«Литературный суд над Родионом Раскольниковым»
13 EMBED CorelDRAW.Graphic.12 1415
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 1 им. Н.М. Пржевальского
Конспект урока
по литературе
в 10 классе
«Литературный суд
над Родионом Раскольниковым»
(По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Выполнила работу
учитель русского языка и литературы
Третьякова Алла Викторовна
Смоленск, 2015
Литературный суд
над Родионом Раскольниковым
Тема. Литературный суд над героем Ф.М. Достоевского – Р. Раскольниковым
Цель :
- повторить и обобщить материал, изученный в ходе урока по роману Достоевского «Преступление и наказание»;
- развивать монологическую и диалогическую речь учащихся;
- пробудить интерес учащихся к изучению творчества Ф.М. Достоевского, подтолкнуть к прочтению других произведений писателя;
- воспитывать любовь к слову, нравственные качества учащихся.
Тип урока: закрепление и обобщение ЗУН
Форма: литературный суд
Оборудование: класс оборудован под зал суда; плакаты, сцены в трактирах, в комнате; аудиозапись инструментальной классической музыки, подсвечники со свечами, костюмы.
Ход урока
I . Операционно-мотивационный этап
Организационный момент
- Здравствуйте, садитесь. Сегодня, господа, мы собрались здесь для того, чтобы завершить изучение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». С этой целью мы подготовили урок «Литературный суд над главным героем романа - Родионом Раскольниковым».
В ходе урока, господа слушатели, вы вспомните недавно прочитанные страницы, подумаете над их продолжением
- Для чего и почему мы избрали такую нетрадиционную форму, нужны ли нам такие уроки, вы узнаете из небольших миниатюр-эссе с сегодняшнего урока на последнем этапе.
- Обращаю ваше внимание на эпиграфы к уроку:
«Все его творчество – тревожная дума о будущем человечества. О судьбах России», - писал Гуральник.
«Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть
А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И ночь идет.
И плачет. Уходя», - утверждал А.Фет.
- Кто мне скажет, почему слова Фета легли в основу нашего урока?
(Слова Фета самым непосредственным образом связаны с тем, что волновало писателей в 60-е годы, когда создавалось произведение «Преступление и наказание»).
Всю жизнь Достоевского интересовали нравственные категории: что есть жизнь? Что есть смерть? Возможно ли убийство одного человека ради счастья другого?
- К какому же выводу приходит писатель?
( Не может быть общество счастливым, если гибнут люди, если в мире «прольется хоть одна слеза ребенка».
- Почему роман «Преступление и наказание» является шедевром русской литературы?
(Думаю, роман является шедевром русской литературы, т.к. это и роман- исповедь на уголовной основе. Это роман и философский, и психологический, но прежде всего - это социальный роман, раскрывающий наболевшие темы современной жизни людей).
- Что исследует Достоевский?
(Нравственные категории - преступление и наказание; содержание предпосылок, их взаимосвязь. Он приходит к выводу, что к преступлению Раскольникова привела страшная сила, имеющая два истока : философский и социальный).
II. Операционно – исполнительский этап
- Вот об этом мы поговорим подробнее на втором этапе урока.
( Звучит музыка)
Литературный суд
Ведущий: Внимание, внимание! Начинаем литературный суд по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Встать: Суд идет! (Заходит судья и два помощника).
Судья: Прошу садиться. Ввести подсудимого. ( Входит Р. Раскольников и два сопровождающих). Садятся рядом.
Литературный суд над Родионом Раскольниковым
Судья: Итак, господа, 26 числа сего года в Петербурге, на улице Гороховой или Садовой (как вам будет угодно), в своей квартире была зверски убита Алёна Ивановна N и её сводная сестра Лизавета. Предварительное следствие показало, что убийца (он в этом признался) - бывший студент юридического факультета Родион Раскольников. Сей господин был осужден в каторжные работы сроком до 8 лет. Отбыл год наказания, и дело вернули на доследование. Почему? Вероятно, потому что перед нами не совсем обычный убийца. Нам, господа, адвокат (В.А. Васильев), прокурор (Л.Ю. Кондратьева), психолог (А.Н. Данилов) и присяжные заседатели, предстоит разобраться в причинах его преступления более подробно. Исходя из них, вынести достойный приговор.
- Подсудимый, встаньте. Ваше имя, фамилия, место рождения? Чем занимаетесь?
Раскольников: Я, Родион Раскольников, дворянин, из чиновьих детей, прибыл из Рязанской губернии. Учился в университете на юридическом факультете, потом оставил учение по причине стесненности материальных средств.
Судья: Слово адвокату.
Адвокат: Родные имеются?
Раскольников: Мать - Пульхерия Раскольникова, сестра - Авдотья Романовна. Они проживают в Рязанской губернии, недавно приехали в Петербург, чтобы уладить кое-какие семейные дела.
Адвокат: Расскажите, как вы совершили преступление?
Раскольников: О самом преступлении? Или как я к нему готовился?
Судья: Нас интересует все, особенно ваши размышления в этот период. Итак, начинайте.
Раскольников: В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, я вышел из своей каморки, которую снимал в Столярном переулке, на улицу и отправился к Ку мосту. Моя каморка находилась под самой кровлей пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная хозяйка помещалась под лестницей ниже. Я был много должен хозяйке и боялся с нею встретиться. Не то чтоб я был труслив и забит, совсем напротив, но с некоторого времени я жил в напряженном состоянии.
Адвокат: Господин судья! Разрешите вызвать первого свидетеля.
Судья: Разрешаю.
Адвокат: Я приглашаю на место свидетеля психолога - Данилова Александра Николаевича. Скажите, господин Данилов, как вы понимаете утверждение моего подзащитного, что он находился в напряженном состоянии?
Психолог: Напряженное состояние – это повышенная тревожность, волнение, беспокойство, артериальное давление выше нормы, учащенное сердцебиение, пульс, бледность кожных покровов. Малейший раздражитель вызывает сильное беспокойство и неадекватную реакцию. Человек не хочет ни с кем общаться и стремится быть один.
Адвокат: Благодарю Вас, Александр Николаевич. Итак, господин Раскольников углубился в себя, уединился от всех, боялся даже всякой встречи. Все его раздражало, не только хозяйка. Даже если бы встретил товарищей по университету, то избежал бы их. Мой подзащитный жаждал одиночества.
Прокурор: Разрешите, господин судья?
Судья: Разрешаю.
Прокурор: Скажите, господин психолог, а не потому ли хотел уединения Родион Романович, что чувствовал свою вину, что не имел права переступать закон?
Психолог: Возможно, ведь господин Раскольников – добрейшей души человек. Вспомните хотя бы его отношение к детям.
Прокурор: При чем тут дети? Он преступление совершил. О какой доброте может идти речь! Он совершил самый страшный грех – убил Лизавету и её неродившегося ребенка, а также сводную сестру - Алену Ивановну.
Адвокат: Да, вы, безусловно, правы. Но давайте рассмотрим причины, толкнувшие моего подзащитного на этот страшный поступок. Во-первых, это СРЕДА , в которой жил Родион Раскольников.
Судья: Что вы имеете в виду, господин адвокат?
Адвокат: Я подразумеваю под средой город Петербург с его улицами и бульварами, заведениями и распивочными; это также дома и квартиры, в которых невозможно жить. Там жарко, душно, там человек задыхается и бежит оттуда по темным, мрачным, сырым и грязным лестницам. А что он видит на улице? Ту же грязь, вонь, бедных, униженных, обездоленных людей.
Прокурор: Господин психолог! Как вы считаете, может ли среда повлиять на решение человека преступить закон?
Психолог: Да, среда может ввести человека в депрессию, довести до отчаяния, при этом может усилиться внутреннее напряжение душевного состояния человека.
Судья: Это действительно так, господин Раскольников?
Раскольников: Да, я совестился лохмотьев на улице. Мне один так и сказал: «Эй, ты, немецкий шляпник!» Порой мне нечего было есть, так как последние деньги раздал тем, кто больше меня в них нуждался.
Прокурор: Вы совершили глупость. Неужели вы думали, что вас за это отблагодарят? Что завтра эти люди станут жить лучше?
Раскольников: Нет, но я не мог им не помочь. Ведь хозяева жизни, «сильные мира сего», были слепы и глухи к их страданиям.
Судья: У вас есть еще вопросы к психологу?
Адвокат и прокурор: (Вместе отвечают: «Нет»).
(Психолог уходит).
Прокурор: Господин Раскольников! С какой целью вы отправились к старухе-процентщице?
Раскольников: Я привык считать свою мечту предприятием и шел делать пробу. Возле дома мне никто не встретился. Я поднялся по черной лестнице на четвертый этаж. (1 ЧЕЛОВЕК ЗАЖИГАЕТ СВЕЧУ). Здесь дорогу мне загородили отставные солдаты, выносившие мебель. Я обрадовался. «Стало быть, этот немец теперь выезжает, и на площадке остается одна квартира». Я позвонил и вошел. Комната с кисейными занавесками была озарена заходящим солнцем. Окинул быстрым взглядом все в комнате, чтобы изучить и запомнить расположение. Пока хозяйка ходила за деньгами, я прислушивался, откуда она их достает. Когда вышел, мною овладело чувство отвращения и тоски, я не знал, куда мне деться. Опомнился, когда очутился возле распивочной.
1 сцена (Сцена в распивочной. Раскольников и Мармеладов). (1 человек выключает свет).
Мармеладов: Я осмелюсь, государь мой, обратиться к вам с разговором приличным? Ибо опытность моя отличает в вас человека образованного, к напитку непривычного. Состою циркулярным советником. Мармеладов – моя фамилия. Осмелюсь узнать: служить изволили?
Раскольников: Нет, учусь.
Мармеладов: Студент стало быть, или бывший студент. А позвольте, милостивый государь, бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель. Но нищета, милостивый государь, порок-с. За нищету метлой выгоняют из компании человеческой, чтобы тем оскорбление было. И отсюда – пью-с. Случалось вам испрашивать денег взаймы безнадежно?
Раскольников: Случалось.
Мармеладов: Зная наперед, что денег никто не даст, отправляюсь в путь.
Раскольников: Для чего же ходить?
Мармеладов: А коли идти некуда? Когда дочь моя в первый раз по желтому билету пошла. Ничего! Я со смирением ко всему отношусь. Пусть! А супруга моя – дама образованная, урожденная штаб-офицерская дочь! Знаете ли, что я чулки ее пропил, косынку из козьего пуха. Я ее вдовой взял с тремя детьми, так как родные от нее отказались. Катерина Ивановна в прошлом году заболела, стала кашлять кровью. 15 копеек в день не заработает. А Сонечка? Встала и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад воротилась. Пришла и прямо перед Катериной Ивановной 30 целковых выложила, легла на кровать лицом к стене. Катерина Ивановна весь вечер у ней в ногах на коленях простояла, ноги ей целовала, а потом обе вместе и заснули. Я не супруги боюсь, я глаз ее боюсь ( встают оба и уходят) (Гаснет свеча).
2 сцена (ЗАЖИГАЕТСЯ СВЕЧА)
Адвокат: Уважаемые судья и присяжные! Защита просит вас рассмотреть внимательно письмо матери Родиона Раскольникова, ибо оно послужило второй причиной , толкнувшей его на убийство.
(Звучит тихо музыка. В уголке стоит стол. Свеча, сидит мать и читает письмо).
(Родион сидит, закрыв лицо руками, положив голову на стол)
(СВЕТ ВЫКЛЮЧАЕТСЯ)
Мать: «Милый мой Родя, вот уже два месяца я не беседовала с тобой письменно. Что было со мною, когда узнала, что ты уже несколько месяцев оставил университет за неимением содержать себя, и уроки, и прочие средства прекратились. Чем я могла 120 в год пенсиона помочь тебе? 15 рублей я заняла у купца Вахрушина, но, дав ему право получать за долг мой пенсион. К Дуне посватался жених. Он уже надворный советник, Петр Петрович Лужин. Человек он деловой и занятый. Спешит в Петербург; благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и имеет свой капитал. Правда, ему уже 45, но вообще человек он солидный и приличный, немного только угрюм и высокомерен. Но это только кажется. Он несколько как бы тщеславен и очень любит, чтобы его слушались, но ведь это почти не порок. Дуня объяснила мне, он человек небольшого образования, но умный и кажется добрый. Конечно, любви тут нет, но Дуня – существо благородное, как ангел. Он человек очень расчетливый, например, во втором визите, уже получив согласие, в разговоре он выразился, что желает взять девушку честную, но без приданого, которая бы уже испытала бедственное положение, потому как муж ничем не должен быть обязан жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля. В Петербурге он думает открыть свою адвокатскую контору, без секретаря ему не обойтись. Дунечка говорила о тебе. Петр Петрович выразил мысль, что лучше уж родственник, чем чужой, но прежде хочет посмотреть на тебя. Знаешь, Родя, я замечала в жизни не раз, что тещи не бывают мужьям по сердцу, а я не хочу быть кому-то в тягость. Если возможно, я поселюсь подле вас обоих. Скоро мы будем в Петербурге. Дорога возьмет немного. До неё – 90 верст, и мы сговорились с мужичком-извозчиком, а там преблагополучно прокатимся в 3 классе. Петр Петрович так добр, что взял на себя часть издержек, доставит сундук и нашу поклажу Обнимаю тебя, материнским благословением Твоя до гроба Пульхерия Раскольникова. (Гаснет свеча).
3 сцена (СВЕЧА ЗАЖИГАЕТСЯ НА СТОЛЕ № 3)
Судья: Что же потом?
Раскольников: Гулял, уснул, видел сон.
Сон
И снится Раскольникову сон. «Ему семь лет. Он гуляет вечером с отцом за городом. Проходят мимо кабака. Все пьяны, поют песни, а недалеко на дороге стоит странная телега. Мальчик любил смотреть на больших ломовых лошадей, которые перевозят товары и бочки. Но теперь в большую телегу впряжена маленькая, тощая крестьянская клячонка. Вдруг стало шумно: из кабака выходят мужчины в красных и синих рубашках.
Миколка: «Садись! Все садись! – кричит один, еще молодой, с толстой шеей и с мясистым, красным лицом, - всех довезу, садись!»
- Да ты, Миколка, в уме, что ли: этаку кобыленку в таку телегу запряг!
-Садись, всех довезу! Вскачь пущу! Он берет в руки кнут и с наслаждением бьет Савраску.
- Не жалей, братцы, бери всяк кнуты и секи ее!
Все лезут в Миколкину телегу с хохотом, остротами. А толпа смеется, кричит. Миколка сердится, что коняга не едет, и начинает еще пуще её сечь. Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает. Бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он к Савраске, обхватывает её мертвую, окровавленную морду и целует её, целует её в глаза, в губы » (Гаснет свеча).
(ЗАЖИГАЕТСЯ СВЕТ)
ЧТЕНИЕ СНА ДО СЛОВ «Пьяные, шалят, не наше дело» (Ч.1;гл.5) – (ЗА ОТДЕЛЬНЫМ СТОЛОМ 1 УЧЕНИК ЧИТАЕТ СОН)
Прокурор: (стоя) Планировали ли вы преступление?
4 сцена (ЗАЖИГАЕТСЯ СВЕЧА)
Раскольников: Мне кажется, что все события, которые происходили со мной, были предопределены судьбой.
Судья: Подробнее об этом расскажите.
Раскольников: Например, случайная встреча с Лизаветой, подслушанный разговор, из которого я узнал, что завтра, в 10 часов вечера, Лизаветы дома не будет. И я понял, что все решено окончательно. Однажды в трактире я услышал разговор.
1 заседатель: О чем, бишь, разговор?
(СЦЕНА В ТРАКТИРЕ. СТУДЕНТ, ОФИЦЕР).
Студент: Главная она. У ней всегда можно денег занять. Богата, как жид, может сразу 5 тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгует Стоит одним днем просрочить заклад, пропала вещь. Я бы эту проклятую старуху убил и ограбил, и без всякого зазору совести. Я, конечно, пошутил, но смотри: глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, всем вредная, которая не знает, для чего живет и которая завтра умрет? Понимаешь?
Офицер: Понимаю.
Студент: С другой стороны, молодые силы, пропадающие без поддержки, и это тысячами! 1000 добрых дел можно устроить на старухины деньги. Убей её и возьми ее деньги с тем, чтобы послужить всему человечеству. Как ты думаешь, загладится ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел? Что значит на общих весах жизнь этой глупой и злой старушонки? Не более, чем жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает! Она намедни Лизавете палец со зла укусила, чуть- чуть не отрезали.
Офицер: Конечно, она недостойна жить, но ведь тут природа.
Студент: Эх, брат, ведь природу направляют!
Офицер: Вот ты говоришь и ораторствуешь, а скажи мне: убьешь ты сам старуху или нет?
Студент: Разумеется, нет. Я для справедливости. Не во мне тут дело.
Офицер: А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой справедливости.
(ЗАЖИГАЕТСЯ СВЕТ, ГАСНЕТ СВЕЧА)
Раскольников: Этот ничтожный трактирный разговор имел для меня какие- то предопределения, указания. Затем я пришел домой, уснул Проснулся , и пришло время.
2 судебный заседатель: Расскажите, как вы готовились к преступлению?
Раскольников: Сделал петлю, пришил к пальто под мышку. Достал заклад, сложил их, обвязал так, чтобы мудренее было развязать. Нужен был топор, на свои силы я не надеялся. Взял топор на кухне, когда не было дворника. Пошел к старухе-процентщице и выполнил все, что задумал.
Судья: Слово предоставляется эксперту.
Эксперт: (Подходит к столу, накрытым полотном, берет топор и говорит, указывая на Раскольникова):
- Он вынул топор совсем, взмахнул обеими руками Отвращение поднималось в нем с каждою минутою! ( подходит к Раскольникову). Скажите, этот топор является орудием убийства?
Раскольников : Да.
Эксперт: Что вы с ним сделали после преступления?
Раскольников: вымыл, вытер и обратно подкинул на то место, откуда взял.
1 заседатель: Вопросы к эксперту есть?
Адвокат: (вместе) Нет!
Прокурор: (вместе) Нет!
1 заседатель (обращается к эксперту): Можете сесть.
(Эксперт кладет топор на место и садится).
Судья: Вопросы к подсудимому?
Адвокат: Что Вы делали после преступления?
Раскольников: Пришел домой, положил топор обратно. Бросился на постель. Был в страшном забытьи.
Прокурор: Как распорядились награбленным?
Раскольников: Положил под камень.
Прокурор: Из каких доходов помогали Мармеладовым?
Раскольников: Матушка прислала.
Прокурор: Почему не пошли в полицию? Кому признались в преступлении?
Раскольников: Соне Мармеладовой. А в полицию не пошел, считал, что я прав, только благодаря Соне понял, что заблуждался.
Адвокат: Позвольте вызвать второго свидетеля - Софью Семеновну Мармеладову.
(ВХОДИТ СОНЯ)
Адвокат: Где и при каких обстоятельствах вы встретились с Родионом Раскольниковым?
Соня: С Родионом Романовичем Раскольниковым я впервые познакомилась, когда он помог моему отцу, а поближе – когда пришла звать его к нам на поминки.
Адвокат: Каково ваше отношение к подсудимому?
Соня: Я глубоко уважаю Родиона и даже более - люблю, так как он был милостив к нашей семье, он первый протянул руку помощи, отдал последние деньги, хотя сам бедствует. Раскольников – наш спаситель.
Прокурор: Вы считаете, что деньги – спасение для обездоленных! А как же судьба вашего отца? Ведь беднягу не спасли ни ваши деньги, которые вы зарабатываете на бульваре, ни деньги супруги и Раскольникова?
Соня: Отец был слабым человеком, он был раздавлен морально и не смог подняться со дна жизни.
Прокурор: Вы признаетесь в любви к преступнику! Одумайтесь!
Соня: Я давно уже размышляю по этому поводу. Моя правда заключается в безраздельном служении людям, в христианском смирении, в любви к людям и к Богу.
Прокурор: И вы считаете, что Раскольников, не верящий ни в кого, откажется от своей идеи «сильной личности»?
Соня: Я постараюсь ему в этом помочь. Моя любовь воскресит Родиона к людям, вернет его к жизни.
2 заседатель: У вас есть еще вопросы к свидетелю.
Адвокат: Нет.
Прокурор: Нет.
Судья: Я знаком с вашей статьей «О преступлении». Объясните господам присяжным всем присутствующим суть вашей теории.
Раскольников: Я рассматривал психологическое состояние преступника в продолжение всего хода преступления. Существуют лица, которые делятся на «обыкновенных» и «необыкновенных». Первые должны жить в послушании, не имеют права переступать закон; вторые могут совершать преступления, «переступить через кровь» ради идеи; «обыкновенные» сохраняют мир и приумножают его численно; «необыкновенные» двигают мир и ведут его к цели. И те и другие имеют право существовать.
Судья: Заключительное слово предоставляется адвокату.
Адвокат: Уважаемые господин судья, присяжные заседатели! Я взываю к вашей милости, чтобы приговор был условным, ибо мой подзащитный деятельный, умный и по своей природе – добрый человек. Вглядитесь в это лицо! Разве оно похоже на преступника?! Родион не может видеть несчастья и горе других, чтобы не вмешаться и не помочь. Так он приходит на помощь семье Мармеладовых, шестнадцатилетней девочке, которую встретил на бульваре, сестре, спасая её от Лужина Потрясенный содеянным убийством, он не может бросить тех, кто дошел до грани, за которой прекращается всякая возможность человеческого существования. Думаю, вы согласитесь со мной, что Родион Раскольников достоин жалости, сочувствия и всепрощения. Спасибо за внимание!
Судья: Заключительное слово предоставляется прокурору.
Прокурор: Уважаемые судья, защита! Присяжные заседатели! Я прошу вас не ошибиться, вынося приговор Раскольникову. Да, он не закоренелый убийца, но все же он совершил преступление, считая, что «сильной личности все дозволено». Если каждый из присутствующих возомнит себя Наполеоном, то в мире начнется хаос. Все друг друга будут резать и уничтожать. Я обращаю ваше внимание на то, что Раскольникова «не счастье людей волнует, а занимает вопрос: вошь я, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею?! Я считаю, что Раскольников мечтал властвовать над людьми, поэтому и совершил это страшное злодеяние, поэтому прошу суд приговорить Раскольникова за убийство сестер к 10 годам лишения свободы. Благодарю за внимание!
Судья: Господа присяжные! (Обращается к присутствующим). Выслушав мнения защиты и обвинения, объяснения подсудимого и свидетелей, вынесите свой вердикт. (Судья уходит, а присяжные начинают работать).
(В это время учащиеся пишут небольшое эссе)
Секретарь: Встать! Суд идет!
Судья: Итак, господа присяжные заседатели, каков ваш вердикт?
2 присяжный: (слово одному из присяжных) Господин судья и уважаемые присутствующие! Учитывая психологическое состояние Родиона Раскольникова на момент совершения преступления, его бедственное положение, его гуманное отношение к детям, к страдающим людям, мы решили:
Приговорить Родиона Раскольникова к трем годам лишения свободы условно.
Судья: Заседание литературного суда считать закрытым.
(Стучит молоточком).
Секретарь: Встать! (Уходят судья и два заседателя).
III. Рефлексивно – оценочный этап.
- Наш урок подошел к концу. Давайте вернемся к заданию, полученному в начале урока. Слушаем ваши эссе.
1. Урок русской литературы. В классе все необычно. Много народу Создается впечатление, что мы все одна большая семья, собравшаяся по какому-то очень торжественному поводу. Мои одноклассники очень волнуются, но стараются не показывать этого.
Идет суд. Мы все невольно погружаемся в чарующий мир произведения Ф.М. Достоевского. В глазах у одних ребят видится заинтересованность, в других – сострадание, жалость к герою
2. Звучит музыка В классе чувствуется напряженность. Каждый готовится исполнить свою роль. Все волнуются. Я думаю, что литературный суд ребята запомнят надолго, так как форма урока не совсем обычна
3. Вот и подходит к концу очередной урок русской литературы. Каким он был? Что изменил во мне? Я снова встретился с отверженным Родионом Раскольниковым, пытался вникнуть в его теорию и понять, что толкнуло умного, образованного человека на преступление. Я страдал вместе с ним и думал о том, заслуживает ли он прощения Мне жаль, что герой все-таки совершил преступление, но, я верю, он возродится к новой жизни.
4. Мне немного грустно Достоевский заставил меня задуматься над моей жизнью, ее скоротечностью и моей легкомысленностью. Надеюсь, я никогда не совершу того, что сделал Родион Раскольников
5.Уроки литературы заставляют меня приобщиться к прекрасному, лучше понимать жизнь, играют в моей жизни огромную роль.
6. Благодаря урокам литературы я научился ценить своих родных и близких.
7. Нетрадиционные уроки я жду всегда с нетерпением. Узнаю на них много нового и интересного, они помогают мне развивать мышление, речь, интеллект, память.
8. Уроки литературы учат меня понимать и ценить людей, не совершать плохих поступков, учат принимать правильное решение в той или иной ситуации.
- Наш урок подошел к концу. Мне хочется верить, что вы, ребята, никогда не переступите закон, что вам не придется испытывать тех нравственных мучений, которые выпали на долю героя Ф.М. Достоевского - Родиона Раскольникова. Всем спасибо! До свидания.
Список источников
Анциферов, Н.П. Душа Петербурга; Петербург Достоевского; Быль и миф Петербурга Репринт. Воспроизведение изд. 1922, 1923, 1924 гг. / Н.П. Анциферов. М. Книга : Ред.-изд. центр N 2 «Канон», 1991.
Белов, С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий / С.В. Белов. – М.: Просвещение, 1985.
Бирон, В. С. Петербург Достоевского. Грав. на дереве Н. Кофанова / В.С. Бирон. - Л.: Товарищество «Свеча», 1991.
Бунатян, Г.Г., Чарная, М.Г. Литературные места Петербурга / Г.Г. Бунатян, М.Г. Чарная. СПБ.: Паритет, 2005.
Галимзянов, Н.И., Загуменный, Е.П., Петров, Е.И. Очерки о Достоевском / Н.И. Галимзянов, Е.П. Загуменный, Е.И. Петров СПБ.: Высшее образование, 1967.
Саруханян, Е. Достоевский в Петербурге / Е. Саруханян. - Л.: Лениздат, 1970.
Селезнев, Ю.И. Достоевский / Ю.И. Селезнев - М.: Просвещение, 1981.
Раков, Ю. Петербург город литературных героев / Ю. Раков. СПБ.: Химия, 1999.
Фогельсон, И.А. Литература учит / И.А. Фогельсон - М.: Просвещение, 1990.
Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского: материалы для выставки в школе и детской библиотеки. – М.: Детская литература, 1981.
ru.wikipedia.org/wiki / Петербург_Достоевского
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
dostoevsk.narod.ru/flats.html
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
revolution.allbest.ru/moscow/00000589.html
Root Entry