Конспект урока истории Формирование средневековых городов


Технологическая карта урока
Аттестуемый педагог (ФИО): Рылова И.В.
Предмет: история
Класс: 6В
УМК: Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков», М., «Просвещение»; 2015
Тема урока: «Формирование средневековых городов. Городское ремесло».
Планируемые результаты:
Предметные результаты: Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность.
Метапредметные результаты: Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы.
Личностные результаты: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
Этапы урока, время Планируемый результат Универсальные учебные действия, предметные учебные действия Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы и приемы
I.Орг. момент
(2 мин) Быстрое включение в деловой ритм. Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя.
II. Стадия вызова
(5 мин) Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно.
Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Выделение наиболее важной информации.
Построение логической цепочки вопросов.
Учет позиции других людей.
Включаемость в коллективное обсуждение вопросов.
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Определение основных направлений в изучении темы Регулятивные
УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Предметные результаты Мотивация на определение темы, цели и задач урока.
Вопросы:
Титул крупного землевладельца (герцог).
Повинность крестьян, регулярные платежи господину в виде продуктов или денег (оброк).
Особо привилегированное сословие профессиональных воинов (рыцарь).
Организация крестьян, регулирующая все стороны жизни в средневековой деревне (община).
Одна десятая часть имущества и доходов – налог в пользу церкви (десятина).
Когда возникли первые города?
Все ли из них уцелели?
Чем занимались жители городов? Отвечают на вопросы,
Исходя из ответов, определяют тему урока, пытаются
определить цель и задачи урока.
Тема: «Возникновение средневековых городов».
ЗНАЕМ
Города возникали еще
в Древнем мире.
Многие города Европы
были разрушены.
Основным занятием в городах было ремесло и торговля.
УЗНАЕМ
Причины возникновения
средневековых городов.
Где возникали города?
Занятия и образ жизни горожан.
Фронтальная работа.
Словесный проблемный.
III. Стадия содержания
(30 мин) Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Поиск и выделение необходимой информации.
Выбор способа действия.
Умение аргументировать свою точку зрения
Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной и устной форме.
Контроль и оценка промежуточных результатов деятельности.
Умение слушать друг друга и вступать в диалог.
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Способность взаимодействовать с товарищами в группе в соответствии с нормами.
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Анализ информации и применение знаний о средневековом городе.
Способность использовать полученные знания в качестве аргументов для защиты собственной точки зрения Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Предметные результаты Раздает дидактический материал, организует работу в группах, приходит на помощь, если возникают трудности.
1 группа: Причины успехов в сельском хозяйстве. Отделение ремесла от сельского хозяйства.
2 группа: Где возникали средневековые города?
3 группа: Борьба городов с сеньорами.
4 группа: Ремесленная мастерская и
ремесленный цех.
Организует физкультминутку.
Организует беседу по выполненным заданиям.
Подводит учащихся к обобщению полученных знаний.
Помогает им подвести итоги по выполненным заданиям.
Организует работу с терминологическим кроссвордом. Изучают источники,
выполняют поставленную задачу, представляют результаты своей деятельности, подводят итоги того, что узнали, с помощью учителя.
УСПЕХИ В РАЗВИТИИ ХОЗЯЙСТВА
Успехи в хозяйстве:
Появление колесного плуга
Появление железных орудий труда
Появление знатоков ремесла
Обмен между крестьянами и ремесленниками
Следствия:
Рост урожаев
Рост добычи железной руды
Ремесло – главное занятие
Развитие торговли
Итоги работы в группах:
Узнали:
Города возникают на перекрестках дорог, у речных переправ, вблизи удобных морских гаваней, у стен монастырей и замков феодалов
Успехи в развитии хозяйства привели к отделению ремесла от сельского хозяйства
Работают с текстом учебника §13, выполняют поставленную задачу, представляют результаты своей деятельности, подводят итоги того, что узнали, с помощью учителя.
ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ БОРЬБА МЕЖДУ ГОРОДАМИ И СЕНЬОРАМИ?
УЗНАЛИ:
Города возникали на землях феодалов
Феодалы заинтересованы в развитии городов, т. к. получали от этого доходы
Горожане недовольны поборами сеньоров и начинают борьбу за свою свободу
ЧЕРТЫ РЕМЕСЛЕННОЙ МАСТЕРСКОЙ:
Ручной труд
Принадлежит мастеру
Работают: мастер, подмастерья, ученики
ЗНАЧЕНИЕ ЦЕХОВ:
Положительное:
Цехи способствовали развитию ремесла
Разделение труда между цехами улучшало качество продукции
Возникали новые специальности
Отрицательное:
Препятствовали переходу подмастерьев в мастера
Нельзя было расширять мастерские, применять новые орудия труда
Расправа с изобретателями Работа в группах
с источниками и учебником.
Фронтальная работа
IV. Стадия рефлексии (6 мин) Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Контроль и оценка результатов деятельности.
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Личностные УУД Организует работу с листами самооценки.
Оценивают свою работу Фронтальная работа.
Словесный, проблемный.
V. Информация о домашнем задании (2 мин) Комментирует домашнее задание (восстановить в тетрадях схему, полученную на уроке). Записывают задание в дневники, уточняют. Фронтальная работа.
Сообщение учителя.
Самоанализ урока
Этап
урока Уровень достижения планируемого результата Возможные риски Коррекционная работа
низкий средний высокий Стадия
Вызова
Регулятивные действия
Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно
Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
Познавательные действия
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Выделение наиболее важной информации
Построение логической цепочки вопросов
Коммуникативные действия
Учет позиции других людей
Включаемость в коллективное обсуждение вопросов
Способность взаимодействовать
с товарищами в группе в соответствии
с правилами
Личностные действия
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Предметные действия
Определение основных направлений
в изучении темы Ученики не могут спланировать свою деятельность
Ученики частично планируют свою деятельность
Ученики умеют планировать свою деятельность
1. Ученики не помнят термины
2. Ученики не могут сформулировать тему урока
3. Ученики не могут определить цель и задачи урока
4. Ученики не включаются в коллективное обсуждение
1. Задавать наводящие вопросы
2. Учитель спрашивает, что ученики знают о городах
3. Учитель спрашивает, чего они не знают и что хотели бы узнать о средневековом городе
4. Предупредить, что за работу на уроке каждый получит баллы, и чем активнее их работа, тем больше баллов можно заработать
Стадия
Содержания
Регулятивные действия
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
Познавательные действия
Поиск и выделение необходимой информации
Выбор способа действия
Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной и устной форме
Контроль и оценка промежуточных результатов деятельности
Коммуникативные действия
Умение слушать друг друга и вступать в диалог
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Способность взаимодействовать
с товарищами в группе в соответствии
с нормами
Личностные действия
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Предметные действия
Анализ информации и применение знаний о средневековом городе.
Способность использовать полученные знания в качестве аргументов для защиты собственной точки зрения Ученики не следуют правилам групповой работы Ученики следуют некоторым правилам групповой работы Ученики сознательно и последовательно придерживаются правил групповой работы Ученикам не понятны задания в рабочих листах
Ученики не поняли, где искать ответы на вопросы
Ученики не знают, как выбирать информацию из текста
Ученики не умеют делать краткие записи (записывают целые предложения), на что уходит много времени
Ученики не слушают друг друга 1. Еще раз обсудить задание
2. Потренировать учеников сворачивать информацию на отдельных предложениях
3. Установить правила работы в группе
Стадия
Рефлексии
Регулятивные действия
Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные действия
Контроль и оценка результатов деятельности.
Личностные действия
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Ученики не знают, как работать с листом самооценки
Ученики не могут оценить свою деятельность на уроке Объяснить, как заполняется лист самооценки
Рассказать о критериях оценки на уроке