«Обеспечение интерактивности в образовательном процессе с помощью мультимедийного оборудования: интерактивной доски, документ-камеры, мобильных лабораторий»
«Обеспечение интерактивности в образовательном процессе с помощью мультимедийного оборудования: интерактивной доски, документ-камеры, мобильных лабораторий»
Учителя начальных классов Комарова Л.Д., Киселева Л.А., Мазурова Л.В.,
Для современной школы, работающей по ФГОС 2-го поколения, одной из важнейших задач является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков. Исходя из этого, учитель ставит перед собой задачу активизировать учащихся, побудить их к самостоятельной деятельности.
Современные технологии в учебном процессе становятся все более востребованными. В частности, интерактивный способ представления учебного материала позволяет глубже воспринимать и усваивать знания.
Безусловно, одним из шагов на пути к достижению этой задачи является применение в школах современного мультимедийного оборудования, мобильных лабораторий, которое позволяет: обогатить педагогический, технологический инструментарий учителей, способствуют повышению методического мастерства учителей-предметников.
Использование данного оборудования в работе педагогов нашего лицея обусловлено:
исключительно сильным эмоциональным воздействием на учащихся;
необходимостью повышения производительности труда преподавателей и учащихся в связи с непрерывным увеличением объема знаний, универсальных учебных действий, которые необходимо усвоить при стабильных сроках обучения;
широким применением новых педагогических технологий, осуществление которых невозможно без соответствующих технических средств обучения.
1.«Технология использования программы Starboard на уроках в начальной школе»
Возможности интерактивной доски: Hitachi StarBoard FX-TRIO-77E.
Интерактивная доска с поддержкой технологии multi-touch — Hitachi StarBoard FX-TRIO-77E позволяет использовать палец, сенсорное перо для записей на доске и навигации по компьютерным приложениям и сайтам. Для работы над одной и той же задачей доску могут одновременно использовать до трех пользователей! Более того, поверхность Hitachi StarBoard FX-TRIO-77E, не содержащая электронных компонентов, очень прочна и устойчива к физическим воздействиям — с ней можно обращаться как с обычной классной доской (т.е. использовать как маркерную доску).
StarBoard FX-TRIO использует систему инфракрасного обнаружения изображения для определения расположения пера вблизи поверхности устройства. Методы ввода: можно использовать палец или любой объект в дополнение к электронному перу для работы с доской.
Технология Multi-Touch позволяет работать с доской обеими руками (использовать жесты).
Может использоваться в качестве простой маркерной доски или проекционного экрана.
Особенности программного обеспечения:
16 функциональных клавиш обеспечивают скорость и гибкость (14 настраиваемых пользователем).
Антибликовая поверхность сводит к минимуму отражение и утомление глаз.
Использует разнообразие настраиваемых карандашей, бумаги, фона и эффектов.
Передвигает и смещает объекты.
Перемещает информацию, так что всегда будет хватать пространства для работы.
«Интеллектуальное перо» преобразует фигуры, нарисованные от руки в геометрические объекты.
Преобразует рукописные тексты в машинописные, используя программы распознавания рукописных текстов.
Дает возможность разбить любой текс на строки, слова.
Сокрытие и открытие ответов на вопросы.
Выход в интернет из галереи или текста.
Сохраняет избранные страницы выполненных и проверенных занятий.
«Подсветка» или увеличение выбранной области.
Видеозапись занятий для их дальнейшего просмотра.
Значимость интерактивной доски в учебном процессе
Положительные аргументы:
мотивация, наглядность, иллюстрирование, интерактивность;
доступность сложного материала, оперативность;
моделирование эксперимента;
индивидуальная работа;
классификация цифровых объектов с использованием Галереи;
окупаемость времени затраченного на подготовку к уроку;
пополнение методической копилки учителя;
систематизация знаниевого компонента при малом количестве времени;
учет времени на каждом этапе, строгое соблюдение САНПИНА.
Отрицательные аргументы:
большая затрата времени учителя при подготовке к проведению мультимедийного урока;
ограниченное время использования в учебном процессе: здоровьесбережение, т.е. строгое соблюдение САНПИНА учителем -предметником.
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках.
Использование ИД на уроке и во внеурочной деятельности.
Главная задача, которую ставит перед собой педагог, используя ТСО - это поиск способов работы с интерактивным оборудованием, которые позволят модернизировать учебный процесс.
Несколько идей использования интерактивного оборудования:
330136565405применение с его использованием технологических приемов визуализации информации (построение кластеров, ментальных карт, графов, различных таблиц) / на солидарной основе учитель – учащиеся;
применение в обучении технологических приемов, направленных на формирование мыслительных умений высокого уровня (анализ, синтез, 3501390-120015оценка), на превращение информации в знание, которое формируют и моделируют сами учащиеся (ранжирование информации, построение причинных карт, приемы аргументации и построения доказательств);
356870053975использование интерактивных технологических приемов, когда учащиеся работают в парах и малых группах над решением задач, поставленных учителем, представляют результаты своей деятельности, анализируют и оценивают работы друг друга;
3596640189230использование приемов интенсификации, например, построение структурно-логических схем и опорных конспектов.
34861546990
Этапы проведения урока Возможные варианты использования интерактивной доски
Объяснение нового материала Подбор текстового и графического материала по теме урока. Создание учебно-дидактической презентации. Подбор анимаций по теме урока. Создание заметок с помощью электронных чернил. Подбор мультимедийного материала по теме урока. Создание мультимедийной презентации для создания опорного конспекта учащихся
Контроль усвоения пройденного материала Разработка контрольных и самостоятельных работ. Разработка тестовых заданий. Разработка опорных конспектов. Организация интегрированных занятий с использованием интерактивных опытов на уроке объяснения нового материала. Организация самостоятельных работ, тестов и контрольных заданий на основе мультимедийного материала. Разработка тестовых интерактивных заданий.
Закрепление материала Составление мультимедийных материалов с использованием результатов измерений датчиками различных процессов. Организация индивидуальных выступлений учащихся по заранее подготовленным учителем материалам. Проведение виртуальных лабораторных работ.
Внеурочная деятельность Организация проектной деятельности учащихся. Подготовка материалов для проведения общешкольных конкурсов и олимпиад. Проведение защиты проектов учащихся по теме исследования уроков и олимпиад. Проведение общешкольных конкурсов и олимпиад.
Документ-камера AverMedia cp135- эффективный инструмент, используемый в учебном процессе.
Документ-камера - это цифровое устройство, которое позволяет моментально (в режиме реального времени) демонстрировать документы, 3D-объекты и даже процессы и движения на монитор, телевизор, интерактивную доску или на экран с помощью проектора.
Документ-камеры являются очень гибким инструментом, позволяющим делать то, что не может никакое другое презентационное оборудование.
Документ-камеры могут быть полезны в любом образовательном учреждении, начиная от начальных классов средней школы, и заканчивая университетскими аудиториями. Школам и университетам необходимо презентационное оборудование, способное эффективно показывать документы, картинки и 3-х-мерные объекты в классах и лекционных залах, рассчитанных на 10 и более человек. Кроме того, поскольку отображение идет в режиме прямой передачи, камеры хорошо подходят для видеоконференций и программ удаленного обучения.
Основные характеристики документ-камеры AverMedia cp135:
- простота освоения и использования, не требующие от учителя серьезной подготовки;- русскоязычное меню, документация, методические материалы по использованию;- наличие таких важных дополнений как адаптеры для подключения к школьному микроскопу и планшеты подсветки для полупрозрачных пленок или слайдов;- развитое программное обеспечение, в том числе позволяющее эффективно использовать камеры с интерактивными досками;- пуль ДУ;- гибкий штатив.
Применение документ-камеры в работе учителя.
возможность демонстрации в любой момент любого объекта со стола учителя или парты ученика позволяет «оживить» процесс преподавания, сделать его более наглядным и убедительным, и, как следствие, более результативным;
документ-камера помогает установить обратную связь между учителем и классом, повысить мотивацию учащихся. Это происходит, например, во время анализа контрольной работы или разбора домашнего задания на экране в реальном времени, с комментариями учителя, когда весь класс принимает участие в этом процессе.
у учителя появляется больше возможностей гибко реагировать на ситуацию, привносить в урок необходимый элемент интерактивности и диалога. В ответ на каверзный вопрос можно, сидя за рабочим столом, на обычном листке бумаги набросать схему или формулу, отображая ее в процессе появления на экране;
значительно упрощается процесс подготовки к уроку. Достаточно вычертить на стандартном листе формата А4 необходимый график, скопировать иллюстрацию из редкой или наоборот только что полученной книги и все это можно уже на следующем уроке использовать как учебное пособие, доступное для просмотра и изучения всему классу;
существенно экономится время учителя, как во время подготовки к уроку, так и во время проведения самого урока – любое письменное задание с листа, мгновенно через документ-камеру и проектор может быть продемонстрировано всему классу.
расширение арсенала доступных технических средств ведения урока стимулирует учителя к творческому поиску и освоению новых форм и методов обучения.
3. Использование переносных лабораторий Cornelsen
Осуществлять деятельностный подход в образовании помогают так же мобильные лаборатории.
В первую очередь хочется рассказать о цифровом микроскопе Digital Blue QX7
Это простое в использовании устройство обладает возможностью наблюдения в режиме реального времени многократно увеличенных микрообъектов.
Микроскоп позволяет:
превращать самые обычные окружающие предметы в объекты исследования
формировать необычные изображения различных предметов на экране компьютера
просматривать изображение на экране монитора или с помощью мультимедийного проектора передавать его на большой экран
делать видеозаписи
На практике с помощью микроскопа можно выполнить много интересных заданий по окружающему миру. Но для начала, мы с ребятами учились работать с этим прибором.
Как включить микроскоп? Как правильно положить предмет для исследования? Как регулировать четкость изображения? Какое увеличение выбрать для того или иного объекта?
На все эти вопросы ребята отвечали, работая с микроскопом. Выполненную работу легко проверить, так как изображение ученик видит на мониторе компьютера, и оно автоматически выводится через проектор на доску.
Какие объекты для исследований можно выбрать?
Абсолютно любые, главное, чтобы они были небольшого размера. Мы исследовали строение листа комнатного растения, рассматривали капельку воды из-под крана и из лужи.
Некоторые лабораторные образцы представлены в комплекте микроскопа (клетки яблока, эпителий и т.д.).
Ребятам эта работа так понравилась, что они предложили создать свой банк лабораторных образцов (крыло стрекозы или бабочки, листик водорослей, шерсть животных, лепесток цветка и т.д.)
Выполняя работу с микроскопом, ученики понимают, что объектом исследования может стать не только биологический материал.
При изучении темы по окружающему миру «Возникновение денег» в 3 классе, можно предложить рассмотреть под микроскопом бумажную купюру и монету.
Еще одно преимущества микроскопа – это его мобильность. Ребёнок не привязан к одному месту. Он может подойти и рассмотреть увеличенное изображение интересующего его объекта.
В наш лицей были поставлены также мобильные лаборатории «Свет и тень», «Прорастание семян», «Фильтрация воды», «Наблюдение за погодой». Из практики их использования учителями начальных классов, можно отметить следующие положительные моменты:
5772157048500Во всех лабораториях представлен материал на очень высоком научном уровне.
При этом все эксперименты доступны ребятам начальной школы.
В комплект каждой лаборатории входят от 15 до 8 наборов оборудования, что позволяет организовать работу в парах и группах.
Исследования можно проводить как на уроках по окружающему миру и математике, так и во внеурочное время.
Сами исследования вызывают огромный интерес у ребят, особенно это видно на примере учеников, испытывающих трудности в обучении. Они первыми приносят необходимый для исследований материал, активно принимают участие в проведении опытов (ситуация успеха).
Опыты, проводимые в классе, зачастую перерастают в проекты по более конкретному изучению той или иной темы.
Каждый комплект снабжен руководством по организации и проведению опытов.
Подводя итог, можно сказать, что интерактивная доска вместе с документ-камерой, мобильными лабораториями органично дополняя друг друга, являются достаточным и необходимым средством для реализации ФГОС.
Используемые ресурсы:
http://www.hitachi-interactive.ru/products/fx77trio.htmhttp://www.avervision.ru/catalog/2590/http://www.astera.ru/pr/20103/