именно в их лесах хозяйничает Леший.


15