Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры
Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры
В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся.
Одним из приоритетных направлений работы школы, в которой я работаю, является повышение качества образования через использование информационно - коммуникационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения. В современное время, кроме стандартного правильно оборудованного спортивного зала, большое значение для мотивации учащихся, развития, совершенствования и коррекции результатов неоценимое значение имеет наглядность, обеспечиваемая мною через использование ИКТ – технологий: презентации, работа с Интернет – ресурсами.
Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационно - коммуникационных технологий позволяет эффективно решить эту проблему. Наиболее широко использую на уроках физической культуры электронные презентации. Их использование в образовательном процессе позволяет сделать урок более интересным, наглядным и динамичным. Целью презентации является:
актуализация знаний;
сопровождение объяснения учителем нового материала;
первичное закрепление знаний;
обобщение и систематизация знаний.
Даю учащимся тему и предлагаю создать презентацию не более 7-10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии. В отличие от заведенного правила – презентация только иллюстрирует доклад по какой-то большой проведенной работе - в данном случае она является главной целью работы. Обязательным условием электронной презентации является наличие иллюстративного материала. Выбор текстового материала не возможен без привлечения дополнительной справочной литературы.
Обязательные инструктажи, проводимые с учащимися перед каждым новым разделом программы, я, совместно с детьми средних и старших классов, разработал в виде презентаций. Эта новинка показала, что учащиеся с интересом воспринимают ту же самую информацию, которая ранее предъявлялась в традиционной устной форме.
В презентации обязательно включаются фотографии известных спортсменов - представителей данного вида спорта, что позволяет в ненавязчивой форме расширять знания учащихся по отдельным разделам программы, а также получать сведения необходимые при подготовке к экзаменам и олимпиаде по физкультуре.
Исходя из моего опыта работы, я считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.
Важную роль на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе отвожу здоровьесберегающим технологиям, целью которых является формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, развитие двигательных способностей, которые так необходимы в жизни. К сожалению, в современных условиях школьники стали меньше двигаться. Всем нам известно, что дети часто болеют. Основными бедами наших школьников являются простудные заболевания, близорукость, нарушение осанки, стрессы, недостаточная двигательная активность – гиподинамия. Дефицит движения школьников могут покрыть только занятия физической культурой и спортом.
В числе методов, которые я использую, - оздоровительная гимнастика: пальцевая, дыхательная, а для профилактики простудных заболеваний, снятия усталости и боли в мышцах рекомендую самомассаж. Учебный труд связан с усиленной работой зрительного аппарата. На уроках, во внеклассной работе с детьми я выполняю « Гимнастику для глаз». В своей работе я решаю одну из важнейших задач - разбудить, заинтересовать школьников в формировании здорового образа жизни, отвлечь от негативных социальных факторов – употребления алкоголя, курения. С этой целью мною подобран и демонстрируется учащимся цикл бесед о вреде курения и алкоголя, правильном питании и мерах профилактики здоровья.
Одними из самых распространенных технологий являются тестовые. Главные требование состоят в том, что: тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию. В тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный вопрос учащемуся
Использование тестов на теоретических уроках физической культуры дает возможность:
осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения;
вносить обоснованные изменения в процесс преподавания;
достоверно оценивать качество обучения и управлять им.
Использование тестов на уроках физической культуры позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся и осуществлять контроль знаний.
Эффективность современного урока оценивается по его конечному результату. Поэтому содержание учебного материала и организация форм деятельности учеников на уроке должны быть хорошо продуманы. Они должны способствовать успешности формирования двигательных умений и навыков, вызывать положительные эмоции, поддерживать высокую работоспособность учащихся. Использование вышеназванных технологий позволяет решать данные задачи и добиваться высокого качества урока.
Учитель по физической культуре и спорту МБОУ СОШ №25 пос. Ботаника Чемерисов С.Н.