Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ» с. Шошка Максаровой Анны Борисовны «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно- коммуникационных, в процессе обучения на уроках истории, обществознани

18

Обобщение опыта работы
учителя истории и обществознания
МБОУ «СОШ» с. Шошка
Максаровой
Анны Борисовны
(выступление на ШМО гуманитарного цикла)

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно- коммуникационных, в процессе обучения на уроках истории, обществознания в воспитательной работе.

В начале XXI века современную жизнь довольно сложно представить без использования информационных технологий. Это вполне справедливо и для учебного процесса, где без компьютера уже не обойтись.
Используя компьютер на уроках, мы готовим новое поколение к будущей жизни в информационном обществе, в котором весьма остро стоит проблема защиты человеческого сознания от информационной перегруженности. На учителя возлагается такая ответственная задача, как обучать детей критически осмысливать потоки информации которые обрушиваются на неподготовленного к их восприятию и осмыслению ученика.
Решать эту задачу призвано, в том числе, использование в учебном процессе новых информационных технологий, в ходе которого формируются умения: понимание сути информации, ее адресной направленности; формирование личной позиции, способность ее аргументировано отстаивать, вычленять главное и др.
В России в последнее время выпускается большое количество мультимедийных продуктов, предназначенных для использования в историческом образовании. Это мультимедийные энциклопедии, репетиторы, обучающие программы, виртуальные экскурсии по музеям и т.д.
Однако, несмотря на значительное количество программных продуктов, их использование в преподавании соответствующих учебных курсах по истории весьма затруднительно.
Претензии, прежде всего, касаются отсутствия методического сопровождения, возрастной адаптации. Большинство дисков создано в популяризаторских и развлекательных целях, что ограничивает их использование в учебном процессе.
в ходе своей работы в качестве учителя истории я пришел к выводу, что наиболее приемлемым способом использования компьютера на уроках истории является применение программы Microsoft PowerPoint .
С ее помощью учитель имеет возможность использовать компьютер не как некий чужеродный элемент, который необходимо встроить в урок, а как средство, помогающее грамотно организовать обучение истории.
Программа дает учителю неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного урока в конкретном классе. При этом понадобится совсем немного времени для трансформации презентации, при необходимости и в ходе урока.
Приступая к разработке авторских презентаций, я ознакомился с имеющимися наработками коллег в данном вопросе, как теоретическими, так и практическими.
Однако, по моему мнению, значительная часть презентаций, созданных разными авторами, можно отнести только к одному типу - компьютерный диафильм, все отличие которого от обыкновенного состоит в виде носителя /диск вместо пленки/.
В своей работе я постаралась разнообразить типы создаваемых презентаций, добавив, по меньшей мере, 3 разновидности:
1. Презентации для повторительно-обобщающих уроков, в том числе с использованием игровых моментов.
2. Компьютерные презентации, имеющие полноценное методическое сопровождение урока. Учитель, который даже не знаком с методической разработкой данного урока, за счет грамотной компоновки материала в презентации способен провести высокопродуктивное занятие.
3. Ученические презентации как образовательный продукт урока. Учащиеся, в составе рабочих групп анализируют предложенную информацию, в том числе Интернет-ресурсы в соответствии с поставленными вопросами. Результаты деятельности оформляются ими в виде презентации.
Очевидным преимуществом подобного подхода можно признать самостоятельную творческо-поисковую работу учащихся, а также вполне очевидный коллективный созидательный результат.
Педагогическое применение программы PowerPoint для выполнения компьютерных презентаций дает огромные развивающие возможности для школьников. При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:
критическое осмысление информации,
выделение главного в информационном сообщении,
систематизирование и обобщение материала,
грамотное представление имеющейся информации.
Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению истории, способствует повышению уровня восприятия информации презентаций, используемых учителем на уроке творчестве школьников.
Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowerPointе, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся.
В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.
Главной задачей в работе с учениками считаю стимулирование развития творческого потенциала учащихся, а учитель на уроке координатор учебной деятельности.
При решении поставленных задач основываюсь на личностно-ориентированное обучение в центре которого находится ученик его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность. Для организации личностно-ориентированного обучения на своих уроках применяю информационные и коммуникационные технологий (ИКТ) – это позволяет повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, систематизировать знания, индивидуализировать обучение. ИКТ обеспечивает эффективную передачу знаний, активное вовлечение учащихся в учебный процесс, повышение результативности обучения, а также, в максимальной степени учитывает личностные потребности и особенности учащихся. Это дает толчок к развитию навыков самообучения, определенную грамотность при работе с источниками информации, что также является необходимым условием для дальнейшего интеллектуального роста ученика. Уроки: «Начало второй мировой войны. Советско-германские отношения» (9 класс), «Финикийские мореплаватели» (5 класс).
Во многом формировать такое мышление,  работать с различными источниками информации, целенаправленно подбирать информацию, структурировать ее, эффективно и красочно представлять помогает программа разработки презентаций Microsoft PowerPoint. Используя возможности программы, учащиеся представляют результаты своих исследований, доклады и рефераты. Презентации широко применяются при организации внеклассных мероприятий, классных часов, родительских собраний. Учащимися были созданы презентации «Великая Отечественная война», «Море деятельности Петра Великого». Средствами программы с учащимися создаем оригинальные грамоты и дипломы для школьных олимпиад, конкурсов и т. д. Еще один, не менее важный компонент личностно ориентированного средства обучения – это контроль. В процессе решения задачи осуществляется постоянный контроль за деятельностью учащихся, который выражается в виде контрольных заданий и электронных тестов. Контролирующий блок дает учащимся возможность провести рефлексию своей учебно-познавательной деятельности, что повышает уровень их самостоятельности и ответственности. Например на уроках обществознания после изучения темы «Избирательное право» провожу контроль в виде компьютерной игры. Компьютерная игра «Штурм крепости» итоговый контроль в 6 классе, «Море деятельности Петра I»
Завершая урок, внеклассное мероприятие провожу рефлексию в классе. После обсуждения учащиеся отвечают на вопросы:
Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы?
Помогла ли проделанная работа закрепить знания, умения? Что в работе было наиболее интересным? Почему?
Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
Каковы ваши ощущения от выполненной работы?
Какие вы можете сделать замечания и предложения на будущее?
На уроках и внеклассных мероприятиях использую компакт - диски:
Энциклопедия истории России (862 – 1917)
Мифы Древней Греции.
История России XX век.
Государственная символика России.
Россия на рубеже третьего тысячелетия.
От кремля до рейхстага
Интернет
Историческое знание имеет свои особенности. Например, оно включает информацию о конкретных событиях – время, место, участники и т.д. Эти данные, фиксированные и их можно проверить учителю. Это относительно объективная часть исторического знания. С другой стороны, в описаниях и попытках объяснения исторических событий их современниками и потомками, проявляются особенности субъективистского мышления. Отсюда разные суждения о причинах и следствиях событий, множественность версий и оценок. Все это предопределяет многообразие знаний и умений, приобретаемых школьниками при изучении истории.
В рамках модульно-рейтинговой технологии, готовя учащихся к итоговому контролю в форме ЕГЭ, провожу подобные формы текущего контроля по разным темам.
Каждая тема в названной технологии заканчивается тренингом и зачётом, структура которых очень близка к структуре ЕГЭ. Учащиеся привыкли работать по данной технологии. Разрабатывая задания для тренинга и зачёта, я учитываю особенности содержания школьного исторического образования, с другой стороны – учитываю задачи дифференцированного подхода к учащимся.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115