Выступление на тему Моя инициатива в образовании
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
Моя инициативав образовании
Докладчик: Князева Елена Александровна
учитель физики
Методическое объединение учителей естественного цикла
Рузаевский муниципальный район
Еще в 2010 году в своем выступлении Президент России подчеркнул, что суть и смысл проекта «Наша новая школа» – в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны. По словам главы государства, это не краткосрочный проект, а стратегическая политика в сфере образования.
Кажется, то, о чем говорило образовательное сообщество в последнее десятилетие, наконец-то услышано властью. Инициатива «Наша новая школа» действительно важна, так как жизнь и технический прогресс в нашем веке стремительно развиваются, заставляя людей меняться. Сейчас необходимо быстро ориентироваться в окружающем мире, обладать гибкостью и самостоятельностью мышления. И сам человек должен изменяться вместе с образованием, причем происходить это должно опережающим образом. Инициативность педагогов - необходимый источник саморазвития образовательной системы, профессионального роста самих педагогов. Что бы реализовать идею правительства, у каждого учителя должна быть своя инициатива. Ведь без инициативных учителей невозможно воспитать инициативных детей.
Сделать трудное – привычным, привычное – лёгким, лёгкое – приятным. С этими словами я начала свою педагогическую деятельность, потому что они очень точно отражают принципы современной школы: стимулировать интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения; развивать у учащихся умение находить и применять информацию, а не просто заучивать ее.
Обучение и воспитание должно строиться на использовании современных форм организации учебно-воспитательного процесса, неординарных подходах, которые превращают обучение в праздник, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности, а класс становится творческим коллективом. Подходов этих очень много. Нужно только не бояться внедрять их в собственную педагогическую практику. Один из таких подходов использование ситуаций на уроке
Можно ли обойтись на уроке без ситуаций? Конечно, прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем учиться решать задачи на движение». Или «Сегодня мы будем изучать законы постоянного тока» Но будет ли урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать, включить в познавательный поиск?
Задача учителя создавать такие учебные ситуации, когда у ученика появится потребность в открытии. Поэтому ситуации играют большую роль постановки учебной задачи. Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности.
Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ребята поставить учебную задачу или нет.
Виды ситуаций которые я использую на уроках
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Примеры: /ситуация-несоответствие/
11 класс. Тема урока: корпускулярно-волновой дуализм. Т.е. двойственная природа света. Параллельно – повторение пройденного материала (свойства частиц, свойства волн) Свет – свойства частиц и свойства волн
10 класс. Тема: связь кинетической энергии и температуры. Вводится нестандартное определение температуры.
Приемы создания проблемной ситуации
Вопросы и предложения для противоречия.
Вопросы и предложения для формулирования проблемы
Предъявить противоречивые факты Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите? Какой вопрос возникает?
Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием Сколько мнений? Какова будет задача урока?
Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Можете ли вы выполнить задание? В чем затруднение? Почему нельзя выполнить задание? Что неизвестно?
Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока?
Сегодня в нашей стране большие изменения, которые коснулись системы образования. В настоящее время активно обсуждается введение в школу Федеральных государственных стандартов второго поколения, в связи с чем старая парадигма школьного воспитания подверглась резкой критике, что привело к разрушению системы воспитания учащихся и сужению целевой направленности общего образования до задач системно-деятельностного подхода формирования современного выпускника школы.
Принятие новых стандартов – это признание системно-деятельностного подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.
В последнее время все чаще подчеркивается значительный воспитательный потенциал содержания современных учебных дисциплин, которые сегодня являются практически единственным полем приложения воспитательного воздействия, осуществляемого через их содержательные и процессуальные характеристики. Каждый из блоков дисциплин, представленных в учебном плане школы, дает возможность получения:
нравственного, эстетического, физического, правового, гражданского, экономического воспитания (гуманитарный блок);
умственного, экологического воспитания (блок естественнонаучных дисциплин);
трудового во время производственной практики и непосредственно в учебном процессе, как в аудитории, так и при выполнении самостоятельной работы.
Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не может быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Учитель - это самый трудный предмет при переходе на ФГОС. Ему, преподавателю, необходимо перестать быть носителем знаний. Нужно ставить перед учеником проблему, чтобы он сделал для себя открытие, пусть маленькое, но свое. Это поистине задача из задач.
Cкажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я пойму.
Бенджамин Франклин
Для проявления интереса учащихся к предмету и его изучению важно не только объяснить новый материал ученикам, но и дать им самим разобраться в поставленной задаче или проблеме. Каким образом? Один из примеров - во время объяснения нового материала использую лабораторное и демонстрационное оборудование. Причем даю возможность ученикам самим поработать на этом оборудовании (с учетом правил техники безопасности). Ученики самостоятельно под контролем учителя проводят опыты или разбираются в устройстве какого-либо прибора. Затем пытаются сами объяснить изучаемое явление, работу прибора или же сформулировать физический закон. Учитель здесь исполняет роль помощника.
Пример: 7 класс – давление газа; 11 класс – лабораторная работа по геометрической оптике
Еще один подход – формирование самооценки у учащихся. Одна из задач сегодняшней школы – формирование компетентной социальной личности. Такой ребёнок знает меру своих возможностей, умеет включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми, управляет своим поведением и способами общения. И выполнение этой задачи – в создании условий для развития у ребёнка объективной самооценки. Ребёнок учится не только фиксировать трудность, анализировать её причину, но и научится эту трудность преодолевать. Ученик должен чётко определять для себя «Это я знаю, а этому я должен научиться»
Каждый ученик анализирует свой ответ, анализ ответа дают остальные ученики класса, и только потом выставляется оценка. Причем, как показывает моя практика, в оценке ответа (знаний), лучше отмечать положительные стороны ответа и добавлять к этому конструктивную критику. Это позволяет ученикам фокусироваться на хорошем, видеть сильные стороны во всем. А это незаменимые качества в современном мире, которыми мало кто из нас обладает. Если мы будем фокусироваться на ошибках, мы будем замечать их. И только их. А потом наши дети, уже будучи взрослыми, будут страдать от неспособности порадоваться за свой успех (потому что он не идеальный), сами всех критикуют и в жизни, в людях видят только минусы.
В наше время практически во всех сферах деятельности на первом месте стоят информационные технологии. Без них в современном обществе никуда. Поэтому еще один подход – активное использование ИКТ на уроках и формирование у учащихся информационной культуры – умений, навыков работы с информационными источниками:
Поиск информации в дополнительных источниках
Ориентирование в текстовом материале.
Обработка полученной информации.
Получение информации через наблюдение.
Здесь основная задача учителя – направлять детей
Кроме того ИТ и Интернет используются следующим образом.
Во-первых, Интернет сайты используются для изучения нового материала и закрепления пройденного материала.
Ru.wikipedia.org
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и т.д.
Во-вторых, Интернет-конкурсы для учителей и интернет-олимпиады и конкурсы для школьников (слайд)
В-третьих, использование видеоуроков и презентаций непосредственно на уроке, причем систематическое использование. Но для осуществления этого подхода в кабинете нет оборудования.
Отдельным пунктом стоит подготовка учеников к ЕГЭ и ОГЭ. Много полезной информации по этому вопросу я получила на курсах повышения квалификации.
Для подготовки учеников к ЕГЭ и ОГЭ использую достаточно большое количество собственных наработок, делюсь своим опытом в подготовке и сдаче экзамена. Нарабатываем с учениками методику решения задач ЕГЭ.
Банк задач ЕГЭ находится в сети Интернет в открытом доступе. И помимо решения задач непосредственно на занятиях подготовки к ЕГЭ (на элективах), включаю задачи из банка задач ЕГЭ в текущие и итоговые контрольные работы, тем самым дополнительно контролируя уровень подготовки учеников и по предмету, и их готовность к ЕГЭ и ОГЭ. К тому же часто составляю самостоятельные и контрольные работы в форме ЕГЭ и ОГЭ, дифференцируя задания по уровню сложности.
Для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ также активно используются ИТ. (слайд)
Сайты «Решу ЕГЭ» и «Сдам ГИА» - можно задать любое количество заданий, по любым темам, дистанционно проверить ученика, а кроме того с помощью этих сайтов можно сгенерировать необходимое количество карточек или самостоятельных и контрольных работ по нужным темам.
Кроме того, с учениками 10 класса проводим исследовательскую работу. Тематика работы выходит за рамки школьного курса физики. Тема работы: Изучение динамики вращательного движения с помощью маятника Обербека.
От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние всех будущих поколений.
13PAGE \* MERGEFORMAT14715
Виды ситуаций
Выбор
Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное.
Неопределенность
Неоднозначные решения ввиду недостатка данных.
Неожиданность
Вызывает удивление необычностью, парадоксальность.
Конфликт
Ситуация, рассматривающая противоположности.
Несоответствие
Не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.