УРОК ПОЗНАНИЯ МИРА В 3 КЛАССЕ по теме Воздух и его охрана.


Государственное учреждение
« Средняя школа №3 отдела образования акимата города Костаная».
Урок познания мира.
Тема: «Воздух и его охрана».
Урок – исследование.
Учитель: Клементова Е.А.
г.Костанай .2012г.
Тема: Воздух и его охрана. 3 «В» класс. Клементова Е.А.
Урок – исследование.
Цель: Познакомить учащихся в ходе исследовательской работы с составом, свойствами воздуха; рассмотреть причины загрязнения воздуха и способы его охраны.
Задачи занятия :- Образовательные: учить выделять главное,хорошо разбираться в теории, уметь излагать материал.
- Развивающие: формировать исследовательский подход при изучении окружающего мира; потребность к познанию, самостоятельность и творческую активность.
- Воспитательные: воспитывать ответственность к окружающей среде, любовь к природе; умение помогать друг другу, коммуникативные отношения между учащимися.
Направляющие вопросы :Основополагающий вопрос Как сформировать базовую компетенцию "Умение учиться" при помощи исследовательской деятельности учащихся.
Проблемные вопросы: Воздух и его охрана.
Учебные вопросы: Доказательство реальности воздуха. Состав воздуха. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха.
Ход занятия
1. Организационный момент
Цель: эмоционально-положительный настрой на урок, создание успеха, доверия.
Вы проверьте-ка, ребятки,
На столе-то, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Ну, тогда начнём урок,
Не теряя время, - в срок!
На места все тихо сядем,
Не нарушив тишину,
Ну, а я, совместно с вами
Урок открытия тайн природы начну.
Итак, в путь! Слайд №1
2.Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
-Все тела, окружающие человека, делятся на какие две группы? (природные и искусственные)
-Пример природных тел .(облака, деревья, камни, …)
-Пример искусственных тел, т.е. сделанных руками человека.( дома, машины, мосты, …)
-Перечислите предметы живой природы.
-Перечислите предметы неживой природы.(солнце, камни, глина, …)
-Перечислите явления природы(листопад, линька, гроза, осадки, радуга,…)
-Какие явления природы вы наблюдали?
Письменный опрос:
Весь класс выполняет работу на листочках.На доске даны слова тел и веществ, каждое слово имеет свою нумерацию.Задача учащихся: нужно правильно составить нумерацию тел и из какого вещества они изготовлены. Результаты оцениваются: 0-5, 1-4, 2-3, 3-2.
на доске на листочке
тело вещество тело вещество
1.ножницы 1.железо 1 1, 7
2.ложка 2.стекло 2 1, 7
3.пенал 3.хлопок 3 4
4.стакан 4.пластмасс 4 2
5.одежда 5.полиэтилен 5 3
6.резинка 6.кожа 6 9
7.ботинки 7.сталь 7 6
8.пакет 8.дерево 8 5
9.батарея 9.резина 9 1, 7
10.карандаш 10.металл 10 8
Затем на доску вывешиваются ответы, учащиеся меняются работой и сами оценивают.
3.Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Постановка проблемы, актуализация знаний. Сообщение темы урока.
Методы и приёмы: проблемная ситуация.
Цель: постановка проблемной ситуации, сообщение темы урока.
Учитель:
- А я ведь от Прозрачного Невидимки
Пришла к вам первый раз!
И очень мне понравился
Ваш, ребята, класс!
- Теперь я поняла, ребята, почему Невидимка послал меня к вам. Только вы можете помочь ему стать известным, узнать его особенности.
Посмотрите, что у меня в руках?( Глобус)Какого цвета больше на глобусе?( Голубого)Что обозначено голубым цветом?( Вода)
Если посмотреть на нашу планету из космоса, то увидим, что на земле больше воды, чем суши.
4 огромных океана омывают нашу сушу.Кроме Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океанов, есть на свете, еще один океан – самый большой из всех.И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, автобусы и машины день и ночь «купаются» в этом океане.Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды.Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты.Как вы думаете, о каком океане идет речь?Не догадались?
Отгадайте, кто это? Слайд №2
Загадка:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. ( Воздух) Слайд №3
Речь шла о воздушном океане.
Воздух, окружающий нашу Землю – это ее удивительная «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнца.
Воздух, окружающий нашу Землю, выполняет очень важную работу – следит за климатом на нашей планете. Чтобы за осенью наступала зима, а за зимой весна и лето.
Как только не называют воздух: воздушная оболочка, воздушный океан,
атмосфера.
- Сегодня на уроке вы будете исследователями и найдёте ответы на следующие вопросы: Слайд №4
а) Из чего состоит воздух?
б) Какими свойствами обладает воздух?
в) Нужно ли воздух охранять?
4. Усвоение новых знаний.
Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.
'Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской работы с составом и свойствами воздуха.
Методы и приёмы: наблюдения, исследовательская работа, работа в парах, анализ, сравнение, сопоставление.
Первая ступень: «Доказываем реальность воздуха. Опыты» .Слайд№ 5
- Обратите внимание, что иногда на вопрос о том, что же такое воздух, можно услышать ответ, что воздух - «ничего», пустое место.
Это неверный ответ. В реальности существования воздуха легко убедиться, проделав простые опыты:
( каждый учащийся работает индивидуально) Слайд №6
а) Наполните воздушный шарик воздухом, завяжите и попробуйте осторожно его смять. Легко ли он сжимается?
- Сделайте вывод: в шарике есть воздух. Слайд№ 7
б) Выпустите воздух из шарика себе на лицо. Что вы ощущаете? Слайд №8
Вывод: движение воздуха из шарика. Слайд №9
- Может ли человек прожить без воздуха?
-Вывод: действительно, человек без воздуха может прожить самое большее 5 минут.
Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.
Вторая ступень: «Состав воздуха» Слайд №10
- Так что же такое воздух? (Это газ) Слайд №11,12
- Верно. Воздух – это смесь газов. Всего лишь два века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%. Слайд №9
Всё живое давно бы задохнулось, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород, так важный для дыхания людям, животным. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух. Слайд №113,14,15,16,17.
Третья ступень: «Свойства воздуха. Опыты»(Работа в парах . Даётся алгоритм работы, ученики самостоятельно приходят к выводу.) Слайд №18
Опыты:
а) Посмотрите через воздух на окружающие предметы. Видны ли они? Посмотрите через книгу на какой-нибудь предмет. Виден ли он?
Вывод: воздух прозрачен. Слайд №19
б) Посмотрите на шкаф, классную доску, комнатные растения. Какого они цвета? Обратите внимание, воздух имеет цвет? Слайд №20
Вывод: воздух бесцветен. Слайд №21
в) Попробуйте почувствовать запах чистого воздуха. Есть ли он? Слайд №22
Вывод: воздух не имеет запаха. Слайд №23
г) Обратите внимание, что находится между телом человека и одеждой, кожей животных и шерстью? Что же помогает согреться в холодное время года? Слайд №24
Вывод: воздух плохо проводит тепло. Слайд №25
д) Если взять колбу с трубкой. Опустить трубку в воду. Заметим, что вода не входит в трубку – её «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу. Из трубки стали выходить пузырьки воздуха.
Как же это объяснить?
Воздух состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, часто сталкиваются. Когда воздух нагревается, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого они отскакивают на большее расстояние друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется. Слайд №26
- Положим на колбу холодную влажную тряпочку. Мы видим, как вода поднимается в трубке. Воздух как бы уступает воде часть своего места. Это происходит потому, что при охлаждении воздух сжимается.
Вывод: при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении воздух сжимается.
-А для чего нам необходим воздух? (для дыхания) Верно.
Мы проверили ряд исследований и убедились, что воздух невидим, но его можно ощущать, он занимает место. Знаем главное назначение воздуха.
Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается). А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух).
Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще?
- Дорогие ребята, исследователи, мне хочется поздравить вас с победой. Вы исследовали воздух и правильно определили его основные свойства.
Послушаем стихотворение и ещё раз закрепим свойства воздуха.
Воздух
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.
Работа с учебником. Читаем рассказываем, что новое узнали.
1вариант -стр70
2вариант стр.74
Физкультминутка. Слайд №29
Цель: предупреждение и снятие умственного утомления, поддержать запас энергии, стимулировать рост и развитие основных физических качеств школьника: силу, ловкость, быстроту, выносливость, одним словом, сохранить здоровье младшего школьника.
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы.
(Наклоны в сторону)А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
(Прыжки)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг.
(Ходьба на месте)Руки ставим перед грудью,
Рывки руками делать будем –
(Руки перед грудью, рывки руками)
Вот и кончилась игра.
За учёбу нам пора.
(Дети садятся за парты)
- А что мы знаем о ветре? Слайд №30, 31(флюгер)
Рассказ подготовленного ученика о ветре:
Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух.
Теплый воздух легче холодного.
Теплый воздух поднимается вверх. А холодный воздух опускается на его место. Вот и возникает ветер. Значит ветер – это движение воздуха.
Помашите ладошками около лица. Что вы чувствуете? Мы ощущаем легкий ветерок.
Значит воздух – движется.
Подумайте, как человек заставляет ветер помогать себе?
( Ответы детей). Слайд №32,33,34
Человек строит ветряные мельницы, ветряные электростанции. Ветер надувает паруса кораблей
Рассказ подготовленного ученика . Слайд №35
Почему звери к зиме надевают тёплые пушистые шубки? ( ответы )
В пушистых шубках между ворсинками больше воздуха, который сохраняет тепло.
Почему звери и птицы в сильный холод прячутся в снег?
( ответы )Хоть снег и холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и защищает животных от холода.
Значит, воздух обладает ещё одним полезным свойством – сохранять тепло.
Поэтому в домах делают двойные рамы.
5. Первичная проверка понимания изученного.
Продолжение работы по знакомству с новым материалом.
Цель: выяснить источники загрязнения воздуха, определить пути его охраны.
Методы и приёмы: метод стимулирования интереса к учению, эвристическая беседа.
Проблема:
Ребята, людям и животным, заводам и машинам - всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше?
( ответы )Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным.
Ребята, а от чего воздух может загрязняться?
( ответы )В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ.
Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.
Что же делают люди, чтобы воздух был чистым?
( ответы )На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух..А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу.
Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.
Выступление подготовленного ученика. «Загрязнение воздуха».
Первая ступень: «Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха»
- К нам пришла телеграмма. Слайд №36
«Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполнили улицы, обрушили на нас свои выхлопные газы. А ещё дымят бесконечно заводы и фабрики. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти».
Жители города .- Перечислите основные источники загрязнения воздуха. Слайд №37,38
(Выхлопные газы автомобилей, пыль, ядовитые газы из заводских труб.)
Вторая ступень: «Охрана воздуха» Слайд №39,40
- Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым»?
( ответы детей)
- В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только, на один день! А вот растения, наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества - фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека.
А вот в городах воздух совсем другой, загрязненный. Вы мне можете объяснить, с чем или с кем это связано?
• Источники загрязнения
Фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль;
автомобили выделяют отработанные газы, в которых много вредных веществ;
пожары, извержения вулканов;
загрязнение земли непереработанным мусором.
-Что люди должны сделать, чтобы воздух был чистым?
- Почему вы считаете это важным?
- Чтобы очистить воздух, мы сажаем в городе деревья, кустарники: липы, тополя, сирень. Слайд №14
Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.
(Ведётся работа в парах)Слайд №15(1-2карточка)
Карточка 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 20 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 2 раза. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)
- Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи?
(Установка очистных сооружений)
Карточка 2. Клён выделяет в год 2кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг)
- Какой способ охраны воздуха указан в задачах?
(Озеленение окружающей среды) Слайд №16
Вывод: воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.
Работа с учебником.
Стр.74. Ответьте на вопрос:
-Для чего нужно озеленение ? (выделяют кислород, улавливают пыль, снижают скорость ветра и городской шум)
6. Закрепление и применение знаний на практике. Изготовление цветка из воздушных шариков.
Цель: развитие моторики рук, закрепление знаний о свойствах.
Методы и приёмы: практический метод, коллективная работа.
- Давайте, мы на практике применим свойства воздуха и все вместе изготовим из воздушных шаров цветок. Пусть все, кто его увидит, почувствует радость.
Резерв: Тест «Воздух»
7. Итог урока. Оценивание учащихся.
Цель: подвести итог урока, оценить учащихся.
Методы и приёмы: приём «Опрос-итог»
Составление синквейна.
- Назовите тему урока одним словом (Воздух);
- Назовите 2-3 признака воздуха (Прозрачный, бесцветный, без запаха);
- Назовите действия, которые производит воздух (Сжимается и расширяется);
- Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока (Воздух должен быть чистым!);
- Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? (Жизнь!)
-Что нужно делать, чтобы воздуха на земле не стало меньше?( нет – машинам, да – велосипеду ).
-Молодцы, ребята. Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о воздухе.
-Давайте же стараться жить так, чтобы на нашей планете - Земле всегда цвели цветы и пели птицы!
8. Домашнее задание. Нарисовать рисунок «Береги воздух». Стр.70-75, вопросы.
Выставление оценок.
Самоанализ урока.
Тема: «Воздух и его охрана»
Форма урока: урок-исследование
Тип урока: когнитивный
К уроку были поставлены следующие цели:
- познакомить учащихся в ходе исследовательской работы с составом и
свойствами воздуха;
- рассмотреть причины загрязнения воздуха и способы его охраны.
Из целей урока вытекают образовательные, развивающие, воспитательные
задачи, которые определяют логику изучения содержания учебного материала и
характер взаимодействия учителя и ученика.
Организовано действие учащихся по принятию цели урока. Для этого были
использованы следующие методы и приёмы: создание успеха, доверия;
проблемная ситуация, которую дети пытались разрешить; частично-поисковые
методы. Перед детьми поставлен факт, что они будут не просто учениками, а
исследователями.
На уроке реализованы следующие линии развития личности ребёнка
средствами предмета «Окружающий мир»: овладение предварительнойнаучной картиной мира; формирование оценочного, эмоционального
отношения к миру – экологическое воспитание.
Использованы формы работы: исследовательская, фронтальная,
индивидуальная, в парах.
Применяемые формы организации познавательной
деятельности обеспечивали сотрудничество между школьниками,
способствовали включению каждого ученика в деятельность по достижению
цели. Для создания проблемной ситуации использованы загадки,
предположения на разных этапах урока. На этапе изучения нового материала
для выхода из проблемной ситуации предложено самостоятельное выполнение
опытов как индивидуально, так и в группах, в результате которых дети
доказывали наличие воздуха, «открывали» свойства воздуха, опираясь при этом
и на предыдущие знания. Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её
решения. Дети учатся выдвигать свои гипотезы, строить предположения. В
этом процессе развиваются оригинальность и гибкость мышления,
продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и
смелость.
Из урока видно, что данная исследовательская работа эффективна, так как
она выполнима, соответствует возрастным особенностям детей, решение её
полезно участникам исследования.
Применены здоровьесберегающие технологии. В середине урока проведенафизкультминутка, которая предупреждает и снимает умственное утомление.
Большая работа ведётся по экологическому воспитанию учащихся. Дети
осознают важность воздуха, необходимость его охраны. На этом этапе
используются нестандартные задачи, решая которые, дети самостоятельно,
работая в парах, находят способы защиты воздуха.
На этапе закрепления дети применяют полученные знания на практике,
изготавливая коллективно цветок из воздушных шаров, повторяя свойства
воздуха.
Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования
на уроке, можно сделать выводы:
- усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию
научного мировоззрения учащихся;
- значительно расширяет кругозор школьников;
- вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт
импульс к саморазвитию, самоорганизации.
Использованные приёмы, новые технологии, применяемые на уроке, дают
возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию
любознательности, повышают активность, приносят радость, формируя у
ребёнка желание учиться.
На уроке реализованы следующие принципы:
1. Каждый ученик работал на своём уровне сложности.
2. Принцип развития реализовывался через все задания на всех этапах урока.
3. Ученики осваивали необходимость приобретённого знания.
4. На уроке прослеживалась связь с жизненным опытом детей.
5. Создана атмосфера творчества и доверия.
Развивающие и воспитательные задачи решались в единстве собразовательными.
Цели, поставленные на урок, достигнуты.