СТАТЬЯ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО УГЛУБЛЕННОЙ ПОДГОТОВКИ
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060101 лечебное дело углубленной подготовки
Преподаватель Кучинская О.Ф.
Филиал «Самарский медико-социальный колледж»
ГБПОУ « СМК им. Н. Ляпиной»
На современном этапе в профессиональном образовании предъявляются высокие требования к качеству подготовки выпускаемых специалистов. Одним из условий при изучении профессиональных модулей на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
«Интерактивный» («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) в переводе означает - взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом. Они направлены на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности на достижение целей занятия.
Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.
Цели интерактивного обучения состоят в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, создает базу для будущей профессиональной деятельности.
Задачами интерактивных форм обучения являются:
пробуждение у обучающихся интереса к теме занятия и к будущей профессии;
эффективное усвоение учебного материала;
самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи;
установление взаимодействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения.
К ведущим интерактивным формам обучения относятся известные всем методы:
Круглый стол (дискуссия, дебаты)
Мозговой штурм (брейншторм, мозговая атака)
Деловые и ролевые игры
Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)
Мастер - класс
Кроме того, преподаватель может разработать новые формы интерактивного обучения в зависимости от цели занятия, т.е. активно участвовать в процессе совершенствования, модернизации учебного процесса.
Вашему вниманию предлагается одна из форм интерактивного обучения при изучении ПМ.02 «Лечебная деятельность» МДК 02.02 «Лечение пациентов хирургического профиля» «Оказание медицинских услуг в оториноларингологии» - Урок- конкурс, который включает элементы вышеперечисленных интерактивных методов. Урок- конкурс проводится в рамках практического занятия после изучения основных вопросов темы, алгоритмов манипуляций, решения обучающих задач.
Урок-конкурс Тема: Оказание медицинских услуг при заболеваниях глотки. Цель: обучающая: сформировать умение применения полученных знаний при решении ситуационных задач: грамотно поставить предварительный диагноз и оказать медицинскую помощь, определить тактику ведения пациента; - способствовать формированию практических навыков проведения осмотра пациента, диагностики заболевания, заполнения медицинской документации при решении ситуационных задач;
- активизировать самостоятельную работу студентов на занятии с помощью введения рейтинговой системы оценивания;
развивающая: формирование у студентов логического мышления, мыслительных способностей, творческой и поисковой активности, умения обобщать, выделять главное, формирование грамотных речевых формулировок.
воспитательная: формирование у студентов навыков самостоятельной работы, чувства ответственности, взаимопонимания, умения работать в команде, применять коммуникативные способности.
План проведения урока- конкурса
№
Название этапа
Описание
Цель
Время
1.
Подготовительный этап
Знакомство со сценарием, с заданиями конкурса. Формирование 2-х команд
Активизировать познавательную деятельность, создать мотив для изучения данной темы.
2 мин
2.
1 этап конкурса
Блиц-опрос по терминологии изучаемой темы.
Оценка преподавателя
Закрепление полученных знаний. Активизация мыслительной деятельности студентов.
5мин
5мин
3.
2 этап конкурса
1.Решение ситуационной задачи каждой командой.
1.1 подготовка к решению ситуационной задачи
1.2 демонстрация решения ситуационной задачи
1.3 оценка решения
ситуационной задачи командой соперников
1.4.демонстрация практических навыков, указанных в задаче.
1.5 оценка практических навыков командой соперников
1.6 заполнение
медицинской документации
2.Оценка командой соперников
Оценка степени усвоения материала по основным вопросам темы. Активизация мыслительной деятельности студентов,
создание деловой атмосферы
10 мин
5 мин
10 мин
5 мин
5 мин
5 мин
5 мин
4.
3 этап конкурса
Подготовка презентации по заданной теме с использованием интернет – ресурсов. Требования, критерии оценки представляются на экране.
Презентация темы.
Оценка преподавателя.
Углубление и закрепление знаний, развитие творческого потенциала
20 мин
5мин
3мин
5.
Подведение итогов.
Заключительное слово преподавателя. Выставление оценок каждому студенту.
Оценить степень достижения цели урока.
5мин
Итого
90 мин
1 этап конкурса блиц-опрос. Это кратковременные игровые взаимодействия в процессе обучения, направленные на проверку и закрепление знаний, способствующие развитию коммуникабельности, целеустремленности, познавательной и интеллектуальной активности обучающихся. В данном конкурсе в качестве вопросов участники команд используют медицинские термины по изучаемой теме.
При подготовке к уроку важна разработка комплекта заданий с эталонами ответов и критериями их оценивания. В предлагаемой ситуационной задаче задания составлены в соответствии с формируемыми профессиональными компетенциями (ПК) по данному профессиональному модулю, с указанием системы оценивания в баллах.
Например: 2 этап. Решение ситуационной задачи. Здесь важна задачная формулировка, которая погружает обучающего в профессиональную деятельность
Пример задачи
Вы фельдшер скорой помощи. Вызов к ребенку 6 лет, страдающему бронхиальной астмой. Заболел 3 дня назад. Появилась слабость, отсутствует аппетит, боли в горле, температура 39°С, отмечается бледность кожных покровов. При осмотре глотки наблюдается гиперемия зева, левая миндалина умеренно увеличена, в области верхнего полюса плотный налет грязно- серого цвета, при попытке снять - подлежащая ткань кровоточит. Родители ребенка являются беженцами из «горячей точки», живут в общежитии. Прививки против инфекционных заболеваний ребенок не получал в связи с постоянными противопоказаниями.
Задание.
1.Сформулировать диагноз - 1балл.
2. Определить программу лечения пациента - 10баллов (ПК 2.1)
3. Определить тактику ведения пациента - 1балл (ПК 2.2)
4. Провести необходимые лечебные вмешательства - 5баллов (ПК 2.2)
5. Заполнить медицинскую документацию (карту вызова, при необходимости сопроводительный лист) - 5 баллов (ПК 2.8)
6.Выполнить алгоритм «Проведение фарингоскопии» - 9 баллов (ПК 2.3)
Критерии оценки
30-31 балл – «отлично»
25- 29 баллов – «хорошо»
20 – 24балла – «удовлетворительно»
Важно, что студенты сами оценивают ответы команды соперников, что носит обучающий характер, способствует закреплению знаний при последующем сравнивании своих ответов с эталоном. Такая система оценивания обеспечивает соревновательный характер конкурса, позволяет оценивать деятельность участников конкурса, успешность работы игровых групп.
При проведении практических манипуляций («Проведение фарингоскопии») используются элементы ролевой игры. Студенты выступают в роли фельдшера и пациента и выполняют манипуляции с соблюдением всех правил асептики. Оценку манипуляции проводят также члены команды соперников, сравнивая затем с эталоном, который предлагает преподаватель.
При подготовке презентации (3 этап) обучающиеся также знакомятся с критериями оценивания данного задания. При выполнении третьего этапа происходит освоение студентами приемов познавательной деятельности, формируется интерес к исследовательской работе.
Важно подобрать такую тему, которая будет способствовать углублению знаний, заинтересованности, возможности последующего её развития в курсовую работу или выпускную дипломную работу. Например: «Анализ распространенности заболеваний глотки на современном этапе», «Современные принципы лечения хронических тонзиллитов» и т.д.
При проведении урока важна наглядность оценивания этапов конкурса и каждой команды. С этой целью используется подготовленная таблица на доске или экране.
В рамках урока - конкурса происходит формирование профессиональных компетенций модуля. Обучающийся может продемонстрировать способность выполнять требуемые профессиональные задачи, продемонстрировать знания по изучаемой теме, навыки самостоятельной работы, т.е. урок - конкурс носит комплексный характер, доказывает эффективность процесса обучения.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт работы в среднем профессиональном образовательном учреждении позволяет сделать вывод, что применение интерактивных методов в обучении в сочетании с различными видами аудиторной самостоятельной работы, направленной на самостоятельное приобретение профессионально значимых знаний и умений способствует более качественной подготовке выпускаемых специалистов колледжа.
Список использованных источников и литературы:
Андреев А. Знания или компетенции /А. Андреев//Высшее образование в России. 2012.№ 2.С.3-11.
Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) / В. Байденко // Высшее образование в России. 2012.№4.-С. 3-13.
Байденко В.И. Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования// В.И.Байденко.М.: Изд-во Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, 2010.-162с.
Гришин В.Н. Организация самостоятельной работы студентов в процессе группового взаимодействия: Автореф. дис. канд. пед. наук. Елец, 2013.16 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – cайт Министерства образования и науки РФ.
Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Заголовок 115