Рабочая программа Мировая художественная культура 10-11 классы вечерней школы


Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Мировая художественная культура» составлена с учетом «Обязательного минимума содержания образовательных программ», утвержденного МО РФ, на основе образовательного стандарта среднего /полного/ общего образования, соответствует уровню обязательного содержания основных образовательных программ. В основе данной рабочей программы использована программа общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 10-11 класс Г.И. Данилова, 6-е издание стереотипное, Москва, Дрофа, 2010 г.
Учебно-методическая литература:
1. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений
/ Г.И. Данилова. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011 г
2. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура: от 17 века до современности. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений
/ Г.И. Данилова. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011 г.
Необходимость разработки программы обусловлена:
- отсутствием специальной программы для вечерних школ;
- отсутствием учебников для вечерних школ;
- несоответствием действующих программ для общеобразовательных учреждений (дневная форма обучения), рассчитанных на 68 часов в 10 и 11 классах, и количеством часов учебного плана вечерней школы – 36 часов в 10 и 11 классах.
Данная рабочая программа рассчитана на 36 часов, по 18 часов в 10 и 11 классах соответственно.
Общим дидактическим принципом построения программы стал принцип сравнительного рассмотрения главных проблем эпохи, которые воплощены в типологически близких памятниках художественной культуры — артефактах. Например, в Древнем мире в качестве главных проблем выделены проблемы возникновения цивилизаций, проблема происхождения мира, проблема бессмертия, проблема человека.
Учитывая возрастные особенности, при изучении художественных артефактов программа предполагает значительную творческую самостоятельность в их изучении и расширении образовательной базы учащихся путем обращения к межпредметным связям.
Приоритетными целями изучения МХК вообще являются:
- приобщение к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества через общение с искусством во всем комплексе его видов и развитие активно «мыслящего мировоззрения»,
- формирование на основе знакомства с артефактами мировой художественной культуры умения свободно ориентироваться в ее пространстве от истоков (первобытное искусство) - Новейшего времени (вторая половина XX в.);
- акцентирование внимания при анализе художественно-образного содержания памятников мировой художественной культуры на общечеловеческих ценностных ориентациях, составляющих основу для формирования личностных индивидуальных мировоззренческих позиций; формирование внутренней открытости и лояльности к незнакомому и новому в сочетании с устойчивыми индивидуальными мировоззренческими позициями.

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Цель данной рабочей программы – на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции.
Задачи:
- повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;
- воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;
-раскрытие художественно-образного языка изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;
- развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;
- развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.
Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:
формирование отношение к культуре как к важнейшему условию свободного разностороннего развития собственной личности;
формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни.
Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освоение отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного своеобразия.
Построение программы «Мировая художественная культура» моделируется на основе современных педагогических принципов, среди которых для концепции программы особенно значимы:
-принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке;
- принцип историзма;
- принцип опоры на творческий метод (стиль);
- принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;
- принцип художественно-педагогической драматургии урока.
В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития.
Учебный курс «Мировая художественная культура» является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла, что способствует реализации непрерывного культурологического образования.
Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, сформулированным в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должензнать/понимать
• особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
• шедевры мировой художественной культуры;
• основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
• роль знака, символа, мифа в художественной культуре;
уметь
• сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
• понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
• осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
• уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
• уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• определения путей своего культурного развития и профессионального самоопределения;
• ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;
• организации личного и коллективного досуга;
• самостоятельного художественного творчества.
Результатом преподавания учебного предмета «Мировая художественная культура» должен явиться эстетический рост учеников, постигающих мировую художественную культуру: от восприятия школьниками конкретных художественных произведений через постижение ими целостной художественной картины мира к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному творчеству, возвышению духовности на основе мирового, отечественного, регионального культурного наследия.
Формы и средства контроля
Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатом обучения – умения, навыки и результатом воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса. Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных творческих заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: диспуты, семинары.
Содержание.
10 класс (18 часов)
Тема 1. Художественная культура древнейших цивилизаций (3 часа).
Первые художники Земли. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Искусство и религия. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека.
Древний Египет. Архитектура Древнего Египта. Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе (Хеопса, Хефрена, Менкаура) как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. Изобразительное искусство Древнего Египта. Рельефы и фрески. Скульптурные памятники и музыка Древнего Египта.
Художественная культура Междуречья. Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона.
Искусство доколумбовой Америки. Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах.
Тема 2. Художественная культура античности (3 часа)
Эгейское искусство. Истоки крито-микенской культуры и ее значение. Шедевры эгейской архитектуры. Фрески Кносского дворца.
Золотой век Афин. Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации.
Выдающиеся скульпторы Древней Эллады. Куросы и коры периода архаики. Скульптурные каноны Поликлета и Мирона. Творения Скопаса и Праксителя…
Архитектура императорского Рима. Архитектурные символы римского величия. Римский Форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Пантеон – «храм всех богов». Колизей – величественная зрелищная постройка Древнего Рима. Изобразительное искусство Римской империи. Изобразительное искусство этрусков. Римский скульптурный портрет. Мозаичные и фресковые композиции Рима. Театральное и музыкальное искусство античности.
Тема 3. Художественная культура Средневековья (4 часа)
Мир византийской культуры. Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве.
Архитектурный облик Древней Руси. Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских». Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве.
Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры. Архитектура Московского княжества. Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности. Храм Софии Новгородской. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Следование традициям владимиро-суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Ансамбль Московского кремля.
Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. Икона и иконостас. Мозаика и фрески Киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублёва и основные вехи его творчества. Музыкальная культура Древней Руси.
Архитектура западноевропейского средневековья. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. Собор Нотр-Дам в Париже и Кёльне.
Изобразительное искусство средних веков. Библейские сюжеты и образы – основа живописной композиции. Скульптура Романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой. Искусство витража.
Театральное искусство и музыка средних веков. Понятие о литургической драме и средневековом фарсе. Музыкально-песенное творчество трубадуров и миннезингеров.
Тема 4. Средневековая культура Востока (4 часа)
Индия – «страна чудес». Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи, её значение и особенности внешнего облика. Пещерные храмы. Искусство живописи. «Махабхарата» и «Рамаяна». Музыкальное и театральное искусство Индии.
Художественная культура Китая. Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме неба в Пекине. Скульптура и живопись Китая. Пекинская музыкальная драма.
Искусство страны восходящего солнца (Япония). Своеобразие и неповторимость искусства. Шедевры японской архитектуры. Философия и мифология в садово-парковом искусстве. Мастера японской гравюры. Театральное искусство.
Художественная культура ислама. Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Соборная мечеть в Кордове (Испания). Изобразительное искусство и литература Арабского Востока. Поэзия Омара Хайяма.
Тема 5. Художественная культура Возрождения (3 часа)
Флоренция – колыбель итальянского Возрождения. Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Флорентийское чудо Ф.Брунеллески - собор Санта-Мария дель Фьере. Скульптурные шедевры Донателло.
Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения. Экспериментальные поиски в изобразительном искусстве. Владение законами перспективы, теорией пропорций, умение передавать объем на плоскости, знание строения человеческого тела – основные задачи художника. Творчество Джотто, Мазаччо, С. Боттичелли.
Художественные принципы Высокого Возрождения. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело. Судьба Леонардо да Винчи. Основные этапы его творчества. Прославленные шедевры художника. Бунтующий гений Микеланджело. Скульптурные и живописные шедевры художника. Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти.
Золотой век Возрождения. Рафаэль - «первый среди равных». Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль – певец женской красоты. Портретное творчество художника.
Мастера венецианской живописи. Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии.
Возрождение в Венеции. Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии.
Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров. «Гентский алтарь» Яна Ван Эйка как обобщённый образ вселенной, гармонии человека с жизнью природы. В мире фантасмагорий Босха.
Музыка и театр эпохи Возрождения. Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей Шекспира.
Повторительно – обобщающий урок. (1 час)
11 класс (18 часов)
Тема 1. Художественная культура 17-18 веков (5 часов)
Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII вв. Искусство маньеризма. Стили и художественные направления в искусстве. Человек и новая картина мира. Характерные черты искусства марьеризма: изысканная, виртуальная техника, напряженность и вычурность образов, отказ от изображения реального мира, уход в мир фантастический и потусторонний. Творчество Эль Греко.
Архитектура барокко. Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Творчество Л. Бернини. Архитектурные творения В. Растрелли.
Изобразительное искусство барокко. Характерные черты в живописи барокко. Рубенс – «король живописи» эпохи барокко.
Классицизм в архитектуре Западной Европы. Характерные черты архитектуры классицизма. Прогулка по Версалю. Архитектурные творения К. Рена. Собор святого Павла.
Шедевры классицизма в архитектуре России. «Архитектурный театр» Москвы: В.И. Баженов и М.Ф. Казаков.
«Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие: Д. Трезини, И. Старов, К. Росси, О. Монферан, А. Воронихин, А. Захаров. Скульптурные украшения Ф. Щедрина.
Изобразительное искусство классицизма и рококо. Н. Пуссен – основоположник классицизма. Творчество А. Ватто и Ф. Буше. Обращение к мифологической и пасторальной тематике.
Реалистическая живопись Голландии. Многообразие жанров голландской живописи. Творчество Рембрандта блестящего мастера портрета.
Русский портрет 18 века. Шедевры русских портретистов. Творчество И. Никитина, Ф. Рокотова, Д. Левицкого. В. Боровиковского. Мастера скульптурного портрета. Декоративно-монументальная скульптура Б. Растрелли. Ф. Шубин, М. Козловский.
Музыкальная культура барокко. Стиль барокко в итальянской опере. Творчество Баха, Генделя. Русская музыка барокко. Д. Бортнянский.
Композиторы Венской классической школы. Классическая симфония Гайдна. Музыкальный мир Моцарта. Музыка, высекающая огонь из людских сердец. Л. Бетховен.
Театральное искусство XVII – XVIII вв. «Золотой век» французского театра классицизма. Пути развития русского драматического театра. Ф. Волков.
Тема 2. Художественная культура 19 века (6 часов).
Романтизм как художественный стиль эпохи конца 18- начала 19 вв. «Путь к свободе через красоту» (эстетика романтизма). Романтизм в западноевропейском искусстве.
Изобразительное искусство романтизма. Герои романтической эпохи (портретная живопись). Творчество О. Кипренского, К. Брюллова. Пейзажная живопись И. Айвазовского.
Реализм – художественный стиль эпохи. Социальная тематика западноевропейской живописи реализма. Реализм: эволюция понятия. Эстетика реализма и натурализм. Картины жизни в творчестве Г. Курбе. История и реальность в творчестве О. Домье.
Изобразительное искусство русского реализма. Творчество В. Поленова. Интерес к жизни человека простого сословия. Русские художники – реалисты. Бытовые картины жизни. Творчество П. Федотова, В. Перова. Мастера реалистического пейзажа. Творчество, Ф. Васильева, И. Шишкина. История и реальность.
Художники импрессионализма. Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К. Моне. Жизнь и Человек в произведениях Э. Дега, О. Ренуара.
Многообразие стилей зарубежной музыки. Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза. Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля.
Русская музыкальная культура. Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы «Могучей кучки»: М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Многообразие творческого наследия П. И. Чайковского.
Пути развития западноевропейского театра. «Порывы духа и страсти души» в театре романтизма. В. Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены. «Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя как теоретик западноевропейского театра реализма. Реализм и символизм в национальном драматическом театре.
Русский драматический театр. Русский театр романтизма и его знаменитые актеры (П. С. Мочалов и В. А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги. М. С. Щепкин — выдающийся актер и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А. Н. Островского. Особенности театра А. П. Чехова. Рождение МХТ.
Тема 3. Художественная культура 20 века (6 часов).
Искусство символизма. Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символ и аллегория в искусстве. Символ и миф в живописи. Символизм в творчестве М. А. Врубеля и В. Э. Борисова-Мусатова.
Триумф модернизма. Модерн — «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в различных видах искусства.
Архитектура: от модерна до конструктивизма. Идеи и принципы архитектуры начала XX в. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш. Э. Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер. Архитектурные достижения России. Творчество Ф. О. Шехтеля. Модерн как основа для формирования и развития архитектуры конструктивизма.
Стили и направления зарубежного изобразительного искусства. Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства. ФовизмА. Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С.Дали.
Мастера русского авангарда. Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова. В. Татлин — основоположник живописного конструктивизма.
Зарубежная музыка 20 века. Музыкальный мир XX в., разнородность его стилей и направлений. Новые принципы организации музыки. Мастера музыкальной классики. Искусство джаза и его истоки. Рок-музыка. Мюзиклы Э. Ллойда Уэб-бера.
Русская музыка 20 столетия. Традиции символизма и романтизм в творчестве А. Н. Скрябина. Многообразие творческого наследия С. В. Рахманинова и И. Ф. Стравинского. Творчество С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и А. Г. Шнитке.
Зарубежный театр 20 века. Основные пути развития зарубежного театра. Интеллектуальный театр Б. Шоу. Экспрессионизм и сюрреализм на театральной сцене. Театр абсурда. Эпический театр Б. Брехта. Творческие эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет.
Русский театр 20 века. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства. Понятие о «системе Станиславского». Театральный авангард В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова. Мастера современного отечественного театра.
Становление и расцвет зарубежного кинематогрофа. Рождение и первые шаги кинематографа. Выдающиеся достижения американского кино. Великий немой. Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино.
Шедевры отечественного кино. Первые шаги отечественного кино. Феномен советской музыкальной комедии. Фильмы о Великой Отечественной войне. Кинематограф последних лет.
Повторительно – обобщающий урок (1 час).
Перечень учебно-методических средств обучения и дополнительная литература:
1. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.
3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1998.
4. Рапацкая Л.А.Мировая художественная культура. М., 2005 г.
5. Поурочное планирование по учебнику МХК Рапацкой Л.А. М., 2006 г.
6. Картавцева М.И. Чернышева И.С. Уроки МХК. Практическое пособие. ТЦ «Учитель», Воронеж 2003 г.
7. Зезена Н.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. М., 1993.
8. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.
9. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.
10. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.
11.История русского и советского искусства. Под ред. Д.В. Сарабьянова. М., 1979.
12. История современной отечественной музыки. Под ред. М.Е. Тараканова. М., 1995.
13. СД. Шедевры русской классики.
14. Использование ранее подготовленных материалов и презентаций учащихся.
15. Интернет-ресурсы.