Программа лагеря дневного пребывания Лесное царство
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по ВР Директор
КГУ «Михайличенковская осш» КГУ «Михайличенковская осш»
_________ Кульгимбаева А.Ш. _________ Горлач С.А.
«___» ________ 2014 год «___» ________ 2014 год
КГУ «Михайличенковская общеобразовательная средняя школа»
Программа летнего лагеря «Непоседы - 2014»
«Не страшны нам беды – мы «Непоседы», мы в дороги и в пути пусть нас ждут Победы.
Составили программу:
Блок О. Ю Молчунова С.В.
Содержание 1. Содержание 2. Пояснительная записка 3. Информационная карта программы 4. Содержание программы. Цели и задачи. 5. Концепция6. Принципы7. Функциональные обязанности сотрудников лагеря.8. Основные формы реализации программы.9. Направления деятельности программы10. План мероприятия.11. Режим дня.12. Какими могут быть законы?
13. Ожидаемые результаты
Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников. Далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Отсюда необходимость организовать летний отдых детей по месту жительства, используя все местные ресурсы. Нужно чтобы дети и в летнее время чувствовали заботу взрослых. Особенно необходим контроль за занятостью детей из семей нуждающихся в особой защите государства (многодетных, неблагополучных, одиноких матерей, неполных семей).
Известно, что во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции должны взять на себя школа, Дом культуры, библиотека.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей.
Информационная карта программы: Название лагеря: школьный лагерь «Непоседы - 2014». Название программы: «Не страшны нам беды – ведь мы « Непоседы», мы в дороги и в пути пусть нас ждут Победы. Тип лагеря: лагерь дневного пребывания. Количество детей: ___ чел. Возраст учащихся – 6-11 лет Сроки реализации: 2-14 июня. Начальник лагеря: Горлач С.А. Воспитатели: Блок О.Ю., Молчунова С.В. Мед.работник: Руф Л.В. Повар: Байзель Л.Б. Организатор: Кульгимбаева А.Ш.
Физрук: Мухаметжанов Т.Д.
Основной состав лагеря: учащиеся образовательного учреждения. При комплектовании особое внимание уделяется детям из мало обеспеченных, неполных семей, из семей имеющих родителей – пенсионеров, родителей – инвалидов, а так же детям находящимся в трудной жизненной ситуации. Программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно – правовых документов: • Конвенция ООН о правах ребёнка; • Конституция РК; • Закон РК «Об образовании». Финансовое обеспечение программы: Программа финансируется из бюджетных средств. Кадры: педагоги, педагоги досугового объединения, музыкальный работник, физкультурный работник, медицинский работник. Продолжительность смены: 12 дней Количество смен: 1 Название проводящей организации: КГУ «Михайличенковская общеобразовательная средняя школа» Телефон: 2-74-33 Сроки проведения: июнь
Цели и задачи программы
Цель: создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.
Задачи:
- Создавать условия для организованного отдыха детей.
- Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
-Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
- Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей.
- Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
- Формировать у ребят навыки общения и толерантности.
Концепция программы
Концептуальные основы деятельности
Детский оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.
Главным направлением в работе воспитателей является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющим возможности загородного оздоровительного отдыха.
Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
Организация творческого пространства представляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности.
Принципы программы
Программа летнего оздоровительного лагеря «Лесное царство» с дневным пребыванием детей опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере «Лесное царство» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
· отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
· создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
· активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
· необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
· оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
· вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
· сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
· постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип уважения и доверия
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
· добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
· доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
· в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов
Принцип строгого соблюдения законодательства
● строгое соблюдение нормативно-правовых актов, касающихся деятельности д/о лагерей:
1. Конвенция ООН «О правах ребенка»
2. Закон об образовании
3. Постановления
Функциональные обязанности сотрудников лагеря: Начальник лагеря: - Организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря; - Обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря - Оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;- Руководит работой педагогического и вспомогательного персонала.Воспитатели: - Обеспечивает реализацию плана работы;- Обеспечивает и отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий; - Несёт материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь. - Организовывает и проводит спортивно – массовые мероприятия: спартакиада, личные первенства, весёлые старты, - Организует туристические маршруты и экологические тропы. - Аккомпанирует на всех оздоровительных и культурно – массовых мероприятиях;Школьная мед.сестра: Проводит оздоровительную утреннюю зарядку; беседы.Объективные факторы работы лагеря
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
1. Временный характер детского объединения.
2. Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
3. Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
4. Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
5. Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
6. Здоровьесберегающие технологии - закаливание и оздоровление, витаминизация.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Подготовительный этап
Деятельностью этого этапа является:
· проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
· издание приказа по школе о проведении летней компании;
· разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Непоседы - 2014»;
· подготовка методического материала для работников лагеря;
· отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
· составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
1. Организационный этап смены.
- приемка;
- проведение инструктажей по ППБ, ОТ и ТБ, профилактике детского травматизма с персоналом и воспитанниками.
2. Основной этап смены.
Основной деятельностью этого этапа является:
· реализация основной идеи смены;
· вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;
3. Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
· подведение итогов смены;
· выработка перспектив деятельности организации;
· анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Механизм реализации программы
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
1. Организационный модуль.
Формы работы:
· планирование;
· подготовка к лагерной смене;
· оформление лагеря;
· подготовка материальной базы;
· определение обязанностей;
· подготовка к сдаче приемной комиссии.
· организация питания в школьном оздоровительном лагере.
2. Оздоровительный модуль.
Формы работы:
· утренняя зарядка;
· закаливание
· встречи с медицинским работником;
· влажная уборка, проветривание;
· беседы о вредных привычках;
· организация питания воспитанников;
· спортивные праздники;
· экскурсии;
· работа спортивных секций;
· подвижные игры;
· работа инструктора по физической культуре и спорту.
3. Творческий модуль
Формы работы:
· коллективно-творческая деятельность;
· участие в общелагерных мероприятиях;
· экскурсии с библиотеку села;
· конкурсы;
· викторины.
4. Патриотический модуль
Формы работы:
· беседы;
· уход за памятником погибшим в Великой Отечественной войне.
· Конкурс рисунков на асфальте.
5.Нравственно-экологический модуль
Формы работы:
· экскурсии в природу;
· беседы о нравственности;
· работа библиотекаря села;
· викторины, конкурсы;
· работа на пришкольном участке;
· уход за клумбами;
· сбор лекарственных трав;
План на смену составляется исходя из интересов детей и при их участии.
РЕЖИМ ДНЯ
8.30 - 8.40 - приём детей
8.45 - 9.00 – зарядка. Стройся по порядку быстро на зарядку!
9. 00 - 9.30 – завтрак. Все за стол! Узнать пора, что сварили повара!
9.30 - 10.30 – Отрядные, лагерные дела
Кто куда: кто в поход,
Кто в цветник, на огород!
Загорай и закаляйся,
В быстрой речке искупайся.
Раз пришел веселый час,
Здесь играют все у нас!
10.30 - 12.00 - Дел у нас невпроворот – разбегаемся, народ!
12.00 – 12.30 – обед. За столом серьёзный вид! Ну-ка дружно приналяжем и
покажем наш здоровый аппетит!
12. 30 – уход домой. А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"
Завтра снова мы придем!
Ожидаемые результаты
1. Главным результатом должно стать укрепление здоровья учащихся.
2. Реализация предлагаемой программы должна способствовать формированию:
- гражданских качеств (доброта, любовь к Родине, семье, окружающим, труду)
- эстетической культуры
- экологической культуры и нравственной позиции уч-ся в отношении окружающей среды
- интереса к творческой деятельности
- стремление к здоровому образу жизни
Методика оценки результатов
- Анализ посещаемости воспитанников
- Сравнение данных мед. обследования в начале и конце смены
- Анкетирование детей и родителей (опрос)
- Анализ экранов настроения
Законы лагеря
1.Закон территории:
Без разрешения не покидай лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.
2.Закон творчества:
Творить, всегда, творить, везде, творить, на радость людям.
3.Закон дружбы:
Один за всех и все за одного!
За друзей стой горой!
4.Закон правой руки:
Если воспитатель поднимает правую руку- все замолкают.
5.Закон выносливости:
Будь вынослив.
6.Закон чистоты и зелени:
Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым и чистым.
7.Закон мотора:
Долой скуку!
8.Закон ОО (пунктуальности, точности)
Время дорого у нас: берегите каждый час.
Чтобы не опаздывать изволь выполнять закон ОО
Правила внутреннего распорядка
Посещение лагеря ежедневно обязательно для каждого ученика.
О причине отсутствия сообщать воспитателям.
Без разрешения воспитателя нельзя покидать территорию лагеря.
По территории ходить спокойно.
Иметь головной убор.
Иметь сменную обувь.
Иметь личное полотенце.
Выполнять требования воспитателей.
Активно участвовать в делах лагеря, отряда.
Вносить свои предложения в улучшение жизни лагеря.
Уважительно относиться к товарищам, воспитателям, обслуживающему персоналу.