Урок по литературе урок литературы в 6 классе: Любить природу- значит любить Родину. По творчеству карельского писателя Данилова


1Тема урока литературы в 6 классе: «…Охранять природу - значит охранять родину»
( по творчеству В.Данилова)
М.Пришвин.
Цель:
1.Знакомство с творчеством карельского писателя В.Данилова;
2.Привитие любви к родному краю, к родной природе.
Ход урока.
Если б другу всё лучшее в мире
Я задумал бы подарить,
Подарил бы зелёные шири,
Без которых и дня не прожить.
О природа!
Застыну в молчаньи Перед вечной твоей красотой.
Твои глуби ,оттенки, звучанья
Повторю ли я в песне простой.
Я.Ругоев.
1.Вступление.
Учитель: Каждому из нас дорога наша Родина .Нет места красивее ,дороже, чем то,где ты родился. Карелия….прекрасный древний край ,воспетый в рунах «Калевалы».Бесчисленны его озёра- от огромных ,уходящих к горизонту , до крохотных лесных ламбушек ; бессчётны ручьи и реки ,дремучи леса. Об этом книги В.Данилова.
2.Рассказ ученицы о жизни и творчестве В.Данилова.
В.Данилов – заядлый охотник ,путешественник, много времени проводит в лесу, наблюдает за его жителями. Писатель- наш земляк ,уроженец Кондопожского района ,в районной газете отвечал за раздел краеведение .Так начиналась его будущая литературная деятельность.
3.Какова основная тема произведений этого писателя? Определите одним словом.(природа)
Ученики анализируют рассказы В.Данилова и представляют иллюстрации к произведениям писателя.
«Вороньи забавы» «Охотничье счастье» «Брусничная полянка»
«Приходи весной» «Поры на Шуе»
В.Данилов очень любит рыбалку. Он наблюдателен, вспоминает об этом с юмором. В некоторых рассказах описываются конкретные места , связанные с нашим Пряжинским районом: Кутижемское озеро, Нимозеро, река Шуя, Виданские пороги. Писатель рассказывает не просто об охоте , а делится своими секретами. Когда заходит речь о заповедных местах ,В.Данилов обращается к читателям с просьбой – беречь природу, охранять её.
Но в сборнике «Брателки» есть рассказы, которые знакомят нас с некоторыми профессиями.
С какими ?Геодезисты, рыбоводы,зоологи, ихтиологи.
О какой профессии вам захотелось узнать больше и почему?
ВИКТОРИНА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ В.ДАНИЛОВА.
1.Объясните название сборника «Брателки»
2.Какая рыба ужинает мышами? Назовите рассказ («Щука»)
3.Сюжет какого рассказа напоминает нам рассказ Мамина-Сибиряка «Серая шейка»(« В лесной глуши»)
4.Как звали медвежонка ,который сам ушёл ловить рыбу? Из какой повести ? (Мишуткины проказы»)
5.Назовите темы, которые волнуют писателя.
Учитель :Вот и состоялось наше первое знакомство с карельским писателем В.Даниловым.
Домашнее задание: выучить любое стихотворение
карельских поэтов о природе.