методическая разработка сминара — пракикума Современный урок — конструирование и анализ
Семинар – практикум
Тема: «Современный урок – конструирование и анализ»
« Урок –это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства ,показатель его кругозора. эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Цель: Рассмотреть основные составляющие современного урока, влияющие на качество обучения учащихся. Рассмотреть способы моделирования урока в контексте профессиональной деятельности учителя, необходимые для реализации учебного успеха обучающихся и повысить мотивацию педагогов на применение современных технологий на уроках . Задачи:
Создать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
Развивать потребности у молодых педагогов к профессиональному самосовершенствованию и работе над собой.
Организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде.
Помочь молодым учителям реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.
Участники: молодые учителя школ района Регламент: 1 час 30 минут Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы работы. Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы (комплект приложение 1-8)
Ожидаемый результат:
Знания учителей о различных приемах и техниках развития критического мышления; умение применять их на различных этапах урока.
Критерии оценки:
Рефлексия по методу «Незаконченное предложение….».
Продукты деятельности учителей: постеры с примерами использования различных приемов и стратегий КМ (ромашка Блума, «Отсюда – сюда», Денотатный граф, концептуальные таблицы, кластеры – гроздья…)
Подходы к проведению занятия:
Коллаборативное обучение, основанное на активном включении каждого учителя в решение проблемы и достижение результата.
Вопросы для обсуждения:
1.Многообразие структуры урока. Отв.: учитель информатики Б-Чураковской СШ - Отт И.Г.
2.Требования к уроку: - дидактические, психологические, стиль урока. Отв. Байдакова Г.С. учитель англ.языка Докучаевской СШ
3.Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя. Отв.: Абдиева А.А.-учитель биологии Краснокордонская СШ.
4.Анализ и самоанализ урока. Отв.: Абдрахманова М.С.- учитель географии Лермонтовской СШ
5.Самоанализ урока. Анализ урока (с позиции современного урока). отв.: Козел В.Н. – зам.директора по УВР Лермонтовской СШ
6. Составление плана-конспекта урока формирования умений и навыков - требования к современному уроку. Отв.: Мазур Е.М. учитель истории Силантьевской СШ.
Ход занятия:
Для создания коллаборативной среды – «Круг радости» .Вводная часть. (2-3 минуты) Учителя рассаживаются по группам в определенном порядке (в соответствии с геометрической фигурой).
Определение целей и задач семинара.
Вступительное слово руководителя ШМУ:
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, необъятностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Любой урок имеет потенциал для решения новых задач. На наших педсоветах мы уже говорили о причинах неуспеваемости учащихся, пытались найти способы предупреждения неуспеваемости школьников. Сегодня мы попытаемся выяснить те составляющие современного урока, которые также будут способствовать решению данной проблемы.
6.Слово о стратегиях и приемах развития критического мышления.
На современном уроке в последнее время учителями школ применяются идеи семи модулей , одним из которых мы применим в нашей сегодняшней работе – модуль критическое мышление. Вы наверное уже знакомы с данным модулем . Дает краткую характеристику некоторых приемов и стратегий, которые позволяют эффективно развивать умение школьников работать с любыми видами информации, преобразовывать полученную информацию, делать выводы.
Работа в группах по выполнению заданий:
Задание 1. Мозговой штурм. (2-3 минуты) или «Корзина идей»
Подумайте и ответьте на вопросы:
1.Что такое современный урок?
(Современный урок – это предполагаемое сотрудничество творчески работающего учителя и активного думающего ученика, где учитель использует демократический и личностно- ориентированный подходы в обучении к своим ученикам , а задания носят мотивированный характер, который поддерживается разумно используемыми ИКТ.
Современный урок – это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций учащихся. Ученик должен самостоятельно осуществлять поиск информации под поставленную задачу, уметь анализировать информацию, применять полученные знания для решения проблем).2.Признаки современного урока ( развитие личности ученика в процессе обучения и воспитания, ЛО подход, компетентностный подход, организация урока динамична и вариативна, использование современных педагогических технологий)
3.Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать в учащихся умения, навыки, которые он сможет применить в различных жизненных ситуациях.
Каждая группа выдвигает свои версии. Активное обсуждение.
Задание 2. Применить один из приемов развития критического мышления.
В качестве материала (информации) предложены выступления учителей подготовленные для семинара. Время на подготовку задания 10-15 минут. Затем каждая группа выбирает спикера, который будет представлять работу группы. Время на презентацию работы группы – 3 минуты. За временем следит тайм – менеджер.
Задание группе №1: Прием «Ромашка Блума»
В составе группы придумайте вопросы по самоанализу и анализа урока (с позиции современного урока). отв.: Козел В.Н. – зам.директора по УВР Лермонтовской СШ , соответствующие каждому уровню мышления, начиная от простого к сложному, используя таблицу – подсказку (вопросы – простые, уточняющие, интерпретирующие, оценочные, творческие, практические)
Навыки Содержание Что делают ученики Глаголы-действия
Знание Определяются знания, которыми владеют школьники, их ранее приобретенный опыт в процессе работы с информацией:
-устанавливаются ключевые понятия и термины, которые определяют основные идеи информации;
-устанавливается, какие понятия могут использоваться для формулирования собственной позиции Слушает, запоминает, узнает Назови, расскажи, перечисли
Осмысление (понимание) Обобщаются основные идеи, которые следует извлечь из собранной информации; оцениваются понимание, интерпретация информации путем обсуждения:
-имеется полное представление, как информация разрабатывается, организуется и распространяется;
-проводится дифференциация между главными и вторичными источниками;
-осознается, что информацию можно построить на основе данных основного источника;
-чтение текста и отбор основных идей;
-переструктурирование текста своими словами и тщательный отбор данных;
-определение материала для цитирования;
-участие в дискуссиях; Объясняет, переводит, демонстрирует Опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни
Применение Отбирается дополнительная информация; разрабатываются и применяются соответствующие стратегии:
-изучаются содержание и организация информации;
-разрабатывается план анализа, использования диаграмм, иллюстраций, классификаций с целью создания и демонстрации результатов исследования, сделанных выводов;
-определяются объем, качество и надежность поиска, чтобы определить, нужно ли использовать альтернативную информацию Решает проблемы, демонстрирует знания Примени, используй, продемонстрируй, объясни, выбери, интерпретируй
Анализ Рассматриваются и применяются первоначальные критерии оценки как для информации, так и для ее источников:
-изучается и сравнивается информация из разных источников, с тем, чтобы оценить ее надежность, валидность, точность, авторитетность, актуальность, высказываемую в ней позицию или возможное отрицательное воздействие;
-анализируются структура и логика приводимой аргументации;
-распознаются предубеждения, обман, манипуляции;
-рассматриваются культурный, физический или другой контекст, в котором была подана информация, и осмысливается ее влияние на понимание информации Анализирует, обсуждает, раскрывает Ответьте почему, проанализируйте, разложите, сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравните
Обобщение (синтез) Проводится обобщение основных идей для разработки новой концепции, нового взгляда на проблему; определяется, оказывает ли новое знание влияние на личностную оценку и предпринимаются ли попытки устранить различия:
-устанавливается взаимосвязь между различными позициями и проводится их объединение в первоначальные суждения с сопутствующими аргументами;
-первоначальные обобщения, суждения развиваются на более высоком уровне абстракции для формулирования новых гипотез, которые, возможно, потребуют дополнительной информации;
-рассматриваются различные точки зрения на проблему, имеющиеся в литературе;
-определяется, принять или отвергнуть встречающиеся точки зрения Обобщает, формулирует, планирует Составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте
Оценка Проводится сравнение нового знания с ранее приобретенным знанием, с тем, чтобы определить, что нового, значимого для решения проблемы было получено, выявить противоречия или другие ценные характеристики информации:
-определяется, соответствует ли информация изучаемой теме или требуется другая информация;
-определяется, не противоречит ли данная информация полученной ранее из других источников или, возможно, дополняет ее;
-делаются выводы, заключения на основе собранной информации;
-определяется возможная достоверность и обоснованность сделанного заключения;
-новая информация интегрируется с ранее полученной информацией или знанием;
-отбирается информация, которая обеспечивает доказательность рассматриваемой темы Обсуждает, оценивает, выбирает Оцените, сравните, что самое хорошее, кто прав, почему это самое важное
Задание группе №2: Прием «Концептуальные таблицы»
Концептуальная таблица составляется для анализа проблемы, возникшей при прочтении информации по требованиям к уроку: - дидактические, психологические, стиль урока. Отв. Байдакова Г.С. - учитель англ.языка Докучаевской СШ .
Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий
Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления)
Концептуальная таблица помогает наметить направления исследований
В заголовке таблицы размещается проблемный вопрос.
• Концептуальная таблица составляется для анализа проблемы
• Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий
• Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления)
• Концептуальная таблица помогает наметить направления исследований
• Таблица также может существенно помочь в выборе ключевых словосочетаний для поиска информации в Internet.
В заголовке таблицы размещается проблемный вопрос
Особенно полезна, когда предполагается сравнение трёх и более объектов или несколько вопросов. Например, требования к уроку: - дидактические, психологические, стиль урока. составить следующую таблицу:
Требования к уроку:
Объект сравнения Дидактические Психологические Стиль урока
Задание группе №3: Прием «Денотатный граф»
По мере прочтения информации «Многообразие структуры урока» Отв.: учитель информатики Б-Чураковской СШ - Отт И.Г., используя прием Денотатный граф составьте схему, иллюстрирующую содержание предложенной темы.
Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Способ создания денотатного графа:
• Выделение ключевого слова или словосочетания
• Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку)
• Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия)• Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — "веточки"
• Соотнесение каждого слова — "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.
Задание группе №4: Прием ИНФОРМАЦИОННЫЕ СХЕМЫ «ДРЕВОВИДНЫЕ ГРАФЫ»
По теме : Составление плана-конспекта урока формирования умений и навыков - требования к современному уроку. Отв.: Мазур Е.М. учитель истории Силантьевской СШ.
Позволяют обработать большой объём информации на основе закона осмысления в форме составления модели, которую в дальнейшем можно использовать на разных этапах учебного познания. Например, при изучении химических свойств этиленовых углеводородов составляем схему, подтверждающую зависимость между строением и свойствами веществ.
+Н2 (гидрирование)
+Hal2 (галогенирование)
+HHal (гидрогалогенирование)
+Н2О (гидратация)
Каталитическое
С растворами окислителей
Реакции
присоединения
Реакции
окисления
Полное (горение)
Неполное
мягкое
жесткое
Реакции
полимеризации
Реакции
замещения
Приёмы работы с такой схемой разнообразны – совместное с учителем или самостоятельное составление, работа в парах и группах по её изучению, прямое и обратное действие.
Задание группе №5: Прием «Кластер – гроздья»
По теме: «Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя.» Отв.: Абдиева А.А.-учитель биологии Краснокордонская СШ.
КЛАСТЕР- выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Гроздья – графический прием в систематизации материала.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
Надо записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции;
Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
Постараться построить как можно больше связей.
Советы учителю:
Записывайте все идеи учащихся.
Не судите о качестве идей (не комментируйте) .Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо.
Не переставайте писать, пока не закончится отведенное время. При необходимости можно помочь учащимся, задавая им наводящие вопросы.
Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.
Помните о том, что групповое составление кластера – это стержень для идей группы.
Выступление спикеров групп. Защита флипчарта в течение 1 минуты.
6. Вывод о необходимости и эффективности применения различных приемов и стратегий развития критического мышления на различных этапах урока.
Задание группе №6: прием ТАБЛИЦА «ПЛЮС - МИНУС - ВОПРОС».
По теме : «Анализ и самоанализ урока». Отв.: Абдрахманова М.С.- учитель географии Лермонтовской СШ.
При изучении некоторых понятий важно подчеркнуть не только отрицательные стороны, но и возможный положительный эффект. Вопросы могут быть составлены двояко. В одном варианте – это серия «тонких» и «толстых» вопросов по изучаемой проблеме, а в другом – вопросы по дополнительной информации, заинтересовавшие ученика при подготовке к занятию, которые он желает задать классу. Например, при изучении коррозии металлов первые колонки данной таблицы после их заполнения учащимися выглядят следующим образом:
+ - ?
При термической обработке стальные листы покрываются тонким трудно отделяемым слоем окалины. Таким листам дают слегка поржаветь, после чего они легко очищаются от окалины.
У древних горцев существовал особый секрет приготовления сверхпрочных и острых клинков, которые легко разрубали не только ткани, но и сухожилия и кости. Оказалось, что изделия на несколько лет закапывали в землю, а затем поржавевшие клинки после специальной обработки приобретали высокую прочность.
Разрушение металлических конструкция и т.д.
8.Рефлексия. (2-3 минуты) Методика «Ладошка»
на листе бумаги обведите свою ладошку.
каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
большой –для меня это важно и интересно …
указательный- я получил конкретные рекомендации…
средний- мне было трудно ( не понравилось)…
безымянный –моя оценка психологической атмосферы…
мизинец- для меня было недостаточно…
9. Подведение итогов
Решение методического семинара:
Отметить положительный опыт учителей эффективного применения современных технологий и пропаганду опыта работы через систему семинара-практикума ШМУ «Перспектива».
Систематизировать опыт учителей с целью создания банка идей и единого образовательного пространства на основе применения идей уровневых курсов.
Молодым педагогам школ района представить свои темы самообразования для оказания адресной методической помощи в последующих заседаниях ШМУ.
Развивать обмен опытом молодых учителей в рамках декад методического мастерства, семинаров, круглых столов.
Развивать систему накопительной оценки деятельности учителя с помощью технологии портфолио.
Руководитель ШМУ: Закончить методический семинар-практикум хочется притчей... Притча: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".
Заключение:
Так что же для нас современный урок ?
Ответы:
это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие , развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность. потребность
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Новизна современного казахстанского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Можно долго спорить о том , каким должен быть урок .
Неоспоримо одно : он должен быть одушевленным личностью учителя.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
(Н.Рыленков)
Используемая литература:
1.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284с.
2.Загашее И.О., Заир-Бек СИ., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. — СПб., 2003.
3.Хаяперн Д.. Психология критического мышления. — СПб., 2000. — С. 125— !26. 2 См.: Все произведения школьной программы в кратком изложении. XII — XIX ей. /сост. И. О. Родин, Т. М. Пименова. - М., 2001
4.http://rus.1september.ru/article.php?ID=2003028025.http://cet.webzone.ru/cm/kratkoCM.htm6.http://teacher.fio.ru/news.php?n=20373&c=668