Конспект урока по русскому языку Общее понятие о глаголе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Конспект урока по русскому языку
на тему «Общее понятие о глаголе»
Составлено
Гайдуллиной Дианой Генадиевной
учителем начальных классов

г. Чернушка
2014 год
Класс: 4
Цели урока
Образовательные:
 обобщить и систематизировать основные знания обучающихся по теме «Глагол»;
совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;
учить практическому применению знаний по теме;
вырабатывать навык самооценки знаний;
Развивающие: 
развивать навыки анализа, синтеза, сравнения;
работать над развитием коммуникативных навыков, логического мышления школьников;
развивать творческие способности обучающихся, орфографическую зоркость ,скорость письма, зрительную память.
Воспитательные:
воспитывать  у школьников любовь к русскому языку ;формировать чувство прекрасного;
создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения;
развивать умение работать в группе, согласуя свои действия и мнения.
Тип урока: урок- обобщение.
Материально – техническое обеспечение: интерактивная доска, документ- камера, проектор, компьютер, учебник «Русский язык» Т.Г.Рамзаева 4 класс, листы с заданиями, листы для кластера.Ход урока
1. Организационный момент
2. Чистописание. (СЛАЙД 1)

- Обратите внимание на соединение элементов букв.
- Какие буквы вы видите в соединениях?
- Спишите соединения, обращая внимание на их высоту, размер и наклон.
- Прочитайте спрятанные слова.
-Это и есть тема нашего урока. Сформулируйте ее.(СЛАЙД 2)
+ Часть речи - глагол.
- Оцените свою работу, поднимите руку те, кто правильно выполнил написание элементов букв и их соединений. Поставьте себе оценку на полях в тетради.
- Повторим, что мы знаем о глаголе.
Что такое глагол? На какие вопросы отвечает? Как изменяется глагол? Что такое неопределенная форма глагола?...Приготовили листы, теперь все это покажем на кластере. Сапожникова Света будет работать у доски, остальные в парах - на местах.
+…
Посмотрим, что получилось. Света, объясни свой кластер.
+…..
- Теперь посмотрим ваши кластеры. (через документ камеру)
+….
-Молодцы! А вот, что получилось у меня… (СЛАЙД 3)
3. Работа по теме урока
Ребята, прочитайте стихотворение. (СЛАЙД 4)
Интересная часть речи
В русском языке живет…
-Найдите глаголы и напишите их в неопределенной форме.
+…
- Давайте проверим. Посмотрите на доску и сравните с вашими ответами. (СЛАЙД 5)
- Поработаем устно. Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы.
Зелёный зеленеть
Нарядный
Ласковый
Чёрный
Печёный
Морозный
Ползучий
-Молодцы! Отлично справились.
4. Физкультминутка.
- Мы славно потрудились, давайте отдохнем. Если я буду называть глаголы в настоящем времени - прыгаете, а прошедшем времени – делаем наклоны в стороны, в будущем времени – приседаем.
- Ребята, мы еще знаем, что глаголы изменяются по временам. Какие времена бывают?
+….
- На ваших столах лежат листы с заданием. Прочитайте.(СЛАЙД 6).
+…
- Поставь вопрос к глаголам и определи время. Сделай вывод. (работа по рядам)
Снег (что … ) укрыл пни и кусты…..
- Значит какой вывод мы делаем? (СЛАЙД 7)
+ В прошедшем времени глагол имеет суффикс –л.
- Теперь придумайте сами три предложения так, чтобы глаголы были во всех 3х формах времени. Выделить грамматическую основу. А с каждого ряда выходят к доске по одному человеку и записывают свое предложение. (СЛАЙД 8)
+…
-Молодцы! Спасибо за работу.
-Сергей, как еще изменяются глаголы?
+ по числам
-Следующее задание будет связано с этим вопросом. Но вначале вспомним, что такое синонимы. Найди глаголы- синонимы и запиши их в один столбик в том же времени, но изменив число.
сверкают бродили думаютискрятся плутали мыслятблистают блуждали размышляют
(СЛАЙД 9-10)
+…
- Молодцы!
5. Закрепление изученного материала
Проверочный тест по теме «Глагол» (СЛАЙД 11)
- Возьмите листы с тестовыми заданиями. Работаем по вариантам. Правильный ответ обводим кружочком.
1 вариант.1) На вопросы что делал? что сделал? что делали? отвечают глаголы …А) Настоящего времени.И) Прошедшего времени.Д) Будущего времени.2) Отметь глаголы настоящего времени.В) СрисовалГ) НарисуетЛ) Рисует3) На вопросы что делать? что сделать? отвечают глаголы…Я) Неопределенной формы.С) Настоящего времени.Б) Прошедшего времени.4) Найди словосочетание с глаголом будущего времени.З) Ярко гореть.Н) Поговорить с другом.Ж) Светили фарами.5) Как отличить глагол прошедшего времени от глагола настоящего времени?О) По вопросам что делал? что сделал?Р) По суффиксу -л-.К) По окончанию.6) Найди глаголы, близкие по смыслу (синонимы).С) Разбудить – усыпить.Т) Запрещать – разрешать.П) Совершить – сделать.
2 вариант.
1) На вопросы что сделает? что сделают? отвечают глаголы …
А) Настоящего времени.
Ж) Прошедшего времени.
Д) Будущего времени.
2).Отметь глаголы настоящего времени.
Е) Бегает.
Т) Бежали.
Б) Побегут.
3) Глаголы какого времени в единственном числе изменяются по родам?
С) Настоящего времени.
Л) Прошедшего времени.
В) Будущего времени.
4) Найди словосочетание с глаголом прошедшего времени.
Д) Смотрим телевизор.
Г) Бежать к дереву.
А) Сильно дымил.
5). От чего зависит род глагола прошедшего времени единственного числа?
М) От вопроса.
Л) От существительного, с которым он связан по смыслу.
Р) От прилагательного, с которым он связан по смыслу.
6) Найди глаголы, близкие по смыслу (синонимы).
И) Скулить – хныкать.
К) Приглашать – прогонять.
Ф) Изловить – выпустить.
- Итак, посмотрите внимательно на тестовое задание. Найдите спрятанное слово. И вы ответите, чем мы занимались сегодня на уроке. (СЛАЙД 12)
+…
6 Рефлексия.
Быстро время пролетело
И идёт к концу урок
Так давайте без задержки
Подведём всему итог.
- Сегодня на уроке мы повторили всё, что нам пока известно о глаголе. Много мы о нём уже знаем, но эта тема одна из самых загадочных, далеко не все тайны мы раскрыли. Нам предстоит узнать как спрягается глагол, научиться писать окончания глаголов.
Допишите предложения:
Урок:
Привлёк меня тем, что……..
Показался интересным…..
Заставил задуматься……
Навёл меня на размышления……(СЛАЙД 13)
- Урок окончен, до свидания!