Сценарий литературно – музыкальной композиции, посвященной 200 – летию Михаила Юрьевича Лермонтова
Сценарий литературно – музыкальной композиции,
посвященной 200 – летию Михаила Юрьевича Лермонтова
«О, этот Лермонтов опальный, Сын нашей собственной земли»
1. Сценка 1.
На экране музыка, танец «Русский хоровод»
Ведущий 1: Пензенская губерния, село Тарханы, 1824 год.
Бабушка:
- Позовите Мишеля. Он там играет, как обычно, изображает князя Кутузова в Бородинском сражении. Хватит, пора за уроки!
Девушка кланяется, бежит, кричит:
- Михаил Юрьевич! Вас бабушка кличет!
Появляется мальчик Миша. Идет через сцену, читает:
Эта птичка хороша,У нее поет душа.
Уходит.
Девушки бегают:
- Тише! У Мишеля занятие. Елизавета Алексеевна приказали никому не шуметь!
Появляется бабушка в окружении учителей:
- Значит, Вы говорите, к математике очень способный Мишенька? Я знаю, он одаренный мальчик. Но учитель словесности пророчит ему славу поэта. Даже не знаю А как же музыка? Он же прекрасно играет, чувствует музыку. А картинки какие рисует? А? Правда, болеет Миша часто. Вот опять надо этим летом везти его на воды лечить. Как я боюсь за него! Один он у меня! Мой голубчик! Моя кровинушка!
Уходят.
2. Сценка 2.
На экране – Москва, колокольный перезвон.
Ведущий 1: Москва, 1827 год, осень. Елизавета Алексеевна привезла внука в Москву – нужно было устраивать его обучение. Выбор был значительный: Московский благородный университетский пансион. Михаил Юрьевич был по рождению москвич, но только теперь, 13 – 14 летним юношей, он по-настоящему разглядел и полюбил столицу.
Ведущий 2: В своем знаменитом сочинении, написанном на экзамене в Благородном пансионе при Московском университете, он так напишет о Москве:
“Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этой величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный город, каких тысяча. Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке.. нет! у нее есть своя душа, своя жизнь”.
Чтец 1:
Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский,- сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин*
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул - он упал!
Вселенная замолкла... Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.
3.Сцена 3:
Ведущий 1: 1830 год. Лермонтов – студент Московского университета.
/2 половины сцены (пополам). На одной стороне – профессор Победоносцев за столом, на другой – бабушка в кресле. Лермонтов идет в сторону профессора.
Диалог:
- Добрый день, профессор!
- Добрый, или не очень для вас, так как я Вас, Лермонтов, не видел на занятиях по словесности ни разу за весь период.
- А мне и не надо было ходить к Вам, профессор! Я не хожу на Ваши лекции, потому что я пользуюсь другими источниками из своей собственной библиотеки, в ней есть все самое современное, не то, что у вас на кафедре.
- И все же я желал бы, Лермонтов, услышат от Вас то, что я проходил.
- Я знаю и без Ваших лекций достаточно, господин профессор.
(Профессор возмущен, уходит спешно, Лермонтов медленно идет к бабушке)
Ведущий 2:
Михаил Юрьевич, действительно, много знал, очень много читал, но был дерзким, особенно был резок в суждениях, когда собеседник пытался его как-нибудь подавить
Диалог с бабушкой:
- Доброго дня, бабушка!
- Здравствуй, мой ангел! Как у тебя дела в учебе, мой друг?
- Неплохо
- А я слышала, что у тебя какие-то неважные перспективы. До меня дошли слухи, что твои товарищи устраивают какие-то кружки, собрания, о чем-то рассуждают, да чуть ли не о царе нашем батюшке. Что разговоры ведете против Кого? Уже, ангел мой, аресты начались. А ты не знал? И ты участвуешь в этих, как их, тайных собраниях? Да?! Пора, Мишель, уехать, и чем скорее, тем лучше. Поедем с Петербург.
- А экзамены? Я бабушка, хочу
- Чего?
- Давай я тебе свое стихотворение прочту.
Чтец 2
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
4. Сцена 4.
На слайде – вид Петербурга
Ведущий 1: 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут пополудни в квартире на Мойке в Санкт – Петербурге скончался Александр Сергеевич Пушкин. Слух об этом в этот же день распространился по Петербургу. На следующий день появилось знаменитое лермонтовское стихотворение «На смерть поэта»
Чтец 3 - Стихотворение «Погиб поэт» (без последних 16 строк)
Через некоторое время Лермонтов дописал еще 16 строк
Чтец 4:
Стихотворение «Погиб поэт» (последние 16 строк)
Ведущий 2: Добавление к стихотворению было воспринято как призыв к смуте, как оскорбление аристократии. Лермонтов был арестован, а в марте 1837 года выслан в ссылку на Кавказ.
5. Сцена 5.
Музыка «Барабанная дробь, свист пуль. На слайде – виды Кавказа (пейзажи Лермонтова)
Чтецы 5 и 6.
Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе.
Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов; они так сияли в лучах восходящего солнца, и в розовый блеск одеваясь, они, между тем как внизу всё темно, возвещали прохожему утро
Как я любил твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури, которым пещеры, как стражи ночей, отвечают!.. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываяся пеной, бежит безымянная речка, и выстрел нежданый, и страх после выстрела: враг ли коварный иль просто охотник Всё, всё в этом крае прекрасно.
Воздух там чист, как молитва ребенка. И люди, как вольные птицы, живут беззаботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит; в дымной сакле, землей иль сухим тростником покровенной, таятся их жены и девы и чистят оружье, и шьют серебром – в тишине увядая душою – желающей, южной, с цепями судьбы не знакомой.
Чтец 7.
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор,
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..
( В это время на краю сцены бабушка плачет, молится, пишет письмо)
6. Сцена 6.
На экране – Петербург. .Бал.
Ведущий 1: Стараниями бабушка , которая хлопотала о внуке, просила царя решить участь ее любимца, простить его, Лермонтов зимой 1838 года вновь в Петербурге.
Лермонтов проходит сквозь людей. его сторонятся.
Танец «Фигурный вальс»
Чтец 8.
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят - все лучшие годы!
Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно...
Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -
Такая пустая и глупая шутка...
7. Сцена 7.
Петербург.
Ведущий 2: . Об одиночестве Лермонтова знают все. «Я несчастнейший человек» - пишет он в одном из писем в 1839 году. «Герой нашего времени» - так назвал Лермонтов свой главный труд. Свое мироощущение он передаст Печорину – главному герою романа.
Чтец 9.
Монолог Печорина.
Романс «Выхожу один я на дорогу»
8. СЦЕНА 8. «ДУЭЛЬ»
На слайде – гора Машук
Ведущий 2:
- Дуэли появились в России в первые десятилетия 18 века среди иностранцев, а затем вошли в обычаи у русского дворянства, несмотря на законы, запрещавшие поединки. Во времена Лермонтова дуэль приравнивалась к уголовному преступлению. Вторая дуэль Лермонтова, на этот раз с майором Мартыновым, оказалась роковой для поэта.
Ведущий 1:
Недалеко от города Пятигорск. У подножия горы Машук. 1841 год. 15 июля. Около 7 часов вечера. Страшная гроза, молния
Ведущий 2:
Лермонтов хотел казаться спокойным, но на его лице выражалось болезненное состояние. Он поднял пистолет и опустил его тотчас же:
- Господа! Я стрелять не хочу! Вам известно, что я стреляю хорошо; такое ничтожное расстояние не позволит мне дать промах
Ведущий 1:
Мартынов задрожал, но промолчал. Лермонтов поднял пистолет и выстрелил вверх над головой. Затем грянул выстрел Мартынова. (ВЫСТРЕЛ). Поэт упал
Ведущий 2.
Все подбежали, он едва дышал; пуля пробила руку и правый бок. По увещеванию секундантов, Мартынов подошёл к Лермонтову и сказал: «Прости, Лермонтов!». Михаил Юрьевич хотел что – то сказать, повернулся и умер со своей непередаваемой улыбкою.
(На краю сцены – бабушка упала на колени, рыдает..)
Чтец 10
О, этот Лермонтов опальный, Сын нашей собственной земли, Чьи строки, как удар кинжальный, Под сердце самое вошли, Он, этот Лермонтов могучий, Сосредоточась, добр и зол, Как бы светящаяся туча, По небу русскому прошел.
Романс «Ангел» Танец (девочка – ангел)
15