РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 09. Основы экономики, менеджмента и маркетинга для специальности СПО 36.02.01«Ветеринария» (базовый уровень подготовки)
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Корочанский сельскохозяйственный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 09. Основы экономики, менеджмента и маркетинга
для специальности СПО 36.02.01«Ветеринария»
(базовый уровень подготовки)
Короча, 2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) базового уровня подготовки по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 36.02.01 Ветеринария
РАССМОТРЕНО:
на заседании ПЦК
протокол № __от ___________
Председатель ПЦК
______Н.П.Анисенко
УТВЕРЖДАЮ:
зам. директора по УР
_______ Н.А.Старовойтова
Организация-разработчик: Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Корочанский сельскохозяйственный техникум»
Разработчики:
Маминова З.В. – преподаватель областного государственного автономного профессионального образовательного учреждения
«Корочанский сельскохозяйственный техникум»
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 ДИСЦИПЛИНЫ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 15
ДИСЦИПЛИНЫ
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 19
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 21
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики, менеджмента и маркетинга
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 36.02.01 Ветеринария
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные положения экономической теории;
принципы рыночной экономики;
современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства и механизации;
роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
формы оплаты труда;
стили управления, виды коммуникации;
принципы делового общения в коллективе;
управленческий цикл;
особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства;
сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
в том числе ПЗ 12 часов
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
Общие компетенции
Показатели оценки результата
ОК.1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
-рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
-применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
-анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг
ОК.2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивая их эффективность и качество.
-рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
-применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
-анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг
ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
-рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
-применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
-анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг
ОК.4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
-рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
-применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
-анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг
ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
-рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
-применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
-анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг
ОК.6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
-рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
-применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
-анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг
ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий
-рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
-применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
-анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг
ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
-рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
-применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
-анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг
ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
-рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
-применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
-анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг
Профессиональные компетенции
Показатели оценки результата
ПК 1.1.Выбирать и реализовывать технологии первичной продукции растениеводства
-знать методику расчета показателей деятельности организации
-основные положения экономической теории
-принципы рыночной экономики
-современное состояние и перспективы развития отрасли
-роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике
-механизмы ценообразования и сбыта к рыночной ситуации продукцию
-формы оплаты труда
-стили управления, виды коммуникации
-принципы делового общения в коллективе
-управленческий цикл
-особенности менеджмента в области животноводства
-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом
-формы адаптации .
ПК 1.2. Выбирать и реализовывать технологии первичной продукции животноводства
. -знать методику расчета показателей деятельности организации
-основные положения экономической теории
-принципы рыночной экономики
-современное состояние и перспективы развития отрасли
-роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике
-механизмы ценообразования и сбыта к рыночной ситуации продукцию
-формы оплаты труда
-стили управления, виды коммуникации
-принципы делового общения в коллективе
-управленческий цикл
-особенности менеджмента в области животноводства
-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом
-формы адаптации
ПК.1.3.Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и качества сельскохозяйственного сырья и продукции растениеводства.
-знать методику расчета показателей деятельности организации
-основные положения экономической теории
-принципы рыночной экономики
-современное состояние и перспективы развития отрасли
-роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике
-механизмы ценообразования и сбыта к рыночной ситуации продукцию
-формы оплаты труда
-стили управления, виды коммуникации
-принципы делового общения в коллективе
-управленческий цикл
-особенности менеджмента в области животноводства
-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом
-формы адаптации
ПК 2.1.Выбирать и реализовывать технологии производства продукции животноводства
-знать методику расчета показателей деятельности организации
-основные положения экономической теории
-принципы рыночной экономики
-современное состояние и перспективы развития отрасли
-роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике
-механизмы ценообразования и сбыта к рыночной ситуации продукцию
-формы оплаты труда
-стили управления, виды коммуникации
-принципы делового общения в коллективе
-управленческий цикл
-особенности менеджмента в области животноводства
-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом
-формы адаптации
ПК 2.2. Выбирать и реализовывать технологии первичной обработки продукции животноводства
-знать методику расчета показателей деятельности организации
-основные положения экономической теории
-принципы рыночной экономики
-современное состояние и перспективы развития отрасли
-роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике
-механизмы ценообразования и сбыта к рыночной ситуации продукцию
-формы оплаты труда
-стили управления, виды коммуникации
-принципы делового общения в коллективе
-управленческий цикл
-особенности менеджмента в области животноводства
-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом
-формы адаптации
ПК 2.3.Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и качества сельскохозяйственного сырья и продукции животноводства
-знать методику расчета показателей деятельности организации
-основные положения экономической теории
-принципы рыночной экономики
-современное состояние и перспективы развития отрасли
-роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике
-механизмы ценообразования и сбыта к рыночной ситуации продукцию
-формы оплаты труда
-стили управления, виды коммуникации
-принципы делового общения в коллективе
-управленческий цикл
-особенности менеджмента в области животноводства
-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом
-формы адаптации
ПК 3.1.Выбирать и реализовывать технологии хранения в соответствии с качеством поступающей сельскохозяйственной продукции и сырья
-знать методику расчета показателей деятельности организации
-основные положения экономической теории
-принципы рыночной экономики
-современное состояние и перспективы развития отрасли
-роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике
-механизмы ценообразования и сбыта к рыночной ситуации продукцию
-формы оплаты труда
-стили управления, виды коммуникации
-принципы делового общения в коллективе
-управленческий цикл
-особенности менеджмента в области животноводства
-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом
-формы адаптации
ПК 3.2.Контролировать состояние сельскохозяйственной продукции и сырья в период хранения
-знать методику расчета показателей деятельности организации
-основные положения экономической теории
-принципы рыночной экономики
-современное состояние и перспективы развития отрасли
-роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике
-механизмы ценообразования и сбыта к рыночной ситуации продукцию
-формы оплаты труда
-стили управления, виды коммуникации
-принципы делового общения в коллективе
-управленческий цикл
-особенности менеджмента в области животноводства
-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом
-формы адаптации
ПК 3.3.Выбирать и реализовывать технологии переработки сельскохозяйственной продукции
-знать методику расчета показателей деятельности организации
-основные положения экономической теории
-принципы рыночной экономики
-современное состояние и перспективы развития отрасли
-роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике
-механизмы ценообразования и сбыта к рыночной ситуации продукцию
-формы оплаты труда
-стили управления, виды коммуникации
-принципы делового общения в коллективе
-управленческий цикл
-особенности менеджмента в области животноводства
-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом
-формы адаптации
ПК 3.4. Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и качества сырья, материалов, сельскохозяйственной продукции на этапе переработки
-знать методику расчета показателей деятельности организации
-основные положения экономической теории
-принципы рыночной экономики
-современное состояние и перспективы развития отрасли
-роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике
-механизмы ценообразования и сбыта к рыночной ситуации продукцию
-формы оплаты труда
-стили управления, виды коммуникации
-принципы делового общения в коллективе
-управленческий цикл
-особенности менеджмента в области животноводства
-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом
-формы адаптации
ПК 3.5.Выполнять предпродажную подготовку и реализацию сельскохозяйственной продукции растениеводства и животноводства
-знать методику расчета показателей деятельности организации
-основные положения экономической теории
-принципы рыночной экономики
-современное состояние и перспективы развития отрасли
-роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике
-механизмы ценообразования и сбыта к рыночной ситуации продукцию
-формы оплаты труда
-стили управления, виды коммуникации
-принципы делового общения в коллективе
-управленческий цикл
-особенности менеджмента в области животноводства
-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом
-формы адаптации
ПК 4.1.Участвовать в планировании основных показателей сельскохозяйственного производства
-знать методику расчета показателей деятельности организации
-основные положения экономической теории
-принципы рыночной экономики
-современное состояние и перспективы развития отрасли
-роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике
-механизмы ценообразования и сбыта к рыночной ситуации продукцию
-формы оплаты труда
-стили управления, виды коммуникации
-принципы делового общения в коллективе
-управленческий цикл
-особенности менеджмента в области животноводства
-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом
-формы адаптации
ПК 4.2.Планировать выполнение работ исполнителями
-знать методику расчета показателей деятельности организации
-основные положения экономической теории
-принципы рыночной экономики
-современное состояние и перспективы развития отрасли
-роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике
-механизмы ценообразования и сбыта к рыночной ситуации продукцию
-формы оплаты труда
-стили управления, виды коммуникации
-принципы делового общения в коллективе
-управленческий цикл
-особенности менеджмента в области животноводства
-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом
-формы адаптации
ПК 4.3.Организовывать работу трудового коллектива
-знать методику расчета показателей деятельности организации
-основные положения экономической теории
-принципы рыночной экономики
-современное состояние и перспективы развития отрасли
-роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике
-механизмы ценообразования и сбыта к рыночной ситуации продукцию
-формы оплаты труда
-стили управления, виды коммуникации
-принципы делового общения в коллективе
-управленческий цикл
-особенности менеджмента в области животноводства
-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом
-формы адаптации
ПК 4.4.Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями
-знать методику расчета показателей деятельности организации
-основные положения экономической теории
-принципы рыночной экономики
-современное состояние и перспективы развития отрасли
-роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике
-механизмы ценообразования и сбыта к рыночной ситуации продукцию
-формы оплаты труда
-стили управления, виды коммуникации
-принципы делового общения в коллективе
-управленческий цикл
-особенности менеджмента в области животноводства
-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом
-формы адаптации
ПК 4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию
-знать методику расчета показателей деятельности организации
-основные положения экономической теории
-принципы рыночной экономики
-современное состояние и перспективы развития отрасли
-роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике
-механизмы ценообразования и сбыта к рыночной ситуации продукцию
-формы оплаты труда
-стили управления, виды коммуникации
-принципы делового общения в коллективе
-управленческий цикл
-особенности менеджмента в области животноводства
-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом
-формы адаптации
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
практические занятия
12
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
8
Итоговая аттестация - в форме дифференцированного зачета
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
Раздел 1. Основы экономики
14
Тема. 1.1. Основные и оборотные средства предприятия.
Средства производства и принципы их деления на основные и оборотные.. Оценка, износ и воспроизводство основных средств. Понятие и экономическое значение амортизации.
Оборотные средства предприятия. Состав, структура, экономическая роль и источники формирования оборотных средств. Понятие оборачиваемости оборотных средств и ее показатели. Оборотные фонды и фонды обращения. Пути повышения эффективности использования оборотных средств предприятия. Проблема обновления материально-технической базы предприятия в условиях рынка. Источники финансирования предприятия, структура и показатели эффективности капитальных вложений.
2
1
Тема 1.2.
Трудовые ресурсы и производительность труда.
Понятие и виды труда. Понятие трудовых ресурсов, рабочей силы и кадров предприятия. Структура работников предприятия и тенденция ее изменения.
Безработица, ее типы и последствия. Сущность и виды инфляции. Причина и последствия инфляции. Взаимосвязь безработицы и инфляции. Прибыль и источники ее формирования.
2
1
Тема. 1.3. Издержки производства и себестоимость продукции.
Общественные и индивидуальные издержки производства. Виды себестоимости продукции. Классификация затрат. Постоянные и переменные затраты. Понятие окупаемости затрат. Временные и предельные издержки. Влияние себестоимости на размер прибыли и уровень рентабельности. Пути снижения себестоимости.
2
1
Практические занятия.
2
2
2
Расчет обеспеченности и эффективности использования основных и оборотных средств производства предприятия.
Издержки производства и себестоимость продукции
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Хозяйственный риск и виды потерь. Современные факторы производства. Школы экономических учений. Типы и модели экономических систем. Биржи и биржевые сделки. Эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночная цена и точка равновесия. Монополии и монополистические союзы. Проблема неравенства доходов. Кривая Лоренца и индекс Джини.
2
3
Раздел 2. Основы менеджмента
18
Тема 2.1. Сущность современного м. Структура и методы управления менеджмента.
Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Принципы управления. Объекты и субъекты управления. История развития менеджмента. Школы менеджмента. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям). Организация,
как форма существования людей. Организация как открытая система. Сущность и необходимость определения структуры управления. Основные принципы построения организационных структур. Достоинства и недостатки различных структур. Эффективность их применения. Система методов управления
2
1
Тема 2.2. Организация управления на предприятиях различных форм собственности.
Организация управления на предприятиях различных форм собственности. Управление АО, ЗАО, ООО и.т.д. Типы сельского предпринимательства.
2
1
Тема 2.3.Функции управления сельскохозяйственным производством
Понятие и значение функций управления. Общие (основные) функции управления. Конкретные функции управления сельскохозяйственным предприятием. Регламентации функций управления. Контроль и его сущность. Этапы контроля, выработка стандартов и критериев, сопоставление с реальными результатами, коррекция.
2
1
Тема 2.4. Контроль и его виды
Контроль и его сущность. Этапы контроля, выработка стандартов и критериев, сопоставление с реальными результатами, коррекция.
2
1
Практические занятия
2
2
4
2
3
Методика построения структуры управления. Построение структуры управления конкретного хозяйства.
Методика составления документов в процессе управления предприятием.
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Влияние классики менеджмента. Внутренняя среда организации. Уровни управления в организации. Принципы и виды управленческого контроля. Психологические приемы достижения расположенности подчиненных. Факторы повышения эффективности делового общения. Не экспертные методы принятия управленческих решений. Методы снятия стресса. Как к ним следует относится. Их причины.
Раздел 3. Основы маркетинга
16
Тема 3.1. Сущность маркетинга
Основные принципы и функции маркетинга и его связь с менеджментом. Маркетинг как экономическая категория. Сущность и цели маркетинга. История развития маркетинга и концепции рыночной экономики. Управление и комплекс маркетинга. Особенности маркетинга в профессиональной деятельности (по отраслям). Субъекты и объекты маркетинговой деятельности.
2
1
Тема 3.2. Основные стратегии маркетинга
Понятие товара в маркетинге. Понятие нового товара в маркетинговой системе.
Стратегия разработки нового товара. Жизненный цикл продукции. Сущность ассортиментной
политики, формирование товарного ассортимента и товарной номенклатуры.
Понятие и сущность цены. Факторы, влияющие на установление цены продукта. Механизмы ценообразования на продукцию. Методы ценообразования. Основные виды ценовой стратегии. Управление ценами: скидки и демпинг.
2
1
Тема 3.3. Маркетинг в агробизнесе
Особенности рынков в комплексе агробизнеса. Спрос на рынках сельскохозяйственной продукции. Товарное предложение на рынке сельскохозяйственных и продовольственных товаров. Особенности ценообразования в сельском хозяйстве. Риски в сельском хозяйстве и их нейтрализация.
2
1
Практические занятия
2
2
2
Объекты маркетинговой деятельности.
Организация рекламной компании.
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Состояние спроса и задачи маркетинга. Принципы сегментирования. Распределение потребителей по степени восприимчивости нововведений. Решение о товарной марке и маркировке. Решение об упаковке товара. Ассортиментная политика. Ценовые стратегии в маркетинге. Маркетинговое пространство цен. Сбытовая политика предприятия.
2
3
Всего
48
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»
Оборудование учебного кабинета:
· посадочные места по количеству обучающихся;
· рабочее место преподавателя;
· комплект учебных наглядных пособий Основы экономики, маркетинга и менеджмента;
· нормативно-правовые документы.
Технические средства обучения:
· интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Соколинский В.М. Экономическая теория: уч. пособие. - 3-е изд., стер. -КноРус, 2013.
Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2014.
Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2009.
Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства. - М.: Дело и сервис, 2010.
Алексунин А.В. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. М., 2012.
Казначевская Г.Б. Менеджмент. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2010.
Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. - М.: Вильямс, 2012.
Котлер Ф. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2009.
Дополнительные источники:
Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics) - М., 2010.
Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика.
Учебник. - М., 2011.
Экономика отраслей АПК./ Под ред. Минакова И.А. - М.: КолосС, 2013.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. - 4-е изд., прераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2012.
Теория управления: Учебник/Под общ. ред. Гапоненко А.Л. и Панкрухина А.П. изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2011.
Барышев А.Ф. Маркетинг - М.: Академия, 2012.
. «Маркетинг в России и за рубежом». Практический журнал Изд-во: Дело и сервис.
«Российский журнал менеджмента». Научно-исследовательский журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ.
Экономика сельского хозяйства России. Практический журнал. Учрежден Министерством сельского хозяйства РФ. Издательство: «Подольская периодика».
1. Интернет ресурсы по менеджменту. Форма доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Интернет ресурсы по маркетингу. Форма доступа:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Сайты и учебные материалы по экономике для студентов. Формадоступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели результатов подготовки
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
Рассчитывание основных технико-экономических показателей деятельности сельскохозяйственных предприятий.
практические работы
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
Применение в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения.
практическая работа
анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;
Анализ ситуации на рынке товаров и услуг сельхозтоваропроизводителей.
практические работы
Знания:
основные положения экономической теории;
Формулирование основных положений экономической теории.
домашняя работа
принципы рыночной экономики;
Определение принципов рыночной экономики.
тестирование, индивидуальное задание
современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства.
Выявление современного состояния и перспективы развития растениеводства и животноводства.
домашняя работа
роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
Обоснование роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.
тестирование
механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
Формулирование и обоснование механизмов ценообразования на продукцию.
тестирование
формы оплаты труда;
Определение форм оплаты труда.
тестирование и практическая работа
стили управления, виды коммуникации;
Определение и выделение стилей руководства и видов коммуникации.
тестирование
принципы делового общения в
коллективе;
Применение принципов делового общения в коллективе.
индивидуальное задание
управленческий цикл;
Формулирование, обоснование управленческого цикла на сельскохозяйственном предприятии.
индивидуальное задание
особенности менеджмента в области сельского хозяйства;
Выделение особенностей менеджмента в области сельского хозяйства.
тестирование
сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
Изложение сущности, целей, основных принципов и функций маркетинга и определение и доказательство его связи с менеджментом.
тестирование, индивидуальное задание
формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
Определение и планирование форм адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
тестирование и индивидуальное задание
Лист обновлений ОПОП на 2016-2017 учебный год по специальности 36.02.01«Ветеринария»
по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»
(для ОПОП 2013-2014 уч. года)
№ п/п
Изменения внесены в
Описание характера внесенных изменений
Дата изменения. Протокол ПЦК
1
Список основной литературы
Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2015.
2
Список основной литературы
Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства. перераб. и доп. - М.: Дело и сервис, 2016.
3
Список основной литературы
Казначевская Г.Б. Менеджмент. - Ростов-на-Дону, перераб. и доп. Феникс, 2015.
4
Список основной литературы
Котлер Ф. Маркетинг. перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2015.
Председатель ПЦК Н.П.Анисенко
13PAGE141515
13PAGE141815
13PAGE142315
15