Методическая разработка по теме «Проектно-исследовательская деятельность как инструмент формирования УУД на уроках литературы и во внеурочное время »
Утверждено на заседании ОД
от « » _____ 2015 г.
Протокол № ___ от « » ________ 2015 г.
Руководитель ОД
Е.Д. Климашина ___________________
Министерство обороны Российской Федерации
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Московское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
Отдельная дисциплина
«Русский язык и литература»
Методическая разработка
по теме
«Проектно-исследовательская деятельность
как инструмент формирования УУД на уроках литературы
и во внеурочное время »
Автор: Цоц Марина Константиновна,
преподаватель отдельной дисциплины
Москва
2015 год
Проектно-исследовательская деятельность
как инструмент формирования УУД на уроках литературы
и во внеурочное время
Аннотация. Данная методическая разработка содержит теоретические основы проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы и во внеурочное время в условиях новых образовательных стандартов и практическую часть, в которой представлен материал проектной деятельности в 6 классе по литературе о поэтах-фронтовиках, погибших в Великую Отечественную войну. За основу взят учебник литературы, рекомендованный Российской Академией Образования: Литература. 6 класс. Учебник в 2-х частях под ред. В.Я. Коровиной – М.: Просвещение, 2014г. (ФГОС). В методической разработке представлен дополнительный материал к урокам литературы в 6 классе при изучении темы «Произведения писателей и поэтов о Великой Отечественной войне».
Данная работа отражает новое видение уроков литературы в системе внедрения ФГОС ООО в организацию урочной деятельности и особенности построения внеурочной проектно-исследовательской деятельности Московского суворовского военного училища МО РФ.
В работе излагаются пути формирования универсальных учебных действий на каждом этапе проектно-исследовательской деятельности, а также представлен конечный результат работы в виде созданной суворовцами презентации и сценария литературной композиции «Лирика военного времени – поэзия подвига», посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Важной составляющей методической разработки является военный компонент, который раскрывается в исследовательской работе о жизни и творчестве поэтов-фронтовиков, не вернувшихся с войны, что расширяет знания суворовцев о военной истории нашей страны.
Содержание
Введение…………………………………………………………………… 4
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Теоретические основы проектно-исследовательской
деятельности учащихся на уроках литературы и внеурочное время
в условиях новых образовательных стандартов …………………………….7
Исследовательские и проектные действия в рамках Программы
развития универсальных учебных действий…….…………………… 7
1.2. Роль проектной деятельности в формировании универсальных
учебных действий ……………………………………………………. ……..12
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 2. Особенности практической организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы
и внеурочное время ……………………………………………………………20
2.1.Разработка проекта по литературе ……………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………….32
Список источников…………………………………………………………...34
Приложение
Введение
Основной целью современного российского образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Именно на это нацеливает нас образовательный стандарт второго поколения, в основе которого лежит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Ориентированный на новые результаты образования, определяющий в качестве основного системно-деятельностный подход к обучению, Стандарт обеспечивает реальные условия для воспитания обучающихся. Системно-деятельностный подход предполагает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, формирование у учащихся умения самостоятельно добывать знания. Когнитивная парадигма в обучении детей уступает место другим моделям образования: компетентностной, личностной. Возникает понятие «универсальные учебные действия», связанное с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию личности обучающегося. Думаю, что Литература как учебный предмет располагает мощным арсеналом возможностей для реализации основной задачи современного российского образования – воспитания гражданина России. Невольно вспоминаются строки из стихотворения Н.А. Некрасова:
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Именно достойных сынов Отечества и призвана воспитывать литература и внеурочная работа по литературе, а именно проектно-исследовательская деятельность, которая является популярной формой организации творческой активности учащихся, соответствующей требованиям ФГОС.
Проектная деятельность - исследовательская совокупность познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. Актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Материал данной разработки рекомендуется использовать в качестве дополнительной информации при внедрении технологии проектного обучения. Проектируем – значит, сознательно движемся к изменениям. Новые формы работы повышают мотивацию обучения, вовлекают учеников в активное самостоятельное познание.
Проект – это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный или способ решения проблемы проекта.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения (поиск направления и методов решения проблемы); развитие критического мышления, умения исследовательской и творческой деятельности.
Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь, умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности.
Проекты могут быть различными по своей типологии. Они могут быть информационными, практико-ориентированными, творческими, игровыми, исследовательскими. По продолжительности выполнения – краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные. По количеству участников – личностные, парные, групповые.
Актуальность использования исследовательской и проектной деятельности в современном образовании определяется их многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности.
Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя - из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
Цель работы – на основе изучения теоретических основ проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы и во внеурочное время в условиях новых образовательных стандартов выявить особенности ее практической организации.
Задачи:
Рассмотреть исследовательские и проектные действия в рамках Программы развития универсальных учебных действий;
Обозначить этапы проектно-исследовательского обучения;
Представить исследовательскую работу по литературе как результат проектно-исследовательской деятельности.
Глава 1. Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы и внеурочное время в условиях новых образовательных стандартов
1.1. Исследовательские и проектные действия в рамках Программы развития универсальных учебных действий
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в образовательном учреждении является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Исследовательская и проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса учащегося как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Важной особенностью реализации исследовательских и проектных работ является необходимость владения учащимися компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работы воображения — непременной основы творчества.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи».
Получается, что исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.
В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
умение самостоятельно конструировать свои знания;
умение интегрировать знания из различных областей наук;
умение критически мыслить.
Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:
наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
самостоятельную деятельность ученика;
структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.
Метод проектов и исследований не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования, рекомендован Стандартами второго поколения.
Цель проектно-исследовательской деятельности (в рамках ФГОС второго поколения): формирование универсальных учебных действий (УУД) в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Задачи:
Формирование личностных УУД:
Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
Воспитание целеустремлённости и настойчивости
Формирование коммуникативных УУД:
Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром;
Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.
Формирование регулятивных УУД:
Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени.
Формирование познавательных УУД:
Сбор, систематизация, хранение, использование информации.
Специфика проектно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы.
Формы организации проектно-исследовательской деятельности на урочных занятиях: урок-семинар, урок-практикум (филологический анализ текста, анализ отдельных эпизодов, картин природы и т.д.), урок – исследование, урок- поиск, творческая мастерская, урок - творческий отчёт, урок- защита идей, урок открытых мыслей, урок - ролевая игра, урок-семинар, урок-конференция, урок – круглый стол, дискуссия, экскурсия.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:
факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования;
участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах.
Многообразие форм проектно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД. Стержнем этой интеграции является системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса в образовательном учреждении.
Для успешного осуществления проектно-исследовательской работы обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
постановка проблемы (регулятивные) и аргументирование (познавательные) её актуальности;
формулировка гипотезы (познавательные) исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;
планирование (регулятивные) исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;
собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией (регулятивные) результатов работ;
оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных (коммуникативные) лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
1.2. Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий
Проектно-исследовательскую деятельность можно представить технологично: определить этапы ее организации, действия детей и педагогов на каждом этапе. Эта тема достаточно подробно освещается в литературе.
Этапы проектной деятельности:
подготовка,
планирование,
принятие решения,
выполнение,
оценка результатов,
защита проекта.
1.2. Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий:
Виды проектов УУД Результативность деятельности
Творческие Регулятивные
метапредметные – определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,
– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,
– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
Информационные Познавательные – предполагать, какая информация нужна,
– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,
– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет.
Коллективные Коммуникативные – организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),
– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,
– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,
– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
Культурно-исторической тематики Личностные формирование самоопределения школьников как граждан России.
Виды проектов:
-исследовательский, включающий обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д.
- информационный, который направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
-творческий. Такие проекты не имеют детально разработанной структуры (она только намечается и развивается по ходу работы), однако предполагают определенный результат: совместно выпущенную газету, видеофильм, экскурсию, альманах, театрализованное представление и т. д. Подход к оформлению результатов в творческом проекте — максимально свободный и нетрадиционный. Например: «Экскурсия в страну литературных героев», «Виртуальная экскурсия на родину И.С. Тургенева».
- ролевой, в ходе которого учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Структура таких проектов остается открытой до их окончания. Участники ролевого проекта, имитируя социальные или деловые отношения, принимают на себя определенные роли: литературных персонажей, исторических деятелей или выдуманных героев. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А.Крылова, например по теме «Языковая выразительность басни И.А.Крылова». Каждому учащемуся в классе, в зависимости от подготовленности, дается определенная роль. Хорошо такой проект готовится детьми по произведениям «Недоросль», «Толстый и тонкий». Каждый ученик выступает в роли персонажа пьесы и дает себе характеристику. Также ролевым проектом можно считать инсценировки фрагментов произведений. Ребята выбирают фрагмент, распределяют роли, обсуждают персонажей, продумывают костюмы, работают над декламацией, мимикой, жестами, мизансценой. Такая работа сплачивает ребят, прививает интерес к урокам.
-практико-ориентированный. В таких проектах с самого начала четко обозначен результат деятельности участников проекта, причем этот результат ориентирован на социальные интересы учащихся (справочный материал, программа действий, документ, газета, видеофильм и др.) и может быть использован в жизни класса.
В практике чаще используются творческие и исследовательские проекты. Они различаются следующим образом:
Творческие Исследовательские
Суть проекта Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм) Требуют хорошо продуманной структуры, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов
Этапы -Определение тематического поля и темы проекта, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
- выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
-выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
-подготовка и защита;
-анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения. -Формулирование проблемы
-Постановка цели
-Выбор метода (методики) проведения исследования в рамках проекта
-Описание процесса работы
-Обсуждение результатов
-Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Примеры Музей сказок Г.Х.Андерсена.
Мир поэзии Серебряного века.
Письмо литературному герою. Виртуальная экскурсия в Обломовку.
Мир тридевятого царства.
Петербург Достоевского.
Учебный проект для учащихся можно упрощённо представить так:
Проблема проекта Почему? Мотивация
Цель проекта Зачем? Целеполагание
Задачи проекта Что? Постановка задач
Методы и способы Как? Выбор способов и методов,
планирование
Результат Что получится? Ожидаемый результат
Ход работы над проектом может быть определен в общем виде через следующие этапы:
Подготовка к работе над проектом:
- определение темы и целей проекта;
- формирование групп для работы над проектом;
- планирование этапов работы.
2. Работа над проектом в группах:
- планирование работы;
- исследование;
- оформление выводов и результатов.
3. Представление – защита проекта.
4. Оценка проекта (несколько уровней оценки):
- самооценка;
- оценка других групп;
- оценка учителя;
- оценка специально созданной группы экспертов.
5. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:
- Что мы делали?
- Как мы делали?
- Каковы результаты?
- Каков мой личный вклад в решение проблемы?
Данная последовательность работы над разными типами и видами проектов является универсально-схематичной. Более широко можно развернуть эту схему можно следующим образом:
1. Подготовительный или вводный этап (погружение в проект).
1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
1.2. Определение цели, формулирование задач.
1.3.Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
1.6. Установление процедур и критериев проекта и формы его представления.
2. Поисково-исследовательский этап.
2.1. Определение источников информации.
2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.
2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.
2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе реализации проекта.
3.Трансляционно-оформительский этап.
3.1. «Предзащита» проекта.
3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
3.3. Подготовка к публичной защите проекта:
3.3.1. определение даты и места;
3.3.2. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и т.д.);
3.3.3. стендовая информация проекта.
4.Заключительный этап.
4.1. Публичная защита проекта.
4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
Защита проектов (по плану):
Как распределялись обязанности в группах?
Чем руководствовались при выборе материала (определение источников)?
Выбор формы отчета.
Всё делали сами или просили помощи у старших?
Каждый участник группы рассказывает о своей деятельности.
С какими трудностями столкнулись?
Изменилась ли форма проекта в процессе деятельности или нет?
Довольны или нет своим результатом?
Хотели бы продолжить проектную деятельность или нет? Если да, то в какой форме?(предложения по проектной деятельности)
Критерии оценивания работы в группах
Критерии Оценка
1. Объем найденного материала: а) полный,
б) недостаточно полный, в) неполный. а) – 6 баллов; б) – 4 балла; в) – 2 балла
2. Оформление материала: а) оригинальное, яркое; б) недостаточно оригинальное, яркое; в) тусклое, неинтересное. а) – 6 баллов; б) – 4 балла; в) – 2 балла.
3.Презентация «продукта»: а) интересно, убедительно, хорошее речевое оформление; б) недостаточно интересно, или убедительно, или плохое речевое оформление. а) – 6 баллов; б) – 4 балла; в) – 2 балла.
4. Участие группы в коллективном обсуждении результатов труда: а) группа активна, выступления корректны, доказательны; б) группа недостаточно активна или выступления недостаточно корректны, доказательны; в) группа пассивна, или выступления некорректны, или бездоказательны. а) – 6 баллов; б) – 4 балла; в) – 2 балла.
Оценивание творческих проектов (согласно разработанным критериям).
Критерии оценивания работ учащихся.
1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
3. Практическое использование предметных и общеучебных ЗУН;
4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
5.Степень осмысления использованной информации;
6.Уровень сложности и степень владения использованными методиками;
7.Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
8.Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
9.Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
10. Владение рефлексией (или проверим, что у нас получилось в итоге);
11.Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
12.Социальное и прикладное значение полученных результатов (метапредметность).
Подведение итогов :
как вы думаете уроки с использованием проектной деятельности интересны или нет?
что было трудно для вас больше всего?
что вы считаете получилось лучше?
как бы вы оценили свою работу?
Таким образом, в основе проектного обучения лежит рефлексивно-деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию. При рефлексивно-деятельностном способе обучения меняется позиция преподавателя, а также требования к его профессиональным качествам. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся, выполняя роль компетентного консультанта.
Таким образом, в результате можно сделать следующие выводы:
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. В результате систематизации общих и специфических черт проектной и исследовательской деятельности мы обнаружили, что оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, поэтому часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность. В рамках ФГОС второго поколения цель проектно-исследовательской деятельности заключается в формировании универсальных учебных действий (УУД) в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся. Многообразие форм проектно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД.
Существуют различные точки зрения авторов на содержание этапов проектно-исследовательского обучения. Но, несмотря на различие подходов, все они схожи в изначальном выделении и поставке проблемы, выработке гипотез по ее решению, поиске путей решения, формулировании выводов и представлении полученных результатов. Выделяя эти этапы видно, что они дают возможность формирования и развития таких блоков универсальных учебных действий как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД. А, принимая во внимание, что в результате проведённых исследований учащийся получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД. Таким образом, организуя проектно-исследовательскую деятельность учащихся, можно формировать все группы универсальных учебных действий.
Глава 2. Особенности практической организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы и во внеурочное время
Для формирования проектно - исследовательских умений учащихся необходимо соблюдение следующих условий.
Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Преподаватель должен использовать исследовательский метод в преподавании тем. Например, материал уроков литературы можно использовать с целью формирования исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Творческая среда. Преподаватель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе. Это необходимо учитывать и использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Психологический комфорт. Одна из задач преподавателя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача педагога – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому учащемуся необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
Личность педагога. Для реализации творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий преподаватель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
Учет возрастных особенностей. Следует учитывать психологическивозрастные особенности учащихся. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
2.1. Разработка проекта по литературе
«Лирика военного времени – поэзия подвига»70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 45 гг. посвящается.
Краткая аннотация проекта. Тема Великой Отечественной войны нашла яркое отражение в лирике военного времени. В данном проекте исследуется поэзия поэтов-фронтовиков, не вернувшихся с войны; представлены не только имена поэтов-героев, которые ушли на фронт, но их стихи, которые стали известны нам уже после гибели их авторов на войне. Поэты писали об ужасах войны, о воинах и тружениках тыла, о партизанах, женщинах и детях, писали о Родине и о себе, воспевали мужество и великий подвиг нашего народа во имя Родины, свободы и мира.
В данной разработке представлен материал по работе над творческим проектом, этапы его реализации и результат в виде презентации и сценария литературной композиции под общим названием «Лирика военного времени – поэзия подвига».
Данный творческий проект предназначен для осуществления суворовцами 6 класса познавательной и творческой деятельности на уроках литературы и внеклассного чтения, посвящённых изучению произведений о Великой Отечественной войне.
Введение
Актуальность. Годы Великой Отечественной войны были исключительно своеобразным и ярким периодом в развитии советской литературы. В тяжелейших условиях ожесточенной борьбы с врагом было создано немало произведении, навсегда оставшихся в народной памяти.
Поэзия Великой Отечественной войны - поэзия мужества. Она выражала всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу надежду, горе. Поэзия прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.
Это время было ознаменовано также выдающимся мужеством тысяч писателей и поэтов - фронтовиков. В первые дни войны их число достигло двух тысяч. Около четырехсот литераторов погибли в боях за освобождение своей родины. Лирическая поэзия периода Великой Отечественной войны — явление яркое, многообразное, широкое по спектру выразившихся в ней человеческих чувств. Прошли уже десятилетия с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. И сегодня, в год празднования 70-летия Победы в ВОВ эта тема является особо актуальной для всех нас.
Поэзия того времени отличалась страстностью гражданского языка и высотою помыслов, устремленных к борьбе за свободу своей Родины. Поистине поэты войны знали «одной лишь думы власть, одну — но пламенную страсть» — волю к победе. Идя вместе с воюющим народом по дорогам войны, они внимательно вглядывались в его лицо, слушали его речь и в этой постоянной близости находили силу для своего стиха. Первое, что открывалось глазам поэтов войны, — была Родина, родная страна, ее вековечные просторы, земли и небеса, реки и перелески, уходившие в страшный сорок первый год назад, на запад, в полон, на муку и разорение. Лирика рождалась из чувства горькой сыновней вины, любви и гордости. Лирика успешно пробивала себе путь и занимала в поэзии все большее и большее место — в произведениях М. Исаковского, А. Твардовского, К. Симонова, А. Суркова, С. Щипачева, А. Фатьянова, О.Берггольц, С. Маршака, Н,Рыленкова, Д. Кедрина, С. Наровчатова, М. Львова... Отныне не только ораторское гражданское красноречие, но и многое другое, жившее в душе солдата, оказалось важным и необходимым для поэта Великой Отечественной войны.
Усилившееся внимание поэзии к большому понятию времени — к будущему и к прошлому – свидетельствовало о стремлении понять в общей цепи исторических перемен свое настоящее. Даже личная судьба и возможная гибель многими ощущалась в свете великой исторической миссии, выпавшей на долю народа. Отсюда трагедийно-патетическая, но внутренне оптимистическая интонация так называемой личной лирики в поэзии Великой Отечественной войны.
В1945 году в разгроме фашизма Советский Союзсыграл решающую роль, поднял могучую волну социально-политических изменений, прокатившуюся по всей планете, привел к укреплению сил мира во всем мире.
Тем грандиознее, тем величественнее предстает перед миром подвиг советского парода в Великой Отечественной войне. Этот подвиг вошел в историю и не забудется никогда.
Методический паспорт проекта
Название проекта «Лирика военного времени – поэзия подвига»
Тип проекта:
По доминирующей деятельности: творческий
По предметно-содержательной области: межпредметный (литература, история, музыка, ИЗО)
Год разработки учебного проекта 2014 – 2015 учебный год.
Проблема Отсутствие у современной молодёжи интереса к изучению поэзии, в частности к творчеству поэтов-фронтовиков. Малое количество доступных источников информации.
Цель проекта Патриотическое воспитание суворовцев посредством изучения жизни и творчества поэтов-фронтовиков.
Задачи реализации проекта 1. Выбор темы и обоснование её актуальности.
2. Составление библиографии, ознакомление с нормативными документами и другими источниками, относящимися к теме проектной работы.
3. Сбор и обработка фактического материала, анализ полученной информации.
4. Определение проблемной ситуации. Определение цели проекта. Определение задач и ожидаемых результатов.
5. Формирование конкретного плана действий, распределенных во времени.
6. Осуществление плана действий.
7. Поиск художественно-творческого решения презентации проекта.
Ведущая деятельность:
-творческая
-поисковая
-исследовательская Методы, использованные в работе:
анализ произведений с подробной биографией авторов,
приемы умственной деятельности: анализ, синтез, конкретизация, обобщение, абстрагирование, сравнение, выявление существенного.
Приемы работы:
изучение различных источников, работа с фотоматериалами, документами, подбор текстов, персонификация, работа в сети Интернет.
Сфера применения результатов Результаты проекта можно использовать в учебно-воспитательном процессе старшеклассников с целью формирования духовно-нравственных ценностей и развития личностных качеств гражданина России.
Используемые технологии технологии проблемного обучения, технологии проектной деятельности, групповой технологии; информационно-коммуникативной технологии
Форма продуктов деятельности Мультимедийная презентация PowerPoint,
Литературно-музыкальная композиция (сценарий)
Выставка рисунков о войне
Количество участников. Возраст 17 наиболее активных участников
12-13 лет
Предметная область Межпредметная.
Предполагаемые «приращения» Музыкальные произведения о войне, изобразительное искусство о ВОВ.
Время работы Работа над проектом: сентябрь 2014 – май 2015.
Время презентации: 15 минут.
Цели обучения, развития, воспитания - сформировать представление суворовцев о гражданском долге, мужестве, героизме;
- вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными советскими поэтами в годы Великой Отечественной войны;
- показать роль нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом и вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту;
- вызвать интерес к творчеству поэтов-фронтовиков.
Развитие метапредметных компетенций
Работа с различными видами исторических источников;
Разработка алгоритма собственной исследовательской деятельности;
Работа в группах;
Приобретение коммуникативных навыков;
Формирование умений планировать, выполнять и оформлять творческие задания;
Готовить презентацию выступления;
Выступать с презентацией собственной работы.
17.Мотивация к познанию, работе личный интерес учащихся - желание узнать о поэтах – фронтовиках, не вернувшихся с войны.
18. Предметные и личностные компетенции, на развитие которых направлен результат проекта самостоятельная работа с историческими источниками, информационными технологиями;
самостоятельного принятия решения;
коммуникативность в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
мыслительная деятельность при проектировании, анализе, синтезе, структурировании информации;
самоанализ.
19. Техническое оснащения Экран, проектор, компьютер, аудиосистема,
20. Учебно-методическое и информационное оснащение Л. Лазарев. Строки, добытые в боях. М., «Дет. лит.», 1973.
В.Акаткин. Была война. М., «Дет. лит.», 1987.
http://slovo.ws/bio/rus/Vinokurov_Evgeni_Mihailovich/index.html
http://www.peoples.ruartliteratureproseromanyu_germanindex.html
http://www.mega.km.ru/bes_98/encyclop.asp?TopicNumber=25731
http://www.best-4-beauty.ru/love_lyrics/drunina-julia/881-biography-
http://www.hrono.info/biograf/bio_b/berggolc_of.php
Этапы работы над проектом
Этапы работы надпроектом Цели и задачи Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
1. Погружение в проект Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.
Задачи:
– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.
Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.
Помогает сформулировать:
• проблему проекта;
• сюжетную ситуацию;
• цель и задачи.
Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.
Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.
Помогает в анализе
и синтезе, наблюдает,
контролирует.
Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.
Формирует необходимые
специфические умения
и навыки. Осуществляют вживание в ситуацию.
Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.
Получают дополнительную информацию.
Определяют свои потребности.
Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.
Осуществляют:
• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;
• личностное присвоение проблемы.
Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.
2. Планирование деятельности Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Задачи:
– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
– распределение задач (обязанностей) между членами группы. Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).
Предлагает учащимся:
• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;
• распределить роли в группах;
• спланировать деятельность по решению задач проекта;
• продумать возможные формы презентации результатов проекта;
• продумать критерии оценки результатов и процесса.
Формирует необходимые
специфические умения
и навыки.
Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. Осуществляют:
• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;
• разбивку на группы;
• распределение ролей в группе;
• планирование работы;
• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;
• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.
Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.
Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
3. Осуществление деятельности по решению проблемы Цель – разработка проекта.
Задачи:
– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.
– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.
Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
При необходимости консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
4. Оформление результатов Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Задачи:
– анализ и синтез данных;
– формулирование выводов. Наблюдает, советует,
направляет процесс анализа.
Помогает в обеспечении проекта.
Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. Оформляют проект,
изготавливают продукт.
Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.
Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.
5. Презентация результатов Цель – демонстрация материалов, представление результатов.
Задачи:
– подготовка презентационных материалов;
– подготовка публичного выступления;
– презентация проекта. Организует презентацию.
Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.
При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.
Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
Выступает в качестве эксперта.
Принимает отчет:
• обобщает и резюмирует полученные результаты;
• подводит итоги обучения;
• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. Выбирают (предлагают) форму презентации.
Готовят презентацию.
Продолжают оформлять портфолио.
При необходимости консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на вопросы слушателей.
Демонстрируют:
• понимание проблемы, цели и задач;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденный способ решения проблемы;
• рефлексию деятельности и результата.
Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Задачи:
– коллективное обсуждение результатов проекта;
– самоанализ проектной деятельности. Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся.
Наблюдает, направляет процесс. Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:
• коллективного обсуждения;
• самоанализа.
Осуществление учебного проекта
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)
Проведение опроса суворовцев 6 класса:
Вопросы, направляющие проект
Почему нельзя забывать о Великой Отечественной войне?
Какие чувства вызывают стихи военного времени у современного читателя?
Как музыка, литература и изобразительное искусство раскрывают тему героизма в годы Великой Отечественной войны?
Знаете ли вы, что в годы Великой Отечественной войны воевали поэты и писатели?
Знаете ли вы имена поэтов-фронтовиков, не вернувшихся с войны?
Какие стихи времён ВОВ вы прочитали?
Основополагающий вопрос
Зачем современному читателю книги о Великой Отечественной войне?
А для чего нам нужно читать стихи поэтов-фронтовиков?
Учебные вопросы
Интересны ли вам книги о войне?
Каких авторов известных произведений о войне вы можете назвать?
Какие книги о Великой Отечественной войне вы читали или хотели бы прочитать?
Что бы вы посоветовали прочитать своим ровесникам?
Какими приложениями вы воспользуетесь для оформления проектов?
Как создать презентацию?
Проблема:1) Суворовцы не знают имена поэтов-фронтовиков, хотя многие читали и заучивали наизусть их лирические произведения.2) Отсутствие у учащихся интереса к изучению поэзии, в частности к творчеству поэтов-фронтовиков. 3) Малое количество доступных источников информации.
II этап -планирование - обсуждение способов получения информации (учебная, художественная, научно-популярная, музыкальная литература, базы данных электронных носителей, включая Интернет)
Ведение дневника проектной деятельности (Приложение 1)
III этап -поисковый (исследовательский)
Работа в группах: сбор информации; обсуждение и обработка путём анализа, сопоставления и обобщения; обсуждение форм отчёта.
Каждой группе дается задание.
Список участников групп проекта 6 класс, 7 рота 3, 4 взвод
ФИО суворовца Задача для самостоятельного поиска и исследования Срок выполнения Форма представления результата
1-я группа
Баландин К.
Баранник А.
Белов О.
Богданов Е.
Волков В.
2-я группа
Карданов Б.
Комлев Р.
Майоров М.
Малхаев С.
Парамонов В.
Семенов Д.
3-я группа
Тимофеев А.
Тутберидзе З.
ХараевА.
Шаверновский Д
4-я группа
1.Городецкий М.
2.Евтушенко М.
3.Зайцев Н.
4.Зорихин И.
5.Иванов В. 1-я группа (историко-документальная)
1.Сбор документальных материалов о поэтах ВОВ и их подвигах (вэнциклопедиях, в книгах,в интернете);
2-я группа (литературная)
1.Составление списка лирических произведений о ВОВ (совместно с преподавателем)
2. Чтение наизусть.
3-я группа (творческая)
1.Подбор музыкальных произведений о ВОВ (совместно с преподавателем музыки);
2. Исполнение песен о героях.
4-я группа
Создание рисунков о ВОВ(совместно с преподавателемИЗО).
11.12.14г
12.02.15г.
04.12.14г.
12.02.15г.
23.04.15г.
18.12.14г.
12.02.15г.
23.04.15г.
18.12.14г.
12.02.15г.
23.04.15г.
1-я группа (историко-документальная)
1.мини – презентации о поэтах-фронтовиках и их подвигах.
2-я группа (литературная)
1.Список с названиями произведений и авторов.
2. Выступление с презентацией.
3-я группа (творческая)
1.Список с названиями музыкальных произведений и их авторов.
2. Работа над сценарием литературно-музыкальной композиции.
4-я группа
Представление работ.
Сбор и обработка информации
Исторические документы, фотографии, фактические материалы о поэтах-фронтовиках ВОВ и их подвигах в энциклопедиях, книгах, словарях, интернете (с преподавателем истории);
Составление списка поэтов-фронтовиков ВОВ;
Подбор музыкальных произведений и видео, отражающих подвиги героев-освободителей.
III этап: Практический. Разработка собственного варианта решения проблемы:
создание презентаций в группах о поэтах-фронтовиках ВОВ по историческим документам; (Приложение 2.)
просмотр видеофрагментов о войне; (Приложение 3)
чтение и анализ лирических произведений поэтов-фронтовиков; (на уроках литературы)
посещение Музея Вооружённых сил Российской Федерации и Государственного Исторического музея (Приложение 4)
прослушивание музыкальных произведений, написанных на тексты поэтов-фронтовиков (с преподавателем музыки);
Проведение библиотечного урока совместно с центральной детской библиотекой №68 СВАО; (Приложение 5)
Участие в Городском конкурсе «Книжная полка моей семьи», посвящённом 70-летию Победы в ВОВ. (Ломоносовской школа г.Москвы). (Приложение 6)
Участие в конкурсе чтецов Центральной детской библиотеки СВАО «Ради жизни на земле…» (Приложение 7)
IV этап: Подготовка к защите проекта
разработка общей электронной презентации; (Приложение 8)
составление сценария литературно-музыкальной композиции;
(Приложение 9)
подготовка выразительного чтения наизусть стихотворений ;
разучивание песен на стихи поэтов-фронтовиков (с преподавателем музыки);
подготовка экспозиции рисунков о ВОВ (с преподавателем ИЗО). (Приложение 10)
подготовка выставки портретов поэтов-фронтовиков «Строка, оборванная пулей» (Приложение 11)
выступление в библиотеке в рамках мероприятий «к 70-летию Победы в ВОВ» (Приложение 12)
Даты проведения и время промежуточного контроля проектной деятельности суворовцев (по четвертям):
I четверть – 06.11.14г.(I этап)
II четверть – 18.12.14г.(II этап)
III четверть – 12.02.15г.(III этап)
IV четверть –23.04.15г.(IV этап-Vэтап- VI этап)
Vэтап: Презентация проекта
Выступление с литературно-музыкальной композицией «Лирика военного времени – поэзия подвига». (Приложение 12)
Экспозиция рисунков «Портрет героя ВОВ» (Приложение 10)
Выставка фотографий поэтов-фронтовиков «Строка, оборванная пулей…». (Приложение 11)
VI этап: Рефлексия
самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления.
Заметка на сайт МсСВУ (Приложение 12)
Отзыв (что узнал, чему научился, что показалось самым интересным в работе над проектом). (Видеозапись. Приложение 13.)
Заполнение Дневника проектной деятельности.
Заключение
Проект имеет огромное значение в патриотическом воспитании суворовцев, прививает интерес у суворовцев к литературе, истории, , музыке; изобразительному искусству;
воспитывает уважительное отношение к историческому наследию нашей страны, любовь к Родине, своему народу.
прививает любовь к книге, как художественному воплощению исторической действительности, развивает литературно-музыкальные способности у суворовцев, совершенствует речь суворовцев для их успешного обучения и адаптации в обществе;
ориентирует суворовцев в выборе своей будущей профессии – военного как защитника своего Отечества.
В рамках ФГОС второго поколения цель проектно-исследовательской деятельности заключается в формировании универсальных учебных действий (УУД) в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся. Многообразие форм проектно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД.
Существуют различные точки зрения авторов на содержание этапов проектно-исследовательского обучения. Но, несмотря на различие подходов, все они схожи в изначальном выделении и поставке проблемы, выработке гипотез по ее решению, поиске путей решения, формулировании выводов и представлении полученных результатов. Уже глядя на эти этапы видно, что они дают возможность формирования и развития таких блоков универсальных учебных действий как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД. А, принимая во внимание, что в результате проведённых исследований учащийся получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД.
Таким образом, организуя проектно-исследовательскую деятельность учащихся, можно формировать все группы универсальных учебных действий.
Исследовательская работа является важным видом проектно-исследовательской деятельности учащегося. Выполнение исследовательской работы на примере творческого проекта по литературе «Лирика военного времени – поэзия подвига» повышает уровень знаний учащегося, способствует развитию патриотических чувств, а также создаёт условия для выбора суворовцами будущей профессии военного.
Список литературы
АсмоловА.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – М. Просвещение, 2010.
Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. – М.:Просвещение, 2013.
Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-i-proektnaya-deyatelnost-uchaschihsya-v-sovremennom-obrazovanii
Дрозд Л.Л. Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности URL: http://www.docme.ru/doc/37770/formirovanie-universal._nyh-uchebnyh-dejstvij
Лебедева М.Б. Шилова О.Н. Проектная деятельность в профориентационной работе и социализации детей-сирот: Метод.пособие. – Калининград: Изд-во РГУ им.И.Канта, 2009.
Стрельцова И., Сухаревская Е. Проекты и исследования // Первое сентября. - №5 – 2008 г. URL: http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200800504Ради жизни на земле. П. Топер. Литература и война. Традиции. Решения. Герои. Изд. третье. Москва, «Советский писатель», 1985 г.
Советская литература: Справочные материалы. Москва «Просвещение», 1989
Интернет-ресурсы.
http://ru.wikipedia.org/wikihttp://www.hrono.info/biograf/bio_b/berggolc_of.php