Урок по биологии Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание


Неполное доминирование.
Анализирующее скрещивание.
Цели урока для учителя:
Сформировать у учащихся понятия о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности.
Сформировать у учащихся понятие анализирующие скрещивание.
Познакомить их с сущностью неполного доминирования на примере промежуточного наследования признаков.
Продолжить формирование навыков решения генетических задач.
Способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики.
Сформулировать и закрепить основные понятия генетики.
Цели урока для ученика:
Закрепить темы: «Основные понятия генетики», «1 и 2 законы Менделя, закон чистоты гамет»
Изучить тему урока «Неполное доминирование, анализирующее скрещивание».
Решать генетические задачи.
Практически применять полученные знания на уроке.
Оборудование: презентация, проектор, таблица.
Этапы урока:
Повторение темы «Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание.» (проверочная работа). а. Решение задач на доске. б . Устные опрос по теме «Основные понятия генетики.
Моногибридное скрещивание «.
Изучение новой темы «Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование».
Закрепление изученного материала (решение задач).
Задание на дом.
Ход урока
Организация класса:
Запись отсутствующих в журнал.
Запись темы урока в тетрадь.
Запись домашнего задания (§25, записи в тетради).
Проверка знаний:
Письменный опрос по темам «Основные понятия генетики», «1 и 2 законы Менделя, закон чистоты гамет». По вариантам.
Решение задач 1 и 2 на доске (заданных на дом).
Решение задачи на доске по желанию.
Устный фронтальный опрос по темам «Основные понятия генетики», «№1 и 2 законы Менделя, закон чистоты гамет».
Изучение нового материала:
Постановка проблемной ситуации.
Ребята, вам нравится генетика?
Сегодня мы продолжаем изучать эту интереснейшую науку. Мы увидим практическое применение знаний по генетике в различных отраслях, например, в селекции, животноводстве.
Мы убедились в том, что действие законов Менделя можно рассмотреть на множестве примеров. Границы, в которых действуют законы генетики достаточно широки, и они способны объяснить не один, а множество частных случаев. Значение 1 и 2 законов Г. Менделя позволяет решать важные практические проблемы. Например, как определить чистопородность той или иной породы животных.
Предположим, что имеется стадо коров, в котором есть животные черной и красной масти. Известно что доминантный ген А отвечает за формирование черной окраски шерсти, а рецессивный ген а отвечает за красную окраску. В стаде есть бык с хорошими данными, но неизвестен его генотип. Этот бык имеет черную масть. Как определить чистопородность черного быка.
Учащиеся предлагают возможные варианты решения. Разбор задачи на доске совместно с учащимися.
Из этих примеров видно, что особи, гомозиготные по доминантному гену, расщепления в F1 не дают, а гетерозиготные особи при скрещивании с гомозиготной особью дают расщеплении уже в F1.
Если селекционеру понадобилось выяснить генотип особи с доминантным признаком, то единственным способом, позволяющим сделать это, служит эксперимент с использованием метода, который называется анализирующее скрещивание.
Анализирующее скрещивание — скрещивание гибридной особи с особью, гомозиготной по рецессивным аллелям, то есть "анализатором".
Доминантный признак не всегда полностью подавляет рецессивный, поэтому возможно появление промежуточных признаков у гибридов. Это явление получило название неполное доминирование. Во втором поколении расщепление по фенотипу и генотипу совпадает и равно 1:2:1.
Так, например, при скрещивании двух чистых линий ночной красавицы с красными и белыми цветками первое поколение гибридов оказывается розовым. Происходит неполное доминирование признака окраски, и красный цвет лишь частично подавляет белый. Во втором поколении расщепление признаков по фенотипу оказывается равным расщеплению по генотипу.
У человека неполное доминирование проявляется при наследовании структуры волос. Ген курчавых волос доминирует над геном прямых волос не в полной мере. И у гетерозигот наблюдается промежуточное проявление признака - волнистые волосы.
Примером рецессивного летального гена является ген серповидно - клеточной анемии у человека. В норме эритроциты человека имеют форму двояковогнутого диска. При серповидно - клеточной анемии они приобретают вид серпа, а физиологический эффект выражается острой анемией и снижением количества кислорода, переносимого кровью. У гетерозигот заболевание не проявляется, эритроциты тем не менее все же имеют измененную форму. Гомозиготы по этому признаку в 95% случаев гибнут в раннем возрасте из - за кислородной недостаточности, а гетерозиготы вполне жизнеспособны.Разбор задачи на доске.
У человека проявляется заболевание – серповидно-клеточная анемия. Эта болезнь выражается в том, что эритроциты крови имеют не круглую форму, а серповидную, в результате чего транспортируется меньше кислорода. Серповидно-клеточная анемия наследуется как неполностью доминантный признак, причём гомозиготное состояние гена приводит к гибели организма в детском возрасте. В семье оба супруга имеют признаки анемии.
Какова процентная вероятность рождения у них здорового ребёнка?
Решение: Составляем схему скрещивания:
Дано:
АА – Эритроциты имеют форму – двояковогнутый диск.
Аа – серповидно –клеточная анемия (признаки).
аа – гибель организма в детском возрасте от недостатке кислорода.
Решение
Р Аа х АаG А; а х А; а
F1 АА; Аа; Аа; ааОтвет: 25% здоровых детей в данной семье.
Закрепление изученного материала – решение задач.
У собак короткая шерсть доминирует над длинной. Охотник купил собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки? Составьте схему скрещивания. Какой должен быть результат, если собака чистопородная?
У человека ген мелко вьющихся волос является геном неполного доминирования по отношению к гену прямых волос. От брака женщины с прямыми волосами и мужчины, имеющего волнистые волосы, рождается ребенок с прямыми, как у матери, волосами. Может ли появиться в этой семье ребенок с волнистыми волосами? С мелко вьющимися волосами? Известно, что у гетерозигот волосы волнистые.
Анофтальмия (отсутствие глазных яблок) — это наследственное заболевание, за развитие которого отвечает рецессивный ген. Аллельный, не полностью доминантный ген обусловливает нормальный размер глаз. У гетерозигот размер глазных яблок несколько уменьшен. Если женщина с уменьшенным размером глазных яблок выйдет замуж за мужчину с нормальной величиной глаз, то как будут выглядеть их дети?
Подведение итогов урока совместно с учащимися:
Практическое значение знаний сегодняшнего урока для каждого из вас?
Понятия чистопородность и чистосортность.
Не всегда доминантный ген полностью подавляет действие рецессивного.
Задачи на дом:
Андалузские (голубые) куры — это гетерозиготы, появляющиеся обычно при скрещивании белых и черных кур. Какое оперение будет иметь потомство, полученное от скрещивания белых и голубых кур, если известно, что ген, обусловливающий черное оперение у кур, — это ген неполного до-минирования (по отношению к рецессивному гену, ответственному за формирование белого цвета оперения)?
У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили коричневую самку с самцом голубой окраски. Среди потомства два щенка коричневых и один голубой. Чистопородна ли самка?
Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили 26 пестрых, 12 черных и 13 белых цыплят. Как наследуется окраска оперения у кур?