«Общее представление об имени существительном как части речи»
Русский язык 2 класс (В.П.Канакина)
«Общее представление об имени существительном как части речи»
Цель: дать общее представление об именах существительных, их признаках; учить различать имена существительные по вопросам и общим лексическим значениям, развивать умение воспроизводить лексическое значение слова.
Задачи:
учить различать предмет и слово как часть речи;
формировать умение различать существительные среди других частей речи,
учить соотносить вопросы кто? и что? и слово – название предмета;
вести в активный словарь термин одушевленные/неодушевленные существительные,
научить распознать одушевленные/неодушевленные существительные.
развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
развивать речь учащихся.
Ход урока
1.Оргмомент.
-Прозвенел звонок. Начинается урок русского языка. Встали ровно, проверили готовность к уроку: учебник, дневник, пенал, тетрадь, светофор).
Сели правильно.
2.Чистописание.
-Начинаем наш урок с минутки чистописания.
-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
– Задание для чистописания подскажут загадки. Послушайте загадку, доскажите словечко и выделите первый звук:
Много бед таят леса,Волк, медведь там и лиса.Наш зверек живёт в тревоге,От беды уносит ноги.Ну-ка, быстро отгадай-ка,Как зверек зовется?(Зайка)
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
– Какие звуки в словах повторяются? (з,з*)
-Что знаем об этих звуках? (/з/-согласный, звонкий, парный, твёрдый; /з*/-согласный, звонкий,парный,мягкий)
-Какой буквой на письме обозначаются?()
– Пропишем в воздухе строчную и заглавную буквы (Зз)
– А теперь самостоятельно пропишите в тетрадях по образцу буквы и их соединения, что должны помнить (верхнее, среднее, нижнее соединение)
Зз Зз Зз За зо оз зы зи Зе
заяц Зоя мороз
-Какие правила должны помнить при написании этих слов?
4.актуализация.
Индивидуальная работа по карточкам.(6 человек).
Вставьте пропущенные буквы.
К . пуста, м . роз, в . рона, за . ц, алф . вит, уч . ник, гор . д, щ . вель, дев . чка,
пл . ток, с . рока, р . бота, п . тух, з . вод, мес . ц.
Чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, выполним следующее задание. Поработаем в парах, не забывайте о правилах работы в парах.
Задание «Четвёртое лишнее». Подчеркните в каждой строчке лишнее слово.
Найдите «Лишнее слово».
Медведь, заяц, зелёный, лисица.
Яблоня, рисовать, берёза, осина.
Декабрь, под , январь, февраль.
-Какое слово лишнее, почему? Назовите одним словом слова каждой группы. (животные, деревья, месяцы).
5.Определение темы урока.
-Как вы думаете, о каких словах мы будем говорить сегодня на уроке? (словах, которые обозначают предметы, явления, природы, события и состояния).
В гости к нам спешит волшебник,
Назовёт любой предмет
И на всё нам даст ответ
Вещи, люди и цветы, Носороги и коты, Сёла, города, планеты - Называются ПРЕДМЕТЫ.
Ах, какие все слова восхитительные, Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ !!!
-Какова тема нашего урока?(Имя существительное)
-Чему будем учиться на уроке?(писать имена существительные, находить их в тексте,правильно обозначать их).
Физминутка «Вратари»
Волшебник предлагает поиграть с ним в футбол. Игра «Вратари» . Вы должны поймать только имена существительные.
Мышка, синий, дерево, играть. праздник, зима, птицы, холодает.
-Молодцы,ребята. Наш волшебник доволен вами.
6.Работа по теме урока.
-Наш волшебник Имя существительное, очень хочет чтобы вы его запомнили. Давайте запишем в своих тетрадях его имя .(Имя существительное)Имя у него длинное, поэтому мы с вами над словами, обозначающими имя существительное будем писать –сокращённо -сущ.
-Давайте вспомним, что же такое имя существительное? (это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что? )
1) работа по учебнику
-Поработаем с учебником.
-Посмотрим, сумеете ли вы различать имена существительные по вопросам. -Выполним упражнение 74 на Стр.44 (2 учащихся за доской. Самопроверка на местах, у доски взаимопроверка). Вопросы :(Какие существительные отвечают на вопрос кто?,что?)
2) правило.
-Прочитаем правило на странице 45.(1 учащийся читает, остальные слушают)
А теперь как дикторы на радио, хором!
-Что такое имя существительное?
-Какие слова отвечают на вопрос кто? что?
2) разноуровневое задание.
-Ребята, следующее задание поможет проверить научились ли вы различать имена существительные.Прочитайте текст, записанный на доске. (про себя, хором)
Зима. На деревьях иней. Снег укрыл дорожки в лесу. По тропе пробежал заяц.
-Послушайте внимательно и определите ,какое задание, вы хотели бы выполнить.
Бараночка:
-Найдите в тексте имена существительные и выпишите их.
Орешек
-Обозначить имена существительные в текст. Придумать продолжение и записать его в тетрадь.
-Кто выполнял первое задание, проверяем, какие существительные выписали, вторая группа проверяет у себя в листочках?(показать правильность светофором)
-Орешек.Проверяем второе задание. Прочитайте продолжение теста.
-Молодцы.Давайте озагалвим получившийся текст. Что прозвучало в названии? Какая часть речи?(имя существительное).что отражается в названии?(тема текста)
7.Рефлексия
-Молодцы, ребята! Научились находить в тексте имена существительные. А теперь проверим, хорошо ли вы усвоили тему. Выполним небольшой тест.
_____________________________
Тест «Имя существительное»
1.Имя существительное обозначает:
а) признак
б) предмет
в)действие
2.Найдите имя существитеьное:
а) бежать
б) девочка
в) весёлый
3.Имя существительное отвечает на вопросы:
а) какой? какая?
б) что делать? что сделать?
в) кто? что?
4.Найдите существительное, отвечающее на вопрос что?
а) заяц
б) книга
в) врач
4.Найдите существительное, отвечающее на вопрос кто?
а) дорога
б) учебник
в) ученик
8.Подведение итогов урока.
-Ребята, что новое мы сего узнали сегодня на уроке? Давайте сделаем звонок маме и расскажем об этом.
-Оцените свою работу на уроке: если у вас всё получилось -зелёный светофор. Если получилось не всё, но будете стараться -красный).
-Вы сегодня были молодцы, работали дружно, многое успели. Оценки.
Урок окончен.