Исследовательская работа «ФГОС второго поколения: формирование УУД на уроках русского языка».
ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Большая Глушица
Тема исследования:
«ФГОС второго поколения: формирование УУД на уроках русского языка».
Учитель: ГБОУ Б-Глушицкой СОШ №1
Смирнова Н.С.
с. Большая Глушица
Цель:
реализация ФГОС на уроках русского языка
Задачи:
-создание условий для формирования УУД;
- формирование ключевых компетенций;
- повышение уровня обученности;
- формирование здорового образа жизни, расширение практических умений, личной ответственности.
Объект исследования:
область поиска
Предмет исследования: формирование УУД на уроках русского языка
Методы и формы исследования:
Методы Формы деятельности Формируемые компетенции
Метод проблемного обучения. Работа со словом;
Словарные диктанты;
Сочинения-миниатюры;
Составление словариков. готовность к самообразованию;
информационные;
технологические;
готовность принимать решения.
Репродуктивные методы Работа с алгоритмами. - технологические;
- коммуникативные.
Методы стимулирования и положительной мотивации в обучении Анализ текстов;
Познавательные конкур.;
Семинары;
Дискуссии. коммуникативные;
социальные;
готовность принимать решения и делать вывод.
Методы организации учебно-познавательной деятельности Самостоятельная работа;
Зачёты;
Презентации. Все ключевые компетентности.
Методы контроля и самоконтроля Устный контроль и самоконтроль;
Зачёты. технологические;- информационные;
готовность к самообразованию;
коммуникативные.
Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся Работа с книгой;
Самостоятельная работа. технологические;
информационные;
готовность к самообразованию;
коммуникативные;
Новизна исследования:
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка я рассматриваю с позиции компетентностого подхода, уровень образованности которого определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Данный подход не отрицает значение знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Такая работа, исходя из основных положений модернизации образования, вооружает учащихся ключевыми компетентностям (предметной, коммуникативной, информационной, учебно-исследовательской, социальной, культурологической, валеологической и рефлексивной ) и приводит к позитивным результатам.
Актуальность
В Концепции развития образования в Российской Федерации формируются современные представления о фундаментальном образовании – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Умение решать проблемы – не единственное, что требуется сформировать у ученика для того, чтобы он адаптировался в непрерывно меняющемся окружающем мире. Активная жизненная позиция предполагает ЖЕЛАНИЕ самостоятельно решать возникшие проблемы ,а не прятаться от них, не перекладывать на кого-то другого. Существенная трудность заключается и в том, чтобы научить человека ВИДЕТЬ, ОБНАРУЖИВАТЬ проблемы вокруг себя. Это требует умения устанавливать связи, отслеживать возможные результаты происходящих событий. Традиционная система обучения в ее лучших образцах почти идеально выполняла доступную ей функцию: формирование конкретных знаний, умений и навыков. Но необходимость научить человека справляться с новыми проблемами требует иной системы обучения. Обучение возможно только там, где есть полноценная деятельность, включающая такие компоненты, как цель, план, действия, контроль, рефлексия.
Формирование УУД на уроках русского языка
Сегодня очень важно вооружить ученика такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе А для этого должен быть изменён способ обучения. В этом смысле я сделала попытку организации учебного процесса , нацеленного на формирование УУД, которые обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических особенностей учащего. УУД тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
Учебный процесс я выстроила так, чтобы ученик сам оперировал учебным содержанием и при этом у него формировались способности к самообучению, самоорганизации. Дети работают в команде, решая вопросы, строят внутренний план действий, способы к рефлексии на уроках и во внеурочное время на основе системного использования СОТ, а также на основе личностно - ориентированного обучения
В процессе педагогической и воспитательной деятельности я стараюсь формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, т е. ключевые компетенции. Сущность моего опыта заключается в возможности реализации УУД у учащихся и готовить ученика как социального исследователя, организатора и участника коммуникаций, субъекта принятия решений. Этого я добиваюсь:
1.В процессе самостоятельной работы:
Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы. Например, предлагаю учащимся 9-ых классов выполнить такую работу:
а) найдите в каких-либо печатных изданиях тексты различных жанров, стилей;
-сформулируйте, чем они отличаются?
Каковы особенности каждого стиля. Сформулируйте свое отношение к этим текстам. Работая с жанром газетного очерка, представьте себе человека, о котором вы могли бы рассказать. Или, находясь на стадионе, составьте репортаж о спортивном состязании.
б) прочитайте свой текст, перечислите действия, которые совершил человек ( или группа людей ) на объекте. Как поступили бы вы?
в) Придумайте ситуацию, в которой по вине водителя страдает человек. Предложите своим товарищам проанализировать ситуацию. Оцените их ответ.
Среди новых педагогических технологий наиболее адекватной поставленным целям обучения является технология проектов. Практика показывает, что использование проектной технологии в образовательном процессе обеспечивает формирование 4 (четырех) ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, предметной.
Исследовательский подход делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями информации. Исследовательский проект – составная часть современных педагогических технологий. Проектный метод становится средством активизации познавательной деятельности, формирования определенных личностных качеств и ориентируется на применение накопленных знаний и приобретение новых (порой путем самообразования), на активное включение полученных знаний в освоение новых способов человеческой деятельности.
Учащиеся выполняют и другие виды самостоятельной работы. Я исхожу из того, что урок должен быть обучающим, оптимистичным, интересным, деятельным и результативным. Самостоятельная работа с литературой помогает становлению ученика как будущего социального исследователя. Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде - это то, чему ученик должен научиться в школе. Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные;
2) регулятивные, включая саморегуляцию;
3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
4) коммуникативные действия.
Одним из средств формирования УУД у школьников может стать использование приемов технологии ОТСМ-ТРИЗ. Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления.
На сегодняшний день я использую в своей педагогической деятельности следующие приемы ТРИЗ:
– модель “Элемент – имя признака – значение признака” для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений ( русский язык, составление лексического значения слова)
– модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, литература)
– модель “Морфологический ящик- копилка” для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических понятий– “Составление плана/раскадровка” для составления простого и развернутого плана прочитанного произведения (литература)
Приемы создай паспорт, морфологическая копилка/ящик универсальны, они способствуют сбору, анализу, систематизации и обобщению информации.
Для формирования личностных УУД предлагаю задания, в ходе которых ученики готовят карточки, создают алгоритмы , подбирают газетный материал, дидактический. Роль учителя на уроке выступает не как информатора, а как организатора поисковой деятельности учеников. Для развития регулятивных УД предлагаю работу с картинками, карточками, картинками с «ловушками». Мне пришлось отойти от традиционной подачи материала и перейти к блочной подаче. Подобрала такие упражнения, которые не только ставят учебные задачи, но и организуют действия для их решения и проверки. Задания в дидактическом материале нацеливают учеников на самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера. Например, в разделе « Лексика» подбираю упражнения с заданиями, которые отправляют ученика к справочной литературе: «Толковым» и « Орфографическим» словарям. Результатом такого этапа обучения является самоопределение школьников, основанное на желании осваивать материал, т.е. научиться. Учебники в основном содержат материалы, развивающие коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия ребенка. Я дополнила его игровыми заданиями ( загадки, ребусы, кроссворды, инсценирование пословиц и поговорок).
При формировании УУД широко использую технологию сотрудничества, которая включает организационные формы, нацеливающие учащихся распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг у друга, выполнять работу в малой группе. В результате формируются коммуникативные УУД, которые обеспечивают социальную компетентность, учет позиций других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, Для формирования коммуникативных УУД я использую технологию модульного обучения, которая развивает индивидуальные способности каждого ученика, учит самостоятельно достигать конкретные цели в учебно- познавательной деятельности, , осуществлять самоуправление учебной деятельностью на уроках. Ученик учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и
2.Воспитать деятельного, предприимчивого и мобильного человека, способного жить в современном технологизированном мире и быть конкурентноспособным на рынке труда, помогают учебные проекты и исследовательские работы – РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. . Они обеспечивают организацию учащихся своей учебной деятельностью. Практика показывает, что использование проектной технологии в образовательном процессе обеспечивает формирование 4 (четырех) ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, предметной.
Особой популярностью среди учащихся пользуются темы, представляющие практический интерес для каждого человека. Так, например, был составлен проект « Словарь нравственного аспекта». Для этого была проделана колоссальная работа.
Приступая к исследованию, была выдвинута гипотеза: словарь нравственного аспекта будет создан в том случае, если:
-действовать целенаправленно при создании словаря;
-действия будут приобретать осознанный характер;
- будет использоваться приобретенный опыт в школьной и общественной жизни.
Такая форма организации учебной работы, как метод проекта, способствует развитию исследовательских умений, аналитического мышления, формирует информационные, коммуникативные, социальные, информационные компетенции, компетенции, связанные с умением учиться всю жизнь
3. Заканчивая школу, ученик приобретает способности представить продукт своего труда: проект, сочинение, реферат, доклад, презентацию. На этом этапе я развиваю познавательные УУД. Идёт поиск информации ИКТ. Учащиеся структурируют, выбирают более эффективные способы решения задач.
Использование современных мультимедиа технологий в учебном процессе позволяет мне повысить эффективность и мотивацию обучения.
К использованию Интернет-ресурсов мы обращаемся при подготовке докладов по предмету, презентаций к урокам, а также при поиске материалов для проектной деятельности. Например, при подготовке проектов и научных работ. Я активно использую материалы Виртуальной школы Кирилла и Мефодия.
Использование ИТ на уроках русского языка позволяет совершенствовать структуру общего образования, разгрузить программу и учебники от избыточной информации, обеспечить условия , способствующие созданию здоровья школьников.
Свои уроки строю с учётом индивидуальных возможностей учащихся. Появляется возможность дифференцированно помогать слабому. Обучение с применением новых образовательных технологий даёт очень большой и видимый эффект: крепкие знания, высокую мотивацию к учёбе.
Новые технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе к обучению, дают простор для творчества учителя и учащихся, когда ученики из объекта учебной деятельности становятся её субъектом, то есть активно добывает знания, развивает умения и навыки, социализируется, готовится к жизни. Моя система работы позволяет активизировать творческую деятельность учащихся, целью которой является выработка активной жизненной позиции и формирование творческой личности. Одна из главных форм работы – стратегия ускорения обучения.
ВУЗ
защита проектов
практикум
деловые игры
семинар
лекции
Накопление знаний через лекционный материал;
практическое применение на уроках-семинарах; деловые игры;
практические занятия;
защита проектов.
Через эти формы ускорения обучения мы получаем конечный результат – ВУЗ
Таким образом, на выходе из школы мы получаем вполне образованного человека, умеющего адаптироваться в современных условиях, самореализованного, умеющего разбираться в сложившейся ситуации. ориентированной на самостоятельную учебную деятельность, развитие творческих способностей учащихс