Информация для родителей: 10 заповедей

Десять заповедей родительства


Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты или как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

Не думай, что ребёнок твой: он божий.

Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.

Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдёт.

Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь, уверен, ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него ещё нет привычки.

Не унижай!

Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребёнка, мучь – если можешь – и не делаешь.

Помни – перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве, - для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.

Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

Люби своего ребёнка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.



Информация для родителей

Поведение и развитие ребёнка напрямую зависят от взаимоотношений в семье. Часто родители из за большой любви к детям, которая не подкрепляется знанием основных закономерностей их психического развития, допускают грубые просчёты, травмирующие детей, деформирующие их психику. Они бессознательно используют такие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей.
Вот наиболее типичные ошибки родителей и взрослых в воспитательных воздействиях и установках.
1. Негативная оценка деятельности ребёнка. Ребёнку нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать» и т.д. В этих случаях ребёнок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности.
2. Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребёнка распространялась на его личность. Это блокирует его развитие и формирует комплекс неполноценности. Неврологическое развитие ребёнка начинается с переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых.
3. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращённого к ребёнку. Дети раннего и дошкольного возраста реагируют не только на содержание высказывания взрослого, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребёнку.
4. Недопустимо сравнивать ребёнка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять. Такие сравнения являются с одной стороны психотравмирующими, а с другой – формируют негативизм, эгоизм и зависть.
5. Родители должны создать такую систему взаимоотношений с ребёнком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он сможет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки.
6. Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребёнка исходила из его возможностей. Родители должны научиться регулировать степень психологической нагрузки на ребёнка, которая не должна превышать его возможностей.
7. В отношениях к ребёнку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказывающего тона к ласковому задабриванию.
8. Рассмотренные особенности воспитания являются предпосылкой к появлению различных отклонений в поведении у детей. Если родители будут избегать данных ошибок в воспитании своего ребёнка, то очень многие проблемы в семье могут быть решены.



Педагог-психолог: М.Г. Кильчурина
15