В стране невыученных уроков.
В стране не выученных уроков
Сценарий интеллектуально-познавательной игры
Разработала:
Гришенкова Лариса Николаевна.
Учитель начальных классов
Цель: Игра проводится с целью выявления у учащихся школьных и общих знаний.
Назначение: Эта форма игры способствует сплочению коллектива детей, повышает уровень знаний. Можно выявить наиболее интеллектуальных детей и наоборот. Дети в игре учатся выслушивать и выбирать из нескольких ответов правильные. Ученики выявляют свои знания.
В игре могут принять участие от 2 до 4 команд и один ведущий
Оформление:
1. Плакаты: "В стране не выученных уроков". Рисунки, плакаты с изображением символики предметов.
2. Три журнальных столика, стулья, мольберты, кисточки, краски.
3. экран соревнований
Соревнование проходит в 6 этапов.
по истории
природоведение
литература
конкурс болельщиков
музыкальная пауза
конкурс капитанов
Звучит музыка, на сцену выходит ведущий.
- Говорит вступительное слово по теме и.п. игры.
- Приглашают на сцену команды.
- Представляют команды.
- Звучит музыка.
Звучит музыка, ведущий предлагает первый конкурс.
1. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ.
Каждой команде предлагается по 4 вопроса.
1. Что такое звездный дождь?
/Это не звезды, а метеориты - вспышки и свечения, которые Вызываются вторжением в атмосферу Земли мельчайших твердых космических частиц./
2. Что такое солнце?
/ Это ближайшая к Земле звезда. Ученые могут исследовать ее. Солнце находится на расстоянии 150 млн. км от Земли. Солнечному свету нужно 8 мин., чтобы достигнуть Земли. Солнце - обычная звезда, как миллионы других в солнечной системе./
3. Зачем растениям роса?
/ Бывает, что это обычная роса, а сами растения могут выделять воду или как говорят дышать. Итак, капельки на траве - это либо испарения воды самими растениями, либо роса. Роса появляется в результате конденсации находящегося в воздухе водяного пара, она выпадает на охлажденную за ночь почву и находятся на ней./
4. Назовите планеты солнечной системы.
/Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон./
5. Есть ли у планет кольца?
/ Сатурн - вторая по величине после Юпитера планета солнечной системы./
Сатурн легко узнаваем по прекрасным сверкающим кольцам, окружающим его. Кольца состоят из миллиардов мелких частиц льда и камня. Сам Сатурн состоит из гелия и водорода.
6. Почему появляется снег?
/ Содержащие в атмосфере водяные пары при очень низкой температуре кристаллизуются и выпадают в виде снега. Обычно конденсат образуется на высотах с температурой ниже О градусов. Капли в свою очередь тут же замерзают и превращаются в частицы льда. Эти частицы собираются в правильные геометрические фигуры - снежинки./
7. Назовите животных лесной полосы.
/ Соболь, бобр; заяц, лиса, волк, лось, горностай. /
8. Что такое туман? Как он образуется?
Испарение воды. Невидимый водяной пар всегда находится в воздухе. Когда воздух охлаждается, из пара образуются мельчайшие капельки воды. Из этих капелек состоит туман. Облако - это тот же туман.
2 . ЛИТЕРАТУРА
Ведущий предлагает конкурс по литературе. Вопросы предлагаются всей команде. Кто быстрее ответит.
1. Назовите автора. Кто написал эти строки?
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он кипит."
/ Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов. /
2. Командам предлагаются две репродукции
"Иван царевич и Серый Волк"
"Царевна Несмеяна"
Назовите художника / Васнецов. /
3. Назовите главных героев сказок А.С.Пушкина.
/Можно использовать форму литературной дуэли./
4. Звучит "Времена года Осень"
Представьте себе, что к нам пришло письмо от осени, которая приглашает ребят посетить ее музей картин. ( Представляются одновременно репродукции осени разных авторов) В письме Осень говорит, что в музее находится ее самая любимая картина Она просит узнать ее среди других пейзажей и дает ее словесное описание с использованием терминологии изобр. искусства.
Дети слушают описание картины и описывают ее среди других картин.
- До игры участникам были выданы карточки с цифрами: 1.2.3.4.
5.6. (по количеству пейзажей или команд) По сигналу учителя игроки поднимают вверх карточки с цифрой, которая соответствует порядковому номеру опознанной картины.
5. В господский дом Муму не ходила и, когда Герасим носил в комнаты дрова, всегда оставалась позади и нетерпеливо ждала его у крыльца навострив уши и поворачивая голову то направо то налево, при малейшем стуке за дверями....
/Название произведения. Автора. / Тургенев.
Зачитывается (приложение к вопросу 4 )
Золотая осень.
Согласно, созвучно поют краски дивного холста. Все, все в этой картине будто спето на одном дыхании, написано в одно касание. Выгоревшее от летней жары васильковое небо, чуть синеющая и холодеющая от бездонных осенних ночей река. И золотые, багряные, бурые кущи деревьев, и зеленеющий вдали изумрудный клин поля. Каждый мазок звучит чисто, полно, верно. Все это радуга Родины: золото, багрянец, синь.
/ И.Левитан. "Золотая осень" /
6. Каждой команде предлагается назвать пропущенное слово.
- Карабас Барабас схватил со стула ... / Буратино / бешено швырнул его о каменный стол.
/ А.Толстой /
- У Лукоморья дуб зеленый,
золотая цепь на дубе том,
И днем и ночью ... ученый
Все ходит по цепи кругом.
7. Командам предлагаются три иллюстрации к Басням Крылова. Зачитываются отрывки из басен.
Нужно назвать басни, из которых были прочитаны отрывки.
3. КОНКУРС: МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.
Как правило, этот конкурс проводится с болельщиками. Каждой команде болельщиков предлагаются музыкальные отрывки из популярных песен ( мультфильмов, классических произведений.) Команда болельщиков, отгадавшая большее количество отрывков, зарабатывает дополнительное очко своей команде.
4. КОНКУРС по ИСТОРИИ
1. В каком веке Киевская Русь объединилась в одно государство?
/В ХI в./
2. Назовите главные ворота в Древнем Киеве .
/ Золотые ворота. /
3. Какое событие произошло в 888 году?
/ Принятие христианства на Руси./
4. Командам предлагаются карточки: "Люди и события". Соотнеси правильно.
Александр Невский Строительство Петербурга
А.В.Суворов Выпуск первой печатной книги
Сергей Радонежский. Основание Троицкого Монастьря
Петр 1 Взятие Измаила
Иван Федоров Ледовое побоище
5. Командам предлагается репродукция картины "Девочка с персиком"
Назовите автора. / Суриков, Саврасов, Серов. /
6. Кто командовал войсками на Бородинском сражении? /Кутузов /
7. Кто такие фараоны?
/ Цари Египта назывались фараонами, почитались как солнечные божества и носили титул бога солнца. Фараон при жизни строил усыпальницы - гробницы. /
8. Какое событие произошло 14 декабря 1825 года?
/ В этот день новым императором стал Николай 1. Этим решили воспользоваться офицеры - участники тайного общества. Вошедшие в историю под именем декабристов. /
9. О каких событиях Великой Отечественной войны повествуют эти стихотворные строки?
Такою все дышало тишиной,
что вся Вешали еще спала казалось
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
/Степан Щипачев /
Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков.
И в сердцах будут жить двадцать восемь
Самых смелых твоих сынов.
/ Марк Лисянский./
Звучит музыка. Ведущий предлагает болельщикам конкурс метаграмм. Каждая команда по очереди отгадывает метаграммы.
Метаграммы - слова-загадки, в которой путем замены одной буквы другой можно получить новое слово.
1.
Я - сибирская река
Широка и глубока
Букву "Б" на "У" смени,
Стану спутником Земли.
/ Лена, луна. /
2.
Как инструмент меня ты ценишь,
В искуссной плотничьей руке,
Но если "Д" на "Б" ты сменишь,
Во мне утонешь хуже, чем в реке.
/ Долото, болото /
3.
Ты меня, конечно, знаешь,
Я - сказки Пушкина герой,
Но, если "Л" на "Н" ты сменишь,
Сибирской стану я рекой.
/ Елисей, Енисей /
4.
С буквой "Д" вперед шагаю
От зари и до зари.
С "П" торчу, зачем не знаю
С "Т" я людям помогаю
Даже в сильный летний зной,
С "Л" всегда и всем мешаю,
Не дружите вы со мной.
/ День, пень, тень, лень. /
5.
В названии сражения замените буквы "Б" на "Л" и вы узнаете республику, недавно ставшую суверенным государством.
/ Битва, Литва. /
6. ПОСЛЕДНИЙ КОНКУРС предлагается капитанам команд.
Капитаны приглашаются за отдельный столик. Им предлагаются карточки алфавита и карточки:
Писатели
Растения
Животные
Города.
В начале они выбирают букву, а затем одну из 4-х предложенных карточек.
В течении одной минуты они должны написать на данную букву алфавита предложенное задание напримерр: города Воронеж, Волгоград, Владивосток. Побеждает тот, кто напишет большее количество слов.
Каждый конкурс жюри оценивает отдельно. Результаты конкурса вывешиваются отдельно на экране соревнования. После подведения итогов жюри объявляет победителя. Игра завершается награждением победителей. Ведущий благодарит команды за участие, поздравляет победителей, прощается с участниками и болельщиками.
15