Статья Интерактивные методы обучения как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся
Интерактивные методы обучения как средство развития универсальных учебных действий обучающихся. Составитель: Сачнева Ольга Николаевна
учитель истории и обществознания
первой квалифицированной категории
МБОУ СОШ № 52 г. Екатеринбурга
sachneva.olga@mail.ru
Аннотация
В данной работе раскрывается проблема выбора эффективных педагогических технологий в современном образовательном процессе с целью формирования универсальных учебных действий обучающихся. В статье предлагается решение данной проблемы в педагогике - применение интерактивных методов обучения, которые полностью обеспечивают реализацию компетентностного подхода в обучении, инициируют ключевую компетенцию современных школьников, как умение учиться и способствуют формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся. В работе представлен личный опыт применения интерактивных методов на уроках истории и обществознания.
Введение
Сегодня многие педагоги столкнулись с проблемой: Как организовать образовательный процесс, чтобы обучающиеся овладевали набором универсальных учебных действий, позволяющих развивать всесторонне развитую, творческую, коммуникативную и здоровую личность, способную учиться, адаптироваться и реализовываться в динамично развивающемся обществе? Предлагаю решение данной проблемы - применять интерактивные методы обучения как на уроках, так и во время внеурочной деятельности обучающихся.
Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или с кем-либо (человеком). Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, направленная на создание комфортных условий обучения, при которых обучающий чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает процесс обучения продуктивным. В интерактивных технологиях обучения активность учителя уступает место активности обучающихся, задача учителя - создать условия для инициативы, учитель побуждает обучающихся к самостоятельному поиску знаний и необходимой информации. Учитель выступает в роли организатора и консультанта: разбивает на группы, координирует выполнение заданий, подготовку презентаций, проектов и.т.д. Роль учителя на уроке должна меняться, сегодня учитель должен выступать в роли «играющего тренера и судьи» или консультанта.Интерактивная деятельность предполагает на уроках, так и во время внеурочной деятельности развитие диалогового общения, которое ведет к развитию коммуникативных, познавательных УУД (универсальных учебных действий), интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим, в результате чего развиваются личностные и регулятивные УУД, обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми, где «работает» компетентностный подход в обучении. Не обязательно, чтобы на уроках отрабатывались сразу все УУД ( например, на один урок можно планировать два-три УУД, т.к. они взаимосвязаны между собой). Также можно решить для себя или для методического объединения общеобразовательной организации: над какими УУД в этом учебном году мы будем работать, это может привести к более лучшему результату.В своей практической деятельности на уроках истории и обществознания организую следующие интерактивные методы обучения, которые условно можно разделить по целям их применения:
Работа в малых группах (практикум, решение творческих задач, решение и составление кроссвордов)
Изучение и закрепление нового информационного материала (лекция - ученик в роли учителя, проектная деятельность, работа с документами- в группе, в паре; синквейн, прием «Пометки на полях»)
Творческие задания ( эссе, составление рассказов, проект, реферат, сочинения стихов, слоганов , выпуск газет, статей и.т.д)
Обсуждение сложных дискуссионных проблем (дебаты, дискуссия, ПОПС-формула)
разрешение проблем (мозговой штурм, дерево решений)
Интеллектуальные тренинги ( диалог, игра, подбор афоризмов, ассоциаций)Работу на уроке планирую с применением разных видов деятельности, с учетом индивидуальных способностей отдельных обучающихся, так и всего класса. Задания направлены на развитие умения самостоятельно работать с устной и письменной информацией, самостоятельно находить необходимую информацию в различных источниках и преобразовывать её, умение общаться, выражать свои мысли, объяснять и обосновывать свою позицию, прогнозировать результат. Рассмотрим некоторые интерактивные методы, применяемые мною на практике, которые считаю более продуктивными в обучении. 1.Проектная деятельность.К проектной деятельности целесообразней привлекать обучающихся в начальной школе, затем продолжать работать в этом направлении в среднем звене. Метод проектов на уроках мною применяется с пятого класса. Изначально данный метод является только частью урока, например мини- проект «Школа моей мечты», «Дом счастья», «Моя школьная форма», и только к середине -концу учебного года отдельные обучающиеся могут сделать свой проект, такие как «Права и обязанности ученика», «Выдающаяся личность», «Первые государства» и.т.д. Первые проекты ребята демонстрируют и защищают на научно-практической конференции. В более старшем возрасте метод проектов становится неотъемлемой частью образовательного процесса, так как именно проектная деятельность воспитывает самостоятельность в мышлении и действиях обучающихся, развивает коммуникативные и исследовательские навыки, умение работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения, развивает критическое мышление, вырабатывает широкие возможности сотрудничества между учителем и учеником. 2.Обучающая игра - имеет познавательное содержание, поэтому целесообразнее применять такие игры при проверке результатов обучения, выработке навыков, формирования умений. Игра может применяться как один из элементов урока. Во время игры обучающиеся проявляют свои способности, применяют свои знания, учатся управлять своим поведением. Дидактические игры являются эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, вовлекает в игры не только активных, но и пассивных учеников, например, игра-опрос «Мячик», ролевая игра «Перевоплощение» , игра «Кубик Блума», и.т.д.3. Прием «Синквейн» (франц) - стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. данный прием развивает критическое мышление, требует в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Синквейн позволяет довольно быстро проверить знания обучающихся основных терминов и понятий, может выполнятся индивидуально, в парах, в группах, а также фронтально, делает урок более насыщенным и интересным.4.Методический прием «Пометки на полях»Изучение таких дисциплин как обществознание и истории невозможно без умения работать с текстами документов, поэтому данный прием является очень эффективным в данном направлении. У обучающихся активизируется интерес к теме, к изучаемому документу, также данный метод помогает отработать навык конспектирования текста, проработать детально текст документа, параграфа, используя установленную знаковую систему. Обучающиеся делаю пометки карандашом на полях текста и полученные новые сведения оформляются в виде таблице (три колонки: знаю, узнал, хочу узнать)
5. Прием»Представление к награждению» ребята работают в группе, должны подготовить представление к награждению исторического лица, защитника Отечества, деятеля культуры или науки. Представление лица пред Отечеством должно иметь весомые аргументы, доказательства заслуг награждаемого. Таким образом, можно сказать , что интерактивные методы являются эффективными и способствуют развитию универсальных учебных действий обучающихся, так как сущность такого обучения заключается не в передачи готовых знаний, а к собственным открытиям и познаниям обучающихся. Также хочется отметить, что каждый педагог может найти для своей работы более подходящие методы, так как они довольно разнообразны. Хотелось бы закончить свою статью словами известного дидакта И.П. Подласового: «Педагогическая теория- абстракция. Её применение на практике- всегда высокое искусство»