Рабочая программа по дисциплине Правовые основы профессиональной деятельности для ППССЗ по специальности Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) 90 часов


Министерство ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Камский государственный автомеханический техникум им. Л. Б. Васильева»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
профессионального цикла
программы подготовки специалистов среднего звена СПО
по специальности
13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
Набережные Челны, 2016
На заседании ПЦК УТВЕРЖДАЮ:
Протокол №____ Заместитель директора по УР
«____»__________________ 20___г. И.Г.Заббарова «____»_____________ 20__г.
Подпись ПЦК расшифровка подписиСоставитель: Нурутдинов Л. Р.,
преподаватель I квалификационной категории
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Правовые основы профессиональной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)».
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Правовые основы профессиональной деятельности является частью программы подготовки специалистов среднего звена СПО в соответствии с ФГОС СПО по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» и может быть использована также в процессе получения дополнительного профессионального образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы
Дисциплина ОП.08 Правовые основы профессиональной деятельности является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла.
В результате изучения дисциплины формируются компетенции, такие как:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.4. Составлять отчетную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования.
ПК 2.1. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники.
ПК 2.2. Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники.
ПК 2.3. Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.
ПК 3.1. Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения.
ПК 3.2. Организовывать работу коллектива исполнителей.
ПК 3.3. Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины
В результате изучения учебной дисциплины согласно ФГОС студент должен уметь:
- анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;
- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданским процессуальным и трудовым законодательством;
- использовать нормативные правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность.
В результате изучения учебной дисциплины согласно ФГОС студент должен знать:
- виды административных правонарушений и административной ответственности;
- классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов;
- нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;
- организационно-правовые формы юридических лиц;
- основные положения Конституции Российской Федерации, действующие законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;
- нормы дисциплинарной и материальной ответственности работника;
- понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;
- порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;
- права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
- права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
- правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;
- роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 90
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе: 60
лабораторные занятия -
практические занятия 10
контрольные работы -
курсовая работа (проект) -
Самостоятельная работа студентов
в том числе 30
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) -
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2. Тематический план и содержание рабочей программы учебной дисциплины
Наименование разделов и темСодержание учебного материала, практические занятия студентов, самостоятельная работа Кол-во часовУровень освоения
Вводная часть Вводное занятие 2 1
Раздел 1. Конституционное право РФ 6 Содержание учебного материала Основные положения Конституции РФ 2 2
Права и свободы человека, их реализация 2 2
Практические занятия
- Самостоятельная работа
Система власти РФ – 2 ч.
Форма работы: Заполнение таблицы «Система власти РФ» 2 Раздел 2. Трудовое право РФ 40 Содержание учебного материала
Характеристика трудового права РФ. Стороны трудовых отношений 2 1
Права и обязанности работника 2 2
Трудоустройство 2 2
Заключение и изменение трудового договора 2 2
Расторжение трудового договора 2 2
Рабочее время 2 1
Время отдыха 2 1
Материальная ответственность работника 2 2
Дисциплинарная ответственность работника 2 2
Практические занятия
Трудоустройство 1 3
Заключение и изменение трудового договора 1 3
Расторжение трудового договора 1 3
Материальная и дисциплинарная ответственность работника 1 3
Самостоятельная работа
Трудоустройство – 3 ч.
Форма работы: Составление заявления о приёме на работу. Решение задач по трудовому праву РФ
Заключение и изменение трудового договора – 3 ч.
Форма работы: Составление трудового договора в качестве представителя работодателя. Заполнение трудового договора в качестве работника.
Расторжение трудового договора - 2 ч.
Форма работы: Составление заявления об увольнении.
Рабочее время – 3 ч.
Форма работы: Решение задач по трудовому праву РФ
Время отдыха – 2 ч.
Форма работы: Составление заявления на отпуск. Решение задач по трудовому праву РФ. Выучить праздничные нерабочие дни РФ
Материальная ответственность работника – 3 ч.
Форма работы: Решение задач по трудовому праву РФ
Дисциплинарная ответственность работника – 2 ч.
Форма работы: Написание объяснительной. Решение задач по трудовому праву РФ 18 Раздел 3. Защита прав потребителей в РФ 18 Содержание учебного материала
Общие положения защиты прав потребителей в РФ 2 1
Права потребителей в РФ 2 1
Защита прав потребителей при продаже товаров 2 2
Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг 2 2
Практические занятия
Права потребителей в РФ 2 3
Защита прав потребителей при продаже товаров 1 3
Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг 1 3
Самостоятельная работа
Защита прав потребителей при продаже товаров – 3 ч.
Форма работы: Решение задач по защите прав потребителей РФ
Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг – 3 ч .Форма работы: Решение задач по защите прав потребителей РФ 6 Раздел 4. Гражданское право РФ 22 Содержание учебного материала
Правоспособность и дееспособность физического лица 2 1
Понятие и виды сделок 2 1
Гражданский договор 2 2
Договор возмездного оказания услуг 2 2
Договор купли-продажи 2 2
Договор подряда 2 2
Договор мены 2 2
Договор займа 2 2
Практические занятия
Понятие и виды сделок 1 3
Гражданский договор 1 3
Самостоятельная работа
Понятие и виды сделок – 2 ч .Форма работы: Заполнение таблицы «Виды и формы сделок»
Гражданский договор – 2 ч.
Форма работы: Заполнение двух различных договоров 4 Итоговый контроль 2 Дифференцированный зачёт по дисциплине 2 2
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 60
Максимальная учебная нагрузка (всего) 90
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: легко перемещаемые в пространстве столы, стулья, доска, раздаточный материал по изучаемым темам.
Технические средства обучения: ноутбук.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – № 237. – 1993. – 25 декабря.
Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года // Российская газета. – 1995. – 5 апреля.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод: подписана 4 ноября 1950 года; ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ; вступила в силу для России 5 мая 1998 года // Бюллетень международных договоров. – № 7. – 1998. – С. 3-18, 20-35.
Международный пакт о гражданских и политических правах: принят Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 16 декабря 1966 года; ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик от 18 сентября 1973 года № 4812-VIII; вступил в силу для Союза Советских Социалистических Республик 23 марта 1976 года // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – № 12. – 1994.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 16 декабря 1966 года; ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик от 18 сентября 1973 года № 4812-VIII; вступил в силу для Союза Советских Социалистических Республик 3 января 1976 года // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – № 12. – 1994.Гражданский кодекс Российской Федерации №51-ФЗ от 30 ноября 1994 года. URL: http://base.garant.ru/10164072
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях №195-ФЗ от 30 декабря 2001 года. URL: http://base.garant.ru/12125267
Трудовой кодекс N 197-ФЗ от 30.12.2001. URL: HYPERLINK "http://base.garant.ru/12125268" http://base.garant.ru/12125268
Уголовный кодекс Российской Федерации № 63-ФЗ от 13 июня 1996 года. URL: http://base.garant.ru/10108000
Конституция Республики Татарстан: принята Верховным Советом Республики Татарстан 6 ноября 1992 года // Ведомости Верховного Совета Республики Татарстан. – № 9-10. – 1992. – Ст. 166.
Основная литература
Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для студентов СПО / А. Г. Хабибуллин, К. Р. Мурсалимов. – М.: ИД «Форум»: Инфра-М, 2012. - 336 с.
Дополнительная литература
Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для студентов СПО / А. И. Тыщенко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 252 с. URL: http://www.alleng.ru/d/jur/jur342.htm (дата обращения: 15.08.2015).
Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для СПО / под ред. А. Я. Капустина. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 382 с. URL: http://static.my-shop.ru/product/pdf/196/1952466.pdf (дата обращения: 15.08.2015).
Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для студентов СПО / В. В. Румынина. - М.: Академия, 2013. - 224 с. URL: http://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_20721.pdf (дата обращения: 15.08.2015).
Гражданское право. Учебник (Под редакцией С.П. Гришаева.). - М.: Юристь, 2010. - 484 с.
Толкунова В.И., Трудовое право. Учебное пособие. - М.: ООО «ТК Велби», 2010. – 320 с.
Мелихова Л.В., Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебное пособие. – Ростов н/ Д. «Феникс», 2009. – 320 с.
Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебник (Под редакцией Д.О. Тузова, В.С. В.С. Аракчеева). – М.: Форум: Инфа-М, 2009.
Интернет-ресурсы
Всем, кто учится. .http://www.alleng.ruИнформационно-правовая система Гарант. www.garant.ruИнформационно-правовая система Консультант Плюс. www.consultant.ru4. Контроль и оценка результатов ОСВОЕНИЯ
учебной дисциплинЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий.
Компетенции Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
УМЕНИЯ
ОК 1 − 9
ПК 1.1 − 1.4
ПК 2.1 − 2.3
ПК 3.1 − 3.3 анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения решение правовых задач, выполнение тестовых заданий, заполнение документов, устный опрос
защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством решение правовых задач, выполнение тестовых заданий, заполнение документов, устный опрос
использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность решение правовых задач, устный опрос
ЗНАНИЯ
виды административных правонарушений и административной ответственности выполнение тестовых заданий, устный опрос
классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов решение правовых задач, выполнение тестовых заданий, устный опрос
нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров заполнение документов, устный опрос
организационно-правовые формы юридических лиц решение задач, выполнение тестовых заданий
основные положения Конституции РФ, действующие законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности решение правовых задач, выполнение тестовых заданий
нормы дисциплинарной и материальной ответственности работника выполнение тестовых заданий, устный опрос
понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности заполнение документов, устный опрос
порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения решение правовых задач, выполнение тестовых заданий, заполнение документов, устный опрос
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности устный опрос
права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации устный опрос
правовое положение субъектов предпринимательской деятельности решение правовых задач, устный опрос
роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения устный опрос
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
90 - 100 5 отлично
70 - 89 4 хорошо
50 - 69 3 удовлетворительно
49 и менее 2 неудовлетворительно
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является дифференцированный зачёт в устной форме.