Рабочая программа по учебному предмету мировая художественная культура 8-9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
мировая художественная культура 8-9 класс
на 2016/2017 учебный год
Челябинск
2016
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи курса
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
воспитание художественного вкуса;
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
формирование умений и навыков художественного самообразования.
Данная образовательная программа адаптирована для обучения детей с ОВЗ VII вида с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
В обучении детей, испытывающих трудности в усвоении школьных знаний, следует
полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой.
При разработке программы решалась задача создать условия для формирования познавательных интересов обучающихся с ОВЗ.
При организации работы с этими необходимо учитывать низкий темп их психической
деятельности, ригидность, иногда излишнюю возбудимость, несформированность функций эмоционального и волевого контроля, нарушение речи и коммуникации, другие возрастные особенности и психологические факторы:
неустойчивая психика;
колеблющаяся работоспособность;
снижение контроля за своей деятельностью;
слабая моторика;
недостаточно развитое воображение;
плохая переключаемость с одного вида деятельности на другой;
Особое внимание уделяется развитию умений сравнивать, обобщать, соотносить понятия предметного материала.
Содержание учебного материала, направленное на обеспечение системного усвоения знаний обучающихся, включает:
Усиление практической направленности изучаемого материала;
Выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
Опора на жизненный опыт ребёнка.
Параметры измерителей учебных достижений обучающихся с ОВЗ VII вида аналогичны
параметрам для нормально развивающихся детей.
Конкретные задания разрабатываются с учетом клинико-психологических особенностей детей и их возможностей в получении образования.
При создании детям с ОВЗ определенных образовательных условий, они способны
овладеть программой основной общеобразовательной школы .При составлении рабочей программы в данном классах акцентируется внимание на практическом использовании знаний по МХК. Предполагается эмоционально-образное изучение предмета. В основе такого подхода лежат научно-выявленные особенности познавательных возможностей обучающихся.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Мировая художественная культура»
Постижение искусства в основной школе направлено на эмоционально-ценностное освоение мира и происходящих в нём явлений, воплощённых в различных художественно-об- разных формах творческой деятельности человека. Полученные за время предыдущего обучения в школе знания о языке художественной выразительности пластических искусств, музыки, литературы дополняются сведениями о языке театра, экранных искусств, фотографии. Появляется понимание специфики и общности выразительных средств разных видов искусства, расширяются представления о современных искусствах, формируется целостная эстетическая картина мира, приходит осознание роли искусства в жизни человека и общества. Учащиеся постигают многообразие жанров искусства, учатся понимать роль традиций и новаторства в развитии искусства разных народов, размышлять об образной природе и эмоциональном воздействии искусства на человека. Активное самостоятельное освоение школьниками образовательного пространства Интернета осуществляется в процессе поиска информации о различных событиях культурной жизни в стране и за рубежом. Эмоциональное восприятие духовного наследия, умение оценить произведения искусства с позиции эстетических идеалов и высказать собственное мнение о сущности различных явлений культуры, участие в каком-либо виде художественного творчества включают подростков в процесс художественного познания и творческого освоения мира
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
Рабочая программа основного общего образования по искусству составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных организаций общего образования. Предмет «Искусство» изучается в 8—9 классах в объёме не менее 70 ч ( 35 ч в 9 классе )
Результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Изучение курса «Искусство» в основной школе обеспечивает определённые результаты. Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно- творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают:
сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культурного наследия народов России и человечества;
усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;
степень усвоения художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, который способствует обогащению собственного духовного мира;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира в процессе творческой деятельности;
ответственное отношение к учёбе, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач;
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству;
освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
участие в общественной жизни школы с учётом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;
коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;
навыки проектирования индивидуальной художественно- творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения:
самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;
адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;
устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; определять и классифицировать понятия, обобщать, устанавливать ассоциации, аналогии
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, находить общее решение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
пользоваться информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ-компетентности);
понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры, роль искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии человечества, функционировании современного социума;
эстетически воспринимать окружающий мир (преобразовывать действительность, привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения); самостоятельно организовывать свой культурный досуг.
Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:
расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуальное и эмоциональное развитие; развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественно- творческой деятельности в каком-либо виде искусства;
присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства; пони- мание и оценку художественных явлений действительности во всём их многообразии;
общее представление о природе искусства и специфике выразительных средств отдельных его видов; знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся деятелей отечественного и зарубежного искусства;
развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.; овладение умениями и навыками для реализации художественно-творческих идей и создания выразительного художественного образа в каком-либо виде искусства;
осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения на факты и явления искусства;
участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов класса, школы и др.;
умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства, проявлять интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка);
воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, владение практическими умениями и навыками, способами художественной деятельности;
формирование личностно-оценочных суждений о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других предметов, межличностном общении, создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.
Планируемые результаты
По окончании 9 класса школьники научатся:
понимать значимость искусства, его место и роль в жизни человека; уважать культуру других народов;
воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать место в ней отечественного искусства;
интерпретировать художественные образы, делать выводы и умозаключения; — описывать явления художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
воспринимать эстетические ценности, проводить срав- нения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления; высказывать мнение о достоинствах произведений искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой, исполнительской деятельности;
осуществлять самооценку художественно-творческих возможностей; проявлять умение вести диалог, аргументировать свою позицию;
структурировать изученный материал, полученный из разных источников, в том числе из Интернета; применять информационно-коммуникативные технологии в индивидуальной и коллективной проектной художественной деятельности;
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности; устанавливать связи и отношения между явлениями культуры и искусства;
аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры; чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
использовать коммуникативные свойства искусства; действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач; проявлять толерантность в совместной деятельности;
участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; заниматься художественным самообразованием.
Содержание учебного предмета, курса.
Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями: «Искусство как духовный опыт человечества», «Современные технологии в искусстве». Предлагаемые содержательные линии нацелены на формирование целостного представления об искусстве и обобщение разнообразных знаний, умений и способов учебной деятельности, полученных учащимися в ходе изучения курсов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе.
Искусство как духовный опыт человечества. Народное искусство как культурно-историческая память предшествующих поколений, основа национальных профессиональных школ. Единство формы и содержания как закономерность искусства и специфика её преломления в народном и профессиональном искусстве. Древние образы и их существование в современном искусстве. Специфика языка народного искусства, взаимосвязь с природой и бытом человека. Многообразие фольклорных традиций мира, их творческое переосмысление в современной культуре. Этническая музыка. Национальное своеобразие и особенности региональных традиций.
Временные искусства. Содержание и духовное своеобразие музыки и литературы, их воздействие на человека. Особенности воплощения вечных тем жизни в музыке и литературе: любовь и ненависть, война и мир, личность и общество, жизнь и смерть, возвышенное и земное. Единство формы и содержания произведения искусства. Современность в музыке и литературе.
Пространственные (пластические) искусства: живопись, скульптура, графика, архитектура и дизайн, декоративно-прикладное искусство. Средства художественной выразительности пластических искусств. Единство стиля эпохи в архитектуре, живописи, материальной культуре. Роль пластических искусств в жизни человека и общества: формирование архитектурного облика городов, организация масс средствами плаката, открытие мира в живописи, книжной и станковой графике, украшение быта изделиями декоративно-прикладного искусства и др. Особенности современного изобразительного искусства: перформанс, акция, коллаж и др.
Пространственно-временные искусства. Средства художественной выразительности в киноискусстве. Создание кинофильма как коллективный художественно-творческий процесс. Истоки театра, его взаимосвязь с духовной жизнью народа, культурой и историей. Драматургия — основа театрального искусства. Опера как синтетический жанр. Возникновение танца и основные средства его выразительности. Балет. Воздействие хореографического искусства на зрителей.
Современные технологии в искусстве. Компьютерная графика как область художественной деятельности. Использование компьютера для синтеза изображений, обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Применение данной технологии в изобразительном искусстве: компьютерный дизайн, анимация, художественное проектирование, полиграфия, спецэффекты в кинематографе. Соотношение технических характеристик и художественной основы получаемого творческого продукта. Различия в восприятии визуального произведения: классического и с использованием компьютера.
Электронная музыка. Электронная музыка как музыкальное сопровождение театральных спектаклей, радиопередач и кинофильмов.
Мультимедийное искусство. Влияние технического прогресса на традиционные виды искусства. Особенности и возможности современных мультимедийных технологий в создании произведений искусства. Цифровое фото. Фотография как способ художественного отражения действительности. Современное телевидение и его образовательный потенциал. Особенности телевизионного изображения подвижных объектов. Ресурсы цифрового телевидения в передаче перспективы, светотени, объёма. Эстетическое воздействие телевидения на человека.
Традиции и новаторство в искусстве. Искусство в современном информационном пространстве: способ познания действительности, воплощение духовных ценностей и часть культуры человечества. Художественный образ в различных видах искусства, специфика восприятия. Взаимо дополнение выразительных средств разных видов искусства. Значение искусства в духовном и интеллектуально-творческом развитии личности. Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебником для общеобразовательных учреждений авторов Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8—9 классы»
6. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
В тематическом планировании рабочей программы «Мировая художественная культура» с 8-9 класс на 2016/2017 учебный год выделены следующие разделы:
Содержание учебного предмета (курса) «Мировая художественная культура»
8 класс - 70 часов:
Содержание учебного предмета Тема раздела (количество часов)
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Примерный художественный материал. Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей ( по выбору учителя на знакомом материале).
Художественно-творческая деятельность учащихся Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусств. Искусство в жизни современного человека
(3 часа).
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире.
Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.
Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе.
Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников. Искусство открывает новые грани мира
(7 часов)
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации.
Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.
Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и Искусство как универсальный способ общения
(7 часов).
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций ( эмоций, чувств, поступков ) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Поэтизация обыденности. Красота и польза. Искусство как универсальный способ общения
(11 часов ).
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Исследовательский проект. Прекрасное пробуждает доброе (6 часов)
Содержание учебного предмета (курса) «Мировая художественная культура»
9 класс - 35 часов:
Содержание учебного предмета Тема раздела (количество часов)
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.
Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Воздействующая сила искусства
( 9 часов.)
Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве. Искусство предвосхищает будущее
(7 часов.)
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства. Дар созидания. Практическая функция
(11 часов)
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.
Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект. Искусство и открытие мира для себя
(8 часов.)
Учебно-методический комплекс.
Программа и учебник Дидактическое обеспечение
Методическое обеспечение
Программа «Искусство» для 8-9 кл. Г. П. Сергеевой, И. Э.Кашековой, Е. Д.Критской, М.: Просвещение, 2007. А. С. Питерских. Г. Е.Гуров «Изобразительное искусство»; учебник 7-8 кл. – М.: Просвещение, 2008.
Т.И.Науменко и В.В. Алеева, «Музыка», учебник для 8 кл. – М.: Дрофа, 2006.
Инструментарий для оценивания уровня образованности обучающихсяХоруженко К.М. Мировая художественная культура: Структурно-логические схемы: Учеб. пособие для студ. Высш. И сред. Учеб. заведений. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999
Богданова О.Ю., Челышева Т.В., Чертов В.Ф. Основы художественной культуры. Литература: Тестовые задания/Под ред. Н.А. Селезневой, В.П. Беспалько. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999
7.Критерии оценки художественно-творческой деятельности обучающихся8-9 классов:
эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к их познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры; и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);
воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированность практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования: в изучение других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.
Календарно-тематическое планирование по « Мировой художественной культуре»
8 класс - 70 часов:
Тема каждого урока
Количество часов Дата проведения урока Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей Формы текущего контроля успеваемости Коррекционная работа Корректировка
план факт план факт Искусство в жизни современного человека (2ч)
Искусство вокруг нас 1 Рассказать и записать свои впечатления от посещения театра, музея, выставки, концерта развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления; Искусство прошлого и настоящего 1 устный опрос, тест развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; Искусство открывает новые грани мира (7 ч)
Искусство – образная модель окружающего мира и самого себя 1 Культура и быт первобытных людей, проживающих наустный опрос Развитие личностных качеств: привычки к трудовым усилиям, ответственного отношения к делу, стремления к положительному результату Познание мира через искусство ценности и формы их передачи в искусстве 1 Музеи города Челябинска устный опрос Особенности познания мира в современном искусстве 2 Символы города Челябинска и Челябинской области устный опрос Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции 3 устный опрос, тест Искусство как универсальный способ общения (21 ч)
Искусство как средство общения между народами 5 устный опрос развитие умения планировать деятельность
развитие словесно-логического мышления.
совершенствовать навыки зрительного внимания, памяти Знаки и символы искусства 5 устный опрос Освоение художественной информации 6 устный опрос Диалог искусств 5 устный опрос, тест Красота в искусстве и жизни (20 ч)
Что такое красота
2 устный опрос Развитие личностных качеств: привычки к трудовым усилиям, ответственного отношения к делу, стремления к положительному результату Символы красоты 3 устный опрос Эмоциональная сторона искусства 2 устный опрос Фантазия и реальность в искусстве 5 устный опрос Понимание красоты в разные эпохи 5 устный опрос Красота и польза 3 устный опрос, тест Прекрасное побуждает доброе (20 ч)
Преобразующая сила искусства 2 устный опрос расширять словарный запас за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь Функции искусства 5 устный опрос Образы искусства 3 устный опрос Синтез искусств 5 устный опрос Идеал человека в искусстве 5 устный опрос, тест
Календарно-тематическое планирование по « Мировой художественной культуре» 9 класс
(1 ч в неделю) (35 часов)
Тема каждого урока
Количество часов Дата проведения урока Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей Формы текущего контроля успеваемости Коррекционная работа Корректировка
план факт план факт 1 четверть
Воздействующая сила искусства -9 часов
Выражение общественных идей в художественных образах 2 Современные виды искусства Челябинской области устный опрос Развивать аналитико-синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, Выражение общественных идей в художественных образах 1 устный опрос Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства 2 устный опрос Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия 2 устный опрос Массовые и общедоступные виды искусства 2 устный опрос, тест 2 четверть
Искусство предвосхищает будущее 7 часов
Порождающая энергия искусства 2 Архитектура г. Челябинска расширять словарный запас за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь Научный прогресс и искусство 3 устный опрос Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве 2 устный опрос, тест 3 четверть
Дар созидания. Практическая функция. 10 часов
Эстетическое формирование искусством окружающей среды 1 Музыка в быту южноуральцевустный опрос Развитие личностных качеств: привычки к трудовым усилиям, ответственного отношения к делу, стремления к положительному результату Архитектура: планировка и строительство городов 2 устный опрос Специфика изображений в полиграфии 2 устный опрос Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества 1 устный опрос Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека 1 устный опрос Музыка в быту 1 устный опрос изобразительных возможностей искусствап в фотографии, кино и телевидении 2 устный опрос, тест 4 четверть.
Искусство и открытие мира для себя 9 часов
Единство стиля в материальной и духовной культуре 1 Выдающиеся деятели искусства Челябинской области устный опрос развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления; Искусство учит видеть и чувствовать мир по новому1 устный опрос Мышление научное и художественное 2 устный опрос Красота творческого озарения 2 устный опрос Польза творческой деятельности для человека 2 устный опрос Контрольная работа по теме:
«Искусство и открытие мира для себя» 1 Контрольная работа
ПРИЛОЖЕНЕ
Приложение
Примерные темы итоговых экзаменационных работ:
Мировоззрение народа на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики.
Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Устное народное творчество (поэтический фольклор) и современность.
Искусство как проводник духовной энергии.
Знаково-символический характер изобразительного искусства.
Образы и символы в русской поэзии и прозе.
Образная символика кинофильмов С. Эйзенштейна (Н. Михалкова, Э. Рязанова и др.).
Красота в понимании разных народов.
Синтез искусств в создании художественного образа спектакля.
Образы природы, родины в русской прозе и поэзии
Рекламные видеоклипы.
Многообразие направлений в современной эстрадной отечественной и
зарубежной музыке.
Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства.
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
Арттерапевтическое воздействие музыки.
Специфика изображений в полиграфии.
Формирование окружающей среды декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.
Исторические особенности ландшафтного проектирования
При «защите» итоговой экзаменационной работы используется форма деловой игры, имитирующей защиту научной работы-диссертации и требующей распределение ролей: «диссертант» (ученик, защищающий работу), «оппоненты» (ученики, выступающие на «защите» работы с критикой), «ученый совет» во главе с «ученым секретарем», который руководит процедурой «защиты» (ученики и учителя истории и литературы, работающие в данной параллели классов), присутствующие на «защите» (ученики класса или нескольких классов). Требования, предъявляемые к выполнению итоговой экзаменационной работы (реферата):
Выбранная тема должна содержать определенную проблему, быть адекватной школьному уровню по объему и степени научности.
Соблюдение определенной структуры итоговой экзаменационной работы (титульный лист, оглавление и т.д.).
Не следует писать очень объемных по количеству страниц итоговой экзаменационной работы.
Введение и заключение должны быть осмыслением основной части итоговой экзаменационной работы.
Тема итоговой экзаменационной работы и ее выбор
Основные требования к теме итоговой экзаменационной работы:
тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения;
в названии итоговой экзаменационной работы следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими;
следует по возможности воздерживаться от использования и названий спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий.
Структура итоговой экзаменационной работы
Требования к оформлению титульного листа:
в верхней центральной части листа (страницы) указывается название учебного заведения;
в центре тема итоговой экзаменационной работы;
ниже темы справа – Ф.И.О. учащегося, класс, Ф.И.О. руководителя;
внизу – город и год написания.
Оглавление:
Следующим после титульного листа должно идти оглавление. Итоговую экзаменационную работу следует составлять из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и библиографии.
Основные требования к введению.
Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы итоговой экзаменационной работы, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг нее возникают. В этой части также необходимо показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значения. Таким образом, тема итоговой экзаменационной работы должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из практических соображений.
Очень важно выделить цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать описание ее личных качеств с позиций ряда авторов, освещение ее общественной деятельности и т.д. Обычно одна задача ставится на один параграф итоговой экзаменационной работы.
Введение должно содержать также краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, анализируются его сильные и слабые стороны. Объем текста обычно составляет две-три страницы текста.
Требования к основной части итоговой экзаменационной работы:
Основная часть итоговой экзаменационной работы содержит материал, который отобран для рассмотрения проблемы.
Средний объем основной части итоговой экзаменационной работы – 10 страниц. Обратить внимание на обоснованное распределение материала на параграфы, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения.
Основная часть итоговой экзаменационной работы, кроме содержания, выбранного из разных источников, также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.
Требования к заключению:
заключение – часть итоговой экзаменационной работы, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении целей (или цели) и задач;
объем заключения 2-3 страницы.
Требования к библиографии в соответствии с ГОСТами.
Критерии оценивания итоговой экзаменационной работы
(экзаменационного реферата)
"Отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и (или) практическую направленность для современного общества.
"Хорошо" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, –или практическое значение выполненной работы.
"Удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, –или практическое значение.
"Неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.
Рекомендации по оцениванию итоговой экзаменационной работы
в форме защиты проекта (презентации)
I. Требования к содержательной части проекта.
1. Введение. Обосновать выбор темы, интерес к ней, ее актуальность и практическое значение.
2. Определить цель (цели) и задачи, которые позволяют реализовать цель.
3. Дать краткий обзор использованных источников и литературы. (2-3 слайда).
2. Содержание проекта.
1. Тщательный отбор текстового материала, емкого по содержанию, но краткого по объему, как этого требует размещение материала на слайдах.
2. Продуманный подбор иллюстративного материала, отвечающего содержанию текста.
3.Соотношение текста и иллюстративного материала должно быть примерно 1:3 (текст – 1/3 часть содержание проекта, иллюстративный материал – 2/3.)
3. Заключение.
Выводы по проектной деятельности о выполнении поставленных целей и задач, о практическом применении проекта. (1-2 слайда).
4. Библиография.
Требования к библиографии в соответствии с ГОСТами. Литература, электронные носители информации, Интернет-сайты.
5. Объем проекта.
Количество слайдов в презентации – не менее 30.
Требования к оформлению проекта
(презентации в программе Power Point)
1.Легко читаемый текст.
2.Форматирование текста по левому краю.
3.Обязательное разделение текста на абзацы.
4.Оформление слайдов: не слишком броский шаблон слайдов, использование не более трех цветов и шрифтов, фон слайда должен быть таким, чтобы текст легко читался, для чего должно быть продумано соотношение фона слайдов и цвета шрифта.
5.Продуманное сочетание текста и иллюстраций на слайдах, текс должен быть простым и содержать ключевые данные, количество слайдов только с текстом должно быть сведено к минимуму: введение и заключение.
6.Слайд должен открываться не более 1,5 секунды.
7.Время просмотра слайда должно быть достаточным для прочтения текста. Ручная или автоматическая настройка.
8.Музыкальное оформление презентации.
9.Количество слайдов - не менее 30.
Критерии оценивания итоговой экзаменационной работы
в форме защиты проекта (презентации)
"Отлично" - структура, содержание и оформление проекта полностью отвечают требованиям к осуществлению проектной деятельности, при защите проекта работа получила полное представление, продемонстрированы аргументированность, свободное владение материалом, четкость и точность ответов на вопросы, культура речи.
"Хорошо" - незначительные неточности при оформлении проекта, при защите проекта проявилось недостаточная аргументированность и представление работы, нечеткие ответы на вопросы.
"Удовлетворительно" - в содержательной части проекта неполно раскрыта тема проекта, при защите слабая аргументированность и неполное представление работы, недочеты при ответах на вопросы.
"Неудовлетворительно" – проекты, не отвечающие основным требованиям к проектной деятельности, до защиты на экзамене не допускаются.
Приложение 1
Требования к реферату
Реферат должен иметь определенную логическую структуру, которая позволяет в систематизированной форме изложить материал самостоятельной работы.
В плане реферата обычно предусматривается введение, две или три главы (в каждой главе может быть несколько параграфов), заключение, иллюстративное приложение, список использованной литературы и других источников. Общий объем работы – 10–12 страниц машинописного или компьютерного текста или 20–25 страниц рукописного текста.
Во введении (1–2 стр.) раскрывается актуальность темы, ее научная и практическая значимость, степень разработанности данной проблемы в литературе, цели и задачи работы.
В главах излагается содержание проведения самостоятельной работы по выбранной теме. Автор должен обратить особое внимание на аргументацию выдвигаемых положений, на результаты проведенного анализа, на обобщающие выводы, которые должны завершать каждую главу реферата.
В заключение (1–3 стр.) предлагается кратко изложить результаты проведенного анализа, показать решение поставленных автором во введении задач.
В конце реферата дается список использованной литературы и других источников. При составлении данного списка рекомендуется придерживаться следующей последовательности:
Документы государственных органов (в хронологическом порядке).
Специальная литература (монографии, сборники, брошюры – в алфавитном порядке).
Периодическая печать (газеты, журналы).
Материалы архивов.
Оформление реферата должно соответствовать стандартным требованиям. Он открывается титульным листом. Титульный лист не нумеруется. На втором листе печатается (пишется) содержание реферата, с указанием страниц.
Текст реферата печатается через два интервала (28–29 строк на странице).
При написании реферата необходимо давать ссылки на авторов и источники, откуда взяты те или иные положения, выводы других исследователей и фактический материал. Сноски даются внизу каждой страницы. Сноски печатаются через полтора интервала.
Приложение 2
Рецензия
на экзаменационную работу (реферат, презентацию, творческий проект)
за курс основной средней школы /для 9 класса/
по предмету «Искусство» (ИЗО)
ученика _______класса школы №________
______________________________________
(Ф.И.О.)
на тему:
«_______________________________________»
Актуальность выбранной темы
Источники по данной теме
Поставленная проблема в данной экзаменационной работе
Ход работы по решению проблемы
Особенности представленной работы (структура, стиль, оформление, новизна…)
Приобретенные (не приобретенные) в ходе работы исследовательские методы, теоретические знания, практические навыки.
Рекомендации к практическому применению (личная и/или общественная значимость)
Оценка работы
____________________________
Учитель (предмет) роспись /Ф.И.О./
Использование ЦОРО по предмету искусство в 8-9 классах
1. Шедевры русской живописи ЗАО «Новый диск»
2. Презентация «Абстракционисты»
3. Презентация «Гос Эрмитаж»
4. Презентация « Графика»
5. Презентация « Деревянное зодчество России»
6. Презентация «Особенности русского национального костюма»
7. Презентация «Отношение художника к миру вещей»
8. Презентация «Русские пейзажисты»
9. Презентация «Храмы Урала»
10. Презентация «Древний Египет. Скульптура»
11. Презентация «Древний Египет. Живопись»
12. Презентация «Древняя Греция. Скульптура»
13. Презентация «Древняя Греция. Живопись»
Интернет – ресурсы:
Коллекция Российского общеобразовательного портала- http://artclassic.edu.ru/Федеральный центр информационно–образовательных ресурсов- http://fcior.edu.ru/Портал «Архитектура России»- http://www.archi.ru/Портал «Культура России»- http://www.russianculture.ru/Портал «Музеи России»- http://www.museum.ru/История архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура- http://www.archi-tec.ru/Классическая музыка- http://www.classic-music.ru/Ресурсы по изобразительному искусству- http://www.wm-painting.ru/Картинная галерея: Музейные игры-головоломки- http://muzeinie-golovolomki.ru/Мифология древних народов мира- http://www.mythologv.ru/Ренессанс- академия- http://renessa-acad.ru/Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.phpВиртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/Академия художеств" Бибигон" http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
Перечень справочно-информационной и дополнительной литературы, используемой для расширения знаний по предмету «Искусство»:
Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.,1993.
Бенуа А.Н. Русское искусство XVII – XX веков. – М.: Яуза, Эксмо,2004
Брежнева А.Ф. Королевский замок Фонтенбло: Альбом/ м.: ООО Издательство «Астрель», 2004
Верман К. История искусства всех времен и народов. – Москва 2001
Воронов Н.В. Рассказ о великом скульпторе. – М.: Дет. Литер. 1991
Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 8- 9 классы. М.: ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2006
Дмитрева Н.А. Краткая история искусств. От древнейших времен по XVI век. М.: Искусство, 1988Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура.10 класс. Книга для учителя с поурочным планированием и сценариями уроков: методическое пособие. М.: изд. центр «Академия»,2008
Искусство газета. Издательский дом «Первое сентября»
Кубеев М. 100 великих чудес света. М.: «Вече»
Куликова К.Ф. Российского театра первые актеры. – Лен- издат, 1991
Кукина. Е. М. Мир русского искусства. Энциклопедический словарь. М,: Медиа,2005
Кушнеровская Г. С. Микеланджело. М.: «Молодая гвардия», 1977
Ушакова О.Д. Понятия и определения: Мировая художественная культура/ словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литература»,2006
Черняк В.З. Семь чудес и другие. М.: Знание,1990
Химик И.А. как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М.: «Просвещение»,1994
Энциклопедия для детей Искусство ч.1. Архитектура, изобразительное искусство и декоративно – прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения. – М.: Аванта 2000
Энциклопедия Мифология. - Москва «Росмэн» 2006
Энциклопедия Мифы народов мира. – М.: 2003 том 1
Энциклопедия Мифы народов мира. – М.: 2003 том 2
Энциклопедия мирового искусства Шедевры русской живописи. – белый город,2005
Эрмитаж. Санкт – Петербург: Альбом. – М.: ООО Издательство «Премьера».2002