Рабочая программа по учебному предмету Изобразительное искусство для 1-4 классов / УМК Планета знаний


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 города Задонска Липецкой области

Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом МБОУ СОШ №2
к утверждению г. Задонска
методическим объединением № 369 от 30.08.2016 г.
учителей начальных классов
протокол № 1от 26.08.2016 г. Директор школы ___________ В.М.Ручкина
Руководитель МО___________Е.В.Краснова
Рабочая программа
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
для 1-4 классов
(УМК «Планета знаний»)
Разработчики программы учителя начальных классов:
Воронина В.М.
Краснова Е.В.
Луценко О.В.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курсаВ результате изучения изобразительного искусства при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают:
Изобразительное искусство:
1) формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) формирование основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
к концу 1 класса ученик научится:
организовать своё рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно – прикладное искусство);
использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения);
составлять композиции с учётом замысла;
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
составлять композиции с учётом замысла;
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) растительные (листок, травка и т.д.)
ученик получит возможность научиться:
знать/понимать:
основные средства выразительности графики, живописи, декоративно – прикладного искусства;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда;
особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
к концу 2 класса ученик научится:
высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно- прикладного искусства ( что больше всего понравилось , почему, какие чувства, переживания может передать художник);
стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
использовать формат листа ( горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
использовать навыки компоновки;
передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;
передавать пространственное отношение ( изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних – выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.д.)
применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов ( акварель, гуашь, пастель, тушь и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
менять направление штриха, линии. Мазка согласно форме;
составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;
лепить несложные объекты ( фрукты, животных, человека, игрушки);
составлять аппликационные композиции из разных материалов.
ученик получит возможность научиться:
знать/понимать:
основные виды и жанры изобразительного искусства и получить начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка ( линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит т.п.);
основные средства композиции ( высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д;
начальные сведения о светотени ( свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственные и падающие тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
деление цветового круга на группу « холодных» и « теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета;
начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роль в жизни человека;
начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
понятие о видах изобразительного искусства;
роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
деятельность художника ( что может изобразить художник- предметы, людей, события, с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, краски и пр.);
особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также должны знать назначение палитры и как использовать ее в работе.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
к концу 3 класса ученик научится:
видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. В рисовании на темы и с натуры;
передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности
ученик получит возможность научиться:
знать/понимать:
отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью; - знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;
роль изобразительного искусства в духовной жизни человека ,обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
к концу 4 класса ученик научится:
Организовать своё рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека, отдельных предметов;
цветом передавать пространственные планы;
изображать природу и постройки, передавая их расположение в пространстве;
пользоваться техникой аппликации;
конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями;
передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунка, цвета;
свободно включаться в беседу во время просмотра слайдов, репродукций;
выполнять собственную работу с учетом общего коллективного замысла;
участвовать в групповой работе при создании коллективного панно;
проводить экскурсию по выставке работ .
ученик получит возможность научиться:
знать/понимать:
об особенностях архитектуры ( родного края, нашей страны, зарубежных стран ) и ее связи с природой;
о произведениях некоторых выдающихся художниках своей республики и других;
о гуманистических основах прогрессивного искусства разных народов;
о выдающихся произведениях И.Репина «Бурлаки на Волге»,И.Левитана «Золотая осень. Слободка», «Вечерний звон», Рафаэля «Сикстинская мадонна»,Рембрандта «Возвращение блудного сына», А.Веницианова «На пашне. Весна», М.Врубеля « Царевна Лебедь», Б.Кустодиев «Масленица».
Планируемые результаты изучения учебного предмета
оканчивающих начальную школу по изобразительному искусству
Выпускник научится:
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
• сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.
• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
• известные центры народных художественных ремесел России;
• ведущие художественные музеи России.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельной творческой деятельности;
• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.
Содержание учебного предмета, курса
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российскогои мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшениежилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно­прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русскогои зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно­прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительногои декоративно­прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно­творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и художественно­конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
2 класс
Мир изобразительного искусства
Практическое овладение основами цветоведения. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского искусства, изображающих природу. Живописные материалы. Цвет — основа языка живописи. Понятие: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживания. Передача с помощью линии эмоционального состояния, природы, человека, животного. Красота и разнообразие природы, человека, предметов, выраженная средствами рисунка. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Изображение по памяти и воображению. Эмоциональное возможности цвета. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (морозные узоры на стекле). Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Роль белой и черной краски в эмоциональном звучании и выразительности образа. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (переплетение ветвей деревьев). Линия, штрих и художественный образ. Изображение деревьев: общие и характерные черты. Приемы работы с различными графическими материалами. Жанр натюрморта. Природные формы. Элементарные приемы работы приемы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (глина - раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Основные темы скульптуры. Объем - основа языка скульптуры. Объем на плоскости. Способы передачи объема. Изображение птиц, животных: общие и характерные черты. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в скульптуре. Художественное конструирование и оформление посуды. Овладение элементарными навыками лепки.
1. Живопись. Основы цветоведения. В мастерской художника-живописца.
2. Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». Школа графики и живописи.
3. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди», (продолжение работы) Школа графики и живописи.
4. Тёплый цвет. Школа живописи. «Небо на закате».
5. Холодный цвет. Школа графики и живописи «Зимнее окно». «Облака». Гуашь».
6. Школа живописи. «Краски и настроение».
7. Графика. Выразительные средства графики. «Ветвистое дерево».
8. Выразительные средства графики. Что может карандаш. Школа графики. «Нарядные ёлочки».
9. Тушь и перо. Школа графики «Кувшин и яблоко».
10. Школа живописи и графики. «Осенний листок».
11. Скульптура. В мастерской художника-скульптора. Школа лепки.
12. Лепка декоративной чаши. Школа декора.
13. Лепка рельефа «Птички». Лепка декоративной скульптуры «Котик» или «Медвежонок».
14. Проверочный урок. Твои творческие достижения. Лепка декоративной чаши.
Мир декоративного искусства
Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное. Материалы для рисунка: ручка. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Знакомство с наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (Древняя Греция). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (раскраска бабочек). Симметрия и асимметрия. Передача настроения в творческой работе с помощью фактуры материала. Ритм линий, пятен, цвета. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
15. Декоративное искусство вокруг нас.
16. Декоративное рисование. «Грибы и ёлочки».
17. Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент.
18. Школа декора. Монотипия «Бабочка». «Волшебные ладошки».
19. Школа декора. Декоративный ковёр «Осень». Печать листьями. Печать предметами.
20. Декоративные эффекты. Школа декора. Рисуем кляксами. Рисование солью.
21. Коллаж «Грибы». «Лесные человечки». Школа декора. «Волшебный ковёр».
22. Проверочный урок. Твои творческие достижения.
Мир народного искусства
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России ( с учетом местных условий). Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (бумага, картон). Участие в различных видах изобразительной деятельности.
23. Народное искусство. Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Школа народного искусства.
24. Пермогорские узоры. Прялки. Школа народного искусства.
25. Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. Школа народного искусства.
26. Каргопольская игрушка. Полкан. Школа народного искусства.
27. Печенье тетёрки. Школа народного искусства.
28. Архангельская птица Счастья. Школа народного искусства.
29. Проверочный урок. Твои творческие достижения.
Мир дизайна и архитектуры
Трансформация форм. Сходство и контраст форм. Красота и разнообразие зданий. Художественное конструирование игрушек. Участие в различных видах художественно-конструкторской деятельности. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в художественном конструировании.
30. Дизайн. Архитектура. Призмы. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей. Школа дизайна
31. Пирамиды. Школа дизайна. Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки.
32. Конусы. Школа дизайна. «Петушок». «Весёлая мышка».
33.Цилиндры. Школа дизайна. «Весёлые зверята». «Гусеничка».
34. Проверочный урок. Твои творческие достижения. Подвеска «ангел».
3 класс
Мир изобразительного искусства
Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Общность тематики, передаваемых, отношения к природе в произведениях авторов - представителей разных культур, народов, стран (А.К. Саврасов, И.И. Левитан, И.И. Шишкин, Н.К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.) Пропорции и перспектива. Жанр пейзажа. Пейзажи родной природы. Пейзажи разных географических широт. Жанр портрета. Красота человека, выраженная средствами живописи. Образ человека в искусстве разных народов. Объем на плоскости. Способы передачи объема. Красота человека, выраженная средствами скульптуры. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческий чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи. Передача настроения в творческой работе с помощью композиции, пространства, штриха.
1. Художественные музеи мира. Рамы для картин. Натюрморт как жанр.
2. Натюрморт. Композиция в натюрморте. Учимся у мастеров.
3. Светотень. Школа графики. Рисование шара или крынки (карандаш). Последовательность рисования куба.
4. Натюрморт как жанр. Школа живописи. Натюрморт с кувшином (акварель).
5. Пейзаж как жанр. Композиция в пейзаже. Учимся у мастеров.
6. Перспектива. Перспективные построения. Воздушная перспектива.
7. Школа живописи. Рисование пейзажа (акварель).
8. Портрет как жанр. Автопортрет.
9. Школа графики. Рисование портрета девочки (карандаш).
10. Скульптурные портреты. Школа лепки. Лепка портрета дедушки (пластилин или глина).
11. Портреты сказочных героев. Силуэт.
12. Необычные портреты. Школа коллажа.13. Проверочный урок. Твои творческие достижения по разделу «Жанры (или мир?) изобразительного искусства».
Мир народного искусства
Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труды). Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Восприятие и эмоциональная оценка национального искусства. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: глина, пластилин.
14. Резьба по дереву. В избе. Деревянная и глиняная посуда.
15. Богородские игрушки. Школа народного искусства.
16. Жостовские подносы. Школа народного искусства.
17. Павловопосадские платки.
18. Скопинская керамика. Школа народного искусства.
19. Проверочный урок.Твои творческие достижения по разделу «Народное искусство».
Мир декоративного искусства
Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: аппликации, граттажа. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: бумажной пластики. Участие в различных видах декоративно-прикладной деятельности.
20. Декоративная композиция. Стилизация.
21. Замкнутый орнамент.
22. Декоративный натюрморт.
23. Декоративный пейзаж.
24. Декоративный портрет. Школа декора
25. Маски из папье-маше (картона). Школа декора.
26.Секреты декора. Катаем шарики. Рисуем нитками.
27. Праздничный декор. Писанки.
28. Проверочный урок. Твои творческие достижения по разделу «Декоративное искусство».
Мир дизайна и архитектуры
Фотография и произведения изобразительного искусства: сходства и различия. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: фотографии, видеосъемки. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: подручных и природных материалов. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Художественное оформление помещений.
29. Мир дизайна и архитектуры. Форма яйца.
30. Школа дизайна. Форма яйца. Мобиль. Декоративная свеча.
31.Форма спирали. Архитектура и дизайн.
32. Форма спирали. Школа дизайна. Бумажная роза. Бусы. Барашек.
33. Форма волны. Архитектура и дизайн. Школа дизайна. Изготовление декоративного панно. Коробочка для печенья.
34. Проверочный урок. Твои творческие достижения по разделу «Мир дизайна и архитектуры»
35. Итоговая творческая работа по выбору учащегося с использованием изученных в третьем классе техник.
4 класс
Виды и жанры изобразительного искусства
Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: компьютерной анимации.
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.
Образ защитника Отечества. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве.
Понятие о синтетичном характере народной культуры: былины, сказания, сказки. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской красоте, отраженной в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Образ человека в традиционной культуре.
Восприятие и эмоциональная оценка российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Тема любви, дружбы, семьи в искусстве.
Человек, мир природы в реальной жизни, образ человека, природы в искусстве.
Образ человека в разных культурах мира. Образ современника.
Художественное конструирование и оформление книг.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: натурной мультипликации.
Знакомство с необычными музеями страны.
Анималистический жанр. Школа лепки. Школа графики. Лепка композиции «Львица со львёнком».
Школа живописи. «Храбрый лев» (гуашь).
Исторический жанр. Выдающиеся произведения отечественной и зарубежной художественной культуры.
Батальный жанр. Тульский государственный музей оружия. Школа живописи и графики «Богатырское сражение».
Бытовой жанр. Рисование композиции «Семейное чаепитие».
Портрет. Пейзаж. Натюрморт. Школа графики. Рисование фигуры человека.
Портрет. Эмоции на лице. Школа графики. Рисуем автопортрет.
Натюрморт. Перспектива (фронтальная и угловая). Школа живописи и графики «Натюрморт с двумя книгами».
Пейзаж. Линия горизонта. Школа живописи. «Рассвет», «Лунная ночь» - рисование композиции по выбору.
Книжная графика как вид изобразительного искусства. Иллюстрирование басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей»
Искусство каллиграфии. Музей каллиграфии. Чудо-звери.
Компьютерная графика.
Школа компьютерной графики. «Игрушечный мишка»
Проверочный урок. Твои творческие достижения по теме «Виды и жанры изобразительного искусства».
Декоративное искусство
Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России.
Художественная керамика и фарфор. Школа декора. «Девочка с птицей»
Художественное стекло. Хрусталь. Музей хрусталя.
Декоративные звери и птицы. Школа декора. Роспись декоративной тарелки «Петушок».
Художественный металл. Каслинское литье. Кузнечное ремесло. Музей «Огни Москвы». Чугунное кружево. Волшебный фонарь.
Художественный текстиль. Ручная роспись ткани. Мастерство изготовления валенок. Музей валенок.
Школа декора. Украшаем валенки. Учимся валять валенки.
Орнамент. Сетчатый орнамент. Орнаменты народов мира. Выполнение сетчатого орнамента.
Проверочный урок. Твои творческие достижения по теме «Декоративное искусство».
Народное искусство
Единство декоративного строя в украшении жилища.
Единство декоративного строя в украшении костюма. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение костюма).
Единство декоративного строя в украшении предметов быта.
Лаковая миниатюра. (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй). Школа народного искусства. Палехские деревья.
Русское кружево. Вологодские узоры. Рисование узоров кружева.
Резьба по кости. Холмогорские узоры. Эскиз карандашницы из кости, украшенный резьбой.
Народный костюм. Ансамбль женского костюма. Головные уборы. Эскиз русского народного женского костюма.
Мужской костюм. Обувь. Одежда народов Севера, Кавказа. Народный костюм. Музей утюга. Эскиз русского народного мужского костюма.
Тульские самовары и пряники. Русский самовар. Рисование пряничных досок.
Проверочный урок. Твои творческие достижения по теме «Декоративное искусство».
Архитектура и дизайн
Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Образы архитектуры. Художественное конструирование и оформление транспорта, мебели.
Художественное конструирование и оформление одежды, помещений и парков.
Бионическая архитектура. Бионические формы в дизайне. Эскиз «Природные формы в архитектуре».
Человек в дизайне. Школа дизайна. Дизайн костюма. Эскиз моделей современной одежды.
Школа дизайна. Фито-дизайн. Игрушки из природных материалов. Музей упаковки. Упаковка для тульского пряника «пряничный дом».
Проверочный урок. Твои творческие достижения по теме «Архитектур и дизайн».
Резервный урок «Экскурсия в гончарную мастерскую».
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
2 класс
№ п/п Название темы, раздела Количество часов
1 Мир изобразительного искусства. 14
2 Мир декоративного искусства. 8
3 Мир народного искусства. 7
4 Мир дизайна и архитектуры. 5
3 класс
№ п/п Название темы, раздела Количество часов
1 Жанры (или мир?) изобразительного искусства 13
2 Мир народного искусства 6
3 Мир декоративного искусства 9
4 Мир дизайна и архитектуры 7
4 класс
№ п/п Название темы, раздела Количество часов
1 Виды и жанры изобразительного искусства. 15
2 Декоративное искусство 8
3 Народное искусство 7
4 Архитектура и дизайн 5