Конспект урока по русскому языку на тему Общее понятие о предлоге (2 класс)
Муниципальное автономное образовательное учреждение гимназия №2
г. Асино Томской области
Русский язык УМК « Школа России » 2 класс
Автор: Авдеева Татьяна Васильевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Общее понятие о предлоге
Цель: формировать представление о предлоге как части речи, его роли в предложении.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать предлог как часть речи; употреблять предлог только с именами существительными или местоимениями; устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога; применять правила правописания.
I. Орг. м.
Учитель:
- Урок русского языка мне хочется начать словами А. Н.
Толстого. Вслушайтесь, вникните в их смысл, и пусть они вдохновят вас на плодотворную работу на уроке.
« Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга, после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью Что такое Родина? – это весь народ. Это его культура, его язык»
Актуализация знаний.
Учитель: - На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и правильно говорить.
1 задание . Говори правильно! Работа в парах.
- Поставьте ударение в словах. (карточки)
Шарфы, банты, жалюзи, красивей, завидно, звонит, начался, балуется, столяр, щавель, верблюдица, камбала, петля.
2. Проверка по эталону.
Слайд №2.
Шарфы, банты, жалюзи, красивей, завидно, звонит, начался, балуется, столяр, щавель, верблюдица, камбала, петля.
-Ударные гласные выделены красным цветом. Исправьте ошибки, если вы их допустили и запомните правильное произношение этих слов. В каких словах вы затруднялись, сомневались.
- Какое слово было новым?
3. Работа со словом ПЕТЛЯ.
а) лексическое значение слова
Учитель: - Какое значение имеет слово?
(рассуждения детей)
- Как называются слова, имеющие несколько значений?
( многозначные)
Слайд №3, №4.
( картинки, подтверждающие многозначность слова ПЕТЛЯ)
б) Образование форм мн. ч. , уменьшительно-ласкательное, глагол, прилагательное.
Учитель: - Образуйте начальную форму мн. ч. к слову ПЕТЛЯ
(ПЕТЛИ)
- Форму мн. ч. родительного падежа
(ПЕТЕЛЬ)
- Скажите ласково
(ПЕТЕЛЬКА)
- Образуйте глагол ед. ч. н. в.,
(ПЕТЛЯЕТ)
- Образуйте прилагательное м. р.
(ПЕТЕЛЬНЫЙ)
Слайд №5 –( на слайде поочередно появляются ответы детей)
Учитель: - Угадайте, какое слово лишнее?
(ПЕТЛЯЕТ – произношение не соответствует написанию, другие слова являются проверочными)
Учитель: - Назовите однокоренные слова для слова ПЕТЛЯ
Учитель: - Почему остальные таковыми не являются?
Слайд №6.
·
мн. ч. Однокоренные слова
ПЕТЛИ ПЕТЕЛЬКАПЕТЕЛЬ ПЕТЛЯЕТ
ПЕТЕЛЬНЫЙ
III. Введение в новую тему.
Комментированное письмо
Работа в тетрадях
- Угадайте слово и продиктуйте его орфографически.
Кто так заливисто поет о том, что солнышко встает?
ПЕТУХ
Чтобы в школу не проспать, вовремя ложись в
КРОВАТЬ
Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, все ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник:
- Кто он? Это УЧЕНИК
Небольшой сочный плод кустарников и трав –
ЯГОДА
Травянистое дикорастущее растение с продолговатыми съедобными листьями кислого вкуса
ЩАВЕЛЬ
Образуйте существительное от глагола рисовать
РИСУНОК
Речь, в отличие от диалога
МОНОЛОГ
Слайд №7
( На слайде слова, написанные детьми)
Учитель: - Проверьте еще раз.
- Угадайте тему урока, выполнив следующие задания.
( задание на слайде)
Слайд №8
(Тема: ПРЕДЛОГ)
Учитель: - Какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке?
(Познакомиться с предлогом как частью речи и его ролью в предложении)
Учитель: - Какие задачи мы будем решать для достижения данной цели?
(- учиться находить предлоги в предложении;
- узнать с какими частями речи употребляются предлоги;
- устанавливать связь в предложении с помощью предлога;
- применять правила правописания)
IV. Работа по теме урока.
Работа над предложением
Слайд №9.
Лесная, выскочил, тропка, кусты.
Учитель:
а) - Какую работу можно выполнить с данными словами?
б) – Составим предложение.
(Добавляем подходящие по смыслу предлоги и меняем форму слов)
Слайд №10.
На лесную тропку из кустов выскочил зайчик.
(Предложение записывают в тетрадь)
Учитель: - Какова роль предлога как части речи?
Вывод: ( делают дети) предлог служит для связи слов в предложении, употребляется в речи с существительными.
в) разбор предложения по членам предложения и частям речи.
Закрепление. Рефлексия.
Работа по учебнику
С.109, правило, упр. 185 – устно.
2. Работа по картинке слайда № 11.
( картинка может быть любая, на усмотрение учителя)
Учитель: - Запишите предлоги с существительными.
3. Самооценка по линейке достижений.
( оценивается аккуратность и грамотность)
V.Итог. Учитель:
- О какой части речи говорили сегодня на уроке?
- Чему учились?
- Что понравилось?
- Что не понравилось?
- Какие трудности испытывали?
Д/з : С. 109, правило, упр. 186.
мн.ч.
петли
петель