Статья Применение документов по истории Сибири в процессе изучения отечественной истории
Среди источников знаний особое значение имеют исторические документы. Они непосредственные памятники прошлого и в силу этого обладают убедительностью и док азательностью. Документ позволяет почувствовать колорит эпохи, помогает создать яркие образы прошлого, условия для развития воображения школьников. Документы помогают усвоению важнейших фактов, понятий, закономерностей общественного развития. Использование документального материала на уроках истории активизирует мышление школьников, учит анализу и синтезу при рассмотрении событий прошлого и современности. Самостоятельный анализ документов вооружает учащихся элементарными навыками исследовательской работы, учит приёмам критического осмысления исторических источников.
Работая с источниками, школьники знакомятся с историческими версиями и оценками, анализируют документы, учатся определять и аргументировать своё отношение к историческим и современным событиям и их участникам.
В работах Н.В. Андреевской, В.Н. Бернадского, А.А. Вагина, М.А.Зиновьева, О.Ю.Стреловой, М.Т. Студеникина, Н.В. Сперанской, Н.Г. Дайри было раскрыто значение документов, как средства конкретизации учебного материала, признанного углубить понимание школьниками основных событий. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов исторического образования относится изучение региональной истории, прошлого малой Родины.
Более 400 лет прошло со времени похода Ермака, который явился началом присоединения Сибири к России. Но до сих пор прочно удерживается давняя традиция построения школьных учебников отечественной истории только на основе событий, происходивших в европейской части страны. Там начиналось становление государственности, но затем территория России расширилась на восток до берегов Тихого океана. Сибирь с её богатым экономическим потенциалом, многонациональным составом населения и своеобразным культурно-историческим прошлым достойна занять своё место в школьных курсах истории.
Понятие «отечество» для человека связано с конкретным краем, с памятью о его родных. Существует связь поколений, и каждому интересно знать, кем и как обустраивался его край. «Иван, не помнящий родства» - существовало в народе прозвище по отношению к человеку, который неизвестно откуда прибыл и скрывал, кто его предки. Такой человек не пользовался уважением окружающих. Мы не должны быть «Иванами Непомнящими», не знающими истории своего края и своей родословной.
Есть хорошая традиция – отмечать дни знаменательных событий. Чем больше мы знаем о прошлом, чем богаче наша память, тем ярче и торжественнее звучит праздник. Появляется хороший повод посмотреть на сохранность памятников, изучить материалы архивов, краеведческих музеев, изданий по истории родного края. Знания о жизни предшествующих поколений питают человека энергией, побуждают к благоустройству сегодняшней жизни, а историческое невежество порождает ущербность сознания и таит в себе разрушительную силу.
Отсутствие в учебниках по истории отечества сибирских материалов обедняет и искажает образ прошлого. В программе по истории России отводится мало часов на краеведение (региональный компонент). Необходимость восполнить этот пробел и привела к идее создания комплекса документов по история Сибири для 6 – 9 классов (систематизировано 74 документа по следующим группам:
Присоединение Сибири к Русскому государству
Хозяйственное освоение и социально-экономическое развитие Сибири в XVII – начале XX вв.
Административно – территориальное устройство и управление Сибирью в XVI – начале XX вв.
Политическая ссылка и её влияние на развитие общественно – политической жизни в Сибири (конец XVIII – начало XX вв.)
Культурное развитие сибирского региона в XVII – начале XX вв.), который поможет понять процесс присоединения Сибири к России, откроет ранее неизвестные сюжеты из жизни предшествующих поколений родного края, покажет особенности исторического и культурного развития Сибири, а также может быть использован при изучении факультативных и элективных курсов по истории России и Сибири. Значимость данной проблемы очевидна и потому, что при подготовке к сдаче ЕГЭ по истории в контрольно-измерительных материалах значительное место отведено и знанию исторических источников и умению работать с ними.
Обобщение и осмысление достижений российской историографии позволит выявить целостную картину событий истории Сибири конца XVI-начала XX вв. Одним из способов построения уроков истории, который стимулировал бы познавательную деятельность учащихся, формировал потребность в знаниях, интерес к истории в целом и истории Сибири, является использование исторических источников (документов).
Целесообразно работать с историческими документами в 6-9 классах:
6 класс – «История Отечества в древности до конца XVI века» - тема: «Московское государство в XVI веке».
7 класс – «История России XVII- XVIII вв.» - темы: «Россия на рубеже XVI-XVII в., «Россия в XVII в.», «Россия в первой четверти XVIII в.», «Россия в 1762-1800 гг.»,
8 класс – «Россия в XIX в.» - темы: «Россия в первой половине XIX в.», «Россия во второй половине XIX в.»
9 класс – тема: «Россия в начале XX в.»
Результат работы учащихся с документами зависит от правильной ее организации на уроке. Исходя из целей урока, содержания учебного материала, подготовленности класса избираются и определенные документы для изучения:
документ включается в объяснение учителя в том случае, если он передает сущность событий, усиливает эмоциональность в изложении материала, повышает интерес учащихся к предмету. Говоря о начале русского продвижения в Сибирь (тема: «Присоединение Сибири к Русскому государству»), учитель может привести описание сибирских народов в «Сказании». В объяснении, предшествующем изложению документа, учитель указывает источник, подчеркивая, что появилось первое описание сибирских народов, созданное в конце XV или начале XVI в. Неизвестным автором, который нарисовал совершенно фантастические и даже жутковатые образы сибирских аборигенов, но при всем своем неправдоподобии «Сказание» свидетельствовало о возросшем интересе русских людей к далекой «восточной стране» (примерные вопросы к документу: 1. По тексту определите отношение автора к сибирским народам; 2. Опираясь на текст, расскажите о внешнем виде «людь самоедь»; 3.Оцените значимость данного документа, что в нем вымышлено, а что реально)исторический документ включается в объяснение учителя для конкретизации изучаемых процессов и явлений.
Так, на уроке «Крестьянское переселение в Сибирь с конца XVI до начала XVII века» документ «Челобитная красноярских служилых, посадских и крестьян о построении острога на реке Абакан для защиты от нападения местных племен. 1690 г.» дает конкретное представление о взаимоотношениях русских переселенцев с местным населением в процессе присоединения Сибири к русскому государству. Оно может быть зачитано в классе и использовано для анализа, может быть проанализировано одним или несколькими учениками дома и в классе представлен доклад по этому документу;
документальный материал включается в объяснения учителя и при характеристике общественно-политических взглядов некоторых деятелей. Школьникам присущ интерес к морально-политическому облику исторического деятеля, к внутреннему смыслу его поступков. Отбирая материал к таким урокам, следует добиваться, чтобы источники полно отработали истинные мотивы и цели личности, показали зависимость взглядов и действий данного исторического деятеля от окружающей действительности, давали возможность показать значение отдельных исторических лиц в системе событий, предшествовавших их деятельности, которые с ними были связаны и за ними следовали. Например, документ «Мнение бывшего в Пекине послом графа С. Владиславовича-Рагозинского о незачатии без нужды с китайцами войны. 1731 г.». выражает его позицию о русско-китайских отношениях. Для сравнения, можно привести еще один документ «Представление сибирского губернатора В.А. Мятлева в Сенат о необходимости о занятии Амура. 1758 г.». Сравнивая разные варианты мнений о русско-китайских отношениях, обучающиеся лучше поймут и специфику общественной жизни, и особенности самосознания личности в эту эпоху (примерные вопросы: 1. Проанализируйте документы , что тревожит авторов? 2. Какие проблемы жизни общества поднимает граф Владиславич-Рагузинский и В.А. Метлев? 3. Какой путь решения этих проблем видит граф и губернатор?)Преподавая историю в рамках истории Сибири необходимо включать специальные уроки по формированию навыков и умений в приобретении исторических знаний и возможном их применении. Этой цели служит лабораторная работа, где обучающиеся углубляют, закрепляют теоретические знания и формируют умения и навыки. Учащиеся девятых классов учатся на таких занятиях приобретать знания по достаточно сложным, но наиболее эффективным методам самостоятельной работы, а также вырабатывать навыки и умения распоряжаться этими знаниями: анализировать, синтезировать, выполнять практические задания на основе полученных знаний.
Например, фрагмент из документа «Наказ, данный из сибирского приказа С.А. Лисовскому, от правленому приказчиком в Байкальский остроги. 16 июня 1675 г.». В результате обработки ученик может сформулировать вопросы: Каковы особенности структуры государственного управления в Сибири XVII века?
В чем состояли задачи приказчика?
Какова степень их важности?
Такой способ чтения и обработка текста вводит ученика в состояние диалога с автором. Кроме того, обучающиеся не просто запоминают, что наиболее важное происходило в определенное историческое время, а выясняют, почему и как это происходило.
2. Анализ авторских вопросов
работу над вопросами, поставленными автором в тексте;
выработку верных ответов;
сверку ответов авторов со своими ответами.
Очень часто авторы в повествовательно - описательных и художественных текстах ставят вопросы, приглашая тем самым следовать вместе с ними к исторической истине.
К примеру, в воспоминаниях сибирского писателя В. Сапожникова автором ставится вопрос: «Была ли на селе эксплуатация?», где он предлагает и ответ: «Верно были на селе жадюги-мироеды, осуждаемые народной молвой, но жадность, бесстыдство, - категории скорее нравственные, чем социальные».
При встрече с вопросом обучающийся приостанавливает чтение, думает над ним, вырабатывает свой ответ из имеющихся у него и вытекающих из прочитанного знаний и только после этого продолжает чтение текста, но теперь уже сверяя свое понимание вопроса с мыслями автора обрабатываемого источника. Мы ответим на поставленный вопрос так: «Да на селе была эксплуатация потому что батраки работали на кулаков». Автор статьи дает ответ: «Что же касается эксплуатации, то в Сибирской деревне была в те времена твердо оговоренная плата за годовой найм работника».При сравнении видим, что у нас и автора статьи разный угол зрения на данный вопрос, но это не значит, что кто-то из нас не прав.
Такое чтение незаметно вводит читателя в лабораторию умственного труда автора, что способствует выработке полезных навыков и умений работы с книгой.
3. Анализ событий, фактов
учебная обработка фактов
Пример: Данные историко-социологического исследования типичных сел Сибири «Жизнь крестьян в начале века…»
а) уяснение сущности событий: жизнь крестьян в начале XX века
б) выяснение причин происхождения факта: хорошие бытовые условия старожилов сибирских деревень, обильная пища.
в) уяснение взаимодействия факта с окружающей действительностью: много и хорошо трудились – достойно жили.
г) определения значения факта для времени его происхождения и для современности: большое значение для жизни людей имела аграрная реформа Столыпина 1906 года; по словам самого реформатора, если бы было время, Россия добилась бы значительных успехов, а мы добавим, что возможно не было бы революции.
Таким образом, использование документов в обучении истории Сибири позволяет познакомить обучающихся с методами современной исторической науки, сформировать умения самостоятельного изучения, анализа и объяснения исторических фактов. Осмысление прошлого по документальным источникам помогает школьникам в подготовке к творческим докладам и сообщениям.
1. Актуальные проблемы методики обучения. Под ред. Колоскова А.Г. М., 1984.
2. Бернадский В.Н. Методы преподавания истории в старших классах. М., 1939.
3. Ваганов Ю.В. Памятки на уроках истории // ПИШ, 1989 г. № 4
4. Вагин А.А. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. М., 1959.
5. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории., М., 2003.
6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., 2000.
7. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988.
8. Лисова К. Использование документов на уроках истории // Народное образование. 2001. №5.
9. Румянцев В.Я. Работа с историческими источниками // ПИШ. 2003. №3.
10. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2004.