Конспект урока по русскому языку на тему Спряжение глаголов (общее понятие). (4 класс)
Конспект урока по русскому языку в 4 классе
Тема урока. Спряжение глаголов ( общее понятие ).
Цели урока: 1) Образовательные: познакомить с изменением глаголов по лицам и числам ( спряжение ); формировать умение распознавать лицо и число глагола, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.
2) Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление, орфографическую зоркость, умение анализировать и делать выводы.
3) Воспитательные: воспитывать интерес к учебе, умение работать в коллективе; воспитывать чувство прекрасного через поэзию, живопись, музыку.
Оборудование: мультимедийная установка, карточки с заданиями, аудиозапись музыки.
Ход урока.
I Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! Сейчас начнется урок. Но прежде давайте поприветствуем гостей, которых мы очень рады видеть. А теперь можно тихо сесть.
Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
II Чистописание.
Clпlрlяlжlеlнlиlе гjjлjjаjjгjjоjjлjjоjjв ( тема )
В марте летят к нам первые вестники весны – грачи.
- Найдите в словах этого предложения орфограммы и объясните их написание.
- Охарактеризуйте предложение. ( повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное ).
- Какой сейчас идет месяц? ( Март ).
- Слово март нерусское. Оно пришло к нам из Византии. Март, мартиус, первый месяц весны, назван так по имени бога войны Марса, который первоначально был богом полей, урожая и мирного труда.
- А кто знает как еще называли месяц март? ( Протальник ( из-за быстрого таяния снегов и появления проталин ), капельник ( с крыш капают капели ), грачевник ( время прилета грачей )).
- Запишите эти слова.
- Подберите и запишите однокоренные слова к слову « капельник » ( капель, капля, капать).
- Какое среди этих слов лишнее? Почему? ( Капать – это глагол ).
III Повторение изученного о глаголе ( слайд 1 )
-Вспомните все, что вы знаете о глаголе.
1) Что такое глагол?
2) Что обозначают глаголы?
3) На какие вопросы отвечают?
4) Как изменяются?
5) Каким членом предложения являются?
IV Сообщение темы и целей урока.
- А теперь попробуйте расшифровать тему урока.
- Тема нашего урока « Спряжение глаголов ».
- Мы узнаем, что такое « спряжение » глаголов, будем учиться распознавать лицо и число глагола и спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.
V Работа по теме урока.
- Мы уже говорили, что сейчас на дворе удивительная пора – замечательное прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэт называет весну « утром года ». А. С. Пушкин.
- Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
- Ребята, а кто помнит ещё стихи о весне?
Ф. И. Тютчев « Весенние воды », « Весенняя гроза », « Зима не даром злится ». Н. А. Некрасов « Зеленый шум »; С. Я. Маршак « Ледоход »; А. К. Толстой « Вот уж снег последний в поле тает »; А. Н. Плещеев
« Весна » и др.
- А теперь прочитайте отрывок из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева « Весна » и выпишите глаголы
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
- На какие группы можно разделить эти глаголы? ( Настоящего, прошедшего, будущего времени. ). Что вы знаете о глаголах прошедшего времени? ( Они изменяются по родам ). Какого рода глагол « повеяло », измените его.
- А вот глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам, т. е. спрягаются.
- Давайте вспомним местоимения 1-го лица ( я, мы ), 2-го лица ( ты, вы ), 3-го лица ( он, она, оно, они ).
- А теперь изменим глаголы « петь, свистеть » по лицам и числам ( у доски и в тетрадях )
Я пою, свищу ; мы поем, свистим
Ты поешь, свистишь; вы поете, свистите
·
Она поет, свистит ; они поют, свистят.
- О ком мы можем сказать поют и свистят ( о птицах, которые радуются приходу весны ).
Точно так изменяются по лицам и числам глаголы будущего времени. ( Слайд 3 )
Я запою, засвищу; мы запоем, засвищем
Ты запоешь, засвистишь; вы запоете, засвистите
Он запоет, засвистит; они запоют, засвистят.
- Что вы заметили у глаголов? ( изменяются окончания ).
- Так вот изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Прочитайте правило в учебнике на стр.
VI Закрепление нового материала.
- Сейчас мы проведем игру « Эстафета ».Каждый ряд получает задание – проспрягать глагол – 1 ряд « сверкать », 2 ряд « журчать ».
Проверка работы ( Слайд 4 )
1 ряд « сверкать » 2 ряд « журчать »
Ед. ч. Ед. ч.
1 л. сверкаю 1 л. журчу
2 л. сверкаешь 2 л. журчишь
3 л. сверкает 3 л. журчит
Мн. ч. Мн. ч.
1 л. сверкаем 1 л. журчим
2 л. сверкаете 2 л. журчите
3 л. сверкают 3 л. журчат
I – спряжение II – спряжение
- Обратите внимание и запомните, что глаголы, которые имеют в окончаниях –е, а в 3 л. мн. ч. – у ( - ю ) это глаголы I спряжения, а глаголы, которые имеют в окончаниях – и, в 3 л. мн. ч. – а, - я
- II спряжения.
VII Физкультминутка.
- А сейчас мы с вами немного отдохнем и послушаем пьесу П. И. Чайковского « Весна » из цикла времена года
- Что вы представили себе, прослушав эту музыку?
VIII Продолжение работы по теме урока.
- Теперь ответим на следующий вопрос: как определить лицо и число глагола?
- Прочитайте правило на странице
IX Упражнение в определении лица и числа глаголов ( с помощью сигнальных карточек ).
Светит солнце, тает снег, журчат ручьи, слышишь трели, ждем тепла, смотрю на небо, весна идет, гремят раскаты, летите вереницей, видишь в лесу, грохочет в небе, иду по лужам, рисуете картину, поешь от радости, блещут небеса, вижу красоту, любуешься цветами.
X Работа в парах.
- Выписать из текста глаголы настоящего и будущего времени, выделить окончания, определить лицо и число, и кто сможет – определите спряжение. ( Текст написан на карточках ).
Весной.
С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревёт. Деревья голы, но уже живут, дышат.
(А.Чехов)
Проверка работы.
XI Закрепление изученного.
- А сейчас я предлагаю вам сложное задание. Я буду называть глагол, а вы должны его записать, выполнив условие: глагол « тает » в форме 2 л. ед. ч., « синеет » в форме 3 л. ед. ч., « светит » в форме 1 л. мн. ч., « греет » в форме 1 л. ед. ч., « зазеленеет » в форме 2 л. мн. ч., « зацветет » в форме 3 л. мн. ч..
XII Итог урока.
- Что называется спряжением глагола?
- Какая часть слова меняется при изменении глагола по лицам и числам?
- Как определить лицо и число глагола?
Услышим скоро мы звонок -
Пора заканчивать урок.
- Спасибо всем за работу на уроке. Молодцы.
Оценки получили
Домашнее задание: № 425, № 426.
15