Рабочая программа информатика 7 класс (Л.Л. Босова, А.Ю. Босова)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №4 г. Данкова Липецкой области


Рассмотрена на заседании ШМО учителей информатики и ИКТ
____ августа 2015 года Протокол № ___

Утверждено
приказом №______ МБОУ лицей №4
г. Данкова Липецкой области
______ августа 2015 года







Рабочая программа
по информатике для 7-х классов
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
составлена на 2015-2016 учебный год


Учитель информатики и ИКТ:
Янченко В.В.



















2015 г.
Пояснительная записка

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Изучение информатики и ИКТ в 7 классах направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 7 классе необходимо решить следующие задачи:
создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Данная рабочая учебная программа составлена на основе вариативной учебной программы Л.Л. Босовой, изданной в издательстве БИНОМ, Лаборатория знаний в 2012 году, допущенной Министерством образования и науки РФ к изучению в общеобразовательных учреждениях. На изучение предмета отводится 1 час.
Пропедевтический курс Л.Л.Босовой позволяет сформировать у школьников представления об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.
Нормативные правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации ( Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 год
Федеральный  государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)
стандарт общего образования по информатике и ИКТ;
стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень);

Информация об используемом учебнике
Преподавание «Информатики и ИКТ» в 7 классе ведётся на основе УМК Босовой Л. Л.:
программа,
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Количество часов для реализации программы:
7 класс – 35 часа - 1 час в неделю, в том числе 6 часов резервного времени (практические работы – 7 часов, зачетные работы – 3).

Обоснование выбора учебной программы
Изучение предмета “Информатика и ИТ” в 7 классах является пропедевтическим этапом изучения предмета “Информатика и ИКТ”, направленным на формирование умений пользоваться компьютером, готовности применять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития, обеспечивать развитие творческих и познавательных способностей учащихся, усиление культурологической составляющей школьного образования;
Это позволит реализовать:
принцип дидактической спирали как важнейшего фактора структуризации в методике обучения информатике: вначале, общее знакомство с понятием с учётом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
практическую направленность, обеспечивающую отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.
непрерывный курс информатики, сделать его сквозной линией школьного образования, что непосредственно отвечает задачам информатизации образования, поставленным в Концепции модернизации образования РФ.
Формы организации образовательного процесса
Основной формой организации образовательного процесса является урок. Каждый урок информатики в среднем звене состоит как минимум из трех видов деятельности ученика: теоретической работы с текстом учебника, иллюстрациями и ответов на вопросы; выполнения теоретических заданий в рабочей тетради; компьютерного практикума.
Технологии обучения
Проведенная в 5–6 классах работа по формированию навыков самостоятельной работы позволяет увидеть в 7 классе свои первые плоды: учащиеся способны самостоятельно работать с учебником, выполнять задания в рабочей тетради, выбирать и выполнять посильные для себя задания компьютерного практикума.
В 7 классе большое внимание уделяется развитию навыков исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Механизмы формирования ключевых компетенций
Учебный курс информатики реализован с применением компетентностного подхода. Содержание обучения информатики и ИКТ структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются информационная, коммуникативная, ценно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная и компетенция личностного самосовершенствования.
Виды и формы контроля
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
В качестве одной из основных форм контроля используется тестирование.
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору.
Практические контрольные работы для учащихся 7 классов представлены в трех уровнях сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.
Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.

Содержание курса информатики и ИКТ
Содержание курса информатики и информационных технологий для 7 класса в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями.

Представление информации 6 ч.
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.
Компьютерное представление текстовой информации.
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).
Кодирование звуковой информации.
Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.
Практические работы:
Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.
Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.

Формализация и моделирование 13 ч.
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером.
Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты.
Таблица как средство моделирования.
Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Практические работы:
Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.
Построение генеалогического дерева семьи.
Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.
Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.

Алгоритмы и исполнители 10 ч.
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования, их классификация.
Правила представления данных.
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.
Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование.
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
Практические работы:
Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.
Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.
Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.
Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму.
4. Резерв времени 6 ч.


Учебно-тематический план, 7 класс
(1 ч в неделю, 35 ч в год)

№ п/п
Наименование тем (разделов)
Количество часов
Контрольные мероприятия

1
Представление информации
6
Зачетная работа

2
Формализация и моделирование
13
Зачетная работа

3
Алгоритмы и исполнители
10
Зачетная работа


Резерв времени
6





Календарно - тематическое планирование, 7 а класс



п/п

Тема урока

Основные виды деятельности
Количество часов

Дата урока





План
Факт


Представление информации

6



1
Правила ТБ. Представление числовой информации в компьютере.
Системы счисления.
Фронтальная работа с теоретич.мат-лом.




2
Двоичное кодирование. Перевод чисел из десятичной с/с в двоичную.
Отработка навыка перевода чисел в двоич.с/сч
1



3
Перевод чисел из двоичной с/с в десятичную и обратно.
Развернутая форма записи двоичных чисел. Практическая работа №1 «Перевод чисел».

Отработка навыка перевода двоич. чисел
1



4
Представление текстовой информации в компьютере. Единицы измерения информации.
Работа с таблицей измерения информации. Набор текста в Worde.
1



5
Представление графической информации в компьютере. Единицы измерения информации.
Практическая работа №2 «Измерение информации».

Практическая работа «Единицы измеререн. инф-ии»
1



6
Зачетная работа по теме «Компьютер и информация».
Работа на опросном листе
1




Формализация и моделирование

13



7
Модели объектов и их назначение. Информационные модели.
Практическая работа «Создаем словесные модели. Многоуровневые списки».
1



8
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблиц.
Фронтальная работа с теор.мат-лом
1



9