Внеурочня деятельность рабочая программа кружка «Я- исследователь» для 1 классов.
Согласовано :Заместитель директора по
ВР___________Р.А.Закирова
Утверждаю:
Директор школы
________ И.М. ШигабутдиновПриказ № 205 от «31» августа 2013 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балтасинская средняя
общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
( исследовательский кружок «Я – исследователь»)
воспитателя группы продленного дня
Галиевой Васили Габдулфартовны.
Обсуждено на заседании
педагогического совета
от 15 августа 2013г.
2013 -2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные и инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, делать предложения, отвечать за принятые решения. Человек, который самостоятельно умеет определить перспективу, наметить план действий и осуществить его, оценить и проанализировать, что удалось, а что нет, обладает проектным типом мышления. Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни. В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта. Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности. Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Цель и задачи курса «Я – исследователь» Цель программы: создание условий для успешной реализации детьми своих способностей и потенциала личности. Задачи программы: -формирование представление об проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности; - обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; - формирование коммуникативных навыков (партнерское общение); -формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация,хранение, использование); -формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;- развитие познавательные потребности и способности, креативность. Содержание программы Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой проектной работы по овладению учащимися основами проектной деятельности: от осмысления сути данной деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей проектной деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру, создавать и реализовывать свои замыслы. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям. Проект - это целенаправленное, фиксированное во времени, управляемое педагогом и выполняемое учеником изменение учебной, приближенной к жизненной ситуации с целью формирования у школьника ключевых компетентностей. Особенностью подхода к работе над проектами является двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами.Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями. Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме. По завершении представляют готовые проекты. Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Предлагаемый порядок действий: 1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов. Выбор темы. Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать. Тема и совокупность выбранных детьми подтем задают структуру будущих информационных проектов –энциклопедий и картотек. Эту структуру в виде схемы учитель изображает на доске в процессе выбора подтем, чтобы дети наблюдали, как происходит систематизация знаний в любой области. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы: географический аспект, исторический аспект, культурный аспект .Сбор сведений. Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизированно хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации. Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте – в картотеке или в тематической энциклопедии. Особая роль информационного проекта связана с возможностью хранения с его помощью всего объема информации, собранной детьми, и, следовательно, с сохранением работы каждого ребенка по поиску. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета. Выбор проектов. После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Реализация проектов. Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, картотеки, книги, концерт, спектакль, викторина, КВНы, устные журналы (аналоги телепередач). газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник, показы моделей одежды и т.д. Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем. Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят Презентация проекта. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь. Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, ролевые, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные).
МБОУ «Балтасинская СОШ» на проектную деятельность в 1 классе отводится 2 час внеурочной деятельности в неделю. Соответственно программа рассчитана на 66 часа
Программа курса состоит из разделов:
Мир вокруг: учимся задавать вопросы.
Учимся сотрудничать.
Основы проектной деятельности.
Работа над проектом.
В первом разделе предлагается обратить внимание детей на окружающий мир, учить задавать вопросы, развивать любознательность.
В разделе “Учимся сотрудничать” можно использовать игры на формирование навыков сотрудничества из сборника Клауса Фопеля “Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения – практическое пособие для педагогов и школьных психологов”. Данные игры предлагается проводить с учениками 1 класса с целью подготовки к работе в команде. Здесь же предлагаются первые групповые проекты.
В третьем разделе ученики знакомятся с правилами работы в команде, со способами первичной обработки информации, с правилами публичного выступления. Ученики учатся работать с информацией, задавать вопросы, направляющие проект.
В четвертом разделе ученики закрепляют полученные знания при работе над групповыми и индивидуальными проектами. В программу курса включены часы для работу над проектами по темам по выбору учителя
Данная рабочая программа по кружку «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» в 1 классе составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Законы РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);
Федерального Государственных Образовательных Стандартов начального общего образования.,- Образовательной программы начального общего образования МБОУ «Балтасинская средняя общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан.
Примерной программы по внеурочной деятельности.
Планирование основных разделов
№ п/п Тема Всего часов
1. Мир вокруг: учимся задавать вопросы. 20
2. Учимся сотрудничать. 24
3. Основы проектной деятельности. 10
4. Работа над проектом. 12
Итого 66
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема урока Дата проведения 1 Что такое исследование. 2.09 4.09
2 Наблюдение и наблюдательность. 9.09 11.09
3 Что такое эксперимент. 16.09 18.09
4 Учимся вырабатывать гипотезы. 23.09 25.09
5 Знакомство с логикой. 30.09 2.10
6 Как задавать вопросы. 7.10 9.10
7 Учимся выделять главное и второстепенное. 14.10 16.10
8 Как делать схемы. 21.10 23.10
9 Как работать с книгой. 28.10 30.10
10 Что такое парадоксы. 11.11 13.11
11 Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. 19.11 20.11
12 Как сделать сообщение о результатах исследования. 25.11 27.11
13 Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. 2.12 4.12
14 Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований». 9.12 11.12
15 Экспресс-исследование. 16.12 18.12
16 Семинар по итогам экскурсии. 23.12 25.12
17 Коллективная игра-исследование. 13.01 15.01
18 Коллекционирование. 19.01 22.01
19 Экспресс- исследование «Какие коллекции собирают люди». 27.01 29.01
20 Сообщение о своих коллекциях. 3.02 5.02
21 Искусство делать сообщения. 10.02 12.02
22 Техника экспериментирования. 24.02 26.02
23 Семинар «Как подготовиться к защите». 3.03 5.03
24 Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. 9.03 12.03
25 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. 18.03 26.03
26 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. 2.04 7.04
27 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. 9.04 14.04
28 Семинар «Подготовка собственных работ к защите». 16.04 21.04
29 Мини - конференция по итогам экспресс – исследований. 23.04 28.04
30 Мини конференция по итогам собственных исследований. 30.04 05.05
31 Семинар. Подготовка собственных работ к защите. 07.05 12.05
32 Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов уч.1кл. 14.05 19.05
33 Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов уч.1кл. 21.05 26.05
Планируемые результаты
Уровень сформированности коммуникативной компетентности
Письменная коммуникация. Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом.
Устная презентация. Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя или самостоятельно.
Ученик привел дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос.
Продуктивная коммуникация (работа в группе). Ученики в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем.
Ученик высказывал идеи, подготовленные заранее.
Уровень сформированности информационной компетентности.
Поиск информации. Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие конкретной информации, во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта.
Ученик зафиксировал исчерпывающую информацию из указанного учителем источника.
Обработка информации. Ученик изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание.
Ученик привел пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации.
Уровень сформированности компетентности решения проблем.
Постановка проблемы. Ученик объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем.
Целеполагание и планирование. Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта.
После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий.
На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагал получить.
Оценка результата. Ученик привел аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения.
Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом.
Перечень учебно-методических средств обучения
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПК и ПРО, 2002.
Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2003.
Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2004.
Метод проектов. http://edugalaxy.intel.ru/index.php?act=elements&CODE=about
Новикова Е.Б. Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы //Управление начальной школой. – 2010, № 3.
Рохлов В.С. Организация проектной деятельности в школе. http://bio.1september.ru/articlef.php?ID=200501404
Чуракова О.В. Программа регионального компонента базисного учебного плана модульного курса для основной школы “Основы проектной деятельности”. – Самара: Изд-во “Профи”, 2003.
Список рекомендуемой литературы:
Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2–4 классы). – М.: Баласс, 2010.
Калашник Т.А. Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться. http://festival.1september.ru/articles/505343/
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения – практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть 1. Перевод с немецкого. – Москва: Генезис, 1998.
Хирьянова И.С. Информационные технологии и организация учебных проектов в начальной школе //Начальная школа плюс До и После. – 2009, № 1.
Чечина Е.С. Метод проектов во внеклассной работе. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6575/Itemid,6/
Чечина Е.С. Отчего мы иногда болеем. http://www.openclass.ru/lessons/142928
Яннова И.Г. Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в форме творческих мастерских. http://festival.1september.ru/articles/512814/