Рабочая программа по курсу Мировая художественная культура
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БРАТСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
социально-гуманитарного цикла
Руководитель ШМО
_______ Клочкова Н. П.
«____»__________2015г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
_____ Бабий А. В.
«____»_________2015г. УТВЕРЖДАЮ
Директор
МКОУ Братский УВК
______ Исупова А. В.
«_____»__________2015г.
Рабочая программа
учебного предмета
«Мировая художественная культура»»
для 11 класса
на 2015-2016 учебный год
Подготовила
учитель украинского языка и МХК
Валько Ирина Сергеевна
Год составления программы – 2015
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета « Мировая художественная культура» для обучающихся 11 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе программы курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы /– Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 ».
Функции предмета: Развитие толерантного отношения к миру как единству многообразия.
Рабочая программа «Мировая художественная культура» рассчитана на 34часа.
Цели и задачи учебного предмета
Цель данной рабочей программы – на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции.
Задачи:
повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;
воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;
раскрытие художественно-образного языка изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;
развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;
развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.
Принципы:- Историзма (как способа «погружения» в культуру определенной исторической эпохи);- сравнительного сопоставления зарубежной и русской художественных культур;- интегративного содержания уроков;- использования творческих методов обучения. Новизна программы:В программе впервые обобщается история мировой художественной культуры от древности до современности при сохранении логики изучения отечественны традиций. Это позволило выделить русскую художественную культуру в качестве приоритетной.
Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:
-формирование отношение к культуре как к важнейшему условию свободного разностороннего развития собственной личности;
-формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
-формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни.
Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освоение отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного своеобразия.
Построение программы «Мировая художественная культура. 11 класс» моделируется на основе современных педагогических принципов, среди которых для концепции программы особенно значимы:
-принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке;
- принцип историзма;
- принцип опоры на творческий метод (стиль);
- принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;
- принцип художественно-педагогической драматургии урока.
В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития.
Учебный курс «Мировая художественная культура» является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла, что способствует реализации непрерывного культурологического образования.
Общая характеристика учебного предмета
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.
В содержательном плане программа по МХК следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
В курс Х класса включены следующие темы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков» и «Художественная культура Ренессанса». В курс ХI класса входят темы: «Художественная культура Нового времени» и «Художественная культура конца ХIХ - ХХ веков». Через оба курса сквозной линией проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъёмка, запись фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта и т. д.). Этот раздел реализуется за счёт национально - регионального компонента или компонента образовательного учреждения.
Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
Учебно-тематический план
№
п\пНаименование разделов Кол-во часов Формы контроля
По программе По рабочей программе 1 Раздел 1. Основные течения в европейской художественной культуре 19 начала 20 века 10 10 Контрольная работа.
Тест.
2 Раздел 2. Художественная культура России 19 11 11 Контрольная работа.
Тест.
3 Раздел 3 Европа и Америка: Художественная культура 20 века 6 6 Контрольная работа.
Тест.
4 Раздел 4. Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам 7 7 Тест. Итоговая контрольная работа.
Итого 34 34 Содержание программы учебного курса
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» В 11 КЛАССЕ
Раздел 1. Основные течения в художественной европейской культуре 19 начала 20 века. 10часов.
Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека.(3). Д.Байрон — властитель дум современников. Фантастический мир сказок Гофмана. Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. Творчество Ф. Гойи. Борения человека со стихией в работе яркого романтика Т. Жерико. Революционное вдохновение восставшего народа в работах Э. Делакруа.
Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.(2) Воплощение в музыке сложных и противоречивых жизненных ситуаций. Вена и Париж — крупнейшие европейские центры развития музыкального искусства романтизма. Оперы-драмы. Великие композиторы 19 века восточных земель Европы. Жизнь и творчество Ф. Шопена. Жизнь и творчество Ф. Листа.
Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.(2) Французский импрессионизм. Новая трактовка материала и формы в скульптуре. Музыкальный импрессионизм.
Тема 4. Экспрессионизм . Действительность сквозь призму страха.(1) Экспрессионизм, его исторические истоки. Круг образов. Экспрессионизм в литературе. Экспрессионизм в музыке.
Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19-20 веков. (2) Постимпрессионистические искания французских художников. Группа фовистов. Кубизм П.Пикассо. Эстетика символизма Новые направления в живописи и скульптуре. Абстракционизм — новый взгляд на форму и цвет в живописи. Теоретики новой архитектуры В. Гропиус и Ле Корбюзье. Сюрреализм.
Раздел 2. Художественная культура России19-20 века. 11 часов.
Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века.(2) Хдожественная картина мира в искусстве пушкинской эпохи. Сохранение рационализма в литературе, зодчестве, музыке, живописи, переплетение идеалов классицизма с новыми романтическими общественными взглядами. А.С. Пушкин; значение его творчества для развития русского искусства. М.И. Глинка — основоположник русской классической музыки. Крупнейшие зодчие начала XIX в. Архитектурные ансамбли — новое слово зодчества (творчество К.И. Росси, В.П. Стасова). Черты кризиса монументального зодчества в про-екте Исаакиевского собора М.Ю. Лермонтов и русский романтизм. Переплетение романтических и реалистических тенденций в русском изобразительном искусстве. Венецианов — родоначальник бытового жанра. Творчество К.П. Брюллова. А. Федотова. А.С. Даргомыжского. М.П. Мусоргского.
Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.(1) Литература пореформенной эпохи. Изменение общественного статуса живописи. Творчество В.Г. Перова. «Товарищество передвижных выставок». ТворчествоП. Чайковского.
Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебрянного века»: открытие символизма.(2) Символизм - художественное и философское течений «серебряного века». Творчество B.C. Соловьева, К.Д. Бальмонта, Вяч.И. Иванова, В.Я. Брюсова, А.Белого, А.А. Блока, М.А. Врубеля, В.Э. Борисова-Мусатова. Музыка А.Н. Скрябина.
Тема 9.Эстетика эксперемента и ранний русский авангард. «Русский футуризм» (3). Союз московских живописцев «Бубновый валет». Кубизм в творчестве П.П. Кончаловского. Гротескно-грубоватые образы М.Ф. Ларионова. Красочный мир живописи А.В. Лентулова. Абстрактноя живопись В.В.Кандинского. «Черный квадрат» К.С. Малевича. Футуризм в поэзии. Творчество Б. Л. Пастернака. Поэзия В.Хлебникова.
Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. (3) Ретроспективные тенденции в художественной культуре «серебряного века». Акмеизм в поэзии. Журнал «Аполлон». Идеи неоклассицизма в архитектуре. Стиль модерн. Творческое объединение «Мир искусства». С.П. Дягилев — антрепренер и тонкий знаток искусства. В. Идея слияния танца, живописи и музыки; ее воплощение в спектаклях «Русских сезонов» в Париже. Знаменитые хореографы. «Русский период» в творчестве И.Ф. Стравинского и С.В.Рахманинова. Тема Родины в творчестве русских художников.
Раздел 3. Европа и Америка: Художественная культура 20 века. 6 часов.
Тема 11. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла.(1) Творчество Ф.Кафки. Экзсистенциализм. Творчество А.Камю; Ж.Сартр. Признанный классик английского модернизма Д.Джойс. Жанр «иптеллектуальный роман». Творчество Г.Гесса, Э.Ремарка, Р.Рильке, Г.Лорки Постмодернизм. Творчество Агаты Кристи и Жорж Сименон.
Тема12. Музыкальное искусство в нотах и без нот. «Музыкальный авангард»20 века. (2) Творчество Г.Малера. Неоклассицизм в музыке П.Хиндемита, К.Орфа, М.Фалья. Творчество Б.Бартока, Б.Бриттена. Музыкальный авангард. Массовые музыкальные жанры. Рождение рок–н- ролла.
Тема 13. Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость (1).Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино и национального кинематографа
Тема14. . Художественная культура Америки: обаяние молодости. (2) Сплетение традиций европейского, мексиканского, африканского и других народов. Расцвет американской литературы в XX в., Творчество Р.Кента. Статуя Свободы — символ США. Небоскребы разных стилей в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе. Музыкальное искусство США. Жанр мюзикла: Ф. Лоу, Л. Бернстайн. Джаз и его истоки. Регтайм. Свинг. Эстетика импровизации.. Искусство Латинской Америки.
Раздел 4. Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам. 7 часов.
Тема15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг.(2) Русская художественная культура 20 — 30-х гг. Рождение советского искусства и доктрины социалистического реализма. Насаждение атеизма и политизация изобразительного искусства. Творчество К.С. Петрова-Водкина, П.Д. Корина, А.А. Дейнеки, И.И.Машкова, М.В.Нестерова. Образы новой советской живописи в творчестве Б.В. Иогансона, А.А. Пластова, СВ. Герасимова. Монументальное зодчество и скульптура. Оптимизм массовых песен. Творчество И.О. Дунаевского.
Тема16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века(1). Искусство военных лет. Агитационные плакаты Кукрыниксов. Мощь русского народа в творчестве П.Д. Корина. Символы великой Победы: песня «Священная война» (А.В. Александров) и монумент «Воин-освободитель» (Е.В. Вучетич). Песни о войне в наши дни. Возвращение «русской темы» в искусство второй половины XX в. Судьбы писателей, композиторов, художников в эпоху застоя. Диссидентское движение и искусство. Многонациональный характер советской музыки. ТворчествоА.И. Хачатуряна. Творчество А.А.Пластова, И.Грабаря, Н.Крымова.
Тема17.Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели».(2) Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В.Попкова. Д.Жилинского, П.Оссовского. Поэзия Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского,
Р.И.Рождественского, Н.М.Рубцов. Поэты – песенники Б.Ш.Окуджава, А.А.Галич, В.С.Высоцкий. Рождение лирической мелодрамы. Творчество Г.В. Свиридов. Четырнадцатая симфония Д.Д.Шостаковича. Творчество И.С.Глазунова.
Тема18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.(2) Храм Христа Спасителя в Москве. Противоречивый облик художественной культуры, экспансия массовых жанров. Многообразие новых творческих решений в живописи и скульптуре. Поиск положительного героя в искусстве постперестроечного времени. Развитие искусства на пороге нового тысячелетия. Молодежная субкультура.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
попыток самостоятельного художественного творчества.
Формы контроля уровня достижения планируемых результатов
Входной, промежуточный и итоговый контроль запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов, творческих работ. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических и тестовых работ. Итоговый контроль осуществить после прохождения всего учебного курса.
Критерии оценивания обучающихся 11классов
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ 5 (отл.) 4 (хор.) 3 (уд.) 2 (неуд.)
1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение) Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
2. Умение анализировать и делать выводы Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий
3. Иллюстрация своих мыслей Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы
5.Работа с ключевыми понятиями Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания
Календарно-тематическое планирование
Темы Дата
Кол-во часов Содержание учебного материала Контроль знаний
Планируемый результат
План Факт 1 раздел Основные течения в художественной европейской культуре 19 начала 20 века (10 часов)
1
2
3 Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века;
3 Многообразие стилей и направлений в искусстве XIX – начала XX веков. Эстетика романтизма. Романтизм в живописи: Э.Делакруа, Т.Жерико, Ф.Гойи Фрон-тальный опрос Знать национальное своеобразие романтизма в искусстве разных стран, значение романтизма для дальнейшего развития МХК.
Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. Знать художественные принципы реалистического искусства, связь и отличие романтизма
4
5 Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма. 2 Романтизм в музыке и идея синтеза искусств (Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Р.Шуман, Ф.Лист, Г.Берлиоз, Р.Вагнер и др.). Фрон-тальный опрос Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем Знать связь музыки с другими произведениями искусства.
Великие композиторы 19 века восточных земель Европы. Жизнь и творчество Ф. Шопена. Жизнь и творчество Ф. Листа. Фрон-тальный опрос Знать связь музыки с произведениями искусства. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем
6
7
Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. 2 Французский импрессионизм. Клод Моне. Новая трактовка материала и формы в скульптуре. Фрон-тальный опрос Знать творчество Э.Мане, К.Моне, Э.Дега, О. Ренуара Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем
8. Тема 4. Экспрессионизм 1 Экспрессионизм, его исторические истоки. Круг образов. Экспрессионизм в литературе. Экспрессионизм в музыке. Фрон-тальный опрос Сообщение о творчестве Э.Мунка, Г.Тракля, А.Шенберга.
9. Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19 -20 веков.
1 Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символ и аллегория в искусстве. Символ и миф в живописи. Эстетика символизма.
Эстетика символизма. Эстетика постимпрессионизма.
Фрон-тальный опрос Сообщение о творчестве П. Варлена, С. Малларме. Сообщение о творчествеЭ.Золя, Мопассана, Конан-Дойла. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем
10 1 Постимпрессионистические искания французских художников. Поль Сезанн,Ван Гог, Поль Гоген.
Контрольная работа.
Тест .Знать шедевры изобразительного искусства постимперсионизма, основную тематику, основные
Раздел 2. Художественная культура России19-20 века. 9 часов
11
12 Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века.
1 Сообщение о творчестве М. Глинки, А. Иванова, К.Брюллова, А.Воронихина
Фрон-тальный опрос Знать художественной культуры первой половины 19 века.
1 Сообщение о творчестве А. Иванова, К.Брюллова, А.Воронихина,П.Федотова,Д.ЗахароваИзобразительное искусство и архитектура первой половины 19 века.
Фрон-тальный опрос Знать шедевры изобразительного искусства 19 века, основную тематику, основные этапы творчества художников.
Уметь узнавать изученные произведения
13
Тема 7. Русская художественная
культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.
1
Сообщение о творчестве Н. А. Некрасова,И. С.
Тургенева, М.П. МусоргскийП.И.Чайковский.
Сообщение о творчестве В.Перова, И.Крамсакого, К.А.Саврасов, В.И.Сурикова, Шишкина,Васнецова
Развитие отечественной живописи в пореформенный период.
Фрон-тальный опрос Знать русскую художественную культуру пореформенной эпохи
14
15 Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма
1 Традиции символизма и романтизм в творчестве А. Н. Скрябина. Фрон-тальный опрос Знать искусство символизма.
1 Символизм в русской живописи.
Символизм в творчестве М. А. Врубеля и В. Э. Борисова- Мусатова
Фрон-тальный опрос Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем
16
17
18 Тема 9.Эстетика эксперемента и ранний русский авангард. «Русский футуризм»
3 Абстракционизм В. Кандинского. Опрос Знать шедевры изобразительного искусства авангарда, основную тематику, основные этапы творчества художников.
Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем
Супрематизм К. Малевича. «Аналити-ческое искусство» П. Филонова. В. Татлин — основоположник живописного конструктивизма Поэт И.Северянин , А.Е.Крученых
Опрс 19
20
21 Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм.
1 Художественные принципы модерна и идея синтеза искусств. Н.С. Гумелев, А. А. Ахматова. Модерн в архитектуре и изобразительном искусстве.
Фрон-тальный опрос Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем
1 Национальное своеобразие русского модерна (Ф.О. Шехтель и др.). 1 В.А.Серов, А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, Н.К.Рерих, Б.М.Кустодиев., И.И. Левитан, М.В. Нестеров,ТворчествоС.В.Рахманинова .
Художественное обьединение «Мир искусств»
Контрольная работа.
Тест .Знать художественное обьединение «Мир искусств» Уметь узнавать изученные произведения
Раздел 3 . Европа и Америка: Художественная культура 20 века. 5 часов.
22 Тема 11. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла.
1 ТворчествоФ.Кафки. Экзсистенциализм. Творчество А.Камю; Ж.Сартр. Признанный классик английского модернизма Д.Джойс. Жанр «иптеллектуальный роман». Творчество Г.Гесса, Э.Ремарка, Р.Рильке, Г.Лорки Постмодернизм. Творчество Агаты Кристи и Жорж Сименон.
Фрон-тальный опрос Знать Художественную литературау 20 века
23
24 Тема12.Музыкальное
искусство в нотах и без нот.
1 Творчество Г.Малера.
Франции,Испании Венгрии,США. Музыкальный авангард. Массовые музыкальные жанры. Рождение рок–н- ролла.
Фрон-тальный опрос Связь музыки с произве-
дениями изобразительного и др.искусства.
1 «Музыкальный авангард»20 века.
Англия. рок музыка «Битлз». Английского композитора Э.Л.Уэббера. Француз. композитор Ж.М.Жарра Фрон-тальный опрос Знать тему «Музыкальный авангард»20 века.
25 Тема 13. Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость.
1 Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино и национального кинематографа
Фрон-тальный опрос Знать историю развития мирового кино, творчество Ч.Чаплина, выдающиеся режиссѐры кино, жанры кинематографа.
26
27 Тема14. . Художественная культура Америки: обаяние молодости. 1 Сплетение традиций европейского, мексиканского, африканского и других народов. Фрон-тальный опрос Знать творчество Марка Твена, Т.Драйзера, Д.Стайнбека,Э.Хеменгуэля. Американская музыка.
Знать искусство Америки.
1 Расцвет американской литературы в XX в., Творчество Р.Кента. Статуя Свободы — символ США. Небоскребы разных стилей в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе. Музыкальное искусство США. Жанр мюзикла: Ф. Лоу, Л. Бернстайн. Джаз и его истоки. Регтайм. Свинг. Эстетика импровизации.
Искусство Латинской Америки Рождение звукового кино. Рождение наци-онального кинематографа..
Контрольная работа.
Тест .Раздел 4. Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам. 6 часов.
28
29 Тема15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг.
2 Русская художественная культура 20 — 30-х гг. Рождение советского искусства и доктрины социалистического реа-лизма. Насаждение атеизма и политизация изобразительного искусства. Творчество К.С. Петрова-Водкина, А.А. Дейнеки, И.И.Машкова, М.В.Нестерова. Образы новой советской живописи в творчестве Б.В. Иогансона, А.А. Пластова, СВ. Герасимова. Монументальное зодчество и скульптура. Оптимизм массовых песен. Творчество И.О. Дунаевского.
Знать русскую художественную культуру 20-30 гг., направлению реализма.
30 Тема16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века.
1 Искусство военных лет. Агитационные плакаты Кукрыниксов. Мощь русского народа в творчестве П.Д. Корина. Символы великой Победы: песня «Священная война» (А.В. Александров) и монумент «Воин-освободитель» (Е.В. Вучетич). Песни о войне в наши дни. Возвращение «русской темы» в искусство второй половины XX в. Судьбы писателей, композиторов, художников в эпоху застоя. Диссидентское движение и искусство. Многонациональный характер советской музыки. ТворчествоА.И. Хачатуряна. Творчество А.А.Пластова, И.Грабаря, Н.Крымова.
.
Тест .Знать искусство образы войны в искусстве второй половины 20 века.
31
32 Тема17.Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели».
2 Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В.Попкова. Д.Жилинского, П.Оссовского. Поэзия Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского, Р.И.Рождественского, Н.М.Рубцов. Поэты – песенники Б.Ш.Окуджава, А.А.Галич, В.С.Высоцкий. Рождение лирической мелодрамы.
Развитие живописи и музыки в 60-е годы.
Творчество Г.В. Свиридов. Четырнадцатая симфония Д.Д.Шостаковича. Творчество И.С.Глазунова. Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В.Попкова. Д.Жилинского, П.Оссовского Знать Связь музыки с произведениями изобразительного и другими произведениями искусства.
33
34 Тема18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.
2 Храм Христа Спасителя в Москве. Противоречивый облик художественной культуры, экспансия массовых жанров. Многообразие новых творческих решений в живописи и скульптуре. Поиск положительного героя в искусстве постперестроечного времени.
Итого-вая конт-рольная работа.
Тест .Развитие Музыкального искусства и театра. на пороге нового тысячилетия.
Тест
«Виды и жанры изобразительного искусства».
Назовите жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта?
а) натюрморт
б) пейзаж
в) портрет.
В каком виде изобразительного искусства используются следующие материалы: тушь, карандаш, фломастер, гелевая ручка?
а) живопись
б) скульптура
в) графика
Назовите автора картин «Вечерний звон» и «Золотая осень»
а) И.Левитан
б) М.Сарьян
в) И.Шишкин
Как называется графика, связанная с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературного произведения?
а) станковая графика
б) прикладная графика
в) книжная графика
5. Назовите жанр изобразительного искусства, который в переводе с
французского означает «мертвая природа, натура»
а) натюрморт
б) пейзаж
в) портрет.
6. Как называется жанр изобразительного искусства с изображением одного
человека или группы людей?
а) натюрморт
б) пейзаж
в) портрет.
7. К какому жанру изобразительного искусства относится произведение
В.Коровина «Цветы и фрукты»?
а) натюрморт
б) пейзаж
в) портрет.
8. Какой жанр изобразительного искусства связан с изображением животных в
живописи, графике и скульптуре и декоративном искусстве?
а) анималистический
б) пейзаж
в) натюрморт
9. Назовите автора картины «Богатыри»
а) В.Серов
б) В.Васнецов
в) К.Юон10. Как называется изображение художником самого себя?
а) парадный портрет
б) автопортрет
в) групповой портрет
11.Назовите один из основных видов изобразительного искусства,
заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих действительность
а) графика
б) скульптура
в) живопись
Комплексный зачет по МХК. 11 класс. 1 полугодие. 1 вариант.
В последней трети XIX столетия возникает новое направление в живописи, которое характеризуется тем, что художник в своих работах стремится естественно изобразить мир в его подвижности и изменчивости. Выберите из предложенных ниже вариантов название этот направления:
А) сюрреализм б) импрессионизм
В) экспрессионизм с) абстракционизм.
____________________________________
Определите, кто из перечисленных деятелей искусства был
А) импрессионистом Б) постимпрессинистом1. Поль Гоген 2. Анри Тулуз-Лотрек Монфра3. Клод Дебюсси 4. Эдуард Мане 5. Жан Батист Камиль Коро6. Пьер Огюст Ренуар 7. Поль Сезанн 8. Жорж Сёра 9. Винсент ван Гог10. Эдгар Дега Французским художникам Ренуару, Моне, Дега, Писсаро, Мане принадлежит огромное количество картин, но у каждого из художников есть произведение, наиболее полно выражающее его творчество. Укажите, какое из этих произведений кто создал.
1. «Чайки» (Темза. Здание Парламента)А. Пьер Огюст Ренуар
2. «Завтрак на траве» Б. Клод Оскар Моне
3. «Голубые танцовщицы» В. Эдгар Дега
4. «Портрет актрисы Жанны Самари» Г. Камиль Писсаро5. «Бульвар Монмартр в Париже» Д. Эдуард Мане
1 2 3 4 5 Стиль «Модерн» в западноевропейской архитектуре охватывает не только строительство банков, вокзалов, богатых особняков, выставочных комплексов и музеев. В Испании в стиле модерн строится причудливый, с нагромождением декоративных элементов собор Ла Саграда Фамилиа в Барселоне. Автором проекта собора был один из перечисленных ниже испанских архитекторов:
А) Хосе Сотерас МауриБ) Эдуардо ТоррохеВ) Антонио ГаудиГ) Лоренсо Гарсиа БарбонНазовите создателя этого собора________________________________________
В начале ХХ века во французской живописи возникло течение, получившее название фовизм (дикие). Анри Матисс, Альбер Марке, Жорж Руо, Андре Дерен, Рауль Дюфи в своих картинах открывают полный радости мир красок и ощущений. Одному из этих художников принадлежат произведения «Танец», «Музыка», «Красные рыбы», «Красная комната», «Семейный портрет». Назовите автора этих полотен ___________________________________________
Сюрреалисты Эрнст, Миро, Магритт, Дали источником искусства считали сферу подсознания (сновидения, галлюцинации), а его методом – свои ассоциации, выступающие в алогичном сочетании предметов и явлений. В картинах «Предчувствие гражданской войны», «Пылающий жираф», «Постоянство памяти», «Сон», представляющих собой фантасмагории, противоестественным ситуациям и сочетаниям предметов придана видимая достоверность и убедительность. Выберите из вышеперечисленных художников автора указанных картин. __________________________________
В первом десятилетии ХХ века в изобразительном искусстве Европы появляется авангардистское течение – кубизм, в котором художники демонстрируют свое видение человека, предметов и т.п. как сочетание геометрических фигур. Назовите имя художника, признанного основоположником кубизма. _________________________________________
Крупнейшим представителем абстрактного экспрессионизма был русский художник, в творчестве которого мы видим абсолютное господство цвета над изображением. В его композициях красочные круги, квадраты и треугольники, сочетаясь с прямыми черными линиями на белом фоне, вызывали разного рода предметные ассоциации. Он связывал краски с определенным состоянием души и со звуками предметного мира («фиолетовые скрипки», «желтый звук»), выстраивая беспредметные аморфные композиции по законам музыки. Он опирался на такие элементы музыкальной структуры, как главная тема, вариации, нарастающие и гаснущие ритмы, инверсии. «Композиция № 6, № 7, № 8» и другие выражают внутренний мир художника, отстранившегося от внешних факторов и подражания природе. Назовите имя этого художника _____________________________________________
Выдающийся художник-пейзажист, его искусство стало по колориту и живописной технике связующим звеном между классической традицией и импрессионизмом. Он поэтично изображал серебристый туман («Утро»), предгрозовой ужас («Порыв ветра»). В своих пейзажах, которые парижане называли «интимными», художник передавал настроение в природе сумеречной порой, при гаснущих закатах, в предрассветной мгле и использовал технику раздельных мазков, что уже можно было считать началом импрессионизма. Кто этот художник? ________________________________
Этот художник сыграл особенно важную роль в формировании импрессионизма. В большинстве его работ отсутствовало действие. Трудно определить жанр картин. Нередко они объединяли портрет и бытовую сцену либо бытовую сцену и пейзаж. Его кисти принадлежат «Олимпия», «Флейтист», «Завтрак на траве». Назовите имея этого художника.
По названию одной из картин этого художника – «Впечатление (impression). Восходящее солнце» названо целое художественное направление – «импрессионизм». Он первым сформулировал ее принципы, разработал программу пленэра, живописную технику. Кто это?
Многие достижения импрессионизма связаны с творчеством этого художника, вошедшего в историю искусства как «живописец счастья». Он действительно создавал на своих картинах особый мир пленительных женщин и безмятежных детей, радостной природы и прекрасных цветов. В течение всей своей жизни писал пейзажи, но его истинным призванием оставалось изображение человека. Всемирно известны его «Портрет актрисы Жанны Самари», «Зонтики», «Лягушатник». ___________________________
Опишите картину.____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________