Методический вестник для проведения семинара в школе по 3 направлениям


КГУ «Сатайская основная школа отдела образования акимата
Алтынсаринского района»

МЕТОДИЧЕСКИЙ

ВЕСТНИК
Тема семинара: «Совершенствование образовательного процесса в основной школе через внедрение инновационных педагогических технологий»
25 февраля 2015 года
В период глубоких социально-экономических изменений в мире, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов в системе образования.
Ведущей тенденцией обновления системы образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность, которая является атрибутивным, доминирующим качеством учреждения. В контексте инновационной стратегии учебного заведения существенно возрастает роль педагога как непосредственного участника всех преобразований.
Перспективные источники инноваций в сфере дополнительного образования это:
-социальное партнерство и совместные проекты с другими учреждениями как условие и средство привлечения дополнительных ресурсов и повышения качества образовательного процесса, повышения эффективности профориентационной работы;
-развитие межшкольных проектов как средство повышения открытости образования, знакомства воспитанников со сверстниками из других школ нашего района, развития соревновательности, патриотизма, гордости за результаты собственной деятельности и, как следствие, мотивации воспитанников к творчеству;
-командная работа как средство выработки норм совместной деятельности, умения работать в коллективе, социализации воспитанников;
-развитие информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных проектов с возможностью удаленного участия как путь повышения доступности образования, развития цифровой культуры воспитанников и обеспечения современного уровня обеспеченности образовательных программ компьютерными технологиями, формирование «блогосферы» в образовании;
-преемственность образовательных программ разного уровня, создание непрерывных учебных циклов от начальной мотивации воспитанников до серьезной предпрофессиональной подготовки;
-обновление содержания образования с учетом новых направлений, возникающих в сферах науки, искусства, социальной деятельности, спорта и др.; применение новых, оригинальных форм образовательной работы;
-развитие комплексной информационной системы в образовании на основе специализированного интернет-портала;
-развитие интегрированных образовательных технологий – проектно-исследовательской деятельности, игровой технологии, личностно-ориентированного подхода и др., в т. ч. в рамках направленностей, где они традиционно не применялись;
-анализ и выявление возможной социально востребованной тематики творческих, проектных и исследовательских работ воспитанников в социуме, территориальных сообществах (районах) с включением их в тематику образовательных программ в образование;
-системное использование психологической ауры различных профессий (романтизм, геройство и др.) для повышения мотивации воспитанников.
Направления инновационной деятельности в образование детей:
-совершенствование содержания образования;
-изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;
- создание системы работы с одаренными детьми;
-совершенствование системы управления;
-информатизация образовательного процесса.
Обновление процесса обучения в образовании возможно через совершенствования педагогических технологий, поэтому педагогами нашей школы внедряются в практику инновационные технологии такие как:
1. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:
- Личностно-ориентированное обучение  (Якиманская  И.С.);
- Технология саморазвивающего обучения  ( Селевко  Г.К. );
- Педагогика сотрудничества  («проникающая технология»);
- Гуманно-личностная технология  Амонашвили Ш.А.;
- Игровые технологии;
- Технологии развивающего обучения;
- Проблемное обучение;
- Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
 2. Технологии дифференциации и индивидуализации.
3. Внутригрупповая дифференциация через использование педагогических мастерских.
 4. Проектные технологии предполагают включение детей в социально- и личностно-значимую деятельность.
 Воспитанники, детей дошкольного возраста , обучающиеся по новым технологиям:
-проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
-самостоятельны и гибки в принятии решений;
-сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
-осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
-способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
-воспринимают мир не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.
Родители, принимающие участие в школьной жизни:
-наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с педагогическим коллективом
-получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в школе, но и принимают активное участие;
-смогли реализовать свои творческие способности.
Инновационные процессы в сфере образования определяют сущность формирования в системе образования: положительно влияют на качество обучения и воспитания детей, повышают профессиональный уровень педагогов , создают лучшие условия для духовного развития воспитанников, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним.
25 февраля 2015 года на базе КГУ «Сатайской основной школы акимата Алтынсаринского района» прошел семинар, где принимали участие все школы Алтынсаринского района.

Секция учителей начальных классов.

Секция учителей химии и биологии.

Воспитатели ДО, мини – центра, КПП.

Секция учителей начальных классов.
Урок математики во 2 классе.
Тема: «Обобщение и систематизация изученного материала по разделу числа в пределах 100».
Учитель: Сандыбаева Злиха Шитимбаевна.


Разработка урока.
Автор: Сандыбаева Злика Шитимбаевна, учитель начальных классов
Сатайской основной школы.
Предмет: Математика 2-й класс .
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме
«Числа в пределах 100»
Тип урока: Обобщение знаний.
Цель урока: Систематизировать знания учащихся по теме
«Числа в пределах 100»
Задачи:
Учить осознанно применять алгоритм решения примеров, уравнений, задач.
Способствовать развитию мышления, логики, внимания, математической речи ,умения самостоятельно работать и добывать знания.
Воспитывать любовь к окружающему миру, привить интерес к
предмету, положительную мотивацию
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-
поисковый.
Технологии: здоровьесберегающие
Форма урока: индивидуальная, групповая, парня.
Оборудование: карточки с заданиями ,снеговик, снежинки, снежная
королева, геометрические фигуры, ноутбук, снежный
журнал.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Сегодня у нас с вами необычный урок. К нам приехали гости. Много гостей. Они хотят узнать, чему мы научились на уроке математики. Так давайте же не будем задерживаться начнём урок.
Ребята, найдите своё сердечко, прижмите свои руки к груди,
Прислушайтесь, как оно стучит: тук – тук. Представьте, что
У вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка.
Яркий тёплый свет его разливается по телу, по рукам, по ногам.
Его столько, что он уже не вмещается в вас. Давайте немного
тепла и света передадим нашим гостям. А вместе с улыбкой
мы посылаем и пожелаем самого главного-…(здоровья).
Вот уж месяц снег идёт,
Встретили мы новый год.
Стоит холодная погода.
В снежной спячке вся природа
Любим мы кататься с горок.
Какое это время года? (зима)
Какие ассоциации со словом зима.
Я предлагаю отправиться в Царство зимы .
Путеводителем нашего урока будет Снежная королева.
Зима наш друг, большой и мудрый.
Не даст скучать и унывать.
Заставит вас считать и думать,
Поможет новое узнать.
II. Постановка учебной задачи.
-Обобщить и систематизировать знания.
III. Актуализация имеющихся знаний.
1.Устный счёт.
Ждёт нас сегодня работа важная.
Что мы знаем – будем закреплять.
Что не знаем – будем изучать.
В математике любая работа.
Не обходится без устного счёта
Игра (лепим снеговика)
Задания для устного счёта ,вам приготовил снеговик. Но он так торопился
На встречу с вами, что споткнулся и разбился.
Давайте вернём ему первоначальный вид .
Чтобы скатать первый ком, нужно выполнить первое задание.
В каком числе 8 дес.5 ед?
На коньках катались дети,
Всех их вместе было 20.
6 мальчишек среди них
А девчонок, сколько их?(второй ком)
Чтобы получилась голова, надо назвать лишнее число 34,39,35,23,36
Числа 47,62 заменить суммой разрядных слагаемых.(руки)
Назвать числа меньше 80.(ноги)
Чего не хватает у снеговика?(шляпы)
Кормушки повесили дети для птиц,
Туда прилетели 40 синиц,
4 вороны,6 снегирей,
Сорока – воровка и с ней воробей,
Кто же нам здесь побыстрее ответит.
Сколько же птичек увидели дети.(52)
-Зачем нужно подкармливать птиц зимой?
- Кто из вас повесил кормушку ,подкармливает птиц зимой?
- Снеговик говорит вам …(расставить числа в порядке возрастания).
2.Чистописание.(оформление тетради)
- Какие цифры спрятались за ёлочкой?(5и9)
- Какие двузначные числа можно записать с помощью этих цифр?
- В каком числе цифра 5 обозначает десятки?
- В каком числе цифра 9 обозначает десятки?
- Какое из этих чисел наименьшее? пропишите число 59.
Гимнастика.
Для хорошей работы головного мозга потереть ладошкой 5 раз влево,
5 раз вправо.
3.Игра - соревнование.
Определить кто лучше всех катается на лыжах .
Для этого надо правильно решить задачи.
4.Гимнастика для глаз.
5. Игра в снежинки.
У каждого учащегося снежинка с примером.
Для этого нужно решить примеры столбиком.
6. Игра в снежки.
Надо найти свою мишень с ответом и прикрепить снежок.
У каждого учащегося кружок с уравнением.
Для этого нужно решить уравнение.
7. Физминутка .
8. Работа с геометрическими фигурами.
Человек робот.
Назвать фигуры, виды углов, нахождение периметра.
9. Итог урока.
Домашнее задание.стр.-142 правило повторить.
Выставление оценок.
Продолжить предложение.
Я повторил решение …
10. Рефлексия.
Очень понравилось – красный цвет. Не понравилось - синий цвет.

lefttop

Секция учителей начальных классов.
Классный час на тему «Дружба».
Учитель: Примак Бибигуль Акмурзовна.

Классный час на тему «Дружба»
Форма проведения путешествие .
Цель: 
1.Дать понятие  дружбы.
2.Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.
3.Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали. 
4.Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.
5.Развивать умения аргументировать свою точку зрения.
В результате занятия участники смогут:
- сформулировать понятие «дружба»,
- практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,
- приобретут навыки работы в сотрудничестве.
- поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.
Оборудование: Компьютерные слайды с фото , компьютер, клипы на песню“Дружба крепкая”, пословицы  “О дружбе” , дерево дружбы, ромашка, правило дружбы, сердечки.
         Ход классного часа.
Учитель: -Здравствуйте Уважаемые гости и ребята! Сегодня вас ждет путешествие в страну «Дружба». Прежде чем отправиться в путешествия , давайте поздороваемся.
Камиля: Надо всем нам поздороватся:
Все: Добрый день!
Камиля:  Дружно весело сказать: 
Все: Добрый день!
Камиля: Влево в право повернемся,
Всем вместе улыбнемся.
Все: Добрый ,добрый, добрый день!
Камиля: Поздороваемся:
Все: Добрый день!
Камиля: И добра пожелаем.
Все: Добрый день!  
Учитель: Ребята вы готовы в путь! Мы отправимся на корабле под названием
«Дружба». Впереди нам придется преодолеть много станций и показать, что вы знаете о дружбе. Итак, ребята (звук корабля)
1 станция Сказка « Любовь»
Аян: Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
Данил: - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Аян: Подумал волшебник и сказал:
Слава: - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…
 Аян:  Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
Слава: - Вот выбирай – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Дружба.
Данил: - Они все прекрасны, – Не знаю, кого и выбрать…
Слава: - Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
     Аян: Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
    Подошла Любовь к девушке по имени Дружба и протянула ей руку
Учитель: Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).
Ребята давайте соберем кластер что такое дружба? Учитель: -Итак, тема нашего классного часа  «Дружба»
- Какое прекрасное слово – “дружба”! 
- О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты  и писатели,  учёные и философы,  крестьяне и дворяне. Например, философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».
    Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы.
   Учитель: -Представьте себе весы. На одной чаше – дружба, а на другой – богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее?
- Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.
Учитель: Наше путешествие продолжается и 2 станция
(звук корабля)
2 станция «Монолог о дружбе»
Учитель: Сейчас нам ребята на станции «Монолог о дружбе» прочитают стихи о том, что такое дружба.
Отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе».
Алина1.Что такое дружба, каждый знает?
 Может быть, и спрашивать смешно.
 Ну а всё же, что обозначает
 Это слово? Значит что оно?
Данил 2. Дружба – это если друг твой болен
 И не может в школу приходить, -
 Навещать его по доброй воле,
 Школьные уроки приносить,
 Терпеливо объяснять заданья,
 На себя взять часть его забот,
 Отдавать ему своё вниманье
 Дни, недели, месяц или год…
 Аян 3.Если друг твой что-то, к сожаленью,
 Плохо сделал или же сказал,
 Надо честно, прямо, без сомненья
 Правду высказать ему в глаза.
 Может быть, обидится он вдруг,
 Всё равно сказать ты правду должен,
 Ведь на то и нужен лучший друг.
 Айжан 4.Дружба в радости и дружба в горе.
 Друг последнее всегда отдаст.
 Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
 Тот, кто не обманет, не продаст.
 Камиля 5.Дружба никогда границ не знает,
 Нет преград для дружбы никаких.
 Дружба на Земле объединяет
 Всех детей – и белых, и цветных.
Слава 6. Дружба-это теплый ветер,
Дружба- это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души веселый пир.
Тимур 7. Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой жизнь веной полна.
Лиза8. Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба это ценный дар.
Учитель: 
  Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у  доброжелательного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.  (звук корабля)
3 станция «Мой друг» (Ребята рассказывают о друге.)
Учитель: Другом может быть кто угодно, но друг должен быть настоящий.
- А что значит – настоящий друг? (выслушиваются ответы детей).
- Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать).Молодцы ребята! Поплыли дальше.
(звук корабля)
4станция «Физминутка»
(звук корабля)
5станция Дерево «Дружбы»
Учитель: У каждой группы на столе лежат 5 ладошек.
 -Выберите на доске и запишите на ладошках.
Правило: записать одно  самое необходимое качество для дружбы.
Учитель:  Итак, какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?
На доске:
добрый, вежливый, честный, щедрый,
сильный, внимательный, заботливый,
преданный, умеющий хранить секреты,
отзывчивый, трусливый, жадный,
хорошо учится, любезный, терпеливый,
льстивый, богатый, доверчивый, веселый,
ленивый, строгий, общительный,
бескорыстный, трудолюбивый
Дети пишут.
Учитель: -А сейчас вы будите зачитывать эти качества и прикреплять их к дереву Дружбы.
-А какие качества есть в вас, которыми вы можете охарактеризовать себя.
«Неразлучные друзья»
( Тимур и Камиля) исполняют ученики 2 класса.
Учитель: Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.
- Ребята, а кто ещё может быт самым настоящим другом?(Мама)
Мама- самый лучший и надежный друг, который никогда не придаст и не оставит в беде.
Предлагаю посетить 6 станцию Песня «Дружба крепкая» 7станция «Пословицы»
- Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.
1) Возьмите конверт №1. Из слов, находящихся в конверте, составьте пословицу и объясните, как вы её понимаете.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Человек без друзей, что дерево без корней.
   Учитель: Человек счастлив по настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать ему о своих печалях и горестях, И очень важно – уметь сохранить дружбу, потому что «дружба, что стекло, разобьёшь – не склеишь» .
-Предлагаю вам принять участие
На 8 станции «Ромашка»
 Задание: Напишите на лепестках ромашки слова дружбы.
 ( Все лепестки прикрепляются на доску в одну большую ромашку.)
  Станция 9 «Правила дружбы»
Учитель: Сейчас я вам предлагаю карточки с законами дружбы, по которым мы будем жить. Прочитайте их внимательно и постарайтесь всегда придерживаться этих правил.
- Мы с вами выяснили, что такое дружба и кого можно назвать настоящим другом, обсудили пословицы, разобрали сказку, послушали стихи о дружбе, а теперь попробуйте сформулировать «Правила дружбы», которые помогут вам построить отношения с вашим другом.
Правила Друзей.  (Памятка)
Помогай другу: если умеешь что – то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.
Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе самое лучшее.
Останови друга, если он делает что – то плохое. Хорошо дружить – значить говорить друг другу только правду; если друг в чем – то  по отношению к тебе не  прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.
Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть  сними мирно,  не спорь  по пустякам; не зазнавайся, если  у тебя что – то хорошо получается; не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
 Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.
Учитель:Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу.
Танец «Дружба »
Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься?
(Учитель раздаёт детям вырезанные из цветной бумаги
сердечки.) Подарите  сердечки своему лучшему другу в классе.
Подведение итогов (рефлексия)
- Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание. Спасибо всем.
111125107950


Секция учителей дошкольного образования.
КПП занятие по обучению грамоте.
Учитель: Картабаева Балдырган Мукашевна.

Технологическая карта организованной учебной деятельности КПП.
Образовательная область: «Коммуникация»
Раздел: Основы грамоты и письма. Развитие речи.
Тема : Закрепление буквы Ш,написание сочетания ШИ .
«Путешествие по сказке «Гуси -лебеди» Цели: Закрепление буквы ш, дать правило написания сочетания «ШИ».
Продолжать учить  распознавать звуки, различные по
продолжительности, называть гласные и согласные звуки.
Закреплять умение находить место звука.
Продолжить учить выполнять звуковой анализ слова, делить слова на слоги.Составлять схему предложений.
Развивать устную речь, логическое мышление, внимание, познавательность. Воспитывать желание помочь слабым, доброжелательность, интерес к чтению.
Билингвальный компонент: сәлеметсіз бе-здравствуйте,звук –дыбыс,аққу-қаздар-гуси-лебеди,алма ағашы-яблоня,пеш-печка,спасибо-рахмет,сау болыңыз-до свидание.
Этапы
деятельности Действия воспитателя Действия детей
 
Мотивационно-
побудительный Круг радости:
Здравсвуйте, всем кто пришел к нам сегодня! Здравствуйте,кто верит доброте!Здравсвуйте,кто не жалея сил!Делится счастьем своим.Приглашает путешествовать по сказке.Загадывает загадку:
В сказке небо синее
В сказке птицы страшные
Яблонька, спаси меня
Реченька спаси меня Проявляют интерес
 
 
Дети все повторяют
 
 
 Внимательно слушают загадку и отгадывают. «Гуси-лебеди»
Организационно –поисковый
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Ребята, пришло письмо от Аленушки она просит найти и спасти своего братца Иванушку.
 
Фонетическая зарядка.
В лесу воют волки
Ползают и свистят змеи
Шелестят листья
Что мы произнесли?
Что такое звуки?
Какие бывают звуки?
Звук ш всегда твердый звук 
Аленушка бежала и увидела печку
Игра «Буква потерялась.
Впиши букву Ш или Ж.
.уба, .апка, .ук, .аба, .ало, .ум.
Физминутка
В темном лесу есть избушка
Стоит задом наперед
В той избушке есть старушка
Баба-яга живет
Нос крючком
Глаза большие
Словно угольки горят
Ух ,сердитая какая?
Дыбом волосы стоят
Ребята ,посмотрите куда мы пришли. Может речка подскажет
Вставь слоги: жи или ши,прочитай слова по стрелочкам.
Молодцы ,ребята! Справились .
Вот мы прошли речку.
Стоит яблоня
Надо помочь Аленушке съесть яблоки.Предлагаю составить предложение
Молодцы справились с заданием
Идем дальше.
Физминутка
Баба-яга не хочет отдавать Иванушку . отгадайте загадку
На опушке ,на дорожке
Стоит дом. На курьих ножках.
Сколько звуков в слове?
Раскрась ежика Повторяют волшебные слова
:Ра-ра-ра-начинается игра
Са –са-са- ждут в пути нас чудеса.
Произносят звуки
  У-у-у
С-с-с
Ш-ш-ш
Отвечают на вопросы
Звуки мы слышим,произносим.
Гласные и согласные звуки.
 Пересказывают сказку
Подставляют нужную букву и читают слова.

Дети выполняют движения
 Шагает
Поворот
Наклоны
Поворот обратно
Показать нос
Показать глаза
Грозим пальцем
 Пересказывают сказку
  Подставляют слоги и читают слова. Повторяют правила
ши пиши букву и
 
 
 Дети составляют предложение из слов и схему предложения.
Выполняют движения. 
 Отгадывают загадку,составляют схему слова
Изба
4 звука
 1 звук (и)-гласный
2 звук (з)-согласный,твердый
3 звук (б)-согласный .твердый
4 звук (а)-гласный
 Читают слоги и раскрашивают ежика.
 
Рефлексивно – корригирующий
  Просит сделать вывод о том, что дети узнали, путешествуя по сказке
Благодарит  за хорошую работу. Говорят, что они узнали нового, чему научились
Ожидаемый результат:
Воспроизводить : гласные звуки,мягкие и твердые согласные звуки.
Понимать: что буква ш всегда имеет твердый звук, ши –пиши с буквой и.
Применять: звуковой анализ слова, читать слоги и раскрасить картинку.
 




Секция учителей дошкольного образования.
Семинар (мастер-класс) для воспитателей
по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"
Учитель: Дильдибекова Акжамал Тургумбаевна.

Семинар (мастер-класс) для воспитателей
по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"
Разделы: Работа с дошкольниками
Цель семинар (мастер-класса): освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя.
Задачи занятия:
Дать определение понятию здоровья.
Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в мини-центре, посредствам развивающей среды по физическому воспитанию.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
План проведения программы:
1. Вступительное слово:
 - Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня я хотела бы в ходе проведения семинара показать мастер-класс по использованию здоровьесберегающих технологий в группе мини-центра.
- Начать нашу встречу нам хотелось бы со знакомства-приветствия. А чтобы мы лучше поприветствовали друг с друга, давайте поиграем. Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, АКЖАМАЛ-АКТИВНАЯ, Марина – миролюбивая и т.д.
 (знакомство-приветствие).
 - Итак, мы с вами поприветствовали друг друга, и можем начать нашу работу.
Сегодняшняя наша встреча, уважаемые коллеги, пройдет в форме телевизионной передачи “Я здоровье берегу - сам себе я помогу!” (включается музыка).
2. Начало программы
Итак, переходим к рубрике “Про здоровье”.
Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).
Ведущий: Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то помощник ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.
Ведущий: Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.
Когда впервые детям задаешь вопрос, “что же самое дорогое и ценное, в жизни человека”, то чаще всего слышишь в ответ: “деньги”, “машина”, “золото” и т.д. Иногда после наводящих вопросов называют “здоровье”, “жизнь”, а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: “Вы болеете дети?” Все дружно говорят: “Да” - “А чем вас лечат?” - “Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?” - “Нет!” Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства “ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь”.
Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”.
3. Итак, рубрика “В мини-центре”
Сегодня мы поделимся опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий нашего мини-центра. Сейчас я предлагаю посмотреть комплекс гимнастики после сна во второй младшей группе. Первую часть вы увидите на экране. Это подъем детей. Продолжение этой гимнастики мы проделаем с Вами немного позже.
(показ видеоролика подъема детей после сна во второй младшей группе)
4. Рубрика “Наша мастерская”.
Часть 1.“Наши технологии”:
Я расскажу Вам об использовании здоровьесберегающих технологий:
-какое нетрадиционное оборудование для физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных группах можно сделать из различного материала Приложение 1.Часть 2. “Практика”
А теперь, как и обещали, мы проведем с вами практическое занятие с – комплекс гимнастики после сна с использованием нестандартного оборудования.
5. Следующая рубрика “Помоги себе сам”.
Профессия педагога относится к группе риска, т.к. постоянное перенапряжение приводит к нервным заболеваниям, а, как известно все заболевания от нервов. Чтобы уменьшить риск заболеваний педагоги должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь.
А сейчас мы вам предлагаем несколько несерьезных советов для серьезных педагогов.
 Несерьезные советы.
***
Гора грязной посуды быстро исчезнет, если уронить на нее гирю.
***
Каша с маслом будет вкуснее, если добавить в нее еще немного масла. 
***
Стакан будет более блестящий, если помыть его еще и снаружи!
***
Если уж идёшь в гости с пустыми руками, то иди, хотя бы с полным желудком.
***
Нужно постараться выздороветь до того как начнут лечить.
***
Если вы не уверены в свежести вашего дыхания – не дышите.
***
Чтобы похудеть, надо или спать во время еды, или есть только во сне.
 ***
Если контроль потерял над собой, воспитателю срочно нужно домой.
***
Если хочешь похудеть, ешь голый у зеркала.
***
Свежекупленный сыр будет храниться гораздо дольше, если не съесть его в первый же день.
***
Ваше платье прослужит вам долгие годы, если ваш муж получает маленькую зарплату.
***
Если возникло желание крикнуть - это опасно можно привыкнуть.
***
Кто в радости живет, того и кручина неймет.
***
От радости кудри вьются, в печали секутся.
Эти советы были предложены вам для смеха. Так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе.
Любители похохотать действительно реже болеют - это научно доказанный факт. Одно из исследований даже показало, что младенцы смешливых матерей значительно реже болеют ОРВИ!
Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде, а посмеявшись десять - пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада.
Как бы то ни было, смейтесь для профилактики и лечения! Это лекарство распространяется бесплатно, передается по воздуху, а единственное “побочное действие” - хорошее настроение.
И в заключение нашего семинара мы переходим к рубрике “Релаксация”.
6. Рубрика “Релаксация”
 Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Сколько ненужных, бесполезных движений мы делаем и подвергаем нервную систему излишней нагрузке. Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоции истощают организм и одного ночного отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может - релаксация.
(видеоролик “Когда тебе грустно”).
Наша передача “Я здоровье берегу, сам себе я помогу, подошла к концу.
Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово!

Игра «Воздушный шар»

Игра «Приветствие»


Нетрадиционный метод-арттерапия «Сухой дождь»

«Дорожка здоровья»
Биология және химия мұғалімің үйірмесі.

Мұғалімі: Сейдахметова Айгуль Акылбековна
9 сынып
Сабақтың тақырыбы: «Металдар» тарауын қайталау. Сабақтың мақсаты:а) білімділік: оқушылардаң металдардың маңызы, қосылыстары, қолданылуы мен кен орындары білімдерің тексеру;
ә) дамытушылық: оқушылардың химиялық қауіпсіздік ережелерін сақтауын қадағалап, химиялық реактивтермен жұмыс жасау дағдысын дамыту;
б) тәрбиелік: оқушыларды ұқыптылыққа тәрбиелеу;
Сабақтың түрі: аралас сабағы, іздендіру.
Сабақ типі: білімді,іскерлікті,дағдыны дамыту сабағы.
Сабақта қолданылатын әдістер: өз еріктерімен жұмыс жасау.
Көрнекілігі: слайд, реактивтер мен құрал – жабдықтар, электрондық оқулық.
Сабақтың эпиграфі:«Периодтық заңдылықтың болашағы бұзылуды емес, толығып, дами түсуді күтеді.» Д. И. Менделеев.
Сабақтың барысы:І. Ұйымдастыру кезеңі:1. Сәлемдесу, оқушыларды түгелдеу.2. Оқушылардың назарын сабаққа аудару
ІІ. Тақырып бойынша жұмыс.
1 кезең «Ойлы болсаң,озып көр»
- табиғатта қандай заттар көп: металдар ма, бейметалдар ма? (металдар)- Кандай металдар табиғатта бос күйінде кездеседі? ( алтын, күміс, платина).- қандай метал сұйық күйінде болады? (сынап)- күнделікті тұрмысымызда қандай металдар немесе олардан жасалған бұйымдар жиірек қолданылады? ( Fe, Cu. Au, Al, Zn, Ag, W)
2 кезең «Мықты болсаң,тауып көр»
Электрондық оқулықпен жұмыс жасау (1,3,6,9,11,17,18)
кезең «Зерек болсаң, шешіп көр»
есеп шығару;
1 есеп: Массасы 20 г мыс сульфаты бар ерітіндісін массасы 8 г натрий гидроксидінің ерітіндісімен араластырғанда қанша мыс гидроксидінң тұнбасы тұзіледі.

2 есеп: Азот қышқылының массалық үлесі 50 %, тығыздығы 1,1 гр/ см3 , көлемі 200 мл. ерідіндісі берілген. Осы ерітіндегі таза азот қышқылының массасы есептеңіздер?
Сергіту сәті: психологиялық тренигн.
кезен «Шеберхана»
берілген конструктормен молекуларды жасау.
молекула этана
молекула воды
3. сірке қышқылы.
4. құмырсқа қышқылы.
кезең «Химик -сараман»
берілген заттармен тәжірибе жүзінде іске асыру.
қауіпсіздік ережелерін қайталау ,электрондық оқулық арқылы.
IIІ. Сабақты қорыту. Оқушыларды бағалау.
IY. Үйге тапсырма. Металдар тарауын қайталау.
Y. Рефлексия: Алған әсеріңіз қандай ? (стикер)





Биология және химия мұғалімің үйірмесі.

Мұғалімі: Атыбай Сарсен
Биология пәнінен 7-8 сыныптарға арналған ашық сабақ жоспары
Сабақтың мақсаты:
1.Білімділік :Оқушылардың жаңа сабақта білімділігін арттыру.
2. Дамытушылық: Жаңа тақырыпты өткен тақырыппен байланыстыра дамыта оқыту.
3. Тәрбиелік: Еліміздегі жәнежер бетіндегі алғаш құрлыққа шыққан омыртқалы жануарларды қорғау, тіс адамның негізгі мүшесі екендігін оның гигиеникалық талаптарын сақтау керек екендігін тәрбиелік тұрғыдан түсіндіру.
Сабақтың түрі: Жаңа білімді меңгерту.
Сабақтың әдіс – тәсілдері: әңгімелесу, ой тастау, сұхбат құру, тапсырмалармен жұмыс істеу, ой тұжырымдау.
Жұмыс формалары: топтық,жұптық, жекелей
Сабақтың көрнекілігі: әр түрлі суреттер
Пәнаралық байланыс: қазақ тілі, география
Сабақтың барысы
І .Ұйымдастыру
ІІ. Үй тапсырма:
7 сынып: Төменде берілген шеміршекті балықтар мен сүйекті балықтарға тән белгілердің тұсындағы сандарды қою арқылы кестені толтыру.
Шеміршекті балықтар Сүйекті балықта
1.Қортпа, шоқыр, пілмай, латимерия, батах.
2.Жұпбалық, тұтабас,акула.
3.Тоқ ішегі жуан әрі оның ішінде оралмалы қатпарлары бар.
4.Терісі ірі қабыршықтармен қапталған.
5.Терісі плакоидты қабыршықтармен қапталған.
6.Желбезегінің сыртында сүйекті қақпағы бар.
7. Желбезек саңылаулары тікелей сыртқа ашылады.
8.Тоқ ішегі мен аш ішегінің шекерасында ұсақ тұйық өскіндері бар.
9.Тұмсығы алға созылыңқы.
10. Торсылдағы болады.
11.Торсылдағы болмайды.
12.Клоакасы бар.
13. Аналь тесігі бар.
14.Іштей ұрықтанады.
15. Сырттай ұрықтанады.
16. Уылдырығының саны көп.
17. Уылдырығының саны аз.
8 сынып: Биологиялық диктант.
1.Асқорту мүшелеріне --------------------------------------------------------------- жатады.
2. Асқорту мүшелерінің қабырғасы негізінен -------- қабаттан тұрады: олар -------------------------------.
3.---------------- сыртын бұлшық еттер мен еріндер жауып тұрады.
4.Тілдің-------,----------- және ---------- болады.
5. --------------------- түтік пішінді қуыс, бұлшықетті мүше,----------------------- бұлшшықет ұлпасынан тұрады.
6. Өңеш – ұзындығы ----------------- іші қуыс бұлшықетті мүше.
7. ------------------------ құрсақ қуысының жоғарғы бөлімінің сол жағында көкеттің астында орналасқан жолының кеңейген бөлігі.
8.Аш ішек – асқазан мен тоқ ішекті жалғастыратын ------------------------- мүше.
9.Аш ішектің асқазаннан басталған 25-30 сантеметрдей бөлімі -------------- деп аталады.
10.Тоқ ішектің ұзындығы --------------------, аш ішекткен екі еседей жуан.
11.Тоқ ішектің аш ішектен басталған жері ----------------- деп аталады.
12. Тоқ ішектің соңғы бөлімі ----------------.
ІІІ Жаңа сабақ:
« Қосмекенілер класы»
7 сынып Тақырыбы: «Алғаш құрлыққа шыққан омыртқалы жануарлар»
Қосмекенділер - ең алғаш құрлыққа шыққан омыртқалы жануарлар.Бұлар екі ортада: суда да құрлықта да өмір сүруге бейімделген.Қосмекенділер суда көбейеді және дернәсілдері сулы ортада дамиды. Дернәсілдері суда – желбезектері мен терісі арқылы, ал ересектері құрлықта терісі және өкпесі арқылы тыныс алады. Қазіргі кезде қосмекенділердің 4 000 астам түрі бар. Жер шарының тропиктік, субтропиктік және қоңыржай аймақтарында кездеседі.Қаз-да қосмекен-дің 12 түрі таралған.оның 3 түрі сирек кездесетіндіктен, Қаз-ның Қызыл кітабына (1996) тіркелген.
Құйырықсыз және құйырықты қосмен-дің денесі бас,тұлға және көбінесе бес саусақты төрт аяқтан тұрды. Олардың дене тұрқы 2-3 см-ден 180 см-гедейін жеткен.Қосмекен – лер зиянды жәндіктермен қоректенетіндіктен, пайдалы. Кейбір түрлері: бақалар,саламандар тағам ретінде пайдаланылды.Көл бақалар тәжірибелік зерттеу жұжыстарында қолданылды. Қосмекенділер-салқынқанды,төрт аяқты жануарлар.Олар үш отрядқа бөлінеді:құйрықты,құйрықсыз және аяқсыз қосмекенділер.Аяқтарымен жүреді және секіреді.Құйрықты қосмекенділер суда жүзеді.Олар суда өмір сүруге екінші рет оралған жануарлар.Қосмекенділердің жұмыртқасы және дернәсілдері суда болатындықтан,көбею суда жүзеге асады.Аяқсыз қосмекенділер ылғалды және жұмсақ топырақта мекендейді.Олардың аяғы және жамбас белдеуі,сондай-ақ көзі,теңдестіру мүшесі және ортаңғы құлағы жоқ.Иіс сезу және сипап сезу сезімдері жақсы дамыған.Іштей ұрықтанады,уылдырықтарын аналығы қорғайды.
Аяқсыз қосмекен – дің 170-дей түрі бар. Олар Африкада, Америкада , Үндістанда, Цейлон жерінде тіршілік етеді. Солардың бірі сыртқы бейнесі құртқа және жыланға ұқсас болғандықтан, сақиналы құртпошым деп аталады. Бұлар аяқтары жойылғандықтан аяқсыз қосмекен – лер деп атаған.
Құйырықтылар отрядына жататын қос-дің 350 – дей түрі бар.Оған тритондар мен саламандар жатады.Оған мысал жетісулық бақатіс.Дене тұрқы 20-25 см.
Құйырықсыз қос –дің 3500 дей түрі бар.Олар көл бақа, тоған бақасы, құрбақалар. Қазақстанда жасыл құрбақа, кәдімгі құрбақа,және даната құрбақасы. Даната құрбақасы Қаз – ның Қызыл кітабына (1996) тіркелген. ОлЗайсан, Балқаш, Алакөл өңірінде таралған, бірақ саны барлық жерде аз.


IV Бекіту: «Сөзжұмбақ» арқылы
1.Суда да, құрлықта да тіршілік ететін омыртқалылар.
2.Қазіргі кезде қосмекенділердің қанша түрі бар?

3 .Қосмекенділердің бір түрі.
4. Аяқсыз қосмекенділер тіршілік ететін жердің бірі.
5. Құйрықтылар отрядына жататын қосмекенділердің бірі.
6.Құрбақалар тұқымдасының бірі.
7.Жетісулық бақатіс құрбақасы қай жылы Қызыл кітапқа тіркелген?
8.Даната құрбақасы тіршілік ететін Қаз-ғы жерлердің бірі.
Қосымша тапсырма: « Сәйкестендіру»
Қазіргі кезде қосмекенділердің 12 түрі таралған
Аяқсыз қосмекенділердің 3500 түрі бар
Құйрықтылар отрядына жататын қос -дің 4000 түрі бар
Құйырықсыз қосмекенділердің 170 дей түрі бар
Қазақстанда қосмекенділердің 350 дей түрі бар
8сынып
Жаңа сабақ: Тақырыбы: «Тістің құрылысы және гигиенасы»
Тістің құрылысы. Әрбір жеке тістің сауыты, мойны және түбірі болды. Тіс сауытының сырты жылтыр кіреукемен (эмаль) қаптаған. Кіреуке адам денесіндегі ең қатты ұлпа. Тіс кіреукесінің 95% кальций фосфатының қосылысынан тұрады.Бұдан басқа оның құрамында фтор, мыс, мырыш, темір, кремний және т.б. заттар кездеседі. Тіс кіреукессінің қалыңдығы да түрліше болады.Тіс сауытының үстіңгі бұдырларында кіреуке едәуір қалың. Балалар тістерінің кіреукесінің құрамында минералдық заттар аз болғандықтан ол жұқа болады. Тістің қызылиектен шығып тұрған бөлігі – тіс сауыты деп аталады. Тістің келесі бөлімі – мойны.Тіс мойыны арқылы тіс ұяшықтарына цемент заты арқылы бекиді. Тістің үшінші бөлімі – түбірі.Тістің түбірі жақ сүйектеріндегі арнайы ұяшықтарда орналасқан. Күрек және сойдақ тістердің түбірі бір-бірден болса, азу тістердің түбірі екеу (кіші азу тістерде) немесе үшеу (үлкен азу тістерде). Тіс түбірінің ұшында кішкене тесік болады. Осы тесік арқылы тістің ішіне қантамырлары мен жүйкелер енеді. Тістің ішкі қуысы борпылдақ дәнекер ұлпасымен толықтырылған.Тістің түбірлері дәнекер ұлпалы талшықтар арқылы тіс ұяшықтарына өте берік бекінген.Тістің көп бөлігін дентин заты құрайды. Дентин өте тығыз сүйек ұлпасынан түзілген. Микробтардың әсерінен тістің дентин затының бұзылуынан болатын ауру тісжегі (кариес) деп аталады. Адамның да тістері басқа сүтқоректі жануарларға ұқсас жеке топтарға бөліеген. Тістер күрек, сойдақ, кіші және үлкен азу тістер.Ересек адамдарда 28-32 тұрақты тіс болады. Әрбір жақ сүйектерінде 16 тәс бар. Сәби дүниеге тіссіз келеді. Сібидің 6-9 айлығында алғаш күрек тістер шыға бастайды. Сәбиде 2 жасқа дейін барлығы 20 тіс шығады. Бұл тістер сүт тістер деп аталады. 6-7 жастан бастап сүт тістер түсіп, орнына тұрақты тістер шығады. 12-14 жаста толық тұрақты тістер шығып бітеді. Ең соңғы үлкен азу тістер 18-20 шығып бітеді. Оны адамдар ақыл тісдеп атаған.



Бекіту:
1.Тіс неше бөлімнен тұрады, тіс түбірі қандай қызымет атқарады?
2.Ересек адамдарда тістің жалпы саны нешеу, олар қанша топқа бөлінеді,әр қайсысының санын атаңдар.
3.Азу тістердің беті кедір-бұдыр болуының қандай маңызы бар?
4.Сүт тістері мен тұрақты тістер қанша жаста шығып қалыптасады?
5.Тіс жұлғандаауырып, қан ағу себептері неліктен?
6. Балалардың сүт тістері неге түсіп қалады?
7.Үлкен азу тістер мен кіші азу тістерінің айырмашылығы неде?
8. «Апыл – ғұпыл ішкен ас, асқазанға түскен тас» мақалдың мағанасын түсіндір!
Кластер қосымша тапсырма:




V Оқушыларды бағалау
VI Сабақты қортындылау
VII Үйге тапсырма : $ 53 оқып келу
$ 43 сұрақтарға жауап беру.
Начало формы
+2 дауыс
Конец формы
Начало формы
1 -нұсқа  1. Cағақты жапырақ болады A) Бидайда B) Алоэда C) Қайыңда D) Күріште E) Жүгеріде 2. Жүгерінің жемісі-: A) Жидек. B) Тұқымша.  C) Бұршаққын.  D) Бұршаққап.  E) Дәнек.  3. Органикалық тыңайтқыштардың ішінде көбірек қолданылатыны- A) Көң (қи), қарашірік. B) Шымтезек. C) Күл. D) Саңғырық. E) Құм.  4. Қынаның денесінде селбесіп тіршілік ететін балдырлардың саңырауқұлақтардан алатын заты A) Ауа. B) Көмірсу. C) Органикалық заттар. D) Майлар. E) Минералды заттар және су.  5. Ішекқуыстылардың денесі- A) екі қабатты.  B) көп қабатты.  C) бір жасушалы.  D) бір қабатты.  E) үш қабатты.  6. Паразиттік тіршілік ететін жәндік: A) Мизан. B) Тарақан. C) Кене. D) Бүйі. E) Шұбалшаң.  7. Денедегі қанды жүрекке апаратын тамыр: A) Қылтамыр. B) Салатамыр. C) Қолқа. D) Лимфа. E) Көктамыр.  8. Шылым түтінінің ішінде болады: A) Улы газ, шаң, қүйе. B) Улы газ, оттегі, шемен. C) Улы газ, шаң, өттегі. D) Улы газ, шаң, шемен. E) Улы газ, шаң, тозаң.  9. Тірі организмдердің Жер бетінің қабығы A) гидросфера. B) литосфера. C) атмосфера. D) ноосфера. E) биосфера.  10. Алғашқы аңдардың мекені A) Үндістанда. B) Америкада. C) Жапонияда. D) Австралияда. E) Африкада.  11. Жасушаның құрамындағы органикалық зат: A) Калий хлориді B) Cу C) Натрий хлориді D) Нуклеин қышқылы E) Тұздар  12. Өсімдіктің жер асты қоректену мүшесінің ең ұшы: A) Қосалқы тамыр B) Тамыр түкшесі C) Жанама тамыр D) Негізгі тамыр E) Тамыр оймақшасы 13. Сіңір созылғанда,сүйек тайғанда көрсетілетін алғашқы көмек: A) зақымдалған жерге ыстық басып , орап тастау  B) сіңірді дәкемен орау  C) ширатпамен таңу  D) зақымдалған жерге суық басу  E) зақымдалған жерге суық басып қатты орап тастау  14. Адам ағзасындағы ас қорыту жолының жұқпалы ауруы: A) Цирроз. B) Қантышқақ (дизентерия). C) Колит. D) Гастрит. E) Жара.  15. Aдреналин гормонын бөлетін- A) жас бездері.  B) сілекей бездері.  C) Бүйрекүсті без.  D) қалқанша без.  E) алқым безі.  16. Нуклеин қышқылдарының атқаратын қызметі: A) Қорғаныштық. B) Құрылыстық. C) Катализдік. D) Ақпараттық. E) Энергетикалық.  17. Ферменттер табиғаты жағынан: A) Ақуыздар (нәруыздар) . B) Көмірсулар. C) ДНҚ. D) Минералды тұздар. E) Майлар.  18. Ағзаның жұмыртқа қабығын жарып шыққаннан кейінгі кезеңі: A) эмбриогенез B) филогенез C) постэмбриогенез D) түрленіп даму E) онтогенез 19. Органикалық заттарды бейорганикалық заттарға айналдыратын ағзалар: A) бір жасушалы балдырлар. B) космополиттер. C) автотрофтылар.  D) редуценттер.  E) продуценттер.  20. Жемісі жел арқылы таралатын өсімдік A) Шетен B) Інжугүл C) Сары қараған D) Итошаған E) Бақбақ 21. Жел арқылы тозаңданатын өсімдік: A) шие B) қарабидай C) есінек D) үрмебұршақ E) хош иісті темекі 22. Көпқылтандылардың сезім мүшесі: A) Жай көзі. B) Сипап cезу, көру, тепе-теңдік. C) Иіс сезу. D) Күрделі көзі E) Дәм сезу.  23. Гетерозиготалы ағзада бір ғана белгісі бойынша түзілетін жұп гаметасы: A) 8 B) 1 C) 2 D) 4 E) 6 24. Әр алуан тіршілік жағдайында пайда болып, ағзаның құрылым деңгейін күрделендіретін эволюциялық өзгеріс A) дегенерация. B) конвергенция. C) дивергенция. D) идиоадаптация. E) ароморфоз.  25. «Динозаврлар дәуірі» болып есептелетін заман: A) Мезозой. B) Архей. C) Протерозой. D) Палеозой. E) Кайнозой.  нұсқа -2 1. Өсімдіктің жер асты қоректену мүшесінің ең ұшы: A) Қосалқы тамыр B) Тамыр түкшесі C) Жанама тамыр D) Негізгі тамыр E) Тамыр оймақшасы  2. Ауа температурасы 120-200 аралықта себіледі  A) Қарабидай B) Сәбіз C) Темекі D) Асбұршақ  E) Бидай 3. Қосжарнақты класының өсімдіктері:  A) Жүгері. B) Бидай. C) Інжугүл. D) Лалагүл. E) Үрмебұршақ.  4. Cаңырауқұлақтың споралары өнетін орта A) кебу топырақ. B) қарашірігі мол ылғалды топырақ. C) ылғалы мол, бірақ қарашірігі аз топырақ. D) құс саңғырығының іші. E) су.  5. Актинияның тіршілік ететін мекені- A) мұхиттар.  B) топырақ.  C) көлдер.  D) теңіздер.  E) тұщы су.  6. Энцефалит ауруын жұқтырушы жәндік: A) Тарақан. B) Тайга кенесі. C) Өрмекші. D) Бүйі. E) Шұбалшаң.  7. Қанның эритроциттері A) қанның ақ түйіршіктері. B) қан жарғақшасы. C) сұйық клеткааралық зат. D) сұйық ішкі орта. E) қанның қызыл түйіршіктері.  8. Оттегін тасымалдаушы қанның құрам бөлігі: A) тромбоцит B) гемоглобин C) фибрин D) лейкоцит E) гемотромбоцит 9. Топырақта азот қосылыстарын жинаушы бактериялар аталады: A) Сапрофитті. B) Нитрлеуші. C) Хемосинтездеуші.  D) Паразитті.  E) Динитрлеуші.  10. Қазіргі кездегі жорғалаушылар арасында күрделі құрылысты: A) жыландар B) крокодилдер C) хамелеондар D) кесірткелер E) тасбақалар 11. Тырнақ және шаш жататын ұлпа. A) Бұлшықет. B) Эпителий. C) Жүйке. D) Сүйек. E) Дәнекер.  12. Кене арқылы таралатын ауру A) пневмония B) қояншық C) сыздауық D) шиқан E) энцефалит 13. Жалпақ бұлшық еттер A) иықта B) кеудеде C) шайнау D) мойында E) қолда 14. Ағзаға улы әсер ететін өсімдік- A) Қой бүлдірген B) Асқабақ C) Меңдуана D) Қияр E) Итмұрын 15. Адреналин гормоны бөлетін без: A) Эпифиз. B) Қосалқы без (гипофиз). C) Бүйрек үсті безі. D) Ұйқы безі. E) Қалқанша без.  16. Ядроның бөлімінде орналасқан ДНҚ молекуласы:  A) Ядро шырынында. B) Ядро қабықшасында. C) Ядрошықта. D) Ядро қосындыларында. E) Хромосомада.  17. Жасушадағы бейорганикалық қосылыстар: A) Су, тұздар. B) Көмірсулар, су. C) Май қышқылы. D) Майлар, ақуыздар (нәруыздар).  E) Глюкоза, кальций фосфаты.  18. Адам ұрығында жүйке жүйесінің түзілуі басталады: A) Бір апталық ұрығында B) Төрт апталық ұрығында C) Үш апталық ұрығында D) Екі апталық ұрығында E) Бес апталық ұрығында  19. Сыртқы ортадағы маусымдық өзгерістердің ең негізгі әрекеттері. A) Жауын-шашын мөлшері. B) Ауаның атмосфералық қысымы. C) Күн жарығының ұзақтығының өзгеруі. D) Қардың түсуі. E) Ауа температурасындағы өзгеріс.  20. Гүлдің ең негізгі бөлімдері: A) аналық мойны және аналық аузы B) аналық және аталық C) гүлсағақ және гүлтабан D) күлтежапырақшалар E) тостағанша жапырақша  21. Жемістің түзілуі : A) аналық жатынында B) аналық мойнында C) аналық аузында D) аталықтарда E) тұқымбастамада 22. Адамның бүйенінде тіршілік ететін жұмыр құрт: A) ішексорғы B) қылдырықбас C) суыртқы D) үшкірқұрт E) қылқұрт 23. Орталық Aмерика орталығынан шыққан өсімдік (отаны): A) соя. B) бидай. C) картоп. D) орамжапырақ. E) жүгері.  24. Бунақденелердің кеңінен таралу дәуірі. A) Палеозой. B) Кайнозой. C) Мезозой. D) Протерозой. E) Архей.  25. Биогеоценоз: A) топырақ B) тірі ағза мен орта бірлестігі C) тірі ағза D) тіршілік сатысы E) түр жиынтығы