Модель психолого-педагогического и социального сопровождения детей группы риска
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СТАРОБЕЛОКУРИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА АЛТАЙСКОГО РАЙОНА
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Модель психолого-педагогического и социального сопровождения
детей «группы риска»
Разработана педагогом-психологом I категории
Червовой Ю.Г.
Старобелокуриха – 2015
Пояснительная записка
В настоящее время в Российской Федерации в значительной степени сохраняются негативные тенденции, связанные с состоянием здоровья детей, что характеризуется ростом заболеваемости, инвалидности, а также ухудшением показателей физического и психологического развития детей всех возрастных групп. В нашей стране, согласно статистике, 33% учащихся являются практически здоровыми, 56% - с ослабленным здоровьем, 11% детей нуждаются в особом внимании. Большая часть этих детей имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении, ограничение возможностей физического развития, сиротство и другие.
Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказывают негативное влияние на подрастающее поколение. Недостаточный уровень семейного воспитания и в целом нездоровый образ жизни приводят к таким явлениям, как: низкий уровень этического, эстетического и нравственного воспитания, отсутствие ценностей или создание «антиценностей». Результатом таких явлений является вынужденная адаптация детей к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности. Поэтому важнейшим приоритетом современной государственной политики в отношении детей с особенностями в развитии считается обеспечение гарантии их прав на выживание, развитие и защиту.
В Алтайском крае уделяется большое внимание обеспечению благополучного и защищенного детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в долгосрочных и ведомственных целевых программах. Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. Доля детей, рожденных здоровыми, за последние три года составляет 50%, число абсолютно здоровых детей (имеющих первую группу здоровья) - 20%, а среди городских детей этот показатель - около 10%.
Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения.
Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства и возникающие новые вызовы настоятельно требуют принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нами разработана модель организации предоставления психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации. Реализация мероприятий данной модели позволит обеспечить эффективную деятельность по достижению оптимального уровня физического, интеллектуального и социально-эмоционального развития детей группы риска в ОУ.
Среди основных задач нами выделены:
Оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или имеющим проблемы с психическим самочувствием;
Обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;
Оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.
Устранение причин, вызывающих неправильное поведение реальная основа для устранения развивающихся отклонений. Работа по профилактике предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности ребенка «группы риска», также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, родителей. Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество позволяет выбирать для каждого ребенка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
Актуальность настоящей работы обусловлена, как большим интересом к теме проблемы детей «группы риска» в современной науке, так и недостаточной ее разработанностью.
С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.
Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения того риска, которому подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.
Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, Е.И. Казакова, выделяет три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка - психофизические, социальные и педагогические. Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет такие группы факторов риска, как:
- медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);
- социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, асоциальные семьи, неприспособленность к жизни в обществе);
- психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, трудности общения, невротические реакции и т.д.);
- педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, отсутствие интереса к обучению и др.).
Л.Я. Олиференко под понятием «дети группы риска» подразумевает следующие категории детей:
1. Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
2. Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств (дети-сироты);
3. Дети из неблагополучных, асоциальных семей;
4. Дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5. Дети с проявлениями психолого-педагогической и социальной дезадаптации.
В настоящее время нет единого понимания "трудного" ребенка, в нашей модели мы придерживаемся следующего понятия:
Дети группы риска – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества, ставших причиной дезадаптации ребенка.
Изучив анализ ситуации в МБОУ Старобелокурихинская СОШ, мы пришли к выводу, что с каждым годом прослеживается тенденция к росту числа детей с трудностями в развитии, обучении и воспитании. Анализ результатов мониторинга деятельности ОУ показал, что увеличилось количество учащихся начальной школы с повышенной тревожностью, страхами, асоциальным поведением, низкой учебной мотивацией и количество подростков с девиантным поведением. По результатам данного мониторинга среди младших классов выявлены дети:
с эмоционально-волевой ригидностью. Такие дети видят все в черно-белых красках, им свойственна длительность переживания неприятных эмоций, они не гибки в общении и поэтому испытывают затруднения в разрешении конфликтных ситуаций;
дети с функциональными дефицитами, которым труднее усваивать учебный материал, самостоятельно выполнять задания, в результате они зачастую попадают в категорию «неуспешных»;
дети с зависимыми формами поведения.
Среди подростков выделены следующие категории:
безразличное или попустительское отношение к учебной деятельности;
отсутствие авторитетов, несформированность системы ценностей;
агрессивное поведение, склонности к употреблению ПАВ
Показатели
Младшие школьники
Подростковый возраст
2013
2014
2015
2013
2014
2015
Проблемы в обучении
9%
11%
13,5%
14%
15.5%
18%
Проблемы в поведенческой сфере
8%
11%
15%
4%
8%
10%
Проблемы в эмоционально-волевой сфере
11%
15%
19%
7%
10%
10%
Опираясь на классификацию Л.Я.Офиренко в данной модели мы выделили следующие категории детей:
Дети с проблемами в развитии, не имеющими выраженной клинико-патологической характеристики;
Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
Дети из семей, находящихся в социально-опасном положении;
Дети с социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.
Школа традиционно играет определяющую роль в воспитании и развитии представлений подрастающего поколения о перспективах и ценностях жизни. Современное российское законодательство определило роль и место школы в качестве реального, общественного и государственного института, обеспечивающего реализацию важнейших прав детей на жизнь, образование, здоровье и самореализацию. Безусловно, решение проблем детей, находящихся в социально-опасном положении, находится в компетенции школы и вместе с тем, у школы есть свои возможности для комплексного сопровождения детей данной группы.
Анализ теоретических и нормативно-правовых материалов, результатов практической деятельности по воспитательной работе в образовательном пространстве школы выявили следующие области существования проблем:
отсутствие в школе системной работы с детьми из «группы риска»;
недостаточной разработанностью нормативно-правовых, учебно-методических ресурсов обеспечивающих психолого – педагогическую и социальную поддержку и защиту детей «группы риска» в ОУ;
несоответствие между потребностью в индивидуально-личностной поддержке и существующими условиями адаптации учащегося школы к реалиям социума;
недостаточным уровнем профессиональной культуры педагогических работников, их социально-ориентированной компетентностью реальному состоянию их психолого-педагогической и профессиональной готовности к работе с подростками «группы риска»;
нет четких критериев и показателей эффективности влияния воспитательного воздействия на развитие личности школьников;
не отработаны технологии совместной деятельности педагогов и учащихся.
Эти проблемы требуют своевременного разрешения.
Важнейшей задачей, возникшей перед школой, стало создание комплексной системы сопровождения, включающей разнообразные формы и методы работы. М. Р. Битянова рассматривает сопровождение как систему, которая направлена на создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-педагогических взаимодействий, организуемых в рамках общеобразовательного учреждения. Ребенок является активным участником взаимодействия. Педагоги транслируют ему общекультурные и социальные ценности, ориентируя на определенные пути развития: их роль носит формирующий характер. Родители являются носителями социокультурных ценностей и выполняют регулирующие функции. Психолог преимущественно участвует в развитии как сопровождающий, он создает условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые он выбрал сам и на которые его ориентировали педагоги и родители. Важнейший принцип сопровождения - безусловная ценность внутреннего мира каждого ребенка, приоритетность потребностей его развития.
Модель психолого-педагогического и социального сопровождения включает в себя следующие компоненты:
Цель модели: проектирование образовательной среды школы, способствующей развитию личности, успешному обучению и социальной адаптации детей «группы риска».
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
Организовать анализ деятельности ОУ и обобщить опыт по работе с детьми, испытывающими трудности в обучении, воспитании и развитии.
Организовать проведение диагностической работы с целью выявления причин психологического нарушения.
Сформировать группы детей, согласно установленным категориям.
Организовать проведение информационно-просветительской работы со всеми участниками образовательных отношений с целью профилактики асоциальных явлений.
Организовать проведение постоянно действующих тематических семинаров для педагогов ОУ по вопросам индивидуальной и групповой работы с детьми «группы риска».
Разработать индивидуальные и групповые программы психолого-педагогического и социального сопровождения детей «группы риска».
Осуществлять мониторинг психолого-педагогического статуса детей «группы риска».
Обеспечить презентацию опыта реализации проекта на различных уровнях через активные методы подачи материала.
Формировать у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего психологического и физического здоровья и здоровья окружающих людей.
Предоставить детям реальные возможности самоутверждения через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности, где в максимальной степени раскрываются их способности.
Оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт неконструктивного поведения, создавать и закреплять позитивные образцы поведения через включение ребенка в активное освоение воспитательного и образовательного пространства.
Модель психолого-педагогического и социального сопровождения состоит из следующих блоков:
I блок: Педагогический:
Деятельность классного руководителя, заместителя директора по ВР, социального педагога в сопровождении детей «группы риска».
Программы внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Специфика комплексного сопровождения в учебной деятельности.
II блок: Психологический: программы группового и индивидуального сопровождения.
Данная модель апробируется и реализуется с 2015 года на базе МБОУ «Старобелокурихинская СОШ». Планируемый срок реализации проекта - 3 года (2015г.-2018г.).
Для составления представленного программно-методического комплекса были использованы материалы авторских программ таких известных отечественных психологов, как: М.Р. Битянова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Н. Князева, О.В. Хухлаева, Е.Е.Смирнова, В.Ю.Климович, С.Бишоп, И.В.Стишенок, В.Р.Шмидт.
Нормативно-правовые аспекты психологического сопровождения детей группы риска, на которые мы опирались при создании данной модели сопровождения:
Конвенция о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»;
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Закон Алтайского края от 15.12.2002 № 86-ЗС «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае»;
Закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;
Приказ Министерства образования и науки от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 12.03.2014 № 1527 «О деятельности педагога-психолога в образовательных организациях Алтайского края»;
Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 02.09.2014 г. № 4664 «Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в образовательных организациях Алтайского края»
Методические рекомендации комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края по вопросу определения основных критериев отнесения семей к категории «семья, находящаяся в социально опасном положении»;
Методические указания по разработке межведомственных индивидуальных программ реабилитации семьи и несовершеннолетнего / Под общей редакцией Т.В. Антроповой, Ю.А. Ковалевой – Барнаул: Главалтайсоцзащита, 2014, 78 с.
Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края 18.10.2012 г. № 4 «Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению и реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении»;
Необходимые условия для реализации модели сопровождения:
Кадровые: ОУ укомплектовано педагогическими кадрами.
Материально-технические: образовательная среда в учреждении соответствует требованиям для эффективного использования образовательных ресурсов и технологий в процессе обучения и воспитания.
Нормативные: законодательная база, регламентирующая деятельность образовательного учреждения различных уровней.
Информационно-методические: ресурсы – Интернет, методическая литература в рамках тематики модели сопровождения.
Планируемые результаты модели:
Наличие модели психолого-педагогического и социального сопровождения детей «группы риска» через разработку эффективных механизмов совместной деятельности профилактических структур школы.
Определение основных причин появления детей «группы риска».
Сформированные группы детей согласно установленным категориям.
Повышение доли обучающихся со средним и высоким уровнем воспитанности на 25%, навыков общения и культуры поведения у всех участников образовательных отношений.
Снижение количества детей с асоциальным поведением и неблагополучных семей.
Увеличение доли педагогов, владеющих современными технологиями в работе с детьми «группы риска» на 15%.
Увеличение количества информационно-просветительских материалов для педагогов и родителей в области психолого-педагогического и социального сопровождения детей «группы риска».
Наличие эффективных индивидуальных и групповых программ сопровождения трудновоспитуемых детей.
Презентация опыта реализации проекта на различных уровнях.
Увеличение количества детей с положительным отношением к своему психологическому и физическому здоровью.
Улучшение материально-технической базы для реализации модели сопровождения
Увеличение доли родителей, удовлетворенных результатами психолого-педагогического сопровождения.
Рост заинтересованности родителей в вопросах социализации детей на 46%.
Увеличение количества родителей, удовлетворенных результатами воспитательной и образовательной деятельности ОУ.
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Руководитель региональной инновационной
площадки на базе АКИПКРО Директор школы
_____________________/Колпакова Н.В./ ________________/Лаптева Г.И./
«____»_______________2016 г. «____»____________2016г.
План реализации проекта «Модель психолого-педагогического и социального сопровождения детей «группы риска»»
№
Мероприятие
Сроки
Ответственные
Результат/документ
Подготовительный этап
1
Обобщение опыта работы с детьми «группы риска»
Изучение нормативно-правовой базы проекта
2014-2015г
Администрация
Педагогический коллектив
Психолог
Выделение проблемных зон в работе с детьми данной категории
2
Изучение аналогичного опыта работы в Алтайской крае, РФ.
Сентябрь 2015
Администрация
Педагогический коллектив
Психолог
Программы эффективных моделей
3
Изучение и анализ методической литературы по работе с детьми группы риска
Октябрь 2015
Педагогический коллектив
Психолог
Набор методов и технологий, необходимых доя работы с трудными детьми
4
Создание рабочей группы инновационной площадки с определением функционала членов группы
Декабрь 2015
Администрация
Локальные акты, документы, регламентирующие деятельность инновационной площадки
5
Оперативные совещания членов рабочей группы по вопросам анализа, планирования, организации и контроля исполнения плановых работ деятельности инновационной площадки
1 раз/неделю
Администрация
Тьютор
Протоколы совещаний
6
Разработка первичной модели проекта
Октябрь-ноябрь 2015
Рабочая группа проекта
Первичная модель проекта
7
Создание выборки детей для психодиагностического исследования
3-4 неделя
Октябрь 2015
Педагогический коллектив
Психолог
Банк данных по детям «группы риска»
8
Подготовка диагностического инструментария для изучения личностного и социального развития детей, выбранных категорий
1 неделя
Ноябрь 2015
Педагогический коллектив
Психолог
Список диагностических методик, утвержденный администрацией
9
Поиск практически-направленных материалов для разработки индивидуальных и групповых
Декабрь 2015
Педагогический коллектив
Психолог
Наличие авторских тематических программ
10
Определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности
Октябрь-декабрь 2015
Администрация
Тьютор
Скорректированный план работы профилактических служб школы
11
Оценка качества кадрового ресурса для реализации инновационного проекта
Октябрь-декабрь 2015
Администрация
Готовность педагогов для осуществления инновационной деятельности
12
Подготовка материально-технического оснащения (компьютерное обеспечение, диагностическое и методическое оснащение)
Октябрь – декабрь 2015
Администрация
Педагогический коллектив
психолог
Рабочее состояние материально-технического оснащения
13
Создание и внедрение мониторинга психологического статуса ребенка «группы риска»
Октябрь – декабрь 2015
Администрация
Психолог
Наличие системы мониторинга для отслеживания психологического статуса ребенка «группы риска»
Практический или деятельностный этап
1
Диагностика проблем личностного и социального развития детей выбранных категорий
Ноябрь 2015
Педагогический коллектив
Психолог
Протоколы результатов диагностики
2
Внесение корректив в первичную модель проекта инновационной деятельности
Декабрь 2015
Ответственные за качество проекта
Эксперты проекта
Первичная модель проекта инновационной деятельности с необходимыми изменениями
3
Разработка индивидуальных маршрутов
Декабрь 2015
Педагогический коллектив
Психолог
Индивидуальные программы сопровождения
4
Реализация индивидуального маршрута сопровождения
Январь 2016 – май 2017
Педагогический коллектив
Психолог
Проведение мероприятий, согласно индивидуальным программам
5
Разработка учебно-тематических материалов для обеспечения стажерских практик
Январь-2016
Рабочая группа проекта
Пакет необходимых материалов
6
Формирование на основе данных мониторинга группо-ориентированных программ с выделением общих для группы проблем
Октябрь – декабрь 2015
Педагогический коллектив
Психолог
Программы группового сопровождения, утвержденные администрацией
7
Реализация группо-ориентированных программ сопровождения
Январь 2016 – май 2017
Педагогический коллектив
Психолог
Осуществление групповой работы в различных формах (практические занятия с элементами тренинга, беседы, семинары, деловые игры, большие психологические игры)
8
Подготовка и согласование графика стажерских практик
Февраль 2016
Руководитель проекта
Тьютор
График стажерских практик, согласованный с научным консультантом
9
Организация и проведение стажерских практик на базе МБОУ «Старобелокурихинская СОШ»
По графику стажерских практик
Руководитель проекта
Тьютор
График стажерских практик
Сценарные планы стажерских практик
10
Коллективный анализ, выявление позитивного опыта, определение проблем
Апрель-май 2016
Рабочая группа
11
Отчет о проведении стажерских практик
Октябрь 2016
2017
2018
Руководитель проекта
Тьютор
Отче в установленной форме
Корректирующий этап
1
Корректировка системы психолого–педагогического и социального сопровождения
В течение реализации проекта
Руководитель проекта
Эксперты проекта
Ответственные за качество проекта
Наличие программы с необходимыми изменениями
2
Определение и внедрение инновационных направлений психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с детьми «группы риска»
В течение реализации проекта
Руководитель проекта
Эксперты проекта
Ответственные за качество проекта
Повышение качества сопровождения с помощью внедрения инновационных технологий в систему работы
Аналитический этап
1
Обработка и интерпретация результатов внедрения системы психолого-педагогического и социального сопровождения
Январь-апрель 2018
Руководитель проекта
Эксперты проекта
Наличие мониторинга результатов внедрения психолого-педагогического и социального сопровождения
2
Определение перспектив дальнейшего развития школы
Май 2018
Руководитель проекта
Эксперты проекта
Наличие перспективного маршрута развития ОУ
Содержание блоков модели сопровождения
I. Педагогический блок:
Деятельность классного руководителя, заместителя директора по ВР, социального педагога в сопровождении детей «группы риска»
Основная цель работы педагогического состава с детьми группы риска - создать такие условия, которые способствовали бы развитию личности ребенка в целом и вынудили бы его отказаться от имеющихся у него отрицательных форм поведения и создать новые. Для достижения этой цели были выделены следующие направления деятельности профилактических структур школы с детьми «группы риска».
В образовательном учреждении работа с детьми группы риска начинается с просветительской деятельности. На педагогическом совете заместитель директора по ВР и психолог знакомят педагогический коллектив с выбранными категориями трудных детей. (Приложение № 1), теоретическими аспектами по работе с детьми группы риска.
Система работы образовательного учреждения с учащимися группы риска основывается на нормативных документах федерального, регионального, муниципального уровней.
Работа с детьми группы риска начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих учеников.
Он взаимодействует со всеми школьными структурами (директором школы, Советом по профилактике правонарушений и безнадзорности, заместителями директора, психологической службой, учителями-предметниками, родительскими комитетами).
Работу классного руководителя в школе можно разделить на следующие этапы:
1 этап Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива.
Классный руководитель изучает:
-личные дела учащихся;
- результаты медицинского обследования;
- психолого-педагогические характеристики;
- результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий;
- результаты диагностирования педагога-психолога;
- жизнедеятельность учащихся вне школы.
Классному руководителю необходимо узнать особенности детского коллектива, какую роль играют в нем ребята из «группы риска» и заполнить на каждого из них индивидуальный маршрут (Приложение 7).
2 этап Выявление учащихся группы риска
Классный руководитель:
- проводит наблюдение по выявлению детей группы риска;
- выявляет учащихся группы риска в соответствии с классификацией;
- составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе.
3 этап Планирование работы с учащимися группы риска
Классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или группе риска (Приложение №2). При планировании необходимо учесть взаимодействие со специалистами школы: педагогом- психологом, социальным педагогом, медицинским работником, учителями-предметниками, школьным библиотекарем. Предлагаем формы библиотечного воздействия (Приложение № 6).
4 этап Реализация плана воспитательных мероприятий.
Классный руководитель сопровождает и координирует выполнение намеченных мероприятий плана воспитательной деятельности с учащимися группы риска, подводит итоги за определенный период времени (срок устанавливает администрация образовательного учреждения)
Заместитель директора по воспитательной работе:
оказывает организационно-методическую помощь социальному педагогу и классным руководителям в ведении документации внутришкольного учета;
анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся и определяет меры по их устранению;
консультирует обучающихся и их родителей по актуальным вопросам воспитания, принимает участие в разрешении конфликтных ситуаций;
готовит соответствующую информацию о деятельности общеобразовательной организации по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений обучающихся;
отвечает за организацию ведения и оформление документации внутришкольного учета, за взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Большая роль в работе с детьми "группы риска" отводится социальному педагогу. Можно выделить следующие этапы работы социального педагога с учащимися группы риска:
Социальный педагог:
формирует социально-педагогическую базу данных общеобразовательной организации;
принимает участие в подготовке информации о деятельности общеобразовательной организации по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений обучающихся;
принимает участие в разработке индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и семьи, состоящих на внутришкольном учете;
консультирует классных руководителей по вопросам социально-педагогической помощи и поддержки обучающихся и семей, оказавшихся в социально опасном положении, состоящих на внутришкольном учете.
Мы предлагаем следующие основные требования к планированию работы социального педагога (Приложение 8).
В работе с родителями социальный педагог реализует организационные функции через вовлечение членов семей, находящихся в зоне социально-экономического риска, в семейные клубы. Совместными усилиями организует занятость детей в кружках и секциях, осуществляет организацию совместного социально значимого досуга детей и родителей.
Программы внеурочной деятельности и дополнительного образования
Для того чтобы создать полноценные условия для личностного развития детей, мы используем воспитательный потенциал внеурочной деятельности и дополнительного образования. В новом ФГОС НОО и ФГОС ООО определены приоритетные личностные результаты: готовность ребенка к самоопределению и саморазвитию, позитивная мотивация к обучению, продуктивная познавательная деятельность. Опираясь на получение данных результатов, педагогическим коллективом были спроектированы следующие программы внеурочной деятельности.
Программы внеурочной деятельности
№
Название программы
Цель
Класс
Автор
1
«Игровая психотерапия»
Формирование и сохранение психологического здоровья, снижение состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения через игровую деятельность
1-4
Червова Ю.Г., педагог-психолог
2
«Спортивные игры»
Удовлетворение в потребности младших школьников в движении, стабилизация эмоций, обучение навыкам владения своим телом, развитие физических, умственных и творческих способностей, а также нравственных качеств.
1-4
Будник М.О., учитель физкультуры
3
«Спортивные игры»
Создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами спортивных игр через включение их в совместную деятельность.
5
Будник М.О., учитель физкультуры
4
«Город мастеров»
Развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
1-4
Ладыгина А.А., учитель начальных классов
5
«Творческая мастерская. Город мастеров»
Развитие гармоничного личностного, познавательного, коммуникативного и социального единства учащихся, воспитание уважительного отношения к труду.
5
Кузнецова Г.Г., зам.по ВР
6
«Ключ и заря»
Формирование универсальных учебных действий методом диалогового общения с «умным взрослым» посредством электронной или почтовой переписки.
1-4 классы
Теплова Т.Н., учитель начальных классов
7
«Мы и окружающий мир»
Овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями.
1-4
Теплова Т.Н., учитель начальных классов
8
«Мир танца»
Формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности
5
Дмитриева Ю.М.
С данными программами можно ознакомиться на сайте ОО.
Сложившаяся в России система дополнительного образования детей обладает уникальным потенциалом развития разнообразных способностей обучающихся. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, создавать устойчивую среду развития, формировать осознанную гражданскую позицию. В дополнительном образовании возможно обеспечение индивидуального темпа продвижения по образовательному маршруту для любого уровня интеллектуального развития детей. Мы считаем, что именно ситуация выбора позволяет ребенку стать активным и самостоятельным субъектом своего учения, т.е. предоставляет возможность каждому устанавливать и достигать собственные цели, планировать свою учебную деятельность, выбирать как содержание, так и организационные формы обучения. В нашей школе мы предлагаем ребенку возможность выбора со своими интересами, способностями, склонностями и возможностями.
Кружки и секции дополнительного образования
секция «Волейбол»
секция «Баскетбол»
секция «Лыжи»
секция «Футбол»
Безопасное колесо
Вокальное пение
Золотая рыбка
Краеведение
Рукоделие
Техническое творчество
Туризм
Специфика комплексного сопровождения в учебной деятельности
Для того чтобы обеспечить успешность ребенка в учебной деятельности, учителя-предметники планируют уроки, на которых прослеживается связь учебного материала:
с воспитанием нравственных качеств личности (доброты, справедливости, отзывчивости, толерантности), дисциплинированности, упорства в достижении цели и трудолюбия;
с управлением процесса формированием чувств, переживаний, впечатлений, которые возникают в учебном процессе;
с формированием и развитием умственных способностей детей.
Примерные темы занятий по учебному предмету
«Обществознание»
Класс
Темы уроков
5-е
Отрочество – особая пора жизни
Учимся общаться
Семья и семейные отношения
Одноклассники, сверстники, семья
Учимся дружно жить в классе
6-е
Познай самого себя
Потребности человека
На пути к жизненному успеху
Межличностные отношения
Человек в группе
Общение
7-е
Конфликты в межличностных отношениях
Практикум по теме: «Человек среди людей»
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми
Сотрудничество и соперничество
Социальная группа. Одноклассники, сверстники, друзья
Общение – форма отношений человека к окружающему миру
Конфликты, причины их возникновения. Конструктивное разрешение конфликта
8-е
Личность. Социализация индивида
Мораль. Основные ценности и нормы морали
Долг и совесть
Моральный выбор. Свобода и ответственность
9-е
Гражданское общество
Участие граждан в политической жизни
Урок повторения по теме «Политика и социальное управление»
10е-
Человек как духовное существо
Деятельность как способ существования людей
Познание и знания
Человек в системе социальных связей
Повторительно-обобщающий урок «Общество и человек»
Социальные взаимодействия
Социальные нормы и отклоняющиеся поведения
Нации и межнациональные отношения
Семья и быт
Социальное развитие и молодежь
11-е
Свобода в деятельности человека
Общественное сознание
Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи
Религиозные объединения и организации в РФ
Повторительно-обобщающий урок по теме «Проблемы социально-политической и духовной жизни»
Темы занятий по учебному предмету
«Литература»
Класс
Темы уроков
5-е
Добро и зло в сказке о «Мертвой царевне и семи богатырях»
Реальность в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Герасим и Муму в повести И.С. Тургенева «Немой протест героя»
Стихотворение И.С. Тургенева «Мы еще повоюем»
6-е
Поучение Владимира Мономаха. Обращение к детям об искусстве быть счастливым
А.С. Пушкин «Зимнее утро». Счастье простых вещей
И.С. Тургенев Из «Записок охотника». Мир природы – мир человека
7-е
Песня про купца Калашникова М.Ю. Лермонтова. Сила и правда в «Песне»
Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины». Жизнестойкость русских женщин
8-е
А.С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Чем жив человек.
М.Ю. Лермонтов «Я жить хочу»
9-е
Сочинение «Слово о жизни»
«Евгений Онегин» Варианты жизни
10-е
И.А. Гончаров «Обыкновенная история жизни»
И.А. Гончаров «Обломов» Как жить?
И.С. Тургенев Жизнь и судьба
Сочинение по книге А. Моруа «Открытое письмо молодому человеку о науке жить»
11-е
XXвек – век потрясений. Человек и время
И.А. Бунин «Темные аллеи» Сила любви – сила жизни
А.М. Горький «На дне». Сила правды
С.А. Есенин «Счастлив тем, что»
Темы занятий по учебному предмету
«Английский язык»
Класс
Темы уроков
3-е
Мир моих увлечений
Мир вокруг
Мои друзья
Что я должен / не должен делать
4-е
Мой день. Жизнь в будущем
День из школьной жизни
5-е
Повседневная жизнь
7-е
Обучение диалогической речи по теме «Я и моя семья»
8-е
Выбор профессии: мир профессий
Люди разных профессий
Моя будущая профессия
9-е
Развитие умений монологической речи по теме «Права человека»
Обучение диалогической речи по теме «Права человека»
10-е
В здоровом теле – здоровый дух
Ка прожит дольше?
Как избежать опасности дома?
Будь осторожен!
11-е
Ощущение опасности: как мы это понимаем
Какой ты по характеру
Легко ли поменять привычки?
Будь готов: возможные трудности в жизни
Темы занятий по учебному предмету
«ОБЖ»
Класс
Темы уроков
9-е
Основы безопасности личности, общества и государства
Современный комплекс проблем безопасности социального характера
Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма
Государственная политика противодействия наркотизму, профилактика наркомании
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность
Психологическое здоровье обучающихся (профилактика экзаменационного стресса)
Здоровый образ жизни и его составляющие. Способы оценки состояния своего здоровья (практические занятия)
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России
Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе
Инфекции, передающиеся половым путём
Первая медицинская помощь при массовых поражениях
10-е
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Средства индивидуальной защиты
Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности
Инфекционные заболевания, их классификация
Основные инфекционные заболевания, их профилактика
Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье
Основные составляющие здорового образа жизни
Биологические ритмы
Влияние биологических ритмов на работоспособность человека
Значение двигательной активности и закаливания организма
для здоровья человека
Вредные привычки, их влияние на здоровье
Профилактика вредных привычек
5-е
Обеспечение личной безопасности в общественных местах
Оказание доврачебной медицинской помощи
Знакомство со службами, входящими в систему обеспечения безопасности города, номера телефонов и содержание информации при их вызове
Как избежать опасных домогательств и насилия
Психологические основы самозащиты
Ситуации на улице
6-е
Природа и человек
Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта.
Как избежать опасных домогательств и насилия.
11-е
Правила личной гигиены и здоровья.
Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов.
Болезни, передаваемые половым путём. Меры профилактики.
СПИД.
Профилактика СПИДа.
Семья в современном обществе. Законодательство о семье.
7-е
Этика участника дорожного движения
Дисциплинарная, административная, уголовная и гражданская ответственность за нарушение ПДД участниками дорожного движения
8-е
Основы медицинской помощи при поражениях сильнодействующими веществами.
П.М.П. при бытовых отравлениях.
Инфекционные заболевания Причины их возникновения.
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека.
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
Вредные привычки и их влияние на здоровье.
Профилактика вредных привычек
I блок: Психологический
Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуально-ориентированного и группового сопровождения детей «группы риска», следующие:
выявление неблагополучных семей, способных принять социально-психологическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы;
содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;
помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи);
профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
Основные усилия психолога направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии. коллективе. Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа включает следующие основные составляющие:
Непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая его психолого-педагогическую поддержку. В условиях общеобразовательной школы взаимодействие психолога с детьми носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования.
Работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Работа со взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования и представляет собой обучение родителей элементам психологической культуры в общении с детьми, тем самым происходит опосредованное влияние на процесс социализации детей.
Работа с педагогическим коллективом (индивидуальное консультирование, проведение обучающих семинаров, тренингов). Основная задача в работе с педагогами - формирование толерантности в отношении ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями.
Содержание психолого-педагогического сопровождения
Составление списка детей «группы риска»: Группы формируются по трем основаниям:
Запроc со стороны педагогов, родителей;
Включение детей, состоящих на внутришкольном контроле;
Дети, попавшие в группу риска по программе «Формирование жизнестойкости» (согласно результатам диагностики: социальная компетентность, я-концепция, карта суицидального риска).
Установленные категории детей «группы риска» (Приложение 1)
Диагностический этап:
Диагностика осуществляется как самостоятельный этап работы. Информация о проблеме поступает от классного руководителя, родителей, детей. Во время диагностики учитываются диагностические рамки. Диагностические методики строго соответствуют реестру принятых диагностических методик. По мере необходимости на основе выделенных проблем, проводится углубленная диагностика.
Психологическое консультирование детей группы риска:
Психологическая консультация может осуществляться либо в соответствии с планом работы, либо исходя из запроса, который может поступить от родителей, педагогов или самого ребенка. В консультировании детей группы риска используются преимущественно методы разговорной терапии, а также могут добавляться практические упражнения, которые служат средством устранения нарушений психологического здоровья.
Схема консультации:
запрос-описание проблемы
установление контакта с ребенком
диагностическая беседа – поиск причин возникновения проблем
интерпретация педагогом-психологом возможных причин проблем
совместная выработка конструктивных решений проблемной ситуации.
Особенности психологического консультирования
Назначение
Психологическая помощь в разрешении проблемных ситуаций
Предмет
Внутренний психологический мир ребенка: самоотношение, эмоционально-волевое регулирование, цели, ценности, ситуации жизнедеятельности и развития и т. д.
Условия
использования
Желание консультироваться – получать помощь в решении проблемы, обусловленной психологическими причинами
Характер
Совместная деятельность психолога-консультанта и ребенка, направленная на достижение цели, сформулированной в ходе анализа проблемной ситуации
Цель
Решение актуальных личностных, жизненных, социальных проблем ребенка путем преодоления психологических затруднений
Профессиональные
(психологические)
задачи
Шаги, планируемые для достижения цели (задачи) конкретного консультирования, обусловливаются индивидуальными особенностями ребенка, характером проблемы
Результат
Результатом конкретной консультации могут быть:
· повышение информированности;
· понимание причин проблемы, снятие эмоционального напряжения;
· выявление собственных ресурсов – сил и способов поведения в сложных ситуациях, повышение (изменение) самооценки, улучшение самоотношения;
· освоение новых моделей поведения, самостоятельного решения сложных жизненных вопросов, изменение негативных установок и норм поведения
По результатам диагностики и консультирования определяются задачи и направления коррекционно-развивающей работы с детьми.
Коррекционно-развивающая работа:
Реализация индивидуальных коррекционно-развивающих занятий направлена на решение следующих задач психологической помощи:
повышение учебной мотивации;
формирование социальной компетентности, навыков общения, эффективного поведения в конфликтных ситуациях;
формирование основ здорового образа жизни у детей из неблагополучных семей;
развитие стремления к самопознанию подростков в различных социальных ситуациях, определению своей позиции и способа адекватного поведения в них;
профилактика употребления психоактивных веществ.
При подготовке занятий учитываются следующие требования:
четко формулируется цель занятий;
выбирается форма коррекционной работы;
определяется продолжительность работы;
разрабатываются конкретные занятия;
определяются формы контроля;
вносятся дополнительные изменения;
оценивается эффективность программы
Групповая коррекционно-развивающая работа показана при характерологических нарушениях, обуславливающих проблемы в межличностных отношениях. К данным нарушениям относятся: неадекватный уровень притязаний, эгоцентризм, неустойчивость самооценки, трудности в социальном взаимодействии. На коррекционно-развивающих и тренинговых занятиях создаются условия, способствующие успешной социально-психологической адаптации детей группы социального риска. В ходе игр и упражнений дети формируют навыки конструктивной коммуникации и саморегуляции в ситуациях межличностного взаимодействия, осваивают результативные способы выхода из трудных, стрессовых, конфликтных ситуаций учатся самоанализу. В групповую работу включаются дети с идентичной проблематикой и/или дети одной возрастной категории.
Педагог-психолог самостоятельно принимает решение о выборе формы коррекционных занятий. Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя: работу с ребенком, работу с семьей, работу с педагогами. Работа с педагогами указывается отдельно в тематическом плане. (Приложение 4). Индивидуальная работа с ребенком и семьей прописана в индивидуальных программах психологического сопровождения (Приложение 5). Групповая работа ведется по программам, утвержденным администрацией образовательного учреждения. (Приложение6)Приложение 1
Установленные категории детей «группы риска»
Категории:
Дети с проблемами в развитии, не имеющими выраженной клинико-патологической характеристики K - I
Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств K-II
Дети из семей, находящихся в социально-опасном положении K-III
Дети с социальной и психолого-педагогической дезадаптацией (низкая учебная мотивация, заниженная самооценка, эмоциональные нарушения, поведенческие нарушения) K-IV
Приложение 2
План мероприятий по работе с детьми группы риска в ОУ
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Составление социального паспорта классов, школы
Выявление случаев раннего неблагополучия детей группы риска (начиная с первого класса)
Составление характеристик на детей группы риска
Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся группы риска
Информирование всех заинтересованных в проф. работе лиц (зам. директора, соцпедагога, педагога-психолога, педагогов школы) о необходимых особенностях ребёнка или фактах.
Вовлечение в досуговую, кружковую, общественно-полезную деятельность, организация летнего отдыха детей группы риска.
Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями, индивидуальные беседы с учащимися.
Организация работы школьного Совета по профилактике.
Осуществление контроля по всеобучу.
Организация взаимодействия со специалистами социальных служб, административными органами, КДН, ГИБДД.
Организация медицинской помощи, индивидуальные беседы по правилам гигиены с проблемными детьми.
Разработка индивидуальной карты социального и педагогического сопровождения обучающегося.
Анализ социальной адаптации обучающегося, информирование администрации школы, родителей о результатах работы.
сентябрь
1 четверть
1 полугодие
в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч. года
в теч.года
классные руководители, соц. педагог
классные руководители, соц. педагог
классные руководители, социальный педагог
классные руководители, соц. педагог
классные руководители, соц. педагог
классный руководитель, социальный педагог, зам. по ВР
администрация школы
администрация школы, соц. педагог, классный руководитель
администрация школы, соц. педагог
администрация школы, соц. педагог
администрация школы, соц. педагог
мед. работник, соц. педагог, классный руководитель
социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог
социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог
Работа с учащимися
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
10
Контроль посещаемости занятий.
Контроль текущей успеваемости.
Оказание педагогической помощи в ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках проблемных детей.
Вовлечение учащихся в объединения дополнительного образования в школе и вне школы, общественно-полезную деятельность.
Проведение профилактических бесед, практических занятий, разбор конфликтных ситуаций.
Посещение уроков с целью наблюдения за учащимся
Направление на консультацию к педагогу-психологу
Содействие в трудоустройстве.
Помощь в выборе учебного заведения для дальнейшего образования.
в теч.года
в теч.года
в теч.года
1 четверть
в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч.года
кл. руководитель, зам. дир. по УВР
кл. руководитель, зам.дир. по УВР
кл. руководители, учителя-предметники
кл. руководители, соц. педагог
кл. руководители, соц. педагог, педагог-психолог
кл. руководители,соц. педагог
кл. руководители,соц. педагог
кл. руководители, соц. педагог, психолог
кл.руководитель, педагог-психолог
Работа с родителями
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Посещение семей детей группы риска и неблагополучных семей.
Проведение консультаций для родителей.
Приглашение родителей и детей на Совет по профилактике.
Активизация деятельности родителей в организации и проведении родительских собраний, мероприятий школы.
Участие Управляющего совета в воспитательной работе школы с проблемными детьми и неблагополучными семьями.
Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимодействия.
Организация встреч на правовые темы с сотрудниками ОДН, КДН.
в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч.года
классные руководители, соц.педагог,
классные руководители, педагоги
соц.педагог, педагог-психолог
соц.педагог, классные руководители,
классные руководители, родительский комитет, администрация,
соц. педагог, психолог
социальный педагог, педагог-психолог
социальный педагог
социальный педагог, педагог-психолог
классные руководители, социальный педагог
Работа с педагогическим коллективом
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1.
2.
3.
4.
5.
Осуществление обмена необходимой информацией с учителями-предметниками
Консультации по результатам диагностики
Выработка рекомендаций по работе с детьми «группы риска»
Выступление на педсоветах и совещаниях
Проведение деловых игр, семинаров – практикумов для отработки навыков и умений по работе педагогов с учащимися «группы риска»
в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч.года
в теч.года
1 раз в четверть
соц. педагог, кл. руководитель, педагог-психолог
педагог-психолог
соц. педагог, педагог-психолог, кл.руководитель
администрация, педагог-психолог, соц. педагог
педагог-психолог, зам. по ВР, соц. педагог
Приложение 3
Особенности библиотечного воздействия
Психологи утверждают, что от пагубного пристрастия удержать ребенка помогут три условия:
ребенок должен видеть перед собой положительный пример взрослого и здоровые отношения;
ребенок должен нравиться самому себе, быть уверенным в себе, знать, что он любим;
ребенок должен иметь полезное увлечение.
На этих трех китах может удержаться подросток, чтобы не скатиться в бездну.
Основываясь на этих позициях, библиотекарь может простроить стратегию и тактику воспитательного воздействия на детей, относящихся к «группе риска», с помощью различных форм и методов библиотечной деятельности.
Прежде всего, в плане работы школьной библиотеки целесообразно выделить подраздел «Работа с детьми группы риска» (в разделе «Воспитательная работа»). В течение года библиотекарь может запланировать следующие мероприятия:
1. Встречи и беседы с социальным педагогом и психологом ОУ.
2. Составление списка детей, входящих в группу риска (состоящих на внутришкольном учете, на учете в КДН, детей из семей социально-опасного положения).
3. Охват библиотечным обслуживанием данной категории детей.
4. Обеспечение бесплатными учебниками.
5. Индивидуальная работа с детьми группы риска.
6. Программирование библиотечной деятельности с группой детей, входящих в группу риска.
Библиотека – первый помощник всем участникам образовательно-воспитательного процесса в получении необходимой информации.
В арсенале массовых мероприятий библиотечной деятельности много разнообразных методов и форм работы. В стенах библиотеки дети могут:
- просмотреть видеофильмы с последующим обсуждением;
- посетить занятия по сказкам (сказкотерапия);
- принять участие в играх, тренингах, игровых программах
- принять участие в издании листовок, закладок и буклетов для детей и их родителей.
Школьная акция – безусловно, мероприятие, которое одной библиотеке провести не под силу, но выступить инициатором, принять участие в ней можно и нужно. Вот некоторые направления акций: «Хочешь быть здоровым - будь им!», «Дети против наркотиков», «Умей сказать «нет!» и др.
Мероприятия:
- обзоры литературы «Раздумья о здоровье»;
- книжные выставки «Не курите, дети! Ни за что на свете!»;
- часы информации «Табак и верзилу сведет в могилу» ;
- часы размышления «Пока гром не грянул», «Дрянная компания», «Как не стать жертвой преступления»;
- часы здоровья «Формула здоровья»;
- открытый разговор с родителями «Ваши дети и курение»;
- видеоуроки и лектории «На острие иглы», «Дымящийся яд»;
- театрализованные беседы «Горькие плоды сладкой жизни»;
- шоу-программы «Скажем «нет» наркотикам!», «Береги здоровье смолоду»;
- игровые программы «Спортивная солянка», «Мойдодыр спешит на помощь»;
- игровая программа по типу телевизионной «Кто хочет стать миллионером» на тему «Табакозависимость»;
- литературная викторина по произведениям А.С.Макаренко «Флаги на башнях» «Педагогическая поэма».
Важный аспект в работе с детьми группы риска – знакомство их с правами и обязанностями. Это можно сделать не только с помощью нравоучительных бесед, но также посредством литературных викторин, игровых программ, выставок-викторин типа «вопрос – ответ» и других активных форм.
Книжными выставками, открытыми просмотрами литературы и книжными развалами в библиотеке, выставками детских рисунков и плакатов можно обозначить дни:
- 1 декабря - Всемирный день по борьбе со СПИДом;
- 10 декабря – Всемирный день прав человека;
- 7 апреля - Всемирный день здоровья;
- 31 мая - Всемирный день борьбы с курением;
- 26 июня - Всемирный день борьбы с наркоманией.
В данных рекомендация приведен далеко не полный перечень возможных форм и методов библиотечного воздействия на детей, входящих в группу риска. Каждый библиотекарь, наверняка, не оставляет без внимания данную категорию детей, однако, достичь позитивного результата возможно только при взаимодействии с другими категориями работников школы, занимающимися воспитанием детей.
Приложение 4
Тематический план работы педагога-психолога с педагогическим коллективом
№
Дата проведения
Исполнитель
Тема
форма работы
Категория участников
1
Октябрь
(5-9)
Педагог-психолог
Семинар «Особенности формирования жизнестойкости у младших школьников»
Учителя начальных классов
2
Октябрь
(5-9)
Педагог-психолог
Семинар «Особенности формирования жизнестойкости у подростков»
Педагоги, работающие в 5-9 классах
3
Октябрь
(12-16)
Педагог-психолог
Семинар «Трудные дети: методы и принципы работы»
Педагоги с 1-11 классы
4
Ноябрь
(16-20)
Педагог-психолог
Семинар «Создание системы мониторинга для детей группы риска»
Педагоги с 1 по 11классы
5
Декабрь
(21-25)
Педагог-психолог
Семинар «Основные различия между следующими категориями: СПД, ЗПР, F-70»
Педагогический коллектив
6
Январь
(18-22)
Педагог-психолог
Семинар «Школьные конфликты: пути их решения» с элементами тренинга
Педагогический коллектив
7
Февраль
(15-19)
Педагог-психолог
Семинар «Ранняя профилактика семейного неблагополучия» с элементами деловой игры
Классные руководители с 1 по 11 классы
8
Март
(28-01.04)
Педагог-психолог
Семинар «Симптомы и косвенные признаки употребления подростком курительных смесей»
Классные руководители с 6 по 9 классы
9
Апрель
(11-15)
Педагог-психолог
Семинар «Основные стратегии в работе с детьми «группы риска»» выбранных категорий
Педагогический коллектив
10
Май
(16-20)
Педагог-психолог
Корректировка системы психолого–педагогического и социального сопровождения
Педагогический коллектив
Приложение 5
Индивидуальные программы сопровождения
Утверждаю:
Директор МБОУ Старобелокурихинская СОШ
______________________________________
«_____ »______________2015г.
Индивидуальная программа
психологического сопровождения обучающегося
код учащегося:093
Психологическая диагностика
Дата
Специалист
Наименование диагностики
Результат
Октябрь (12-16)
Педагог-психолог
Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки);
Диагностика «Я-концепция» по А.М.Прихожан.
Определение уровня агрессивности, уровня отношения к себе по следующим показателям: интеллект, внешность, удовлетворенность семейной ситуацией, удовлетворенность жизненной ситуацией
Октябрь (19-23)
Педагог-психолог
Диагностика ДРО «Рисунок семьи» А.Венгера;
Диагностика содержательных характеристик личности «Кто Я?» модификация М.Куна в модификации Т.В.Румянцевой
Изучение семейных взаимоотношений
Ноябрь
(9-13)
Диагностика отношения к учению и к учебным предметам Г.Н.Казанцевой
Тест Шмишека-Леонгарда
Определение предметов, к которым ребенок относится положительно и отрицательно. Определение типа учебной мотивации
Выявление акцентуаций характера
В течение года
Педагог-психолог
Наблюдение, заполнение карты Стотта
Анализ характера дезадаптации и неприспособленности ребенка к школьному обучению
Консультирование
Дата
Специалист
Причина обращения, характер консультации, тематика
Результат
Октябрь
(5-9)
Педагог-психолог
Причина: часто вступает в конфликты, не может конструктивно выйти из конфликта
Характер консультации: первичная, индивидуальная
Тема: «Конструктивные способы выхода из конфликтов»
Построение эффективных копинг-стратегий и проблемно-разрешающего поведения
Ноябрь
(16-20)
Педагог-психолог
Причина: низкий уровень осмысленности собственных поступков
Характер консультации: индивидуальная, плановая
Тема: «От безответственности до преступления - один шаг»
Осмысление свих поступков, преодоление агрессивности как ситуативной реакции
Декабрь
(14-18)
Педагог-психолог
Причина: наличие вредных привычек
Характер консультации: индивидуальная, плановая
Тема: «Я выбираю жизнь»
Формирование убеждения, что употребления ПАВ является ложным способом решения проблем
Январь
(18-22)
Педагог-психолог
Причина: низкий уровень осознания важности и неповторимости собственной жизни
Характер консультации: индивидуальная, плановая
Тема: «Позитивная линия жизни» с элементами тренинга
Осознание своего жизненного пути, формирование успешной модели собственной жизни
Февраль
(8-12)
Педагог-психолог
Причина: нарушенные взаимоотношения с матерью
Характер консультации: индивидуальная, плановая
Тема: «Семья глазами подростка»
Научение подростком проявлять участия по отношению к маме, осознание того, что родители тоже могут совершать ошибки
Март
(14-18)
Педагог-психолог
Причина: низкая самооценка школьного интеллекта
Характер консультации: индивидуальная, плановая
Тема: «Как избежать школьных неудач?»
Повышение уровня самооценки и уровня притязаний
Апрель
(18-22)
Педагог-психолог
Причина: ощущение у подростка того, что его никто не понимает, не поддерживает
Характер консультации: индивидуальная, плановая
Тема: «О личностных проблемах»
Снижение чувства отчужденности, повышение уверенности в себе, принадлежности к разным социальны группам
Май
(16-20)
Педагог-психолог
Техника «Незаконченные предложения» в рамках рефлексивного анализа собственной деятельности
Закрепление полученных навыков в результате консультативных бесед в течение года
Коррекционно-развивающая работа
Дата
Специалист
Формы организации деятельности
Результат
Октябрь-май
Педагог-психолог
Индивидуальная коррекционная работа по программе «Волевая регуляция поведения»
Устранение признаков девиантного поведения, повышение уровня самооценки. Формирование личностных конструктивных моделей поведения.
Работа с семьей
Дата
Формы работы
Исполнитель/результат
Октябрь
(19-23)
Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)
Педагог-психолог
Определение типа воспитания, выявление типа негармоничного воспитания
Ноябрь
(9-13)
Беседа «Поиск внутренних ресурсов» +Методика «Семейные роли»
Педагог-психолог
Осознание ролевой структуры семьи, влияние этой структуры на ребенка
Январь
(18-22)
Беседа «Как не просмотреть подростка »+Техника «Прояснение коммуникации» (работа родителей с ребенком)
Педагог-психолог
Организация конструктивного взаимодействия детско-родительских отношений, глубокое принятие родителей и ребенка друг другом
Март
(14-18)
Беседа «Как защитить своих детей»+Техника «Круг влияний»
Педагог-психолог
Выяснение лиц, оказывающих позитивное и негативное влияние, определение тактики взаимодействия
Май
(16-20)
Беседа «Чем занять подростка в летнее время»+техника «Незаконченные предложения» (в рамках рефлексивного анализа своей деятельности)
Прояснение взаимных претензий
Заместитель директора по воспитательной работе: Кузнецова Г.Г. /______________/
Педагог-психолог: Червова Ю.Г. /_______________/ « » __________2015
Приложение 6
Список программ группового сопровождения
№
Автор/название программы
Цель программы
1
Березин А.Ф., Березина Н.Н. Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям
Предупреждение асоциальных последствий и кризисов
2
Макартычева Г.И. Тренинг по профилактике асоциального явления с основами правовых знаний
Развитие самосознания и способностей к самоанализу для предупреждения правонарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений;
стимулирование процесса личностного развития, реализация творческого личностного потенциала, достижение оптимального уровня жизнедеятельности;
формирование и принятие позитивных жизненных целей, развитие мотивации к их достижению.
3
Макартычева Г.И. Тренинг для развития позитивных жизненных целей
Формирование способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации, развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей.
4
Малкина-Пых И.Г. Тренинг «Как быть с эмоциями?»
Развитие способностей безоценочного принятия своих эмоций, формирование умения управлять выражениями своих чувств и эмоциональных реакций, повышение эмоциональной зрелости в целом.
5
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе
Формирование психологического здоровья
6
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе
Формирование психологического здоровья
Приложение 7
Утверждаю:
Директор МБОУ Старобелокурихинская СОШ
______________________________________
«_____ »______________2015г.
Индивидуальная программа
Педагогического сопровождения обучающегося
код учащегося: 0911
Социально-педагогическая диагностика
Дата
Специалист
Наименование диагностики
Примечание
В течение года
Классный руководитель
Педагогическое наблюдение за поведением подростка в школе, быту его реакция на замечания, предупреждения со стороны взрослых.
Реакция на замечания часто агрессивная, огрызается, спорит, упорно отрицает свою вину. Очень подвержен чужому влиянию.
В течение года
Классный руководитель
Опрос родителей по широкому кругу вопросов, касающихся проблемной ситуации, связанной с девиантным поведением подростка (см. табл. 1).
Круг вопросов: физическое развитие подростка;- уровень социальных отношений;- взаимоотношения в семье;- поведение ребенка в школе, по мнению родителей;- взаимоотношения в семье;- свободное времяпровождение ребенка.
В течение года
Классный руководитель
Педагогическое наблюдение учителя за учащимся на уроке, внеклассных мероприятиях за способами поведения подростка.
На уроке пассивен, с учебной программой не справляется, домашние задания выполняет нерегулярно, часто на уроках нет учебных принадлежностей, интерес и мотивация к учёбе отсутствует. В подготовке внеклассных мероприятий участия не принимает.
04.03. 2016
05.04 2016
Классный руководитель
Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения.
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел)
Консультирование
Дата
Специалист
Причина обращения, характер консультации, тематика
Результат
В течение года
Психолог
Консультация психолога «Профилактика девиантного поведения»
Учебно-воспитательная деятельность
Дата
Специалист
Формы организации деятельности
Результат
Сентябрь
Классный руководитель
Беседа «Профилактика вредных привычек»
В течение года наблюдение и беседы. Подросток не курит, но друзья имеют эту вредную привычку, так как Кирилл легко поддаётся чужому влиянию, такая беседа необходима.
Регулярнов течение года
Классный руководитель
Беседа «Предупреждение девиантного поведения»
В течение года. Сентябрь, октябрь- существенных изменений в поведении подростка не наблюдается. После вызова родителей в школу и конструктивной беседы пропуски уроков без уважительной причины не зафиксированы, опоздания на урок значительно сократились. Но с учёбой ситуация не улучшилась. В поведении также значительных изменений нет
Классный руководитель
Беседа «Зона моей ответственности»
Беседа «Нецензурная брань – порок, а не повод для гордости »
Подросток в общественных местах позволяет себе выражаться, что говорит о низком уровне культуры и эрудиции. Классный руководитель провёл беседу на данную тему. Случаев употребления нецензурной брани не зафиксировано.
Беседа «Почему я позволяю собой манипулировать»
Работа с семьей
Дата
Формы работы
Исполнитель
Регулярно по мере возникновения проблемы
Беседа с родителями ученика «Проблемы и способы их решения»
Классный руководитель
Октябрь 2016
Беседа с отцом ребёнка «Профилактика вредных привычек»
Классный руководитель
Ноябрь 2016
Беседа с мамой ребёнка «Предотвращение регулярных пропусков уроков без уважительной причины»
Классный руководитель, администрация, учителя
Взаимодействие с органами учреждениями системы профилактики
Дата
Содержание деятельности
Исполнитель
Заместитель директора по воспитательной работе Кузнецова Г.Г. /___________/
Классный руководитель: Платыгина О.С. /___________/
« » __________2015г.
Приложение 8
Основные требования к планированию работы социального педагога
Направление деятельности
Виды работ
1. Профилактическое
Лекции. Беседы. Классные часы.
Уроки «Право и ответственность»,
Курс «Профилактика зависимостей».
2. Индивидуально-воспитательная работа
Беседы. Работа с психологом. Совместная работа с классным руководителем. Обследование жилищно-бытовых условий.
3. Правовой всеобуч.
Лекции. Изучение правовых документов, Конвенции ООН «О правах ребенка», «Семейное право», «Административное право».
Права и обязанности школьников.
4. Работа с родителями.
Родительское собрания. Лекции. Консультации специалистов (психолог, социальный педагог)
5. Реализация программы
«Каникулы»
Занятость детей группы риска. Трудовая деятельность, организация пришкольного лагеря.
6. Внеклассная работа.
Тематические дни недели: «День отказа от курения», «Правовая неделя». Общешкольные мероприятия: акции, КВН. Посещение музеев. Трудовая деятельность.
7. Профориентационная работа
Диагностика. Лекции. Подбор учебных заведений. Классные часы.
8. Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди подростков.
Заседание. Рейды. Работа с родителями.
9. Взаимодействие
Управление образования. КДН и ЗП. Центры дополнительного образования детей, кружки, спортивные секции.
Список литературы
А.Ф.Березин, Н.Н.Березина. Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям. Программа занятий с учащимися 7-9 классов. – Ростов0-на-Дону, 2006
Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- Санкт- Петербург, 2007
Борба, Мишель. Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться.: Пер.с анг., - М.: Издательский дом «Вильяме», 2006, - 320с.
Галичкина О.В. Система работы администрации школы по профилактике наркомании.- Волгоград, «Учитель», 2006
Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам: все о наркомании.- Ростов-на-Дону,«Феникс», 2005
Казанская В. Подросток. Трудности взросления. 2-е издание, дополненное.: Питер; Спб.; 2008
Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Модель и технологии работы с детьми группы риска в условиях школы: учебно-методическое пособие. Хабаровск, 2005., -73 с.
Кулаков С.А На приеме у психолога - подросток: пособие для практических психологов СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Издательство «СОЮЗ», 2000 [Серия «Практическая психология»]. 350 с.
Макартычева Г. И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подросткови их родителей. СПб.: Речь, 2007. Зб8 с.
Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 896с.
Психологическая работа с девиантными подростками: проблемы и возможности: монографият/ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». –Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2009. – 316с.
Руководство по профилактике злоупотребеления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью/Под науч.ред.Л.М.Шипицыной и Л.С.Шпилени/. – СПб., 2003.С.464.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога\ М.: АРКТИ, 2000. 208 с
Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации./под ред.Н.В.Вострокнутова/.-Москва., 2003., 239с.
Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я»: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). – М.: Генезис, 2015г.
Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я»: уроки психологии в средней школе (56 классы). М.: Генезис, 2006. 207 с.
Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами– М.:Генезис, 2008-192с.
Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями. – М.:Генезис, 2008-160с.
Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград, «Учитель», 2005
Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М., 2005
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615
УТВЕРЖДАЮ:
директор ____________ /Г.И.Лаптева/
«___» __________ 2016г.
Согласовано:
зам. директора ____________ /Н.В.Будник/
«___»___________2016г.
Рассмотрено
на заседании педагогического совета школы:
Протокол №_____
«___» __________2016г.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 4Заголовок 515