«Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных школьников в условиях введения ФГОС общего образования»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра человековедения и физической культуры
Практико-значимая работа
учебного модуля повышения квалификации
«Использование современных образовательных технологий
при формировании новых образовательных школьников
в условиях введения ФГОС общего образования»
Хлудова Любовь Анатольевна
МБОУ СОШ «Солнечная»
Солнечногорского муниципального района
г. Солнечногорск 2016
Развитие эстетического сознания учащегося через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера – это цель, которую должны ставить перед собой преподаватели изобразительного искусства.
В.А. Сухомлинский
Педагогом XXI века является не тот, кто хорошо учит, а тот, у кого учатсяЛ.А.ЛиферовВ настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на восхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-познавательного процесса.
При разработке федерального государственного образовательного стандарта был составлен портрет выпускника, - современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Необходимо чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях, умея воспринимать, понимать и анализировать.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать, в том числе, и развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.1Новые приоритеты в образовании побудили меня, учителя изобразительного искусства к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания.
Главной целью предмета «Изобразительное искусство» является развитие у детей эстетического отношения к окружающему миру.
Основными задачами уроков изобразительного искусства являются: знакомство учащихся с широтой и многообразием поля художественно-изобразительной деятельности, изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами Великих Мастеров, а так же создание и восприятие художественных образов.
Приходя на урок изобразительного искусства, который по государственному учебному плану реализуется в школе 1 час в неделю, я понимаю, что за это отведенное мне время в классе из 15-25 человек я вряд ли выращу и воспитаю хотя бы одного настоящего художника. Но я и не ставлю перед собой таких задач. В первую очередь, я серьезно задумываюсь над тем, как развить заложенные в человеке творческие, художественные способности, укрепить духовные силы, помочь ему найти самого себя. Ведь, как известно, именно приобщенность к творчеству пробуждает в человеке неведомые силы, позволяющие ему совершать великие научные открытия совершенно далекие от искусства.
Одной из основных задач для меня является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству в области изобразительного искусства и художественного труда. Интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета развивающего их способности.
Одним из путей решения этой проблемы является применение в учебном процессе современных обучающих технологий, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышающих творческую активность учащихся. Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают мне рационально организовать учебный процесс, создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, поощряют стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения, создают “ситуации успеха ”, развивают самоконтроль и взаимоконтроль. Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее. Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Я глубоко убеждена в том, что только учитель демонстрирующий на уроке разные стратегии учения, может сформировать в каждой личности учащегося способность учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.
В современных школах для решения этой задачи применяются многочисленные инновационные технологии: игровые технологии, метод проектов, обучение в сотрудничестве, индивидуальное и дифференцированное обучение, модульное обучение и другие.
Применение этих инноваций немыслимо без использования новых информационных компьютерных технологий..Считаю использование информационно-коммуникативных технологий - необходимым условием для уроков ИЗО, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ для меня не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока, который на уроках изобразительного искусства открывает все новые и новые безграничные возможности.
Так как каждый урок программы ИЗО построен на зрительном ряде, использование компьютерных возможностей и интерактивного оборудования позволяет мне открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом я обязательно учитываю, что компьютер никогда не заменит, а только дополнит меня как учителя. Представляю основные формы применения компьютерных технологий на уроках ИЗО :использование медиа-ресурсов как источника информации;
компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;
организация проектной деятельности учащихся.
Как показывает личная практика, использование медиа-ресурсов как источника информации не только повышает интерес учащихся к творчеству художников, направлениям в искусстве, но и позволяет использовать на уроке помимо произведений искусств, произведения литературы, музыки. Использую видеосюжеты лишь фрагментарно как для осмысления полученных знаний сразу после изложения новой темы, так и в конце урока для их закрепления.
Применение компьютерных технологий осуществляться не только мною при подготовке и во время урока, но и моими учениками в процессе их самостоятельной творческой работы. Одним из способов – является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентаций, печатных сообщений в форме рефератов, докладов и т.п. Преимущества использования ИКТ в преподавании изобразительного искусства очевидны:
знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;
широко использовать показ репродукций картин художников;
демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
«посещать» крупнейшие музеи мира;
прослушивать записи песен;
активизировать учебный процесс.
Итак, новые информационные технологии – это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет развить у школьников художественно - творческие способности и решать новые, не решённые ранее задачи.
Использование информационных технологий помогает мне не только повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства ,но и приводит к целому ряду положительных следствий:
• обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
• психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор детей;
• повышает уровень использования наглядности на уроке;
• повышается производительность труда учителя и учащихся на – уроке.
Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:
возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;
обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;
применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс.
Уроки – презентации широко использую:
во время знакомства с творчеством художников «Исаак Левитан», «И.И. Шишкин – певец русского леса» и т.д.;
при изучении жанров изобразительного искусства;
при изучении тем по декоративно – прикладному искусству «Дымковская игрушка», «Сказочная Гжель», «Золотая Хохлома» и т.д.;
при изучении законов композиции. (Во время урока при формировании новых знаний приходится рисовать множество эскизов, разъяснять и бесконечно рисовать на доске. На экране все композиционные ошибки наглядны, тем более что можно сопоставлять несколько эскизов на экране одновременно, выявить их достоинства и недостатки.);при изучении законов цветоведения и т.д.
Внедрение ИКТ осуществляю по направлениям:
1. Создание презентаций к урокам; 2. Работа с ресурсами Интернет; 3. Использование готовых обучающих программ; 4. Разработка и использование собственных авторских программ.
Новое поколение учащихся с интересом вовлекаются в сферу мультимедиа-технологий. Эффективнее развивается исследовательская работа, творческая деятельность, мотивация, самостоятельность, поиск материала, открытия нового.
В зависимости от типологии урока используются различные фильмы-презентации, слайд-фильмы или тестовые задания.
Фильм – презентация –использую на уроках лекциях, беседах об искусстве, вернисаже. Демонстрацию фильма сопровождаю лекцией или комментариями. При этом предусматриваю активное общение, развиваю умения задавать вопросы, делать пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств.
Слайд – фильм – использую практически на всех уроках, включая его в любой этап урока. При просмотре слайд - фильма учащиеся включаются в работу как правило сразу. Особенно идеально он подходит на уроках поэтапного рисования.
Компьютер также может использовать и сам учащийся при выполнении домашнего задания (проект). Тем самым показывая высокий уровень самостоятельности – творческий.
Возможности компьютера неисчерпаемы, это действительно мощное средство, как в качестве информации, так и в качестве инструмента художественной деятельности.
Результативность использования ИКТ на уроках изобразительного искусства.
положительная мотивация на уроках искусства с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
повышение уровня использования наглядности на уроке,
повышение производительности урока.
применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.
Безусловно, преимущества использования компьютерных технологий в преподавании ИЗО очевидны:
знакомство с любой темой с сопровождением показа видеофильмов, фото, репродукций;
«посещение» крупнейших музеев мира;
«погружение» в пространство и время;
самостоятельная работа учащихся;
активизация учебного процесса.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества знаний учащихся, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Но нельзя забывать главного: никакая самая лучшая и современная машина не заменит «живого» общения учителя с учеником.
Одним из важнейших аспектов современной системы образования, является построение образовательного процесса на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. В любом учебном предмете, в особенности в изобразительном искусстве, ученик избирательно относится к содержанию, видам и формам учебного материала. Далеко не все понятия усваиваются детьми, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой организации уроков ИЗО является актуализация субъектного опыта, поиск связей.
На своих уроках ИЗО я стараюсь инициировать субъектный опыт ребят, развить индивидуальные способности каждого ученика. Важно признать индивидуальность, самобытность, самоценность особенно у тех, кто не видит в себе выраженные творческие навыки. Важно дать детям возможность свободного выбора элементов и видов работы, позволить им самостоятельно определиться, самореализоваться в том или ином виде деятельности, конечно прежде познакомив их с различными видами творчества. И тогда мы, учителя, не услышим от детей фраз: «я не умею рисовать», «я не люблю рисовать» и т.д. так как ИЗО бывает порой очень сложным предметом, а соответственно и нелюбимым для определенных групп детей, которые, например, умеют мыслить только точными категориями, но не умеют фантазировать и самовыражаться на бумаге. В таких случаях очень помогает личностно - ориентированный подход, а именно такие личностно-ориентированные методы, как
метод диалога, когда учитель и ученик – собеседники;
метод сравнений и ассоциаций, когда каждый ученик может высказать свою ассоциацию по данной ситуации;
придумывание образа или ситуаций;
индивидуальная работа.
Также в своей педагогической практике, веду активное использование игровых педагогических технологий. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроках изобразительного искусства проходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические и др.
Специфику игровой технологии на уроках в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; компьютерные, а также с различными средствами передвижения.
Целью игровых технологий на уроках ИЗО является решение следующего ряда задач:
дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
Таким образом, я считаю, что применение игровых педагогических технологий на уроках ИЗО следует организовать на основе компетентного подхода, который утверждает приоритетную роль компетентностей в качестве важнейших показателей качеств образования.
Применение в педагогической практике всех вышеизложенных образовательных технологий, позволят мне выявить и развить у учащихся художественные способности, умения по выполнению оригинальных творческих заданий, а также воспитывать творческое отношение к любой деятельности.
Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии. “Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни” (Е.И.Рерих).
Апробировав образовательные технологии, нам не захочется работать по-старому, отчего наши уроки превратятся в творческое общение нас, учителей, с учениками и учеников между собой.