Статья Интерактивные методы обучения
Интерактивные методы обучения
Усенко Е.И.
Лошадь можно привести на водопой,
но напиться она должна сама.
Е.Леонов
Многолетний опыт преподавания однозначно показывает, что лучшего результата можно добиться в том случае, если обучающиеся активны, самостоятельны в учебном процессе, если урок отличается новизной, нестандартными формами организации.
Фронтальный способ обучения все больше и больше уступает место таким методам, которые позволяют повысить познавательную активность обучающихся, заинтересовать их изучаемым предметом и самим процессом овладения знаниями, сформировать, повысить положительную мотивацию.
Современная педагогика нацеливает на применение интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии всех участников учебного процесса: учащихся и педагогов. Это обучение, в процессе которого учащийся является активным участником изучения нового материала, поиска решения задачи, а также может передавать свои знания и находки товарищам.
Элементы интерактивного обучения присутствовали в учебном процессе и раньше. Это решение задач группами по два и более учащегося, объяснения самостоятельно решенной задачи всем учащимся, взаимопроверка и взаимоконтроль выполнения задания.
Более широкое применения интерактивных методов предполагает, в первую очередь, изменение роли учителя. Учитель, как источник знаний, отступает на второй план. Учитель становится организатором такого учебного процесса, когда учащиеся самостоятельно изучают новое, решают задачи, находят пути решения проблемы, и затем могут поделиться своими знаниями с другими, научить своих товарищей. Учащиеся при этом активно общаются друг с другом, дискутируют, задают вопросы. Такие методы позволяют увеличить процент усвоения материала. «Уча других, мы учимся сами», говорил Сенека. Учитель теперь координатор, консультант, помощник. Его задача заранее подготовить задания, сформулировать темы для изучения или обсуждения в группах, разработать инструктажи, инструкционные карты, продумать структуру урока. В процессе урока учитель контролирует порядок выполнения, дает консультации, координирует деятельность учащихся.
Очень интересно и плодотворно проходит урок с применением интерактивного метода «Каждый учит каждого». Учитель подготавливает вопросы или задания для самостоятельного изучения в количестве 3-5 штук. Это могут быть вопросы по одной теме, не зависимые друг от друга. Например, «Тригонометрические функции, их графики» (синус, косинус, тангенс, котангенс); «Преобразования графиков» (y=f(x)+b, y=kf(x), y=f(x-a), y=f(x/k)); «Основные свойства логарифмов» и другие. Можно взять разные темы одного раздела: «Тела вращения» (Цилиндр, Конус, Шар, Уравнение сферы).
По каждому заданию составляется план-задание, инструкционная карта, например:
Изучить материал по учебнику.
Разобрать пример.
Выполнить подобные задания.
Ответить на контрольные вопросы.
В зависимости от подобранных заданий инструкционная карта может изменяться, содержать другие пункты.
Работа на уроке организуется следующим образом. Учащиеся разбиваются на группы по количеству подготовленных заданий. Каждый берет себе одно из них. Затем группы переформируются по полученным заданиям. Теперь каждая группа занимается одним заданием, вопросом.
На этом этапе учитель выступает помощником-консультантом. Он следит за работой каждой группы, может направлять и координировать её работу, помогает в случае затруднения, оставляя учащимся возможность самостоятельного выполнения задания.
Плюсом такой организации является возможность для учителя общаться не со всеми обучающимися, а с немногочисленной группой, что намного эффективнее. Можно услышать каждого, увидеть его вклад в выполнение задания. При этом участники группы и сами побуждают друг друга к активной плодотворной работе. На этом этапе можно применить дифференциацию, подобрав сильным и слабым учащимся разно-уровневые задания, или, наоборот, присоединить к более активным и мотивированным учащимся слабо подготовленных, чтобы иметь возможность повысить их уровень.
Когда вопросы будут изучены, начинается второй этап. Учащиеся возвращаются в первоначальные группы. Теперь каждый в группе знает один из вопросов и его задача познакомить с материалом всю группу. Каждый учащийся выступает в роли учителя, каждый учит каждого. Такая форма работы позволяет усвоить материал прочно и надолго. Учащиеся учатся общаться, разговаривать, владеть математическими терминами. Повышается заинтересованность и самооценка даже слабых учащихся.
Роль учителя на этом этапе очень значима. Нужно следить, чтобы обсуждения в группах были правильными, корректными. Чтобы все учащиеся поняли материал. Первостепенная роль отводится непосредственно учащимся, их активной, самостоятельной деятельности.
Применение интерактивных методов меняет структуру урока. На изучение нового материала, которое включает в себя и его закрепление, отводится до 50% учебного времени. При этом в зависимости от сложности и объема заданий, на одном уроке может пройти оба этапа, или только первый (изучение материала), а освоение материала каждым учащимся можно организовать на втором.
Несомненно, что такая форма организации учебной деятельности позволяет сделать урок необычным, более насыщенным и интересным, дает возможность качественно усваивать учебный материал. Работа на уроке превращается в увлекательный процесс познания и взаимообучения. Развиваются умения общаться, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Интерактивные методы с успехом применяются на уроках изучения нового материала, применения знаний, обобщения изученного. Взаимопроверка и взаимоконтроль, организованные после самостоятельной работы, тестирования, позволят учащимся самостоятельно выявить пробелы в знаниях, ликвидировать их с помощью товарищей.
С использованием интерактивных методов тесно связан метод проблемного обучения. Задача учителя создать проблемную ситуацию, поставить проблемный вопрос. Это побуждает учащихся к анализу, нахождению путей решения, оживляет учебный процесс. Умело направляя ход рассуждений учащихся, выслушивая все предложения, учитель подводит к самостоятельному решению возникшего вопроса.
Для создания интерактивной среды можно воспользоваться опережающими домашними заданиями, стимулировать самостоятельное изучение отдельных тем, с их последующим обсуждением, активно использовать на уроках информационные и компьютерные технологии.
Такой подход к обучению будет способствовать развитию познавательной активности, повышению мотивации, самостоятельной творческой деятельности, позволит обеспечить личную самореализацию каждого учащегося.
Литература:
Подколзина В.В., Н.А. Пименова Исследование и обмен познавательными стратегиями учащихся при решении задач на уроках физики и математики.– Москва, 2012.
Развитие познавательных стратегий школьников: теоретические основы и практика // Под редакцией Плигина А. А. М: ЮОУ ДО г. Москвы, 2005. – 113 с.
Резницкая И.Г. Исследование стратегий усвоения теоретического материала учащимися старших классов. Из опыта работы ГЭП. – Москва, 2006.
Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников (ЦРПС). – Владимир : Атлас, 2010. – 139 с.
Мкртчян М.А. Концепция коллективных учебных занятий // Школьные технологии. – 2011. – № 2. – С. 65-72.