Рабочая программа по учебному предмету Русский язык для 2 класса. УМК Планета знаний (ФГОС)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24»
Энгельсского муниципального района Саратовской области

Согласовано
Заместитель директора по УВР
МБОУ «СОШ №24»
Энгельсского муниципального района
___________________ С.Н.Иванчук
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ №24»
Энгельсского муниципального района
_______________ Л.Е. Диамент
Приказ №_______от____________2014г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
(УМК «Планета знаний»)
для учащихся 2 класса МБОУ «СОШ №24»
Энгельсского муниципального района
на 2014-2015 учебный год







Составитель:
Скаленко Анастасия Юрьевна,
учитель начальных классов







Энгельс, 2014
Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена для учащихся 2 классов общеобразовательной школы.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
основной образовательной программой начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №24»;
Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №24».

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе, учебно-методического комплекта для начальной школы «Планета знаний» под общей редакцией И.А. Петровой, который включает в себя завершенные предметные линии:
Л. Я. Желтовская. О.Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2 ч.
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Контрольные и диагностические работы.
Изучение курса «Русский язык» в начальной школе направлено на достижение познавательных и социокультурных целей.
Познавательные цели:
1) формирование целостной картины мира, частью которого является язык обучающегося, на котором он общается;
2) ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
3) формирование логического и абстрактного мышления учащихся.
Социокультурные цели:
1) формирование навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
2) формирование коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи).
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи; развитие интуиции и «чувства языка»;
2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. Актуальными при работе с языковым материалом становятся следующие принципы:
семиотический помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать, родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
системно-функциональный способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
этико-эстетический направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.
При составлении программы и методики её реализациибыли также учтены принципы развития, вариативности испиралевидности (концентричности), рекомендованные в «Концепции содержания непрерывного образования» и документах Госстандартов. Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.
Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания итехнологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается основной (базовый) минимум содержания и его вариативная часть. Впрограмме вариативная часть даётся курсивным шрифтом.
Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основныхсредств языка звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов с переносом акцента на новые их признаки,свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средстваязыка к более конкретному и многостороннему их анализу.
Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при еёвосприятии и передаче смысла при её создании (продуцировании) и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступениединого процесса познания языка: от коммуникативных ситуаций к языку и от языка к речи.
В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений о языковых закономерностях, которые взаимодействуют между собой и являются основой для интеллектуального и коммуникативного развития младших школьников.
В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения русскому языку в начальной школе, в программах курсов второго года обучения выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения».
Во втором классе главное внимание уделяется изучению смысла, значения слов, вводятся понятия о лексическом (конкретном) и общем (как часть речи) значениях слов. Анализируется состав слова через значимые части (корень, приставку, суффикс, окончание), а также рассматривается с позиций значения, так как из значений морфем складывается лексическое значение слова. Вопросы правописания слова рассматриваются на морфемном и морфологическом уровнях с введением термина «орфограмма», Представления о предложении и тексте углубляются через призму «работы» в них слов как частей речи.
Важную роль в обучении русскому языку играет продолжение и углубление целенаправленной работы по формированию у второклассников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.
В программе и учебниках представлены специальные вводные мини-разделы с целью мотивации как к изучению курса русского языка в целом, так и к изучению отдельных разделов и тем, даны упражнения ситуативного характера, активизирующие творческое отношение учеников к осознанию той или иной закономерности родного языка.
Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует учащихся к формированию как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т.п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.).
Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.
Реализуемые формы уроков:
Защита проектов,
Урок- игра
Урок- презентация
Урок экскурсия
Урок КВН
Урок комплексного использования знаний
Урок контроля знаний

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
1. Русский язык: учебник: в 2 ч.: для 2 класса четырехлетней нач. школы / Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. - М.: ACT: Астрель, 2012.
2. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. К учебнику Л.Я. Желтовской «Русский язык». В 2-х частях/Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. - М.: ACT: Астрель, 2012.
3. Желтовская Л.Я, Калинина О.Б. Русский язык: дидактические карточки-задания к учебнику Л.Я. Желтовской «Русский язык»: для 2-го класса четырехлетней начальной школы. - М: ACT: Астрель, 2012.
4. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку. Учимся различать звуки и буквы: для 2 класса четырехлетн. нач. шк. / Е.В. Ветров, Т.В. Ветрова. - М.: ACT: Астрель, 2012.
5. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку. Проверяем сомнительные согласные: для 2-3 класса четырехлетн. нач. шк. / Е.В. Ветров, Т.В. Ветрова. - М.: ACT: Астрель: Полиграфиздат, 2012.
6. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку. Проверяем безударные гласные в корне слова: для 2-3 класса четырехлетн. нач. шк./ Е.В. Ветров, Т.В. Ветрова. -М.: ACT: Астрель, 2012.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Русский язык» во втором классе отводится 170 часов в год, 5 часов в неделю.





Учебно-тематический план


Содержание программного материала
Количество часов

1
Язык и речь (вводный раздел)
9

2
Повторение изученного о языке в 1 классе
26


Слово и его строение
8


Обозначение на письме гласных и согласных звуков
6


Слово как часть речи
2


Слово и предложение
2


Предложение и текст
8

3
Речевое общение
12


Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений
12

4
Язык как средство общения
105


Слово и его значение (лексика)
10


Слово и его строение (состав слова, морфемика)
10


Слово как часть речи (морфология)
22


Орфография
58


Синтаксис и пунктуация
5

5
Повторение
9

6
Резерв
9


Итого
170



Содержание программы (170 часов)

Язык и речь (вводный раздел)
Слово главное средство языка и речи. О роли дара речи, дара слова в жизни человека (социальная роль общения, познавательная функция и др.). Представление о связи языка и речи. Язык как основа речи, речь как «жизнь» языка, как способ общения. Формы речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая.

Повторение изученного о языке в первом классе
Слово и его строение. Звуковое, буквенное, слоговое строение слов. Обозначение на письме звуков согласных (твёрдых и мягких, звонких и глухих) и гласных. Использование алфавита. Последовательность букв русского алфавита. Роль букв е, ё, ю, я в обозначении звуков. Историческая справка о создании письменности на Руси, о рождении и изменениях русского алфавита, об использовании прописных букв. Смыслоразличитёльная роль звуков, букв. Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных.
Ударение. Смыслоразличитёльная роль ударения. Ударный слог.
Строение слога. Правила переноса слова.
Обозначение на письме гласных и согласных звуков. Употребление гласных после шипящих ш, ж, ч, щ. Обозначение безударных гласных (в двусложных словах). Обозначение парных звонких и глухих согласных (на конце слов). Написание буквосочетаний чк, чн, щн.
Упражнения в записи слов на указанные правила (списывание, под диктовку, преобразование, свободное письмо).
Слово как часть речи. Группы слов с общим значением предмета, признака, действия. Выделение групп по значению и вопросу.
Слово и предложение. Признаки предложения. Оформление предложений на письме (большая буква, точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Предложение и текст. Признаки текста. Упражнения в редактировании, пересказе (изложении), составлении текстов (устно и письменно).

Речевое общение
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений
Речь. Общение как обмен информацией. Виды речевой деятельности: слушание, говорение (восприятие смысла, информации), чтение, письмо (передача смысла, информации).
Умение ориентироваться в речевой ситуации (с кем? зачем? что? как?). Речевое действие и необходимые условия его совершения: наличие партнёров пообщению и потребности (мотива) у одного обращаться с речью, у другого- воспринимать её.
Роль несловесных средств (интонации, поз, жестов, мимики) в речевом общении.
Высказывание. Текст. Высказывание как продукт речи. Средства и объём высказывания: слово-предложение, предложение, текст. Осознание целей, задач высказываний: спросить, сообщить, подтвердить, отрицать, попросить, поздравить и др.
Текст (устный и письменный). Тема текста. Роль заголовка в тексте. Текстыс одной или двумя микротемами. Использование красной строки при выделении смысловых частей текста.Из истории появления выражения «красная строка». Смысловое единство структурных частей. Наблюдение над особенностями текстов с точки зрения их назначения: описание животных, природных уголков, цветов), повествование (воспоминания о летних каникулах, зимних забавах); рассуждение (о любимом времени года). Жанровое разнообразие текстов: сказка, загадка, считалка, закличка, природная зарисовка, письмо. Стилевое различие текстов (научная, учебно-деловая, художественная, разговорная речь).
Речевой этикет. Этикетные высказывания: просьба, вопрос, благодарность, поздравление.
Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения)
Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста: объяснений учителя, вопросов, содержания небольших текстов как учебного, так и художественного характера, формулировок заданий к упражнениям, правил, определений. Уточнение непонятного с помощью вопросов, обращения к сноскам, словарю учебника. Выбор нужного материала из текста. Элементарное прогнозирование содержания текста по его заголовку, плану. Понимание интонационной окраски предложений, маленьких текстов.
Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс передачи смысла, информации. Создание, конструирование собственных устных и письменных высказываний (предложений, текстов) с определённой речевой задачей на темы, близкие второклассникам: о каникулах, любимых уголках природы, животных, об увлечениях, прочитанных книгах, увиденных фильмах и пр. Разыгрывание ситуаций в диалоговой форме. Составление элементарного текста письма.
Овладение нормами орфоэпии и правильного интонирования предложения и текста.
Грамотное оформление выражаемых мыслей и чувств в соответствии с изученными каллиграфическими, орфографическими и пунктуационными правилами.
Практическое овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (обращение с просьбой, благодарность, поздравление).

Язык как средство общения
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке. Язык как своеобразный код, средство обозначения явлений реального мира («всему название дано») и средство общения. Язык людей язык слов. Связь языка с мышлением (выражаем и формулируем мысли и чувства).
Русский язык родной язык русского народа. Связь развития языка с историей развития культуры русского народа (почему так называется, почему так говорят, почему так пишется и т.п.). Представление об историческом корне слова. Из истории происхождения собственных имён (имён, фамилий).
Наблюдение над выразительными средствами русского языка, качествами устной народной речи (на примере малых жанров устного народного творчества). Развитие мотива к изучению русского языка.
Фонетика, орфоэпия. Словесное ударение. Произношение звуков и сочетание звуков в соответствии с нормами русского литературного языка. Фонетический разбор (анализ) слова.
Графика. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов с мягкими согласными, с йотированными гласными е, е,ю, я, с непроизносимыми согласными.
Использование на письме разделительных ь и ъ знаков; небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца, красной строки.
Развитие графической зоркости, умения точного списывания с образца.
Чистописание. Совершенствование техники написания письменных букв по группам в порядке усложнения их начертания:
1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г;
2) л, м, Л, М, я, Я, А;
3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, ч, Ч;
4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б;
5) ь, ы, ь, н, Н, ю, Ю, к, К;
6) В, в, 3, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф;
7) Ф, У, Г, Ю, П, Т, Р, Б, Д.
Отработка начертания букв и их рациональных соединений при письме слов и предложений.

Слово и его значение (лексика)
Понимание слова как единства звучания и значения. Нахождение в толковом словаре значения слова. Осознание словарного богатства русского языка. Слова, имеющие одно, два и несколько значений. Прямое и переносное значение слова. Слова с близким и противоположным значениями (синонимы, антонимы). Наблюдение над использованием слов в разных значениях в речи, в эталонных текстах. Пути, источники пополнения словарного запаса русского языка. Знакомство со словарями: толковыми, синонимов и антонимов.

Слово и его строение (состав слова, морфемика)
Понятие о родственных (однокоренных) словах. Значимые части слов (корень, приставка, суффикс, окончание). Корень смысловой центр слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов с омонимичными корнями.
Основа слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Осознание значения суффиксов и приставок. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок: Разбор слов по составу.

Слово как часть речи (морфология)
Обобщение сведений о частях речи как группах слов с общим значением предметности, признака, действия (общее представление). Слово как часть речи (с введением терминов: имя существительное, имя прилагательное, глагол).
Имя существительное. Значение, вопросы как средство его выявления. Углубление представления о значении предметности: обозначение явлений природы, состояния процесса (сон, бег, разговор).
Представление об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. Имена собственные (имена, отчества, фамилии, клички, географические названия). Наблюдение над изменением имён существительных по числам.
Имя прилагательное. Значение, вопросы как средство его выявления. Значения признака предмета (по цвету, размеру, форме, вкусу, месторасположению, оценке, характеру и т.д.). Смысловая и грамматическая связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над изменением прилагательных по числам.
Глагол. Значения действия, состояния живых существ (спит, радуется), состояния неживых предметов (растёт, стоит, находится). Вопросы как средство выявления значения глагола. Смысловая и грамматическая связь с именами существительными. Наблюдение над изменением глаголов по числам.
Служебные части речи. Предлоги. Союзы (и, а, но, как, что).
Их роль в речи:
а) выражать отношения между знаменательными частями речи: пространственные (за, над, под, в, к), противительные (а, но), соединительные (и), сравнительные (как, точно, словно);
б) служить для связи слов и предложений.

Синтаксис и пунктуация
Общее представление о словосочетании, его номинативной роли (уточнять название). Предложение и его коммуникативная функция. Средства оформления предложений в речи: интонация конца предложений в устной речи, знаки препинания (точка, вопросительный, восклицательный знаки) в письменной речи. Связь слов в предложении (по смыслу, грамматически).

Орфография
Общее представление об орфограмме, формирование орфографической зоркости. Разные способы проверки орфограмм в зависимости от местоположения в слове. Использование орфографического словаря.
Обозначение мягкости согласных. Написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн, нч. Использование разделительного мягкого знака.
Употребление большой буквы в именах собственных (именах, отчествах, фамилиях, кличках, географических названиях).
Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова, как проверяемых, так и непроверяемых.

Повторение
Слово, предложение, текст. Основные правила правописания слов, оформления предложений. О «работе» средств языка в речи.

Развитие речи
(Двадцать часов, выделенные на развитие коммуникативно-речевых умений, включены в различные темы в течение года в виде сочинений, составления устных и письменных речевых высказываний и обозначены как «Развитие речи»)

Обогащение словаря новыми словами, уточнение значения по словарю вроде бы известных детям слов. Подборы синонимов, антонимов в условиях заданного контекста. Использование разных языковых средств выражения сравнительных отношений: описательные выражения (похож на..., подобен...), сравнительные обороты (нежный, как..., неуклюжий, точно..., словно...).
Составление предложений на тему, со словарным словом, из набора отдельных слов. Развитие речевого слуха: мелодика слова и предложения (интонационный рисунок).
Воспроизведение (изложение) чужой речи, небольших по объёму текстов повествовательного характера: дословно (списывание с образца, письмо по памяти, письмо под диктовку), близко к исходному содержанию (устный и письменный пересказ/изложение по вопросам, по готовому плану).
Составление небольших по объёму текстов на тему летних каникул, новогоднего праздника, в жанре природной зарисовки и т. п.

Слова с непроверяемым написанием
Адрес, аллея, антенна, барабан, бассейн, библиотека, брасс, велосипед, Великая Отечественная война, ветер, ветеран, внимание, вокзал, город, деревня, дятел, железо, женщина, забава, иллюстрация, иней, искусный, искусство, календарь, каникулы, капуста, коллектив,коллекция, компьютер, конверт, космонавт, космос, кросс, лимон, месяц, мужчина, народ, одежда, океан, орех, осина, отец, Отечество, Отчизна, пассажир, перрон, планета, посуда, праздник, Родина, Россия, рюкзак, рябина, салат, салатный, серебро, снегирь, столица, телеграмма, теннис, хозяин, хоккей, цирк, циркуль, чувство, февраль, футбол, энциклопедия, январский.

Требования к уровню подготовки учащихся

Второклассник научится:
различать средства звуковой системы русского языка: гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие, глухие и звонкие), ударение, слог;
знать названия букв русской графики, порядок их следования в алфавите;
знать правила обозначения на письме мягких согласных, безударных гласных, парных звонких и глухих согласных на конце слов;
знать и применять правило переноса слов с одной строки на другую;
различать значимые части слова;
выделять основные признаки слова, предложения, текста;
анализировать речь: выделять из текста предложения, из предложений - слова, из слов - значимые части (корень, окончание);
анализировать звуковой состав слова, дифференцируя звуки, определяя их последовательность, выделять голосом ударные слоги;
сопоставлять звуковой состав слова с буквенным (производить звуко-буквенный анализ);
устанавливать связь слов в предложении, определять среди них части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог);
каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объемом 40-45 слов, писать под диктовку тексты в 35-40 слов;
применять при записи слов правила:
- о переносе слов;
- о написании предлогов со словами;
- буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн;
- об употреблении разделительного мягкого знака;
- об употреблении большой буквы в именах собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных);
- о правописании парных глухих и звонких согласных на конце слова;
- о написании слов с непроизносимыми согласными;
- о правописании в корнях двусложных слов безударных гласных, проверяемых ударением;
интонационно и пунктуационно оформлять в устной и письменной речи предложение: соблюдать интонацию конца предложения, употреблять большую букву в начале и точку, вопросительный знак - в конце предложения;
определять тему текста, озаглавливать текст (с одной микротемой).

Второклассник получит возможность научиться:
проверять правописание безударных гласных корня трехсложных (и более) слов;
проверять парную согласную корня в середине слова;
различать и выделять несложные «виды приставок (на-, в-, от-, под- и т.п.) и суффиксов (-к-, -ок, -ик-, -н- и т.п.);
записывать слова с разделительным мягким знаком с опорой на правило;
различать типы текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование);
озаглавливать и письменно пересказывать текст с одной или двумя микротемами;
составлять и записывать тексты из нескольких предложений на знакомые темы (домашние животные, времена года, каникулы и т.п.);
составлять и записывать несложные тексты писем, поздравлений в соответствии с правилами этикета;
различать группы слов по значению (синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова, прямое и переносное значение слова);
пользоваться словарями (толковым, орфографическим и т.п.);
уметь применять правила этикета в письменном и устном общении.

Планируемые результаты освоения предмета

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Русский язык»:
осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием русского народа;
понимание богатства и разнообразия языковых средств;
внимание к мелодичности звучания народной русской речи;
способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами устной и письменной речи.
Метапредметные результаты освоения курса «Русский язык».
Регулятивные результаты освоения курса «Русский язык»:
на доступном уровне планировать свои действия для реализации задач урока;
выбирать способы и приемы для решения простых языковых задач;
руководствоваться правилами при создании речевого высказывания;
следовать алгоритмам при выполнении инструкций;
осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять речевые, орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила.
Познавательные результаты освоения курса «Русский язык»:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, словарь, энциклопедия);
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
использовать знаково-символические средства (таблицы, схемы, алгоритмы) для решения языковых задач;
находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, предложение;
осуществлять синтез как составление целого из частей: составлять слова, предложения, тексты;
владеть общим способом проверки орфограмм;
строить речевое высказывание с позиции передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Коммуникативные результаты освоения курса «Русский язык»:
владеть диалоговой формой речи;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции при работе в паре, группе;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты освоения программного материала соответствуют «Требованиям к подготовке учащихся».

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
1) ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
2) оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
3) осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
4) включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
5) использование критериальной системы оценивания;
6) оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования:
7) разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».

Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
Уровень
Отметка
Комментарий

Материал не усвоен
«2»
(неудовлетворительно)
Учащийся не справился с типовым заданием, отработанным на уроках многократно.

Минимальный уровень
«3»
(удовлетворительно)


Выполнение типового задания с незначительными ошибками или недочётами, либо с привлечением сторонней помощи.


Программный уровень (решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях)
«4»
(хорошо)
Выполнение задания с привлечением посторонней помощи или незначительными ошибками (недочётами), не влияющими на результат.

Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков)
«5»
(отлично)

Выполнение задания без ошибок, аккуратно и самостоятельно.


Текущий контроль усвоения материала по русскому языку осуществляется в различных формах: словарный диктант, самостоятельная работа, тестирование,, по результатам которых учитель может сделать выводы об уровне понимания изучаемого материала и уровне приобретенных умений и навыков. Текущий контроль является одним из этапов урока и проводится учителем по необходимости для проверки усвоения материала по теме урока либо по комплексу уроков.
Для текущего контроля в учебниках предусмотрены разделы «Школа грамотея», «Проверочные работы», которые включают в себя набор заданий для самостоятельной работы учащихся, по результатам которых учитель оценивает уровень овладения системой опорных знаний по теме. В данных разделах предусмотрены задания для применения теоретических знаний, практических умений, а также для проверки овладения навыком письма под диктовку, списывания с печатного текста.
Для проведения тематического контроля учитель подбирает тексты самостоятельно по системе «1 задание - 1 навык (умение)». Задания должны соответствовать темам, изученным в данном крупном разделе, и проверять уровень усвоения опорных знаний, умений и навыков по разделу. Каждое задание оценивается отдельно в соответствии с предусмотренными критериями по 5-балльной накопительной системе (1 критерий - 1 балл), которые заранее предлагаются детям, отметка за всю проверочную работу выставляется приведением к среднеарифметическому баллу. Тематический контроль может быть осуществлен в разных формах как по отдельности, так и в комплексе. Например, последовательно тестирование (для проверки теоретических знаний и умений), затем диктант (для проверки умений и навыков по разделу).
Любая положительная отметка за задание означает учебный успех учащегося по системе «зачет-незачет» и является доказательством усвоения необходимого минимума системы опорных знаний. Для создания ситуации успеха для ученика с любым уровнем учебных возможностей, целесообразно вести лист достижений (требований) с перечислением требуемых результатов (их ученик обязан Достигнуть к концу учебного года), в котором отмечаются учебные достижения ребенка без строгого ограничения времени их освоения. Т.е. ученик может освоить данное умение чуть позже, чем основная масса учащихся (главное, чтобы он его освоил), когда у него появится возможность для этого, но в течение четверти (учебного года).
Для отслеживания уровня освоения универсальных учебных действий и метапредметных умений можно применить проектную деятельность, для которой рекомендуется использовать специально предназначенные страницы учебника.
Уровень личностных достижений отслеживается через портфолио учащегося (папка достижений), туда же помещаются заполненные листы требований, материалы проектной деятельности, творческие работы учащихся, которые позволяют оценить уровень индивидуальных предметных и надпредметных достижений учащихся в комплексе.
Итоговый контроль проводится в виде письменной работы по результатам четверти, учебного года. Для проведения итогового контроля используются диктанты, контрольное звание.
Контрольный диктант дается после изучения большой орфографической темы (для выявления уровня сформированности орфографических навыков) или в конце четверти для подведения итогов учебного периода. Объем контрольных диктантов - 30-40 слов.
Грамматические задания. Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Словарный диктант позволяет проверить усвоение правописания слов с непроверяемыми орфограммами, «слов из словаря». Тренировочный словарный диктант может проводится1-2 раза в месяц. Учитель выделяет небольшую часть урока под первичную проверку изученных ранее словарных слов.
Контрольный словарный диктант проводится 3 раза в год (в начале учебного года для проверки остаточных знаний слов с непроверяемыми написаниями, изученными в первом классе (8-10 слов), а также в конце каждого полугодия для проверки усвоения обязательных к изучению во 2 классе слов) и включает в себя 10 словарных слов по выбору учителя из изученных на данный момент.



Критерии оценки письменных работ учащихся по русскому языку

Вид
работы
«5»
(отлично)
«4»
(хорошо)
«3»
(удовлетворительно)
«2»
(неудовлетворительно)

Диктант
Выполнение работы без ошибок, допускается 1-2 аккуратных исправления
1-2 ошибки на изученные правила либо ошибки на неизученные правила
3-5 ошибок на изученные правила
Более 5 ошибок на изученные правила

Проверочное списывание
Выполнение работы без ошибок с соблюдением каллиграфических норм
1 ошибка или 1-3 исправления
2-3 ошибки либо более 3 исправлений
Более 3 ошибок

Словарный диктант
Выполнение без ошибок, исправлений
1 ошибка, 1-2 исправления
2 ошибки
Более 2 ошибок


В соответствии с требованиями ФОГС введено также критериальное оценивание качества овладения программным материалом. Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать наиболее частные затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы учителя, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы; отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями; навыки контроля, самоконтроля, умение анализировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы; навыки взаимной и самооценки и т.п.).
Содержание, форму и критерии оценки текущих проверочных работ каждый учитель может подобрать сам или вместе с учащимися в зависимости от возможностей класса, имеющихся учебных и контрольных материалов. Каждый критерий оценивается в 1 балл.
Стоит помнить, что в данном случае 1 или 2 балла не являются отметкой, а лишь выявляют те трудности, которые испытывает ученик. Баллы накапливаются, выявляя уровень освоения учащимся данного вида деятельности.

Количество контрольных и проверочных работ за год

Вид контроля
Количество

Проверочная работа
4

Проверочное тестирование
4

Контрольный диктант
8

Контрольное списывание
2

Контрольный словарный диктант
3







Материально-техническое обеспечение программы

Учебные пособия:
школьные орфографические словари;
Толковый словарь русского языка;
Орфоэпический словарь русского языка.

Специфическое сопровождение (оборудование):
Таблицы: «Разбор слова по составу», «Звуко-буквенный разбор слов», «Проверка безударных гласных в корне», «Проверка парных согласных в корне», «Алфавит», «Письменные буквы русского алфавита» (по методике В. Илюхиной), «Звуки и буквы», «Согласные звуки и буквы», звукобуквенная лента;
опорная цветовая таблица «Состав слова»;
сигнальные карточки цветовые;
сигнальные карточки буквенные;
набор карточек «Словарные слова»;
наборы предметных картинок, «Картинный словарь»;
наборы сюжетных картинок для развития речи;
репродукции картин известных художников для развития речи;
шкафы для хранения счетного и демонстрационного материала.

Электронно-программное обеспечение:
специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);
электронные словари;
презентации по русскому языку.

Технические средства обучения:
компьютер с учебным программным обеспечением;
мультимедийный проектор;
демонстрационный экран;
магнитная доска;













Учебно-методическая литература:

Желтовская Л.Я. Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык» Л.Я. Желтовской. Программа. Методические рекомендации. Тематическое планирование. – М.: АСТ: Астрель, 2012.
Повторение и контроль знаний. Русский язык. 1-2 классы. Интерактивные дидактические материалы. Методические пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост.: С.В. Арчакова, Н.М. Баркалова, С.А. Летуновская, О.П. Слесарева. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).
Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: Н.М. Баркалова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).
Русский язык. 2 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением. / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
Русский язык. 2 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером. / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
Уроки русского языка с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.А. Архипова, О.С. Асафьева [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2013. – (Современная школа).
Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).
Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).























Литература, используемая при составлении рабочей программы:

1. Авторская программа курса «Русский язык», авторы Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина, Москва, АСТ-Астрель, 2012
2. Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина. Русский  язык Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык»: методические рекомендации, тематическое планирование, контрольные работы. /М.: АСТ: Астрель, 2012. – 191,[1]с. – (Планета знаний).
3. Методическое пособие для учителя / Л.Я. Желтовская // «Обучение во 2 классе по учебнику « Русский язык».- М.:АСТ «Астрель», 2011г.
4. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа.» 2 класс, УМК «Планета знаний» – 2-е изд., доработанное. – АСТ-Астрель Москва 2011. – 576 с. – (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации; .
5. Русский язык. 2 класс. Контрольные и диагностические работы / Л.Я. Желтовская. – М.: АСТ: Астрель, 2012.
6.  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]























ПРИЛОЖЕНИЕ.
Образцы письменного контролирующего материала.
I   триместр
Входной  контрольный диктант №1
Мурзик.
У Славы жил кот Мурзик. Мурзик любил играть в кустах. Однажды Слава долго искал кота. А кот сидел на окне.
Слова для справок: сидел, на окне.
 
Диктант №2 «Слово и предложение»
Рыбаки.
Дедушка Пётр с внуком Юрой идут на речку ловить рыбу. Верный пёс Амур бежит рядом. Около реки находят любимые места и развёртывают удочки.
Успешной ловли вам, рыбаки! (27 слов)

Контрольный диктант №3 за 1 семестр по теме «Лексическое значение слова»
В октябре.
Октябрь часто называют листопадником. В этом месяце у животных много забот. Зима не за горами. Нужно запасать пищу. Белки прячут орешки под палой листвой. Последние птицы улетают в тёплые края. (30 слов)
 
 
II триместр
Диктант №4 «Проверяемые орфограммы в корне слова»
 
Хорош лес зимой! Воздух чист и свеж. Деревья в причудливых нарядах. Просто снежное царство, блестящее на солнце. Вот притаились пеньки в снеговых шапках. За ними видны заячьи следы. В зелёных кронах елей прячутся птицы. Им там тепло.
Лесные хоромы ждут гостей. (41 слово)
          Дополнительные задания
Разбери по составу слова: (в) городском , медвежонка;
(в) снеговых, гостей
                 
Подчеркни предложение . которое построено так:
I_прил.____     __сущ.____    __гл.____     _сущ.______.
 
Диктант №5 «Правописание гласных и согласных в корне слова»
Ребята долго ждали весёлого праздника. В комнату внесли пушистую ёлку. В доме запахло смолой и свежестью.
Стали наряжать лесную красавицу. Вскоре ёлка ожила и засверкала различными игрушками, золотыми огнями. (29 слов)
Дополнительные задания.
Озаглавь текст.
Выпиши три слова с орфограммой в корне (на выбор). Покажи орфограммы графически.
Какое предложение  в тексте соответствует схеме?
I_____     _______     ______    ______ .
Поставь в конце предложения значок *.
 
Диктант №6 «Проверяемые орфограммы в корне»
Весь день идёт снег. Все деревья и скамейки в городском парке занесло пушистыми хлопьями. Илья и Юля встали на лыжи. Что за причудливый зверёк? Похож на белого медвежонка! А вот на ветке сосны застыла белочка. Ласковое солнце посеребрило снежинки. Удивительная     красота!(42 слова)
 
 Диктант №7«Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова»
Лучи.
В дальний путь ушли лучи солнышка. Они несли тепло листьям, цветам и травам. Вот луч упал в сад. На деревьях лопнули почки и бутоны. Маленький лучик играл с ребятами во дворе. Там гуляли Анна и Даша. (36 слов)
Слова для справок: несли, тепло, луч.

 Контрольный диктант за 2 семестр по теме «Непроверяемые гласные и согласныев корне слова».
Какой красивый лес зимой! Кругом пушистые сугробы. Хороши высокие ели. На ветках шапки снега. У куста сидит зайка. В дупле уснула белка. На макушку елки села птица. Все спит до весны.

III триместр

Диктант №8«Разделительный мягкий знак»
 
После медного звона осени наступает пора ожидания холодов.
Падают в лужицу капли с рябины. По веткам снуют дрозды. Скоро всё забелеет.
Россыпью гвоздей лежат в  воде колючки от ёлок. Берёзка сбросила листья.
Только кукушкин лён бодро зеленеет в березняке.(38 слов)

Диктант №9  «Имя существительное»
 Наш огород.
От тёплых лучей ожила земля . вот и первая травка. У дома наш огород.
На грядках Ольга Александровна с дочкой Дарьей посадили лук, укроп, морковь.
Поливать помогал маленький Юра. Он носил в игрушечном ведёрке воду. (34слова)
 
Диктант №10 «Части речи»
У реки.
Борис жил у реки. Широка и красива река Ока. Борис с друзьями часто катался на лодке. Они любили рыбачить. В реке водились судаки, ерши и окуни. Раз мальчики поймали большого леща. Дома бабушка сварила вкусную уху. (36 слов)
Диктант №11 итоговый
Вишенка.
Вот наш сад. В саду зреют вишни и сливы. Рядом со старой вишней выросла маленькая тонкая вишенка. Она вышла из косточки. Алла и Илья стали ухаживать за малюткой. Они каждый день рыхлили землю. Вишенка распустила веточки. Теперь она радует глаз. (40 слов)
      Слова для справок: вишенка, ухаживать, радует.
Изложение
Проведение данного изложения планируется в марте. Текст воспринимается на слух. Для  воспроизведения содержания текста даётся план.
 
                                                    Белка и зайчик.
                                                 (Сказка)
            Летом подружилась белка с зайкой. Белка была рыженькая, а зайчик серенький. Они приходили на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, грибы, орехи. У зайца была морковь и капуста.
            Но вот пришла зима. Кругом лежал пушистый снег. Холодно в лесу. Белка ночевала в дупле . зайка прятался под елью.
            Раз зимой они встретились. Шубка у зайца стала белой, а у  белочки – серой.
            Не узнали зверьки друг друга.
 Возможный вариант плана.
Как дружили белочка и зайчик летом?
Где зверьки прятались от холода зимой?
Почему при встрече они не узнали друг друга?
 
Списывание текста с пропусками
Внимательно прочитай текст, спиши его, раскрывая скобки и вставляя пропущенные орфограммы.
(И,и)л...я (Б,б)огданов получил из (М,м)...сквы посылку. Бабушка (Д,д)ар...я прислала подарок. На ст...ле стояла ч...десная игра. К (И,и)л...е пришёл (К,к)остя (К,к)урьянов. Друз...я стали строить железную д...рогу. (И,и)люша клал рел...сы. Р...бята составили длинный поез... . Мал...чик завёл маш...ну. Быстро закруж...л соста... (по) рел...сам.
Грамматическое задание:
Раздели для переноса слова «белая, зайцам».
В подчёркнутом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.
Выполните фонетический разбор слова «печь».

Проверочная работа Русский язык
Найди и исправь ошибку. Запиши текст. Выдели орфограммы зеленым цветом.
Мы идем за рыжыками. Влесу тишына. с вершыны сосны упали две большие шышки. Под кустом шыповника шипят ужи. Но вот и у сережы, и у меня полные карзины грибов. радостные бежым мы домой.
-------------------------------------------------------------------------------
Найди и исправь ошибку. Запиши текст. Выдели орфограммы зеленым цветом.
наступило чюдесное весеннее утро. Лес-чяродейоделся в пушыстый зеленый нарят. Наберезе кричят грачята. Шуршит в кустах ежык. я молчю и чютко прислушиваюсь к весенним звукам.
--------------------------------------------------------------------------------
Расположи предложения так, чтобы получился рассказ. Запиши его.
Мы любим ходить в лес за ягодами. За деревней речка и еловый лес. Летом мы жили в деревне. Там много ягод и грибов. Однажды мы набрали целую корзину земляники.
------------------------------------------------------------------------------
Расположи предложения так, чтобы получился рассказ. Озаглавь. Запиши его.
На тропинку выбежал колючий еж. Был теплый день. Вдруг в кустах они услышали шорох. Мальчики гуляли в лесу. Еж наколол гриб на иголки и убежал. Вот так встреча!


Тест по русскому языку на конец года
ВЫПОЛНИТЬ УПРАЖНЕНИЯ.
Вставить пропущенные буквы, приписать слово, обозначающее действие:
Зага.ка, наки.ка, ука.ка, подска.ка, ноче.ка, нахо.ка, улы.ка, моло.ьба.
 
Запишите однокоренные слова группами, выделите корень.
Снег, цветник, звонкий, снеговик, садик, звон, рассада, садовник, цветной, звонить, сад, цветет, снежок, цветок, снежинка, цвет, звонок, посадить, снегурочка, звоночек.
Запишите текст, вставляя в словах пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова.
      Пришла  () в.сна. На ()  р.ке  растаял лёд.  () В.да  () зат.пила  ()  б.рега.
В  ()  с.сновом   ()  б.ру  ()  з.мля ещё покрыта  снегом.  Но скоро  () заз.ленеют  ()  д.ревья. На лугах  ()  зап.стреют  ()  цв.ты.
Запишите текст, вставляя в словах пропущенные буквы.
     Белый аист – большая птица. Люди подружились с ним очень давно.
Аисты строят гнезда на крышах дер.венских  домов. Ос.нью  птицы пол.тят на юг, а в.сной вернутся в свои ж.лища.
Запишите текст, вставляя в словах пропущенные буквы. В скобках пишите проверочные слова.
     Вдруг налетел  () ре.кий  ветер.  Закачались  () ги.кие  веточки. Затрепетали листочки. На  ()  доро.ки  сада упали первые капли  ()  д.ждя.
Спишите текст. Найдите и подчеркните согласные орфограммы  в корне слов.
    Зима началась легкими морозцами. Принарядила она деревца и кусты в белые шубки. На каждый сугроб надела шапку. Под снег на ночь спрятала рябчика. А медведь уже с осени залез в берлогу.
Выпишите слова с парными звонкими и глухими согласными.
Снег глубок – год хорош.
В зимний холод всякий молод.
Кто любит труд, того люди чтут.
С кем по грибки, с тем и по ягодки.
Мир да лад – большой клад.
Рассыпались слова в пословицах, помогите их собрать.
Для, жалей, не, своей, Родины, жизни, и.
За, поспеешь, не, языком, и, твоим, босиком.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 142115




Єђ Заголовок 1Єђ Заголовок 2Єђ Заголовок 3Єђ Заголовок 4Єђ Заголовок 5Єђ Заголовок 615