Урок познания мира во 2 классе Воздух. Лабораторная работа №1 Свойства воздуха.


Урок познания мира во 2 классе
Тема: Воздух. Лабораторная работа №1 «Свойства воздуха».
Цель: Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Задачи:
1.Расширить знания учащихся о свойствах воздуха в процессе опытно-экспериментальной работы.
2.Развивать познавательные способности учащихся в процессе экспериментирования, способствующего формированию логического мышления, памяти, внимания и воображения; наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность; интерес к познанию окружающего мира; формулировать собственное мнение и позицию.
3. Воспитывать умение слушать высказывания сверстников, умение работать в группе; позитивное отношение к окружающему миру, самостоятельность.
Оборудование: индивидуальный лист, альбомные листы А3 (по количеству групп), маркеры, воздушный шарик, бумажный самолёт, новогодние «дождинки» на ниточке, мандарин, индивидуальный веер, цветая картинка для каждой группы с изображением ребят, летящих на воздушном шаре, (по количеству участников группы) разрезанная на пазлы (в зелёных коробочках), белые пазлы (в зелёных коробочках), три одинаковых свечи, спички, прозрачный стакан, литровая банка, индивидуальные карточки с домашним заданием, коробочки красного и зелёного цвета (по количеству групп), цветные картинки с изображением ребят, летящих на воздушном шаре, разрезанные на пазлы ( по количеству участников в группе) и уложенные в зелёные коробочки, белые пазлы, уложенные в красные коробочки, карточки с индивидуальным опережающим заданием.
Ход урока.
Актуализация знаний.
а) Логическая задача.
Предметы: воздушный шарик, бумажный самолёт, новогодние «дождинки» на ниточке.
Вопрос: Что объединяет эти предметы? Почему? Какова тема урока?
(Шарик наполнен воздухом. Бумажный самолёт летит по воздуху. Новогодние «дождинки» колышутся от воздушных колебаний. Тема: Воздух.) б) Стихотворение «Воздух» (Опережающее задание) 
1 ученик
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
в) Групповая работа.
- А что вы знаете о воздухе? Отразите свои знания на альбомных листах с помощью рисунков.
г) Защита мини-проектов.
2. Введение в тему урока.
а) Беседа.
- Что представляет собой воздух? (Смесь газов)
- Из каких газов состоит воздух? (Кислород, азот, углекислый газ, инертный газ)
- Почему необходим кислород? (Он участвует в процессе дыхания всех обитателей Земли – растений, животных, человека)
- Как долго тренированный человек сможет обходиться без воздуха? (до 23 минут)
01.04.2010. Фридайвер Стиг Северинсен поставил мировой рекорд книги Гиннеса. В исследовательском центре Дании, в океанариуме тропических акул Северинсен провел удачный опыт по задержке дыхания. Целых 20 минут и 10 секунд он безмятежно сидел на дне аквариума. (Опережающее задание)
б) Физминутка.
Трава маленькая-маленькая. (Делают приседания.)
Деревья высокие-высокие. (Поднимают руки вверх.)
Ветер деревья качает-качает. (Вращаются.)
То направо, то налево наклоняет. (Наклоняются вправо, влево.)
То вверх, то назад. (Потягиваются вверх, назад.)
То вниз сгибает. (Наклоняются вперед.)
Птицы летят-улетают. (Машут руками-«крыльями».)
Ученики тихонько за парты садятся. (Садятся за парты.)
3. Лабораторная работа №1 «Свойства воздуха».
- Ребята, а вы верите, что воздух находится вокруг нас повсюду? Есть ли он вообще? Может, его придумали?
Попробуем определить наличие воздуха вокруг нас опытным путём.
Цель: Определить свойства воздуха. (Запись цели в индивидуальном листе)
Опыт №1. Цвет.
Опыт 1. Цвет Невидимый, бесцветный.
Опыт 2. Запах Не имеет запаха.
Опыт 3. Вкус Не имеет вкуса.
Опыт 4. Форма Не имеет формы.
Опыт 5 Движение Движется.
Опыт 6 Горение Поддерживает горение.
Возможно ли видеть воздух?
Воздух

Вывод: Воздух невидимый, бесцветный.
Опыт №2. Запах.
Вдохните глубоко. Пахнет чем-нибудь воздух? Закройте глаза. ( Учитель разбрызгивает мандарин.) А теперь?
Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос.
- Где вы чувствуете сильные запахи?- В столовой, парикмахерской, аптеке и т.д.Вывод: Чистый воздух запаха не имеет.
Опыт № 3. Вкус.
- Какой орган помогает почувствовать вкус?
- Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какое свойства воздуха мы откроем?
Вывод: Воздух не имеет вкуса.
Опыт № 4. Форма.
Учитель: Возьмите в руки карандаш, ручку, тетрадь. Попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму?
Вывод: Воздух не имеет формы.
Опыт №5 Движение.
Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали?
А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали?
Вывод: Воздух – движется.
Опыт№6 Горение
Возьмем 3 свечи, зажжем их. Одну из них накроем стаканом, другую – банкой, третью не будем накрывать. Что происходит? (Опыт демонстрирует учитель)
Почему свеча в стакане погасла быстро, в банке погасла позднее, а ничем не накрытая свеча продолжила гореть?
В стакане и банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так же и мы не можем жить без кислорода в воздухе.
Вывод: Воздух поддерживает горение.
3. Рефлексия.
- Какие открытия вы совершили сегодня на уроке? Что еще вчера о воздухе вы не знали, а сегодня знаете?
- Выберите из двух предложенных коробочек один кусочек пазла. В зелёной коробочке лежат пазлы для тех ребят, которые полностью усвоили материал урока. В красной коробочке лежат пазлы для тех ребят, которые испытывали затруднения на уроке, усвоили материал не полностью.
(Если все пазлы в каждой группе сложились в единую картинку, то учащиеся усвоили материал урока. Если вместо пазла, составляющего картинку, в группе оказался выбран пазл из красной коробочки-белого цвета, то материал урока оказался сложным для восприятия отдельными учащимися. Необходимо провести дополнительную работу по объяснению материала урока)Домашнее задание.
Загадки «Невидимки»:
Что произойдёт с воздушным шариком, который надут не полностью, если добавить в него воздух? Какое свойство воздуха помогает добавить воздух?
Какое свойство воздуха используется при накачивании насосом камеры колеса велосипеда?
Почему вы не боитесь плавать в резиновой надувной лодке или надев спасательный круг? Какое свойство воздуха помогает ощущать безопасность?
Почему в домах в окна вставляют двойные рамы? Что находится между рамами? Какое свойство воздуха здесь проявляется?
Почему земля под снегом остается теплой, и корни растений не замерзают? На самом деле, что же греет землю, снег ли?
Как сидят птички, когда на улице мороз? Почему? А что происходит с мехом животных к зиме?
А как свойство теплопроводности использует человек?
Почему форточки делают в верхней части окна, а батареи отопления под окнами?
Почему люди в бане поднимаются на полок, ближе к потолку, чтобы попариться? Что происходит с горячим воздухом?
Приложение
Индивидуальный лист
Ф.И. ученика__________________________
Лабораторная работа №1 «Свойства воздуха»
Цель:
Воздух
Опыт 1 Опыт 2 Опыт 3 Опыт 4 Опыт 5 Опыт 6