Статья Технология развития критического мышления


Технология развития критического мышления.
В современном обществе, в эпоху стремительного развития научно-технического прогресса и информации происходят изменения в жизни людей. Возникают новые понятия, цели, меняются взгляды, представления и мотивации. Эти изменения затрагивают все стороны жизни человека, – а также и его обучения. Поэтому вопросы современной школы, способы и методы преподавания требуют особого внимания и новаторства.
Каждое новое поколение детей отличается от прежнего. На данном этапе есть много проблем: более развитые дети, большие вопросы в области дисциплины, огромный поток информации.
Чтобы найти контакт, сформировать интерес к процессу обучения необходимы новые методы преподавание, новые нестандартные подходы.
В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а с другой стороны, доступным и интересным. Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление.
Часто бывает так, что на предметах устно–практического характера, таких, где приходится работать с «сухими» и неинтересными текстами, очень актуальна технология критического мышления. Эта технология позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Конечно, урок требует холодной рассудительности и бесстрастной строгости, но атмосфера радостной приподнятости, сопутствующей поиску и творчеству, является залогом успешности в совместной деятельности учителя и учеников.
Технология критического мышления посредством чтения и письма является личностно-ориентированной технологией. Основное противоречие современной системы образования - это противоречие между достаточно быстрым темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения. Это противоречие заставляет перейти к новому образовательному идеалу: максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию.
Данная технология известна в России с 1997г. С точки зрения психологии, критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д. Браус, Д. Вуд). Использование таких когнитивных (интеллектуальных) навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата, отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью (Д. Халперн). В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Исходя из этого критическое мышление, по мнению авторов, может развивать следующие качества ученика: 1. Готовность к планированию (упорядоченность мыслей - признак уверенности в знании); 2. Гибкость (восприятие идей других); 3. Настойчивость (достижение цели); 4. Готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения); 5. Осознание (отслеживание хода рассуждений); 6. Поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятие решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний).
В западной системе образования началось своеобразное движение за критическое мышление. Суть его состоит в том, «что все преподаваемые в колледже и университетах академические дисциплины должны быть перестроены в саморефлексивном духе, а учащиеся должны овладеть навыками критического отношения к принятым посылкам и способам работы». Критическое мышление оказалось вполне технологичной методологией, приложенной к разным сферам интеллектуальной деятельности человека.
Это способствовало тому, что в учебных планах крупнейших международных образовательных центров, в том числе в программах старейших европейских университетов, в последние два десятилетия появилась новая дисциплина: «Критическое мышление». Для ряда западных университетов, школ экономики, права, социологии, других учебных заведений в настоящее время курс «Критическое мышление» является обязательным. В реальном учебно-педагогическом процессе в фундамент новой учебной дисциплины положена современная интерпретация классической формальной логики. Тем не менее, критическое мышление в своей целостности является междисциплинарным предметом, учитывающим результаты логики и методологии науки; риторики; теории переговорного процесса; дискурсного анализа; теории массовых коммуникаций; теории принятия решения.
Вместе с тем, как и любые иные современные междисциплинарные науки, например, экология, биохимия и др., критическое мышление стало вполне самостоятельной сферой знания и столь же самостоятельной учебной дисциплиной. В этом качестве в западной системе образования критическое мышление изучается как студентами, еще только приступившими к обучению, так и профессионалами, повышающими свою квалификацию в самых разных направлениях, в том числе в области права и экономики, менеджмента и делового администрирования, государственного и муниципального управления, социологии и политологии, связей с общественностью и в других областях.Разделы по критическому мышлению включены в различные варианты западных тестов для поступления в магистратуру и аспирантуру. Например, любой вариант GMAT (Graduate Management Admission Test) включает в себя в качестве обязательных разделы: «Критическое мышление» («Critical Thinking») или «Критическая аргументация» («Critical Reasoning»). Крупнейшие зарубежные университетские издательства и издательства, ориентированные на публикацию учебной литературы (например, Oxford University Press, Routledge London, State University of New York Press, Prentice Hall) (это издательство в 1999 г. опубликовало 16 учебников по данной проблематике) и др., в последние годы выпускают десятки работ по проблемам критического мышления. В то же время словосочетание «критическое мышление» не обязательно присутствует на обложках, некоторые из учебников называются «Мышление», «Неформальная логика». Вместе с тем наиболее адекватно содержание этой дисциплины, отражает название «Критическое мышление». Именно в нем наиболее четко проявляется ее практическая направленность, которая является важнейшей общей частью.
Говоря о современных истоках критического мышления в качестве специальной учебной дисциплины, следует отметить, что история ее зарождения неотделима от истории становления неформальной логики. Более того, грани между этими двумя предметами достаточно условны.
Термин «критическое мышление» известен еще из работ известных психологов Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, до сих пор, во многом благодаря бытовым представлениям, существует мнение о критическом мышлении, как о чем-то негативном, как о желании все отрицать, опровергать, противоречить. Между тем, в работах М.В. Кларина отмечается, что в США с 80-х годов, а в европейских странах с 90-х годов прошлого столетия, развитие критического мышления стало одной из основных целей образования. Важность знания фактов, законов, исторических дат и событий не вызывает сомнения, но не менее важным становится умение осмысленно работать с информацией, умение выделять в ней основные идеи, видеть связь между ними, отбирать необходимую и отвергать неверную информацию, т.е., анализировать и оценивать ее. Только такой подход может подготовить учащихся к их будущей практической деятельности в стремительно изменяющемся мире.
Согласно работам современных педагогов и психологов критическое мышление определяется как «разумное, рефлексивное» мышление (Дж.А Браус, Д. Вуд) , которое позволяет объективно рассуждать, логично поступать в соответствии со здравым смыслом, дает возможность посмотреть на вещи с разных точек зрения и отказаться от собственных предубеждений, прийти к новым возможностям решения проблем. Можно воспользоваться достаточно популярной в мире современного образования таксономией Б. Блума для определения критического мышления: критическое мышление — это развитие мышления высокого уровня, мышления на уровне анализа, синтеза, оценки.
Именно на развитие мышления нацелена новая педагогическая технология, разработанная в середине 90-х годов американскими преподавателями (Дженни Д. Стилл, Кертис С. Мередит, Чарлз Темпл и Скотт Уолтер), которая опирается на опыт российской и зарубежной психолого-педагогической науки. Одним из авторов технологии, Чарлзом Темплом, выделены основные теории, на которых базируется технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП):
КОНСТРУКТИВИЗМ. Эта группа теорий связана с концепциями Л.С. Выготского и Ж. Пиаже. Сущность этого направления заключается в том, что «развитие осуществляется в процессе активного конструирования знания субъектом обучения». Второй же тип знания (так называемое «полученное знание») так же необходим для ориентации в мире, но в гораздо меньшей степени способствует развитию человека.
Новая психология «не только требует, чтобы ученик воспитывал себя сам своими собственными поступками, а учитель направлял и регулировал факторы, определяющие эти поступки, — она также требует, чтобы не только учитель, но и ученик осознавали цели этих поступков».
ТЕОРИЯ СХЕМ. Это направление связано с именем Р. Андерсона и является следствием предыдущего направления. Сущность данной группы теорий заключается в том, что «человек, в процессе познания видоизменяет, модифицирует свои представления, свои схемы. Следовательно, необходимо развивать умение осознавать эти схемы и работать с ними».
ОТВЕТНЫЙ КРИТИЦИЗМ ЧИТАТЕЛЯ. По мнению Луизы Розенблатт и Дэвида Бляйха, для осмысления текста учащимся необходимо предоставлять возможность озвучивать свое мнение, самим конструировать смысл сообщения.
МЕТАКОГНИТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Процесс познания будет наиболее эффективным, если он осознается. Это осознание осуществляется за счет его объективации (в виде рисунков, графиков), проговаривания (так называемые «мысли вслух»), наблюдения за мыслящим педагогом (как он думает, что при этом говорит и т.д.)
Таким образом, можно сказать, педагогическая технология развитие критического мышления через чтение и письмо — это набор приемов и стратегий, направленных на выполнение задач каждой из стадий модели, на достижение определенных образовательных целей.
По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок. С одной стороны, в русском языке «критическое» ассоциируется с негативным, отвергающим. Таким образом, для многих критическое мышление предполагает спор, дискуссию, конфликт. С другой стороны, некоторые объединяют в единое целое понятия «критическое мышление» и «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и так далее. Хотя термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, в профессиональном языке педагогов-практиков в России это понятие стало употребляться сравнительно недавно. Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Джуди А. Браус и Дэвид Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление, по их мнению, это поиск здравого смысла – как рассудить объективно и поступить логично с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.[2]
При подготовке к занятиям учитель должен определить круг стоящих перед учениками проблем, а в дальнейшем когда ученики будут к этому готовы, помочь им сформировать эти проблемы самостоятельно.
По мнению Дэвида Клустера определение состоит из пяти пунктов.
Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное, оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. При подготовке к занятиям учитель должен определить круг стоящих перед учениками проблем, а в дальнейшем, когда ученики будут к этому готовы, помочь им сформулировать эти проблемы самостоятельно.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.
Всякая аргументация содержит в себе три основных элемента. Центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение (называемое также тезисом, основной идеей или положением). Утверждение поддерживается рядом доводов. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще все, что говорит в пользу данной аргументации и может быть признано другими участниками обсуждения. Под всеми названными элементами аргументации – утверждением,  доводами и доказательствами – лежит элемент четвертый: основание. Основание – это некая общая посылка, точка отсчета, которая является общей для оратора или писателя и его аудитории и которая дает обоснование всей аргументации.
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные, виды публикаций письменных работ учащихся. Учителя, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты.
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своими возможностями критического мыслителя, важно, чтобы он развивал в себе ряд важных качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:
Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, решить, в какой последовательности их изложить. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда сам не сможет стать генератором идей, мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока учащийся не будет обладать разнообразной информацией.
Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы решаем отложить ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек будет стараться не оправдать свои неправильные решения, а сделать правильные для себя выводы, воспользоваться этой ошибкой для продолжения обучения.
Осознание. Д. Халперн считает, что это очень важное качество, которое предполагает умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения могли воспринять другие люди иначе эти решения так и останутся на уровне высказываний.
Итак, мы можем сделать вывод, что критически мыслить могут все, но не все хотят это делать. Критическому мышлению нужно учить, но не просто ради самого критического мышления. Поэтому отдельный курс «Критическое мышление» в школе не был бы эффективным. Важно, чтобы ученики могли использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности.
Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Одним из этих эффективных инструментов, стала разработанная американскими педагогами Дж.Стил, К.Мередитом, Ч.Темплом и С.Уолтером педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Взгляд на мир, как на целостную взаимосвязанную систему, выявляет проблему формирования нового категориального аппарата мышления (осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, преодоление эгоцентризма своего мышления, осознание внутренней альтернативности принимаемых решений, умение адекватно интерпретировать получаемую информацию), ставит сложные задачи формирования нового стиля мышления, чертами которого является открытость, гибкость, рефлексивность.
Основой технологии развития критического мышления (ТРКМ) является трехфазовая структура занятия: вызов, осмысление, рефлексия.
Первая стадия (фаза) – вызова, на которой ставится задача не только активизировать, заинтересовать обучающегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющееся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе, станет серьезным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем, приемы и методы критического мышления позволяют сохранить активность обучающегося, сделать чтение или слушание осмысленным.
Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с текстом. Особенность технологии – работа с информацией – чтение и письмо. Различные приемы, касающиеся работы с информацией, организация работы в группе, предложены авторами проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» Ч. Темплом, К. Мередитом, Д. Стилл – это «ключевые слова», работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала.
Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Технология способствует развитию механизмов рефлексии, которые воплощаются в метакогнитивных умениях.
Технология многофункциональна и может быть использована как инструмент, позволяющий работать с различной аудиторией обучающихся, в разных формах, на разных уровнях образования.Думается, что в практике педагогики технология развития критического мышления может явиться важным инструментом достижения его эффективности и качества, так как обмен учебной информацией между субъектами образовательного процесса осуществляется в основном через чтение и письмо.