Научно-исследовательская работа по теме: Основы государственной молодежной политики РФ.


Всероссийский конкурс молодежи образовательных учреждений
«Моя законотворческая инициатива»
Номинация: Молодежная политика
тема:
Основы государственной молодежной политики РФ.

Выполнила: ученица 8 класса
МКОУ СОШ сп Урожайное
Терского района КБР
Гедуева Камилла.
Руководитель: Гучакова Альбина Викторовна ,
учитель истории и обществознания.
2016г.
План
Введение……………………………………………………………………с.3-4
1.Основные этапы формирования государственной политики РФ…с.5-8
2. Государственная молодежная политика как важнейшее направление деятельности государства………………………………………………с.9-10
3. Цели, принципы государственной молодежной политики……..с.11-13
4. Проблемы сегодняшней российской молодежи……………………с.14-17
Заключение……………………………………………………………………с.18
Приложение:   Социологическое исследование………………………с.19-20
Использованная литература………………………………………………...с.21

Введение.
Будущее любой страны определяет молодежь – основная сила страны, ее главный стратегический и кадровый ресурс. Именно поэтому в большинстве развитых стран молодежная политика является одной их важнейших задач государств.
С распадом СССР внимание к молодежной политике в нашей стране значительно уменьшилось. А существовавшие в то время ее атрибуты ушли в прошлое. Отсутствие четкой идеологии привело к разрушению общенациональной культуры, а также появлению на ее месте множества субкультур (в т.ч. маргинальных и криминальных), распаду социальной структуры общества. Молодые граждане потерялись в обилии новшеств, хлынувших с запада сразу же после падения железного занавеса. Не осталось организаций, которые предоставили бы молодёжи идеалы и могли бы дать стимул трудиться на благо родины. Молодёжь перестала воспринимать свою страну как нечто родере и устремила свой взор на запад, будучи абсолютно уверенной в том, что там их ждут молочные реки и кисельные берега.
За счёт новых увлечений молодёжи, западным идеям стало проще просачиваться во все сферы жизни общества, в том числе и в политическую. В частности, это привело к активному развитию рыночной экономики, чуждой для нашей политической культуры. Это пагубно сказалось на экономической ситуации в последней декаде XX века. Так же первые годы после распада СССР были сопряжены с резким ростом подростковой преступности, достигшей критических показателей к концу 90х. Доля осужденных в возрасте 18-24 лет достигла 29% всех осужденных в период с 1998 по 1999. Уровень безработицы среди молодых людей в возрасте до 24 лет в среднем составлял чуть менее 40%. Брошенная на произвол судьбы молодежь стала группой социального риска. Сложившиеся условия способствовали распространению среди молодого поколения алко- и наркозависимости. А массовое распространение в обществе идей либерализма, демократии и вседозволенности привело к развитию в молодежной среде «культа денег» и стремления заработать любым путем.
Молодежь наследует все достижения и проблемы в развитии общества и государства. Гражданственность, ответственность, которые молодой человек получает в начале своего пути, он проносит через всю жизнь и, опираясь на них, воспитывает следующее поколение граждан. Известно, что каждый пятый российский избиратель – это молодой человек. Поэтому следует учитывать, не только исходя из количественных показателей, что вопрос вовлечения молодежи в законотворческий процесс исключительно важен. Изучение этого явления является достаточно актуальным. В настоящее время в русле происходящего в нашем обществе наблюдается возрождение политической активности молодежи, появление новых видов активности ее на избирательной арене, а следовательно необходимо и законодательное оформление молодежного движения.
Опыт последних десятилетий убедительно доказывает, что политических и экономических успехов добиваются именно те государства, которые уделяют повышенное внимание молодежи. Поэтому, интересы молодежи должны быть учтены при определении общенациональных приоритетов. Молодежь  должна стать активным участником решения задач, стоящих перед государством и обществом. Необходимо на государственном уровне создавать условия для самореализации молодежи и стимулы для включения молодых в общественные процессы. Это расширит социальную базу преобразований, обеспечит социальное, культурное и экономическое воспроизводство и развитие страны.
Любое государство связывает свои надежды с молодежью. Но какую роль готово играть молодое поколение в развитии демократии, гражданского общества и правового государства? Вне всякого сомнения, этот вопрос ставится во всех государствах; актуален он и для России.
 Исходя из актуальности и степени изученности материала, цель исследовательской работы заключается в  изучении государственной молодежной  политики. Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить имеющиеся документы о молодежной политике государства;
- выделить основные проблемы молодежи;
- подготовить вопросы и провести социологическое исследование;
- проанализировать результаты исследования и сделать соответствующие выводы;
- внести предложения к формированию государственной молодежной политики.
1.Основные этапы формирования государственной молодежной политики РФ
Государственная молодежная политика представляет собой деятельность государства (совместно с различными общественными организациями), направленную на создание экономических, политико-правовых, социальных и организационных условий для реализации инновационного потенциала молодежи, а также на поддержание социального статуса молодежи, находящейся в трудных условиях.
Выделяются следующие этапы исторического развития государственной молодежной политики:
. Период до 1917г., связанный с выделением молодежи как особой социально-демографической группы с собственными политико-идеологическими приоритетами.
. 1917-1953 гг., происходила реализация жесткой партийно-политической модели молодежной политики.
. 1953-1989г. - ослабление коммунистической модели государственной молодежной политики. Так, в 1986г. началась разработка государственной молодежной политики под руководством И.М.Ильинского; в 1990г. XXVIII съезд КПСС принимает специальную резолюцию «О молодежной политике КПСС».. первая половина 1990-х гг. - поиск новой модели и институционализация ГМП в РФ, что было связано с изменением политического режима страны, подготовкой проекта закона СССР по молодежной политике, активизацией международного сообщества в сфере решения молодежных проблем. Закон СССР от 16.04.1991г. №2112-1 «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» определял основные принципы ГМП в СССР. В 1992г. после общероссийской молодежной акции Президент провел встречу с представителями молодежных общественных организаций и руководителями региональных отделов по делам молодежи. По результатам встречи был принят Указ Президента РФ от 16 сентября 1992г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики», в рамках которого впервые на законодательном уровне закреплялись гарантии социального обеспечения молодежи. В реализации ГМП выделялись следующие направления: соблюдение прав молодежи, создание условий для ее физического и духовного развития, обеспечение гарантий в сфере труда и занятости, предоставление молодежи минимума социальных услуг, поддержка молодых семей, молодежных движений, международных обменов.
Дальнейшее развитие ГМП получила с появлением в 1993г. Постановления Верховного Совета «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации». В документе были зафиксированы общие положения ГМП, ее принципы, цели и формы реализации. ГМП определялась как деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Возрастные границы молодежи фиксировались в рамках промежутка 14-30 лет. Вводился пункт об обязанности органов власти выделять в бюджетах всех уровней средства на финансирование перечня мероприятий государственной молодежной политики, которая осуществлялась государственными органами, должностными лицами, молодежными объединениями, ассоциациями, молодыми гражданами.
Наиболее полное выражение практические меры по реализации государственной молодежной политики нашли в Федеральной целевой программе «Молодежь России», утвержденной Указом Президента в 1994 году. Федеральная программа «Молодежь России», рассчитанная на 1994-1997гг, включала ряд подпрограмм: создание системы информационного обеспечения молодежи; решение социально-экономических проблем молодежи; обеспечение условий духовного и физического развития молодежи; поддержка деятельности детских и молодежных объединений.
В 1995г. был принят Федеральный закон РФ от 08.06.1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», который регламентирует взаимодействие органов государственной власти и молодежных и детских общественных объединений. В настоящее время положения закона носят декларативный характер. Утратили силу меры государственной поддержки в виде целевого финансирования из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов РФ. Происходит фактическое устранение государства от предоставления льгот, выполнения субсидий.
В этот же период государственная молодежная политика осуществлялась полномочным представителем Правительства РФ по делам молодежи (1992), Комитетом по делам молодежи при правительстве РФ (1992), Комиссией Совета Национальностей Верховного Совета РФ по делам молодежи, спорта и физического воспитания населения (1993), Советом по делам молодежи при Президенте РФ (1994-1996).
. вторая половина 1990-х гг. знаменует новый этап в развитии нормативно-институциональной базы ГМП, когда инициатива в развитии государственной молодежной политики переходит на региональный уровень. Экономический кризис 1998г, военная кампания в Чечне, болезнь президента Б.Н.Ельцина привели к тому, что становление ГМП на федеральном уровне существенно замедлилось. На текущий момент региональное законодательство по молодежной политике включает законы о ГМП, государственной поддержке детских и молодежных общественных объединений, региональные комплексные целевые программы. Можно говорить о практически завершенном процессе складывания законодательных основ ГМП в регионах РФ.
На пятом этапе Указом Президента были утверждены меры государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи.
. Шестой этап становления институционально-правовой базы ГМП начинается со сменой политического руководства в государстве в 2000-х гг. и продолжается по настоящий момент. На данном этапе инициатива в развитии ГМП вновь переходит в руки федерального центра, что связано с эволюцией политического режима в сторону усиления вертикали президентской власти.
По причине отсутствия федерального закона о молодежи основным механизмом реализации государственной молодежной политики становятся федеральные целевые программы. Если в 1994-1997гг. Федеральная целевая программа «Молодежь России» закрепила создание правовых, экономических, организационных механизмов осуществления государственной молодежной политики, в 1998-2000 в рамках ФЦП укреплялись условия для гражданского становления и социальной самореализации молодежи, то в 2001-2005 упор ставился на создание условий для воспитания у молодых людей гражданского сознания. С 2002г. начался активный поиск эффективных проектов и механизмов реализации ГМП.
Становление институционально-правовой базы ГМП в РФ связано с принятием Федеральной целевой программы «Молодежь России на 2001-2005гг.» (2000), Концепции (2001)и Стратегии государственной молодежной политики РФ (2006).
В соответствии со Стратегией государственной молодежной политики РФ основные направления ГМП: вовлечение молодежи в социальную практику; интеграция молодежи, попавшей в трудную ситуацию, в общество; развитие созидательной активности молодежи. В рамках стратегии действуют следующие проекты: Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд»; Доброволец России; Карьера; Молодая семья России; Молодежь России; Гражданин России.
Значимым шагом стало принятие "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020г.", имеющей целью создание условий для успешной социализации и самореализации молодежи, развития ее потенциала и его использования в интересах инновационного развития страны. ГМП в документе рассматривается как самостоятельное направление, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны.
Следующей вехой развития ГМП является принятие документа "Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012г.", в котором предусматривается необходимость продолжения реализации приоритетных направлений молодежной политики, определенных Стратегией. Одной из задач Правительства России является приобщение молодежи к участию в разработке эффективных моделей и форм вовлечения молодых людей в трудовую и экономическую деятельность, а также развитие молодежных бирж труда. Предполагается совершенствование системы поддержки инициативной и талантливой молодежи. В связи с этим продолжится деятельность органов управления, направленная на увеличение количества молодых людей, участвующих в конкурсных мероприятиях (профессиональные и творческие конкурсы, спортивные соревнования, научные олимпиады); создание и развитие системы поддержки лауреатов премий, талантливой молодежи из малых городов и сельской местности. Будет разработан комплекс мер по развитию сети молодежных досуговых учреждений.
На данном этапе государственную молодежную политику осуществляли: Комитет ГД РФ по делам женщин, семьи и молодежи , Комиссия СФ по делам молодежи и спорту , Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию , Комитет ГД по физической культуре, спорту и делам молодежи , Комитет ГД по делам молодежи , Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ и Федеральное агентство по делам молодежи . Начиная с мая 2012г. Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации преобразовано в Министерство спорта Российской Федерации с передачей функции по выработке и реализации государственной молодежной политики Министерству образования и науки Российской Федерации.
Опишем структуру федеральных органов исполнительной власти, реализующих ГМП в РФ. В структуре Министерства образования и науки РФ следует особо выделить Федеральное агентство по делам молодежи.
Росмолодежь является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере ГМП, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей.
В структуре Министерства образования и науки РФ есть также Департамент дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики, который образован в октябре 2012года.
Среди федеральных органов законодательной власти, реализующих ГМП в РФ, следует отметить Комитет Государственной Думы по делам молодежи и Комиссию Совета федерации по делам молодежи и туризму.  При Совете Федерации существует Молодежная парламентская ассамблея.
Таким образом, современная государственная молодежная политика связана с деятельность органов государственной власти по созданию условий самореализации молодежи; позитивной деятельностью молодежных объединений, молодежных инициатив. Традиционно в осуществлении ГМП используется программно-целевой подход, а одним из основополагающих механизмов исполнения молодежной политики стала реализация целевых программ.
2 Государственная молодежная политика как важнейшее направление деятельности государства
На молодежи лежит ответственность за будущее страны, за созидание в этом мире. И государственная политика должна быть направлена на использование созидательного потенциала молодежи.
Государственная молодежная политика - это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах общества.
Система становления и реализации государственной молодежной политики представляет собой:
1. Специальное законодательство о государственной молодежной политике.
2. Государственное регулирование молодежной политики.
3. Плановое и финансовое обеспечение государственной молодежной политики.
Формирование и реализация государственной молодежной политики осуществляется на двух уровнях:
- общереспубликанском;
- региональном;
И основывается она, прежде всего на создании благоприятных для молодежи условий для реализации трудового потенциала.
Координируют и направляют усилия всех государственных и внеправительственных организаций в решении молодежных проблем Комитет по делам при Правительстве России и 79 комитетов, управлений, отделов по делам молодежи в составе администраций краев, областей, республик в составе Российской Федерации.
В поле их деятельности находятся проблемы:
1. занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений и демобилизованных военнослужащих;
2. включенности молодежи в производственные формы деятельности, в том числе предпринимательство и фермерство;
3. формирования системы социальных служб для индивидуальной работы с подростками и молодежью;
4. профилактики преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних;
5. поддержки социально значимых программ молодежных и детских организаций;
6. участия в организации досуга, развития творчества, организации летнего отдыха детей и подростков.
Мировоззренческие и исторические проблемы создают трудности в осуществлении государственной молодежной политики.
Большую координационную работу по формированию и реализации программ улучшения положения семьи, женщин и детей выполняет департамент проблем семьи, женщин и детей бывшего Министерства социальной защиты населения России, ныне Министерства труда и социального развития. Министерство имеет разветвленную структуру органов управления, в большинстве из которых уже образованы подразделения по работе с семьей и детьми. Развивается сеть учреждений по оказанию социальных услуг семьям, женщинам, детям; имеются свой бюджет, предусматривающий финансирование семейных, женских и детских программ, отраслевую систему подготовки кадров, научного обеспечения, внебюджетные фонды. Департамент инициирует предложения по совершенствованию действующего законодательства об охране прав семьи и обеспечению социально-правовой защищенности женщин и детей, обеспечивает взаимодействие в работе государственных и неправительственных организаций, занимающихся проблемами семьи, женщин и детей. К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса -- будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.
3. Цели, принципы государственной молодежной политики.
Эффективная государственная молодежная политика - один из важнейших инструментов развития страны, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.
Государственная молодежная политика реализуется в Российской Федерации в отношении граждан от 14 до 25 лет. Традиционная система образования и воспитания, ровно как и государственная молодежная политика и общественные организации, не осуществляли целенаправленного воспитания самостоятельной, идейной, ответственной молодежи и ее подготовки к жизни в самоорганизованном обществе. Именно на это и должна быть нацелена национальная молодежная политика России, призванная сформировать и закрепить новые нормы поведения и ценности в общественных традициях.  
В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межнациональных отношений. Однако, в настоящий момент, российская молодежь демонстрирует противоречивое отношение к этой роли. Согласно опросу 35% молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51% одобрил бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.  
Стратегия определяет целью государственной молодежной политики развитие потенциала молодежи в интересах России.
Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной и объективную ограниченность ресурсов, эффективная молодежная политика, как и вся социальная политика XXI века, должна стать политикой приоритетов. Приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит молодежи возможности для самостоятельного решения возникающих проблем. Только такой подход будет способствовать взаимоувязанному улучшению качества жизни подавляющей части молодого поколения и развитию страны в целом.Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России в среднесрочной перспективе, государственная молодежная политика в Российской Федерации должна реализовать три приоритета:
Информирование молодежи о потенциальных возможностях развития в России и ее вовлечение в социальную практику;
Развитие инновационной активности молодежи;
III. Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
Такая система приоритетов максимально увеличит вклад молодежи в успех и конкурентоспособность страны и в то же время компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.
Названные приоритеты не охватывают всего объема проблем стоящих перед молодежью и обществом в ближайших десятилетиях. Они определяют направления и сферы первоочередного инвестирования государственных и общественных ресурсов в рамках государственной молодежной политики, формируют систему ресурсов поддержки российской молодежи, способствуют развитию тех качеств молодых людей, которые будут востребованы в XXI веке.
Цели, задачи, основные направления, меры и механизмы реализации государственной молодежной политики сформулированы в Доктрине государственной молодежной политики, которая призвана стать базовым документом в этой области на длительный период времени
Укрепление позиций России во внешнеполитической сфере и мировом разделении труда, мировой науке, культуре и технологиях, повышение качества жизни, эффективности государственного управления; обеспечение необходимого уровня обороноспособности.
Успешное решение этих задач невозможно без эффективного участия молодежи. Степень эффективности этого участия определяется тем, насколько молодежь:
знает, разделяет, принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;
обладает необходимыми физическими, личностными, образовательными, профессиональными качествами;
имеет необходимые возможности для активного участия в развитии страны.
При этом необходимо учитывать, что молодежь, как социально-возрастная группа, обладает рядом особенностей:
во-первых, в силу объективных причин молодежь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений;
во-вторых, молодежи присуще неполное включение в существующие социально-экономические отношения. При этом одновременно именно молодежь в наибольшей степени обеспечивает социальную мобильность и является источником экономической инициативы;
в-третьих, как и любая социальная группа, молодежь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда совпадают с целями и интересами всего общества;
в-четвертых, молодежь выполняет особые социальные функции:
наследует достигнутый уровень развития общества и государства, обеспечивает преемственность;
формирует в себе образ будущего и несет функцию социального воспроизводства;
является основой "новой" постиндустриальной экономики, развития ее высокотехнологичных отраслей, а также науки и культуры, служит источником и базой инноваций;
молодые люди составляют основную часть кадрового состава силовых ведомств, отвечающих за обеспечение правопорядка и безопасности страны в целом.

4. Проблемы сегодняшней российской молодежи
Российская молодежь не оторвана от мира, от развития своей страны и адекватна своему времени. Современные явления – кризис взаимоотношений поколений, рост экстремизма и массовой агрессии в молодежной среде, формирование асоциальных субкультур и контркультур демонстрируют недостаточность развития институтов социализации и свидетельствуют об их системном кризисе.
Разрушение традиционных социальных связей и государственной системы воспитания значительно снизило роль ранее доминировавших институтов социализации – семьи, школы,  улицы.
СЕМЬЯ несет повышенную социально-экономическую нагрузку и вынуждена сосредоточиться на решение проблем жизнеобеспечения в ущерб воспитанию.
ШКОЛА, определив в качестве своей основной задачи процесс передачи знаний, фактически утратила влияние на иные стороны развития личности.
УЛИЦА как институт социализации имеет возможность позитивно выступать в этой роли лишь при условии специальной организации работы по месту жительства, которая в настоящее время фактически отсутствует.
Образовавшиеся пробелы в воспитании и социализации молодежи восполняются легкодоступными носителями информационного продукта.
Образовавшиеся пробелы в воспитании и социализации молодежи восполняются легкодоступными носителями информационного продукта. При этом продукт массовой потребительской культуры во многом способствует росту агрессии и нравственной распущенности в молодежной среде, усиливая негативные тенденции в ее развитии. СМИ являются важным фактором социализации современной российской молодежи, мы обратили особое внимание на то, что сегодня зачастую СМИ содействуют разрушению мировоззренческих устоев молодежи, насаждают бездуховность и потребительство, рекламируют жестокость, насилие и криминальное поведение, нацеленное на легкое и быстрое обогащение.
Особую угрозу представляет реклама насилия, наркотического образа жизни, психоделической философии, получившая широкое распространение в глобальных коммуникационных сетях, поскольку она направлена на наиболее интеллектуальную и одаренную часть молодежи. Это составляет серьезную угрозу национальной безопасности.
Криминальная активность малолетних правонарушителей сопоставима с преступностью взрослых. Доля правонарушителей в возрасте 14 - 29 лет (54,7%) более чем в два раза превышает долю данной возрастной группы в численности всего населения. Для сравнения: доля правонарушителей в возрасте 30 - 49 лет - 36,8% - превышает долю своей возрастной группы в составе населения только в 1,2 раза.
В общей группе ВИЧ-инфицированных граждан России молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет составляют 79%, молодые женщины в аналогичном возрасте - 80%.
Самые высокие показатели заболеваемости по ИППП (инфекциям, передающимся половым путем) наблюдаются среди мужчин и женщин в возрасте от 15 до 30 лет, характер распространения ИППП характеризуется как эпидемия.
Продолжается маргинализация и криминализация молодежной среды, увеличивается число молодых людей, склонных к правонарушениям. В течение 1990-х гг. число осужденных за уголовные деяния в возрасте до 29 лет возросло в 2 раза. Более половины всех правонарушений совершается несовершеннолетними. Число беспризорных сопоставимо с уровнем 20-х годов прошлого века. За последние пять лет на 25% увеличилось число несовершеннолетних, находящихся в федеральном розыске; В последние годы резко обострилось состояние здоровья молодежи. Число нездоровых детей превышает 90%. Растет число детей-инвалидов. Резко снизилась готовность призывников к службе в армии. Расширяется география и интенсивность заболеваний молодежи наиболее опасными болезнями (туберкулез, СПИД, половые инфекции - в десятки раз). Ситуация усугубляется ростом более чем в два раза токсикомании, наркомании, алкоголизма, правонарушений среди подростков и молодежи. К наркотикам пристрастились до 2 млн. молодых россиян, 250 тысяч из них приобрели хроническую зависимость. Средний возраст приобщения к наркотикам – 15-17 лет. Сегодня 2,4% всей российской молодежи составляют молодые правонарушители.
Происходит деградация структуры занятости, разрушение трудовой мотивации молодых работников. Доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных в российских регионах колеблется от 20 до 57% (в среднем – 39%). Среди зарегистрированных безработных каждый третий молод. Каждый пятый молодой человек ищет работу. Замедляется отток молодежи из государственного сектора, тогда как развитие частного сектора экономики идет при активном включении в него молодежи. Сегодня производство товаров и услуг, торговля и другая деятельность в этом секторе в определенной степени становится молодежной сферой деятельности.
 Многие из молодых людей вообще никогда не работали. Молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения товаров и услуг, отдают предпочтение рабочим местам, не требующих высокой профессиональной квалификации; в силу объективных причин молодежь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений;
Слабо развивается культура ответственного гражданского поведения. У молодежи отсутствуют стремление к общественной деятельности, навыки самоуправления. Характерными чертами массового молодежного сознания становятся правовой нигилизм, отсутствие социальной воли, "стадный" инстинкт.
Одновременно с развитием этих тенденций за последнее десятилетие претерпел существенные изменения характер отношения государства и общества к молодежи:
потребительское отношение к молодежи в сфере экономики и труда сменилось невостребованностью;
 В отличие от молодежи наиболее развитых стран, возраст  вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается, российская молодежь вынуждена вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. Уже сейчас, согласно последнему всероссийскому опросу 34% опрошенных заработали свои первые деньги до 15 лет, еще 44% с 15 до 17 лет включительно, 11% начали зарабатывать деньги в 18 лет и лишь 10% - в 19 лет и старше. При этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. Если в сфере услуг и предпринимательства молодежь уже сегодня составляет, и будет составлять значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального управления доля молодых работников сегодня незначительна. Это может привести к потере преемственности в кадровом обеспечении, сделать невозможным реформирование и привести к системному кризису в социальной сфере. Кроме того, нарастают противоречия между "объективно пожилой" по кадровому составу социальной сферой и относительно молодой сферой бизнеса. Такая ситуация не способствует готовности бизнеса взять на себя необходимую стране долю ответственности за социальную сферу;
настороженное, недоверчивое отношение в сфере политики сменилось откровенными манипуляциями. Молодежь рассматривается исключительно как электоральный ресурс; тотальный контроль в сфере культуры сменился безразличием и передачей данной сферы под влияние массмедиа и индустрии развлечений, бизнес которых построен на культивировании потребительства, примитивных человеческих инстинктов;назидательно-опекунское отношение в духовно-идеологической и воспитательной сферах трансформировалось в непонимание и безразличие со стороны старших поколений. Доминирует взгляд на молодежь как на пассивную, находящуюся в переходном, маргинальном состоянии социальную группу. Некоторые разработчики различных молодежных программ любят ссылаться на опыт Советского союза, а то и на опыт гитлеровской Германии: на их примере показывают, как государство могло направить молодую энергию в  своих интересах. Но следует понимать, что деятельность тех государств, приводимых в пример, была направлена не на развитие активности молодежи, а, напротив, на недопущение такого развития молодого человека, которое в будущем могло бы угрожать существованию системы в  целом. Ведь кто, как не молодежь является наиболее активной и инновационной частью общества?! А с точки зрения инноваций – уж точно не надо стимулировать появление у молодых людей новых идей.
В Российской Федерации функционируют более 1500 социальных служб при органах по делам молодежи, более 2000 социальных учреждений различной ведомственной подчиненности, более 1300 клубов по месту жительства, более 1000 военно-патриотических молодежных и детских общественных объединений и клубов. Однако деятельностью этих организаций и учреждений охвачено не более 10% молодых людей.  
Зарегистрированными органами юстиции общественными объединениями охвачены лишь от 2 до 4% молодых людей.
Большая часть союзов детей и молодежи сосредоточена в крупных городах. Наиболее слабо объединительные процессы представлены в малых городах и в сельской местности.
Привлекательными и перспективными оказываются объединения молодежи по профессиональному признаку. Определяющей стала тенденция объединения региональных и местных общественных организаций в рамках региональных и межрегиональных союзов, ассоциаций, "круглых столов". Активизировалась деятельность субкультурных молодежных объединений.
Однако все большее влияние на молодежь оказывают националистические, экстремистские, криминальные молодежные группировки. Ныне действующие структуры государственной молодежной политики оказываются неспособными противостоять этим негативным тенденциям.  
Молодежным общественным объединениям не удалось мобилизовать молодежную инициативу в  общественных интересах и интересах развития государства. По мнению самой молодежи, не хватает специализированных служб и информации об их деятельности. В первую очередь речь идет о молодежных биржах труда, центрах информации и документации, службе "доверия" и молодой семьи, психологической помощи, центрах подростковой медицины, новых типах воспитательных учреждений для беспризорных и детей с девиантным поведением.
Заключение
В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны.
Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи и самой молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.
Задачи государственной молодежной политики такого масштаба могут быть решены только посредством применения проектного и сетевого подхода, формирования системы общенациональных молодежных проектов, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе. Универсальным и эффективным средством обеспечения проектной активности молодежи станут механизмы грантовой поддержки.
Эффективность применения грантовых механизмов развития общественной активности и привлечения институтов гражданского общества к решению общенациональных проблем убедительно доказана мировым опытом, успешно применяющим эти механизмы в течение нескольких десятилетий. Все это, в конечном итоге, сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящим перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.
В ходе работы над данной темой мы пришли к следующим выводам:
-Современная молодежь нуждается в продуманной и последовательной молодежной политике государства через создание молодежных организаций;
-Молодое поколение желает принимать активное участие во всех сферах жизни общества, и, для того, чтобы эта энергия не направлялась в негативное русло, государству необходимо контролировать проявления энергетики молодежи;
-Усилить идеологическую работу с молодежью с целью пропаганды активной жизненной позиции, здорового образа жизни, политической грамотности и национальной толерантности;
-Необходимо обеспечить широкий доступ к молодежным информационным центрам в субъектах РФ и федеральных округах, с этой целью создать молодежные печатные органы на местах;
-Качественно повысить уровень и численность специалистов по работе с молодежью;
Продолжить работу над созданием кризисных центров и служб доверия и обеспечить их доступность для молодого поколения. Для привлечения молодежи к государственному управлению посредством ее участия в законотворческой деятельности сформировать под опекой органов местного управления молодежные советы.

Приложение:   Социологическое исследование
(В социологическом опросе принимали участие ученики 8-11 классов МКОУ СОШ сп Урожайное в количестве 40 человек.)
Вопрос №1:  Имеете ли Вы опыт работы, если да, то какой именно?
Большинство учащихся в возрасте от 14 до 17 лет имели опыт работы в сфере не требующей высокой профессиональной квалификации (физический труд).
Вопрос №2. Как вы оцениваете государственную молодежную политику, эффективна ли она?
25% опрошенных ответили, что не имеют представления, что такое «молодежная политика».
Вопрос №3. Являетесь ли Вы членом какой-либо молодежной организации?
15% ответили положительно.
Вопрос №5.  Считаете ли Вы необходимым создание молодежных организаций?
Подавляющее большинство учащихся считают необходимым создание молодежных организаций.
Вопрос №4. Определились ли Вы с выбором профессии? С выбором профессии определились только 30% опрошенных.
Вопрос №6. Проявляете ли Вы инициативу: принимаете  участие в делах класса, школы?
Опрос подтвердил, что современная молодежь является социально активной частью общества, опровергая распространенное мнение старшего поколения о безынициативности молодежи.
Вопрос №7 .  Если Ваша точка зрения не совпадает с мнением большинства, готовы ли Вы ее отстаивать?
Результаты опроса наших старшеклассников опровергают утверждение о «стадном» инстинкте как о характерной черте молодежного сознания.
Вопрос №8.  Интересуетесь ли Вы политической жизнью страны, изучаете основные законы государства?
Политикой интересуются в основном учащиеся 10-11 классов.
(С помощью следующих вопросов мы хотели выявить уровень национальной толерантности наших старшеклассников.)
Вопрос №9.  Будете ли Вы общаться с человеком другой национальности?
Большинство опрошенных ответили положительно.
Вопрос №10
Является ли национальная принадлежность поводом для оскорблений? Только 3% опрошенных ответили положительно.
В условиях проживания на территории многонационального Северного Кавказа, преобладание национальной толерантности является важнейшим качеством, способствующим развитию стабильных межнациональных отношений.

Список использованной литературы:
 
1.Ильин В.И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса: социальная структурация повседневности общества потребления. СПб.: Интерсоцис, 2007. С.
2. В.Т.  Социология молодежи. М., 1996;  
3.Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000  
4.Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р (ред. от 16.07.2009) «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» //http://vmo.rgub.ru/policy/act/strategy.php5.Социология молодежи. Энциклопедический словарь. М, 2008.  
6.Социология молодежи. Энциклопедический словарь. М,, 2008,
7.Статистические показатели молодежи // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/population/demography/#
8.Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016г.// http://vmo.rgub.ru/policy/ act/ strategy.php