Урок русского языка в 3 классе тема Общее понятие о склонении. Изменение имён существительных по падежам
Урок русского языка в 3 классе.
Тема : Общее понятие о склонении . Изменение имён существительных по падежам.
Цели урока:
Образовательные:
-формировать первоначальное представление о склонении имён существительных, знакомить учащихся с названием падежей , шестью парами падежных вопросов, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами;
- уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа.
Развивающие:
-способствовать развитию логического мышления, обогащать словарный запас детей.
Воспитывающие:
-воспитывать стремление к самосовершенствованию, интерес к изучению русского языка, трудолюбие.
Задачи урока:
-учить учащихся определять падеж имени существительного,
-продолжить работу по развитию навыков грамотного письма;
- развивать орфографическую зоркость;
- закрепить умения учащихся в разборе предложений по членам и частям речи, морфологическом разборе имени существительного.
Новое содержание:
- понятие «склонения»;
-название падежей, шести пар вопросов к ним с предлогами.
Планируемые результаты: знать название падежей.
Оборудование : карточки с заданием для индивидуальной работы, таблицы с названием падежей , вопросами .
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел для вас звонок
Вот и начался урок.
II. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать имя существительное , узнаем как называется изменение имён существительных по вопросам и название падежей.
III. Словарная работа.
1) товарищ, лестница, песок, рисунок
Прочитайте слова. Какое слово может быть лишним и почему?
Что объединяет эти слова?
Что называется именем существительным? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.)
Спишите слова , выделите орфограммы.
3 ученика работают по зелёным карточкам – разбор предложений.
2) Работа с предложением.
В лесу3 пролегли от деревьев длинные тени4.
Дайте характеристику предложению. ( По цели высказывания – повествовательное, по интонации –невосклицательное, простое т. к. одна грамматическая основа, распространённое , т. к. кроме главных членов есть второстепенные.)
Объясните орфограммы.
Запись и разбор предложения
Начертите схему.
Сколько словосочетаний можно выписать?
Почему нельзя выписать как словосочетание – «тени пролегли»?
3) Морфологический разбор «в лесу» -сущ., лес, нариц., неодуш., м.р.; в ед. ч.; в предлож. обстоят.
3 ученика работают по жёлтым карточкам – морфологический разбор имени существительного.
IV. Объяснение нового материала.
1) Актуализация знаний.
Сегодня мы с вами узнаем как ещё изменяется имя существительное. Прочитайте пословицы , записанные на доске.
У него дело из рук валится. Без дела жить – только небо коптить. Делу время – потехе час. За правое дело стой смело. За делом и день пролетит незаметно.
На что обратили внимание? ( В каждом предложении есть формы слова «дело»).
Почему вы решили , что это формы одного слова .а не родственные слова? ( Изменяется только окончание).
Сейчас мы выполним следующее задание : начните с красной строки и выпишите формы слова «дело» с вопросами, выделяя в них окончания.
Что ? делоКто? друг
Без чего? без делаБез кого? без друга
Чему? делуКому? другу
За что? за делоКого ? друга
За чем ? за деломС кем? с другом
О чём? о делеО ком? о друге
К какой группе имён существительных относится слово «дело»? ( Средний рол, неодушевлённое, имеет твёрдую основу).
А теперь выполним упр.86. Формы одного и того же слова выпишем в столбик рядом с первым столбиком. Третье предложение измените так .чтобы слово «друг2 отвечало на вопрос кому?
К какой группе имён существительных относится слово «друг»? ( Одушевлённое, мужского рода).
Какой вид работы мы с вами выполняли? ( Изменяли имена существительные по вопросам).
Кто из вас знает , каким одним словом можно заменить эту длинную фразу? ( выслушать ответы детей)
Изменение имён существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам
V. Физкультминутка.
2) Работа по теме урока.
а) Знакомство с названием падежей.
Заранее подготовленный ученик читает сказку Е. Мережинской «Откуда пошли названия падежей,»
Он ещё не родился , а уже думали ,какое имя ему дать , и решили назвать –именительный.
Родился – стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Но он был малышом . ему всё давали . и он стал дательным.
Но он был ещё и большим озорником , за всякие проделки его винили, и он стал винительным
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
Он всем предлагал свою помощь , о нём заговорили и назвали теперь предложным…
…У падежей как – то спросили:
- А зачем вы нужны существительным?
- Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношения нашего хозяина Существительного к другим словам в предложении.
- А как именно?
- Указываем на отношение действия и места ( идти лесом, сидеть на стуле), действия и орудия ( бить молотком, рисовать карандашом), действия и объекта ( читать книгу, собирать ягоды) и так далее.
А сейчас запишем по порядку названия падежей в столбики, которые получились при склонение слов «дело» и «друг». А также попробуем определить падеж слова , которое мы разбирали морфологически « в лесу».
Прочитайте определение понятия «СКЛОНЕНИЕ» на стр. 88.
Проговариваем хором названия падежей.
б) У вас на партах лежат таблички с названием падежей, вопросами и предлогами, которые употребляются с тем или иным падежом. Рассмотрите их и скажите у какого падежа нет предлогов? ( У именительного падежа).
На стр. 89 прочитайте, почему рядом с именительным падежом никогда не пишутся предлоги.
в) Перечислите косвенные падежи.
Какой член предложения отвечает на вопросы косвенных падежей? ( Дополнение).
Упр. 88 на стр.89 -90. Разобрать по членам предложения, над дополнением расставить падежи.
г) Упражнение в склонение имён существительных.(Сильные учащиеся работают по карточкам голубого цвета – определить падеж слова «кот»)
Упр .89 стр.90 – коллективно .один ученик у доски.
Ребята, очень многие люди для того, чтобы легче было просклонять слово применяют слова – помощники. Эти слова – помощники дружат с падежами. (на доске появляется плакат, который висит на последующих уроках для более прочного усвоения падежей и падежных вопросов)
Эти слова – помощники мы не пишем при склонении слова, а проговариваем мысленно:
Р.п. (нет кого? чего?)
Д.п. (дали кому? чему?)
В.п.( вижу кого? что?)
Т.п. ( горжусь кем? чем?)
П.п.(говорят о ком? о чём?)
д) Самостоятельная работа. Составьте таблицу:
Название Вопрос к неодушев - Слово Вопрос к одушевлён - Слово
падежа лённому предмету ному предмету
е) Выводы:
-Что мы называем склонением? (Изменение окончаний существительных по вопросам – это их изменение по падежам или склонение)
- Сколько падежей в русском языке? ( В русском языке 6 падежей)
-К какому падежу относятся существительные в начальной форме? ( Существительные в начальной форме относятся к именительному падежу)
VI. Домашнее задание.
Упр .90; выучить названия падежей и падежные вопросы.
VII. Итог урока.
- Чем занимались на уроке?
-Что нового узнали?
- Чем является начальная форма имени существительного?
- У кого из вас вызвало затруднение склонение имён существительных?
Эти затруднения связаны с тем . что вы ещё недостаточно хорошо знаете названия падежей, вопросы и предлоги , с которыми они употребляются.