Изменение имён существительных по падежам. Склонение. 3 класс



3 класс
УМК «Перспектива»
Русский язык
Технологическая карта урока. Учитель: Опарина Ольга Альбертовна
Раздел Части речи
Тема Изменение имён существительных по падежам. Склонение.
Цели Сформировать представление:
— о постоянных признаках имени существительного;
Ввести:
—алгоритм определения падежа имени существительного;
— алгоритм разбора имени существительного как части речи.
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Основное содержание темы
Термины и понятия Актуализация знаний о понятиях «имя существительное», «окончание». Изучение названий падежей и падежных вопросов. Освоение разбора имени существительного как части речи.
Винительный падеж, дательный падеж, именительный падеж, имя существительное, начальная форма слова, окончание, падеж, предложный падеж, родительный падеж, склонение, творительный падеж.
Планируемый результат
Личностные умения Метапредметные умения Предметные умения
•Проявлять:
— интерес к изучению темы;
— желание помочь друзьям
Ани и Вани;
— творческое отношение к составлению и оформлению надписи на подарке; —понимание своей успешности при изучении темы. Познавательные умения:
—раскрывать значение понятий «склонение», «падеж», «начальная
форма слова», «именительный падеж», «родительный падеж», «дательный падеж», «винительный падеж», «творительный падеж», «предложный падеж»;
— определять падежный вопрос для существительного (одушевлённого, неодушевлённого) и обосновывать своё мнение;
— различать вопросы именительного и винительного, родительного и винительного падежей и обосновывать своё мнение;
—использовать приобретённые знания и умения для составления и оформления надписи на подарке.
Регулятивные умения:
—выполнять учебное действие в соответствии с планом;
—выполнять учебное действие, используя алгоритм;
—ориентироваться в разных способах выполнения задания;
—выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;—соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения:
— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
— учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога;
—конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
—адекватно использовать речь для представления результата. • Определять в предложении (тексте) падеж существительного.
Склонять существительное.
Разбирать существительное как часть речи.

Составлять и оформлять надпись на подарке.
Технология изучения темы
Организация образовательного пространства

Межпредметные связи Ресурсы Формы работы
Окружающий мир
Тема «Побываем в гостях».
Технология
Тема «Магазин подарков». Информационный материал:
Учебник, ч. 2, рабочая тетрадь № 2, методическое пособие для учителя.
Демонстрационный материал:
Комплект наглядных пособий «Падежи».
Интерактивный материал:
Карточки с индивидуальными заданиями. Презентация.
Фронтальная;
индивидуальная
парная
групповая
I этап. Мотивация к учебной деятельности
Цели деятельности Проблемная ситуация Планируемый результат
Мотивировать к изучению темы.
Стимулировать
эмоционально-ценностное отношение к проблеме Вани и Ани. У Ани и Вани — день рождения, каждому исполняется десять лет. Они пришли в школу пораньше и увидели у себя на парте пакеты: на одном надпись — «Подарок Ани», на другом — «Подарок Вани». Ребята удивлённо переглянулись: они друг другу ничего не дарили. А когда развернули пакеты, то поразились ещё больше: Аня получила в подарок то, что хотел Ваня, а Ваня получил то, что желала Аня. Ребята подумали, что это шутка одноклассников. Но оказалось, что сверстники не шутили, а произошло недоразумение, которое расстроило Аню и Ваню.
Ребята, что огорчило Аню и Ваню?
Школьники высказывали разные предположения и пришли к выводу, что одноклассники напутали что-то в надписях к подаркам.
Как следует подписывать подарки, чтобы не возникало подобной ситуации?
Учащиеся предлагали разные версии, но дискуссия показала, что им пока не хватает некоторых орфографических знаний для
оформления надписи к подаркам.
Есть ли у вас желание научиться подписывать подарки так, чтобы не возникало подобных недоразумений? Есть ли у вас желание помочь друзьям Ани и Вани исправить ошибки? Личностные умения:
—проявлять интерес к
изучению темы;
— проявлять желание по мочь друзьям Ани и Вани исправить ошибки в надписи к подаркам.

II этап. Учебно-познавательная деятельность
Цели деятельности Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) Планируемый результат
Изменение имён существительных по падежам (склонение)
Цели:
Актуализировать знания о понятиях
«имя существительное», «окончание».
Ввести:
— понятия «падеж», «склонение»;
— алгоритм определения падежа существительного.
Научить:
— определять падежный вопрос для существительного (одушевлённого, неодушевлённого) и обосновывать своё мнение;
— различать вопросы родительного и винительного падежей и обосновывать своё
мнение;
— определять признаки существительного;
— рассказывать алгоритм оп
ления падежа существительного;
— писать названия падежей и вопросы к ним;
— определять падежные вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных, используя таблицу; — определять падеж существительного, используя алгоритм;
— склонять существительное; — дописывать предложение подходящим по смыслу существительным, определять его падеж, выделять окончание;
— выполнять учебное действие, используя алгоритм;
— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины. Запишем число .
Чистописание. И Р Д В Т П
Задание 1 (З)
Назовите изменяемую часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании или предложении.
Назовите признаки существительного.
Верно ли, что связать слова в предложении можно, используя любую часть слова? Обоснуйте своё мнение.
Задание 2 (П) Какое существительное повторяется?
Задайте вопрос от выделенного слова к существительному кот?
Что изменилось у существительного? СЛАЙД 2,3,4,5
У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
А теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая - и та,
Видя грозного кота,
Убежит в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там сидит и в темноте
Вспоминает о коте
Сообщение учителя
Падеж — это форма слова, указывающая на его связь с другим словом.
Изменение окончаний существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением
В русском языке шесть падежей, каждый из которых имеет своё название, вопросы и окончания. СЛАЙД 6 (Вывод)
СЛАЙД 7
Термин "падеж" пришел в грамматику из старославянского языка, где падежъ был дословным переводом греческого слова ptosis, суффиксального производного от глагола pipto - "падать". Предполагается, что это слово было взято из практики игроков в кости и обозначало падение брошенной кости той или иной стороной вверх
СЛАЙД 8
Лингвисты Древней Греции увидели сходство между бросанием костей и падением их то на одну, то на другую сторону и изменением, "падением" существительного с получением им того или иного падежного окончания
СЛАЙД 9
Склонение имён существительных
Диагностические задания:
Просклоняйте слово окно.
Поставьте вопрос к выделенному существительному в каждом словосочетании,
определите его падеж и отметьте окончание:
Взять (…?) у подруги, бежал (…?) по дороге, гулял (…?) школой, стихи (…?) о зиме, подарок (…?) Ане.
Спишите предложение, определите падеж каждого
существительного:
• Белка жила в дупле старой берёзы.

Познавательные умения: —раскрывать значение
понятий «окончание»,
«склонение», «падеж» и использовать их в
активном словаре;


— определять падежный вопрос для существительного (одушевлённого, неодушевлённого) и обосновывать своё мнение;
— различать вопросы родительного и винительного падежей и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения: —выполнять учебное действие, используя алгоритм.
Коммуникативные умения: — формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.
Предметные умения: — определять признаки существительного;
— рассказывать алгоритм определения падежа существительного;
— писать названия падежей и вопросы к ним;
— определять падежный вопрос к существительному (одушевлённому, неодушевлённому), используя таблицу; — определять падеж существительного, используя алгоритм;
— склонять существительное;
Название падежа Слово помощник Вопрос Окончание существи3
тельного
Именительный падеж (И.п.) есть кто? что? лиса зима
Родительный падеж(Р. п.) нет кого? чего? лисы зимы
Дательный падеж(Д. п.) давать дать кому? чему? лисе зиме
Винительный падеж(В. п.) винить вижу кого? что? лису зиму
Творительный падеж(Т. п.) доволен кем? чем? лисой зимой
Предложный падеж(П. п.) думаю говорю о ком? о чём? о лисе о зиме

ФИЗМИНУТКА
Раз - подняться, подтянутьсяДва - согнуться, разогнутьсяТри - в ладоши три хлопка, головою три кивка.На четыре - ноги шире.Пять - руками помахатьШесть - за стол тихонько сесть.
Задание 3 (У) Учебник, с. 18, № 28, с самопроверкой.
Прочитайте текст, выпишите словосочетания с выделенными существительными и отметьте окончания существительных.
Для эффективного запоминания названий падежей учащимся можно предложить выражение:
Иван Родил Девченку Велел Тащить Пеленку
Иван Рубил Дрова Варвара Топила Печь СЛАЙД 10
Задание 4 (З)
Объясните значение понятий «падеж», «склонение».
Назовите шесть падежей существительного с вопросами.
Задание 5 (П)
Можно ли утверждать, что для одушевлённых и неодушевлённых существительных используется один и тот же падежный вопрос? Обоснуйте своё мнение.
Верно ли, что существительные в родительном и винительном падежах имеют одинаковые окончания? Обоснуйте своё мнение.
Задание 6 (У) Учебник, с. 21, № 31, с взаимопроверкой.
Напишите название каждого падежа и вопрос к нему. Просклоняйте существительные сестра, земля, используя слова помощники, выделите окончание в каждом слове.
Алгоритм определения падежа имени существительного
Запишем предложение
Ученики подошли к школе.
Для того чтобы определить падеж имени существительного, надо:
1) определить в предложении слово, от которого зависит имя существительное;


III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цели деятельности Варианты заданий Планируемый результат
Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Вани и Ани.
Научить:
— использовать приобретённые знания для выполнения варианта ситуативного
задания;
— ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;
—составлять и оформлять надпись
на подарке;
— планировать своё действие в соответствии с учебным заданием;
— адекватно использовать речь для представления результата.



Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
самоорганизацию по выполнению задания:
— планирование деятельности;
— выполнение задания;
— представление результатов деятельности.
Информативный вариант
У Ани и Вани — день рождения, каждому исполняется десять лет. Они при шли в школу пораньше и увидели у себя на парте пакеты: на одном надпись — «Подарок Ани», на другом — «Подарок Вани».
Поставьте вопрос к существительному в каждом словосочетании, определите его падеж и впишите соответствующее окончание по образцу.
Образец: письмо (…?) лисе, мам…, Кол…, дедушк… .
Внесите изменения в надпись «Подарок Ани», «Подарок Вани», используя падежный вопрос. Оформите надпись к подарку Ани и Вани ...
Импровизационный вариант
Исправьте ошибки в надписях на подарках Ане и Ване, используя приобретённые знания и умения.
Эвристический вариант
Оформите пожелания и надпись на подарке для родных или друзей. Личностные умения:
—проявлять творческое отношение к составлению и оформлению надписи на подарке.
Познавательные умения:
—использовать приобретённые знания при выполнении ситуативного задания.
Регулятивные умения: —ориентироваться в разных способах выполнения
задания;
—выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные умения:
—адекватно использовать речь для представления результата.
Предметные умения:
—составлять и оформлять надпись на подарке.

IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности.
Рефлексивная деятельность
Цели деятельности Самоанализ и самооценка ученика Результат деятельности
• Научить:
— соотносить полученный результат с
поставленной целью;
— оценивать результат учебной деятельности. Самоанализ
Закончите предложения:
Мне важно уметь правильно оформлять надпись на подарке, потому что…
Чтобы правильно составить и оформить надпись на подарке, надо…
Самооценка
Я … (очень, не очень)доволен(льна)надписью к подарку, которую составил(а) … (сам, с помощью одноклассников, учителя), потому что выполнил(а) работу … (правильно, неправильно, красиво, некрасиво, творчески).
Закончи фразу. СЛАЙД 11
1. Сегодня я узнал…
2.Было трудно…
3.Теперь я могу…
4.Я поняла, что…
5. У меня получилось…
6. Было интересно…
7.Меня удивило…
8.Мне захотелось…
Личностные умения: —оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения: —соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Цели деятельности Самоанализ и самооценка учителя Результат деятельности
Соотнести результат с поставленной целью.
Оценить результат своей деятельности. Сформировать представление:
— о постоянных признаках имени существительного;
Ввести:
—алгоритм определения падежа имени существительного; — алгоритм разбора имени существительного как части речи.
Научитьиспользовать приобретённые знания и уменияв практической деятельности.

Ключевые умения Личностные умения:
— проявлять творческое отношение к составлению и оформлению над писи на подарке.
Познавательные умения:
— использовать приобретённые знания и умения для составления и оформления надписи на подарке.
Регулятивныеумения:
— выполнять учебное действие, используя алгоритм.
Коммуникативные умения:
— адекватно использовать речь для представления результата.
Предметные умения:
— составлять и оформлять надпись на подарке.
Заполняется учителем после освоения темы учащимися.








Просклоняйте слово окно.
И.п.______________________
Р.п.______________________
Д.п.______________________
В.п.______________________
Т.п._____________________
П.п______________________

Просклоняйте слово лиса .
И.п.______________________
Р.п.______________________
Д.п.______________________
В.п.______________________
Т.п._____________________
П.п______________________


Просклоняйте слово окно.
И.п.______________________
Р.п.______________________
Д.п.______________________
В.п.______________________
Т.п._____________________
П.п______________________


Просклоняйте слово лиса .
И.п.______________________
Р.п.______________________
Д.п.______________________
В.п.______________________
Т.п._____________________
П.п______________________


Определите падеж каждого существительного в предложении.

Белка жила в дупле старой берёзы.
_____________________________________________________________________________
Определите падеж каждого существительного в предложении.

Белка жила в дупле старой берёзы.
_____________________________________________________________________________

Определите падеж каждого существительного в предложении.

Белка жила в дупле старой берёзы.
_____________________________________________________________________________
Определите падеж каждого существительного в предложении.

Белка жила в дупле старой берёзы.
_____________________________________________________________________________
Поставьте вопрос к выделенному существительному в каждом словосочетании,
определите его падеж и отметьте окончание:
Взять (______?) у подруги, бежал (______?) по дороге, гулял(________?) школой, стихи (______?) о зиме, подарок (______?) Ане.

Поставьте вопрос к выделенному существительному в каждом словосочетании,
определите его падеж и отметьте окончание:
Взять (______?) у подруги, бежал (______?) по дороге, гулял(________?) школой, стихи (______?) о зиме, подарок (______?) Ане.

Поставьте вопрос к выделенному существительному в каждом словосочетании,
определите его падеж и отметьте окончание:
Взять (______?) у подруги, бежал (______?) по дороге, гулял(________?) школой, стихи (______?) о зиме, подарок (______?) Ане.