Конспект: Использование интерактивного оборудования и цифровых лабораторий в творческом образовательном процессе для развития интегративного потенциала инновационной личности.

Использование интерактивного оборудования и цифровых лабораторий в творческом образовательном процессе для развития интегративного потенциала инновационной личности.


В настоящее время независимо от нашего желания, сознания и воли в жизнь активно внедряются новые информационные технологии, которые превратились в инструмент, используемый во всех отраслях современного производства, в быту и общественной жизни. Умение работать с компьютером сегодня находится в одном ряду с такими качествами, как умение читать и писать. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится, что «нужно изучать не только достижения прошлого, но и опираться на технологии, которые будут актуальны в будущем. Компьютер должен быть постоянным спутником детей, они должны видеть и понимать его возможности» Современные образовательные учреждения интенсивно оснащаются средствами компьютерной техники: медиапроекторами, компьютерами, интерактивными досками. Виртуальный мир для учащихся становится привычной средой обитания, в которой они чувствуют себя комфортно и уверенно, а у педагогов появляется возможность, используя информационно-коммуникационные технологии, представляющие комплекс прогрессивных и эффективных педагогических приемов, реализовать самые смелые, неожиданные идеи и самые уникальные проекты.
Начиная работать с новым оборудованием (интерактивной доской) и интерактивными учебными пособиями, понимаешь, что в современной российской школе все большая роль отводится методам активного познания, самообразованию, дистанционным образовательным программам, предполагающим использование принципиального новшества, вносимого компьютерными технологиями в образовательный процесс интерактивности, позволяющей развивать активно-деятельностные формы обучения. Но при этом появляется несколько важных, вопросов:
Как достичь того, чтобы урок, на котором применяются новые технологии, был познавательным, учитывал интересы учащихся, оставлял некоторую недосказанность и побуждал к творчеству, чтобы, закончив урок со звонком, ребятам хотелось прийти еще и вновь, с интересом и увлечением раскрывать новые тайны изучаемого предмета?
Какие формы деятельности, активизирующие образовательный процесс, целесообразно применять на уроке?
Существенно ли изменится интерес учащихся к предметам естественно-научного цикла (в частности к географии), эффективность их самостоятельной работы и в целом эффективность учебного процесса, если использовать на уроках технические средства обучения и интерактивные технологии?
Обратившись к данным современной психологии, выяснилось, что вербально усваивается только 15% информации, зрительно – 25%, а если использовать оба канала восприятия, то эффект усвоения увеличивается до 65%. Таким образом, именно яркий, выразительный, динамичный, вызывающий интерес наглядный материал помогает включить ученика в активную работу и обеспечить наиболее полное восприятие целостного образа изучаемой ребёнком информации. Использование интерактивной доски как раз и предоставляет нам такие возможности. То, что ученик видит на большом экране подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами, надолго остаётся у него в памяти. В отличие от традиционных методов демонстрации наглядности, интерактивная доска позволяет увидеть действие. Учащиеся мысленно могут совершить это действие вместе с объектом, «прожить» его, «прочувствовать», что способствует более качественному усвоению знаний, помогает разнообразить работу на уроке, применяя научную организацию труда, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Объединение текстовой, графической, аудио-видеоинформации при помощи интерактивной доски, а также использование анимации способствует повышению качества преподносимой на уроке информации. На уроках географии использую следующие формы работы с интерактивной доской:
-работа с текстом и изображениями;
- создание заметок с помощью электронных чернил;
- коллективный просмотр электронных энциклопедий и хрестоматий;
- коллективная работа с заданиями электронных образовательных программ;
- коллективная работа с электронными образовательными ресурсами;
- создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;
- демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов;
- демонстрация презентаций, созданных учащимися;
- использование электронных интерактивных образовательных ресурсов;
- создание учителем и учениками «слайдов-конструкторов» многофункционального назначения.
Перечисленные формы работы позволяют учащимся овладеть конкретными практическими навыками, необходимыми при изучении географии:
- узнавание объектов;
- построение климатических диаграмм и картограмм;
- заполнение контурных карт;
- детальное рассмотрение и анализ природных явлений;
- создание моделей природных процессов, позволяющих сформировать целостную картину мира; а также общеучебными умениями, которые являются важнейшим компонентом овладения информационной грамотностью и информационной культурой, помогают детям подготовиться к полноценной жизни в современном обществе (а именно это и есть главная задача нашей школы как центра информационной культуры):
- выстраивание причинно-следственных связей;
- осознание и формулирование потребности в информации для решения той или иной проблемы; выработка стратегии поиска информации; нахождение соответствующей информации; оценивание ее качества; формирование собственного отношения к этой информации;
- умение представлять (аудитории или самому себе) свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы;
- оценивание эффективности проделанной работы по следующим параметрам: полученные знания, приобретенные навыки и успешность в решении поставленной задачи;
- осознание того, что знания и навыки, полученные в процессе решения учебной задачи, можно распространить на другие задачи и другие сферы деятельности человека.
Отвечая на вопрос об эффективности учебного процесса, отмечу, что наши ученики на протяжении последних лет демонстрируют устойчивый интерес к изучению географии, который выражается в следующем:
- количество ребят, сдающих экзамен по географии по окончании 9-го класса, выросло;
- практически все ученики 7-11 классов занимаются созданием презентаций и «слайдов-конструкторов», которые демонстрируются на уроках и позволяют повысить эффективность самостоятельной работы и качество знаний;
- выпускниками была выбрана география в качестве предмета при сдачи ЕГЭ.
Кроме этого, наши ученики являются ежегодно победителями и финалистами олимпиад по географии.
Как учитель, я активно применяю в своей работе современные технологии. Поэтому закономерен мой интерес к техническим новинкам в области образования, применяемые не только к моему предмету, но и к образованию в целом. Недавно появились в нашей школе мобильные и цифровые лаборатории (Архимед 3.0 по различным предметам), мне довелось узнать об этом интереснейшем лабораторном оборудовании и поработать с ним. Оказалось, что есть простые и удобные готовые решения, которые позволяют превратить скучный и однообразный урок в приятнейшее развлечение, а рассеянное внимание детей обратить в увлекательную работу с новейшими приборами.

15