Конспект урока русского языка по теме: «Склонение имен существительных. Общее понятие. Три типа склонения»
МБОУ – Средняя общеобразовательная школа №7 города Мценска
В рамках методического объединения учителей начальных классов по теме:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
по теме: «Склонение имен существительных. Общее понятие. Три типа склонения» 3 «Б» класс
161734522669500
Учитель начальных классов:
Чернышева Елена Николаевна
г. Мценск – 2012 годТема: «Склонение имен существительных. Общее понятие. Три типа склонения»
УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс
Цели урока:
сформировать представление о склонении;
создать условия для развития коммуникативных способностей, регулятивных, познавательных и личностных универсальных учебных действий.
Задачи урока:
Образовательные:
углублять знания об имени существительном;
показать распределение имен существительных по трем типам склонения;
формировать навыки грамотного письма.
Развивающие:
развивать интерес обучающихся к русскому языку;
развивать творческие способности;
развивать речь;
развивать умение применять полученные знания при самостоятельной работе, работе в парах.
Воспитательные:
воспитывать у обучающихся положительное отношение к учебе;
воспитывать старательность и аккуратность;
воспитывать сознательную дисциплину , посредством пробуждения активного познавательного интереса к изучаемой теме;
воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Оборудование:
презентация по теме, ноутбуки для работы в парах, карточки с разноуровневыми заданиями, тесты по теме, учебники, рабочие тетради.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяОрганизационный момент Эмоциональный настрой (слайд 2)
- Откроем свои ладошки к новым знаниям и произнесем волшебную фразу : «Я хочу много знать». А чтобы много знать, надо хорошо потрудиться. Я желаю вам успеха в работе на уроке.
- Коммуникативные, личностные УУД
Дети желают друг другу удачи, показывают свою готовность.
Минута чистописания (слайд 3)
ими мим иии ммм- Назовите запись по счету, где только верхние соединения, только нижние?
- Эти соединения понадобятся для записи следующих слов:
зима, перезимовать, зимний- Какова особенность этих слов? (родственные слова)
- Разберите их по составу и подпишите, какими частями речи они являются. Познавательные, регулятивныеУУДВыполняют чистописание, разбирают слова по составу, определяют части речи. .Проверка у доски, коллективное оценивание.
Повторение
Прогнозирование новой темы - Продолжим работу над частью речи имя существительное.
(слайд 4)
- Что мы знаем об имени существительном?
(слайд 5)
- Как изменяются имена существительные?
(слайд 6)
- Назовите постоянные и непостоянные признаки существительных. (непостоянные – число, падеж; постоянные – род, ?)Вывод: имя существительное изменяется по числам и падежам, имеет свой род.
- Предположите, а что мы еще не знаем об имени существительном, но вам очень хочется это узнать? (какой еще есть постоянный признак)
- Этим исследованием мы сегодня и будем заниматься. Познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные УУД:
– создание интриги, проблемной ситуации , установление причинно-следственных связей; - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно (что знаем об имени существительном, и что нет);
-вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении темы, сотрудничество со сверстниками и с учителем.
Работа по новой теме (слайд 7)
- Прочитайте слова и найдите в них орфограммы:
скала, земля, стена, дедушка, облако, дядя, руль, гриб, улица, площадь, село, дочь, солнце.- Какова особенность этих слов? (существительные)
- По каким признакам можно сгруппировать эти слова?
- Запишите их, распределив по родам и выделив окончания.
- Проверим (слайд 8)
ж.р м.р. ср.р.
скала дядя облако
земля дедушка село
стена руль солнце
улица гриб
площадь
дочь
- У каких двух родов одинаковые окончания в И.п.? (ж.р.,м.р. –а,-я)
- У существительных каких двух родов в И.п. нулевое окончание? (ж.р., м.р.)
- У существительных какого рода в И.п. окончание –о,-е? (ср.р.)
- А теперь распределите эти же слова в другие три группы так, чтобы:
в первой группе были слова м.р. ж.р. с окончаниями –а,-я;
во второй группе – слова ср.р. с окончаниями о-,е и слова м.р. с нулевым окончанием;
в третьей группе - слова ж.р. с нулевым окончанием.
I скл. II скл. III скл.
1гр.ж.р.,м.р. 2гр. ср.р.,м.р. 3гр.ж.р.
скала облако площадь
земля село дочь
стена солнце
улица руль
дедушка гриб
дядя
- Разделив слова по роду и по окончанию, мы разделили их на три склонения(слайд 9)
- Подпишите на свободной строке римскими цифрами склонение.
- Какой же новый признак имени существительного мы узнали? (склонение)
- Как вы думаете, этот признак постоянный или может изменяться? Докажите. (постоянный, т.к. род постоянен, а мы определяем склонение по родам и окончаниям).
Познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД
- самостоятельное выделение и формулировка правил, общих признаков, по которым группировали слова;
- стремление, как можно полно, высказывать свою точку зрения;
-планирование своей работы.
Тема урока и цель - Какой же будет тема урока? (склонение) (слайд 10)
- А цель? (понять, что такое склонение и учиться различать слово по трем типам склонения)
- Какая часть слова изменяется у имени существительного? (окончание)
- Когда оно изменяется? (когда изменяется по числам и падежам)
- Так что же такое склонение? (изменение существительных по падежам и числам) (слайд 11)
- Сколько склонений различают? (три типа склонения) (слайд 12)
- Давайте проверим свои исследования. По содержанию учебника найдите нужную тему и проверьте, правильно ли мы сделали вывод. Познавательные, коммуникативные, личностные УУД
Физкультминутка (слайд 13)
- Отгадайте загадки. Если существительное относится к I скл., то подпрыгните один раз. Если ко II скл, то присядьте два раза, если к III скл., то наклонитесь три раза вперед.
1. Чтобы было, где писать – в школе нам нужна …. (тетрадь)
2. Пушистый трус……………………………………(заяц)
3. Под белыми березами, где тень
Притаился старый ………………………………….(пень)
4. Закутан ребенок в сто пеленок………………….(капуста)
5. Никого не обижает,
А ее все толкают…………………………………. (дверь)
6. Кто альбом раскрасит наш,
Ну, конечно, …………………………………(карандаш)
Закрепление - Итак, что же такое склонение? (слайд 14)
- Сколько склонений у существительных? (слайд)
(слайд 15)
- Давайте составим алгоритм определения склонений .Игра «Найди лишнее слово». Докажи.
-Найди лишнее слово в строчке:
лошадь, метель, жизнь, олень;
морковь, свекла, капуста, тыква;
облако, солнце, радуга, луч.
- Итак повторим, как определить склонение существительных? (слайд 16)
- А теперь потренируемся определять склонения существительных, работая в парах на ноутбуках.
(слайды 17-19)
Тесты
Проверь, свои знания, определи склонение имен существительных. Щелчок по выбранной ячейке покажет, ошибаешься.. ты или нет. Если есть необходимость – повтори правило.
Например:
I скл. II скл. III скл.
Локоть + Сирень +
Кресло + Береза + Камень + Постель +
Костя + Ягода + Кисть +
Голубь + - Чья пара правильно выполнит задание поднимает зеленый кружок, если допустили ошибки – желтый, не справились с заданием - красный Познавательные, регулятивные,
коммуникативные УУД
Итог урока - Что же интересного мы сегодня узнали об имени существительном? (есть постоянный признак – склонение)
- Как его определить? (алгоритм)
- Молодцы! Домашнее задание (слайд 20)
- Задание дается дифференцированно:
1 уровень (желтые карточки):
Запиши слова в 3 столбика, выдели окончания:
1скл. 2скл. 3скл.
Месяц, ель, берёза, животное, лисица, олень, тень, след, добыча, охота.
2 уровень (красные карточки)
Спиши текст и запиши в скобках склонение существительных.
Кузница дятла
Сорвет дятел ( ) шишку ( ) на ели ( ) , принесет ее на березу ( ) и вставит в щель ( ). Ловко стучит он клювом ( ) по шишке ( ) . Отработанную шишку ( ) бросит дятел ( ) вниз. Так и складывается под березой ( ) груда ( ) еловых шишек ( ).
3 уровень (зеленые карточки)
Запиши текст ,определи склонение существительных в единственном числе, попробуй определить падеж:
На склоне небольшого пригорка одиноко стояла молоденькая берёзка. Она радостно взмахивала ветвями, точно восторженно приветствуя солнце. От неё, как от сказочного светильника, струился тихий свет. Играя, ветер весело пересчитывал на ней звонкое золото листвы.
Личностные, коммуникативные УУД
Рефлексия (слайд 21)
- Оцените свою работу и работу своих товарищей, дополняя предложения.
Сегодня на уроке:
1. Мне понравилось…
2.Мне удалось…
3. Я порадовался за…
4. Я могу похвалить себя за…
5. Мне надо еще поработать над…
(слайд 22)
- Спасибо за урок. Молодцы! Регулятивные, коммуникативные, межличностные УУД