Использование мультимедийного оборудования в образовательной деятельности в режимных моментах (татарский язык)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Ляйсан» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.
Использование мультимедийного оборудования в образовательной деятельности в режимных моментах (татарский язык)
Воспитатель:
Ерохина Е.В.
Бугульма 2015 г.
Новое время выдвинуло актуальные требования к образованию: воспитыванию людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых.
Актуальной проблемой на современном этапе является использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении.
ИКТ включает в себя использование компьютера, ноутбука, проектора, Интернета, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, все, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Как известно, татарский язык, наряду с английским, китайским, индийским, испанским, немецким и другими языками, был признан Юнеско одним из 14 развитых и широко употребляемых языков мира.
Использование регионального компонента в образовательном процессе ДОУ предполагает введение детей в многообразный окружающий мир, раскрытие региональных особенностей и традиций народов Татарстана, влияет на духовно-нравственное формирование личности ребенка.
Для каждого народа родной язык - самое дорогое и святое богатство. Сохранить и передать это богатство своим детям - долг каждого человека.
В условиях новой языковой ситуации в Республике формирование маленького человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций. Уровень использования языка зависит от разнообразия, глубины и правильности речевых впечатлений, которые ребенок получает с раннего детства. Поэтому так важно дать малышу полноценное языковое развитие в том возрасте, когда формируются основы личности, пробуждается интеллект.
Цель внедрения УМК научить дошкольников свободному общению на 2-х государственных языках РТ. Согласно общепринятым представлениям, билингвизм (двуязычие) - это свободное владение двумя языками одновременно и попеременное их использование в зависимости от условий речевого общения. Чем младше ребенок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объеме с естественным произношением.
Один из эффективных методов обучения — использование информационных и коммуникативных технологий, то есть использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Детям интересен материал с использованием ИКТ. Во время по обучению татарскому языку мы показываем детям мультфильмы на данном языке, анимационные сюжеты и прослушиваем аудиозаписи. Таким образом, мы погружаем детей в страну татарского языка. Они очень быстро схватывают основу языка и быстро начинают говорить сами. Также дети заучивают некоторые фразы. Для обучения татарского языка ИКТ служит «сырьем», на основе которого мы составляем свои презентации, слайд-фильмы, осуществляем свои образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты и методы работы, которые помогут разнообразить и усовершенствовать образовательную деятельность.
В настоящее время отдельное место в воспитательно-образовательном процессе ДОУ отводится компьютерным дидактическим играм. Образовательная деятельность с применением компьютерных игр очень интересна дошкольникам. Интерактивные дидактические игры способствуют всестороннему развитию творческой личности ребенка. У ребенка развивается: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; умение построить план действий, принять и выполнить задание.
Мультимедийные ресурсы нового поколения для изучения детьми татарского языка:
1. Разработаны 5 мультфильмов на татарском языке (объединение «Татармультфильм»)
2. Разработаны содержание 45 анимационных сюжетов
3. Создана познавательно-развлекательная телевизионная передача «Әкият илендә» (трансляция по ТНВ, по воскресеньям в 9.30)
4. Тиражирован комплект из трех дисков: музыкальные сказки на тат.яз - «Африка хикмәтләре», «Сертотмас үрдәк», «Бардым күлгә, салдым кармак...» детские песни на тат.яз. – «Бииләр итек-читекләр» Луизы Батыр-Булгари
5. Разработаны аудиозаписи татарских народных танцевальных мелодий «Шома бас» (29 мелодий)
6. Осуществлен перевод 8 мультфильмов на татарский язык
Перевод мультипликационных фильмов «Союзмультфильм» на татарский язык:
1. Крокодил Гена
2. Чебурашка
3. Шапокляк
4. Как львенок и черепаха пели песню
5. Винни-Пух
6. Винни-Пух идет в гости
7. Винни-Пух и день забот
8. Котенок по имени Гав № 1
9. Котенок по имени Гав № 2
10. Котенок по имени Гав № 3
11. Трое из Простоквашино
12. Каникулы в Простоквашино
13. Зима в Простоквашино
14. Кто сказал «Мяу»?
15. Золушка
16. Двенадцать месяцев
17. Малыш и Карлсон
18. Карлсон вернулся
Анимационные сюжеты (до 3-х минут):
1. Әйдә дуслашыйк
2. Качышлы уйныйбыз
3. Шалкан әкияте буенча
4. Безнең кунаклар
5. Тәмле кибетендә
6. Азат кунак чакыра
7. Карусельга сәяхәт
8. Уенчыклар үпкәләде
9. Күңелле уеннар
Основным видом дошкольников является игра. В своей работе я использую компьютерные дидактические игры-презентации, созданные в программе POWER POINT. Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
Порядок введения тем:
1-й год обучения: «Знакомство», «Мы учим татарский язык», «Игрушки», «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Наш дом, комната», «Посуда», «Детский сад», «Части тела», «Продукты питания», «Одежда», «Дикие животные», «Домашние животные».
Во 2-й год обучения вводятся темы: «Осень», «Зима, зимние развлечения», «Домашние птицы», «Птицы», «Страницы из дневника жизни М. Джалиля», «Весна», «Профессии», «Г. Тукай»
3-й год обучения: «Государственные праздники», «Казань – столица Татарстана», «Мы идем в школу»
Я заметила, что компьютерные игры, подобранные в соответствии с тематикой занятий повышают результативность. Компьютер –
отличный помощник в обучении детей татарскому языку. Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определенных условиях могут способствовать раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, их личностных качеств, формированию познавательных способностей, стремлению к самосовершенствованию. Находясь в постоянном поиске новых форм и методов, я стремлюсь сделать процесс обучения второму языку интересным, занимательным, доступным для каждого ребенка.