Литературный вечер по роману-биографии Питера Акройда Темза (10 — 11 класс)


Конспект литературного вечера «Где кончается Темза и начинается море?»
Цели литературного вечера:
Познакомить учащихся с личностью известного английского писателя П.Акройда;
Способствовать развитию географического, исторического чутья, развивать творческие способности и актерское мастерство детей, продолжить формирование навыков, умений по зарубежной литературе;
Совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, видеть художественную деталь;
Совершенствовать навыки английского языка у учащихся;
Использовать воспитательные возможности материала литературного вечера для повышения интереса к зарубежной литературе.
Оборудование:
На главной доске карта Лондона
На стенах – изображение лондонских прибрежных пейзажей, портрет П.Акройда.
Литературный вечер проводится в кабинете, где имеется компьютерное оборудование и интерактивная доска. Ученики заранее готовят билеты, афишу, организовали выставку, посвященную биографии и творчеству П.Акройда.
На интерактивной доске красочно оформленное название вечера «Где кончается Темза и начинается море?»
1 ведущий: Сегодня мы собрались поговорить о блестящем английском писателе Питере Акройде и его знаменитом произведении ХХI века. Вы, наверное, догадались о каком романе пойдет речь? Назовите его. Абсолютно верно, речь пойдет о «Темзе».
«Отец Темз запечатлен в статуе, которая вначале располагалась у истока Темы, а затем была перенесена в Лечлейд, где находится первый шлюз».
В разговор вступает учитель английского языка, расшифровывает название, дает дословный перевод слову Лечлейд. Учитель географии показывает, где на карте находится Лечлейд и объясняет, что это такое (пристань или переправа близ Леча или Лича – речушки, впадающей в Темзу). Учитель истории рассказывает о приметах древности этого района и об Отце Темзе, как о водяном божестве.
С названия этой статуи и пошло название реки Темзы, считает автор романа Питер Акройд.
2 ведущий. Питер Акройд родился 5 октября 1949 года в Лондоне. В 1971 году получил степень магистра в Кембриджском университете, затем два года провёл в Йельском университете в США. Творчество П. Акройда получило наиболее широкую известность и признание в литературе английского постмодернизма. Язык постмодернистского произведения можно охарактеризовать как гибридно-цитатный сверхъязык иллюзорных представлений об окружающем мире как хаосе. Всеми своими успехами П.Акройд обязан исключительно собственной одаренности. Как справедливо заметил А.М. Зверев, «по характеру дарования Акройд – импровизатор, умеющий тонко почувствовать и виртуозно развить мотивы, образы, сюжетные линии писателей разных эпох, сделав подражание практически неотличимым от оригинала…»
3 ведущий. По возвращении на родину он работал редактором в «The Spectator», а в 1986 году стал сотрудничать с лондонским «Times», где публиковались его книжные обзоры. Свой путь в литературе Питер Акройд начинал с поэзии: в 1973 году вышел его дебютный поэтический сборник «Лондон, поглощающий деньги», затем «Сельская жизнь» (1978), «Развлечения Перли» (1987). В 1982 году выпускает в свет свой первый роман «Великий лондонский пожар» (The Great Fire of London, 1982) – первый прозаический опыт – во многом предвосхищает дальнейшие поиски Акройда-романиста.
В разговор вступает учитель истории, который кратко рассказывает о событиях великого пожара в Лондоне.
1 ведущий. Но мы, кажется, позабыли, что Питер Акройд написал потрясающий роман под названием «Темза».
««Темза» прекрасно написана, великолепно иллюстрирована, наполнена счастьем и ужасами, фактами и вымыслом. Это отличный путеводитель по великой реке и тому городу, который вырос на ее берегах», - писала Энн Ски.
Эта книга включает в себя 45 глав, список иллюстраций, список карт и такой материал, как «Опыт альтернативной топографии: от истока до устья реки». (Учитель географии рассказывает, чем полезен данный материал).
Как вы уже догадались, главной героиней этого романа является Темза – река на юге Великобритании.
(Учитель показывает на карте, где протекает Темза, называя пересекаемые рекой территории)
2 ведущий.  В новом бестселлере "Темза" Питер Акройд приглашает читателя в путешествие по берегам знаменитой реки. Акройд рассказывает, какой ее видели художники, поэты, писатели и музыканты прошлого. Он проходит путь от истоков Темзы до того таинственного места, где она встречается с открытым морем. Это история реки от доисторических времен до настоящего времени. История ее призраков и тайн, ее мостов и набережных. "Темзу" Акройда отличают такие качества как эрудиция, остроумие, тонкие наблюдения. Питер Акройд обладает удивительным даром - находить никем не замеченные детали и писать о них с интонацией волшебника.
  3 ведущий.  Автор рассказывает об истории реки, о ее легендах, притоках.
Учитель литературы рассказывает несколько легенд о Священных линиях, окаймляющих Темзу.
Учитель географии называет главные притоки реки и обозначает их на карте.
1 ведущий. Также ведется повествование о Темзе, как о реке священной, где рассказывается о речных святых, о руинах и т.д. Темза как рабочая река показывает нам свои «мосты довольства» и «туннели тьмы».
Подготовленный ученик рассказывает о главном Лондонском мосте, повествование сопровождается презентацией.
2 ведущий. Рабочая река диктует свои речные законы, открывает перед нами преступный мир и мир речных тружеников.
Подготовленный ученик рассказывает о речных законах.
3 ведущий. Чем далее мы продвигаемся по произведению, тем скорее меняются обличия Темзы, и вот она предстает перед нами как река торговая, которая повествует нам не только о торговле на территории реки, но и о мировой торговле, а также о пароходах, появившихся на ее территории.
Подготовленный ученик рассказывает о первых пароходах, появившихся на территории Темзы, и об их назначении.
Инсценировка из «Очерков Боза» Ч.Диккенса – «Неспешный разговор двух джентльменов на горячую тему - о паре».
*Смена ведущих.
1 ведущий. С просторов кипящей деловой Темзы мы переходим к ее следующему образу – Природная река. «Темза творит свою собственную погоду, которая, конечно же, отличается сыростью, а то и промозглостью»,- пишет Акройд. Здесь также повествуется о старых деревьях, растущих на ее берегах, и, конечно же, о полноправных хозяевах реки – лебедях.
Пересказ главы 29 «После многих лет умирает лебедь…» специально подготовленным учеником.
2 ведущий. Темза изображается и как поток удовольствий, со своими многочисленными пабами и барами на берегах и пристанях с очень поэтичными названиями. Со своими увеселительными садами – такими как, Воксхолл, Рейнла и Креморн, - возникшими около Темзы в 17 и 18 веках.
Краткая справка о садах и об их названиях от учителя английского языка.
3 ведущий. Но Темза не всегда была столь привлекательна. Природная река также показана с «грязной стороны».
Пересказ главы 33 «Поганая река» специально подготовленным учеником.
1 ведущий. Природная река с незапамятных времен была для людей важнейшим средством пропитания. В ней ловили рыбу как для себя, так и для продажи.
Инсценировка «Воскресный шум и суета». Звучит шум реки. Торговцы, со всеми своими емкостями на колесах и без, толпятся на маленьком пятачке рынка близ Темз-стрит и Фиш-стрит-хилла, криками стараясь привлечь внимание зрителей, которые выступают в роли покупателей. Ребята-актеры сначала по очереди, а потом все вместе выкрикивают реплики торговцев (участвуют 8 человек):
«Все-ем трескам треска! Лучше не сыщете! – У-у-у, селедочка – объедение! – Не пропустите! Не пропустите! Хек-хек-хек-хек! – Во-от живой палтус-палтусенок! – Морской язы-ы-ык! – Ого, какие у меня омары! Свеженькие, дешевенькие! – Кому камбалу, кому-кому-кому-у? - Живенькие-живенькие-живенькие-о!»[3. С.349]2 ведущий. Акройд показывает Темзу, как целебный источник, говоря, что она всегда ассоциировалась с лечением.
«Это река, дарующая покой, восстанавливающая силы человека. Поскольку она издревле связана с крещением и другими очистительными обрядами, ее благотворное действие легко переносится на физическое здоровье». [3. С.361]3 ведущий. Для множества творцов искусства Темза стала источником вдохновения, и перед нами всплывает образ реки искусств. Здесь автор повествует о речном художестве, о речной словесности и песне.
Подготовленный ученик рассказывает о «речных поэтах».
1 ведущий. Зачастую Темза имела и устрашающий вид, и далее в книге она предстает как река смерти. В этой части автор повествует о таком явлении, как самоубийство или утоплиничество. «Темза – река исчезнувших…» - исчезнувшие - так автор называет всех людей, погибших в этой реке.
Пересказ главы 43 «Речные головы» специально подготовленным учеником».
Учитель литературы. (На фоне музыка - Clint Mansell «Last man») Вот мы и добрались до Конца реки, мы в ее низовье (изображение низовья реки на интерактивной доске).Так где же кончается река и начинается море? Это «эстуарий – промежуточная область, где соленая и пресная вода смешиваются то в равной, то в неравной пропорции. Это район мало известный и редко посещаемый. Река здесь меняет свою природу, приближаясь к морю, которое всегда враждебно человеку. Часть эстуария, куда выбрасывают лондонские отходы, и поныне называют Черной Глубиной. Вода здесь коварна и опасна, волны достигают двухметровой высоты. Река становится глубже, темнее, а дальше открывается море. Темза, теперь уже необъятная и ликующая, устремляется в его объятия. <…> Песнь Темзы на этом завершена» [3. С.491-492]. Наш литературный вечер завершается тоже, я надеюсь вас заинтересовало творчество Питера Акройда и вы продолжите его изучение! Спасибо за внимание и за участие! До свидания!