МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»





МЕТОДИКА
РАЗВИТИЯ СВЯНОЙ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА







Учитель-логопед
Кривощапова Л. О.





Тамбов
Содержание
Введение

1. Формирование диалогического связного высказывания

2.Формирование монологического связного высказывания

3. Литература
Введение

Принято считать, что после трех лет речь ребенка практически сформирована. Ребенок полностью овладел обиходным словарем, без труда общается с окружающими. Однако не все дети одинаково успешно овладевают речью. Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка, а также его успешность обучения в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.
Представленные рекомендации ориентированы на практическое овладение умением полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

Формирование диалогического связного высказывания
Связная речь развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Первой ступенькой в развитии связной речи является диалог. Образцы ведения диалога ребенок получает в первую очередь в общении с взрослым.
Обучение диалогической речи обычно происходит в форме беседы, т. е. обмена репликами между взрослым и ребенком или между самими детьми. Однако полноценным диалогом нельзя назвать вопросы взрослого и ответы ребёнка. Общение такого рода носит односторонний характер. Учитывая это, в разговоре с ребенком взрослые должны стараться вызвать у него искреннюю заинтересованность в беседе. Наиболее же надёжный способ вызвать интерес у собеседника – это завести разговор на интересующую его и понятную ему тему. Учитывая возрастные особенности детей, их речевые возможности, можно предположить следующие темы для бесед: ребенок и семья, ребенок и дом, режимные моменты и т. д.
Многие родители жалуются на недостаток времени для занятий с детьми. Однако для организации беседы с ребёнком часто и не требуется специально запланированного времени. Для повседневных занятий родителям можно рекомендовать включать ребёнка в круг домашних дел (уборка комнаты, мытьё посуды и т. д.).
В процессе совместной деятельности с ребёнком необходимо постоянно задавать вопросы:
- Что ты делаешь? (стираю)
- Что ты сделал? (постирал)
- А теперь, - предлагает мама, - угадай, что я сделаю? (Мама отжимает бельё, вешает, сушит, гладит).
- Вспомни, когда ты приходишь с улицы у тебя грязные...(что?) - руки и т. д.
- Ты берёшь мыло и что делаешь? Покажи, как ты это делаешь? и т. д. (Вопросы задавайте по-разному, точные ответы на них требуют особого внимания, собранности детей).
Если вы собираетесь на лыжную прогулку или на прогулку в дождливый осенний день, попросите ребенка напомнить вам, какая одежда (обувь) ему нужна и почему. Надев платье или нарядный фартук, предложите ребенку угадать, что вы собираетесь делать (готовить обед или идти в гости и т.п.). Эти и подобные вопросы будут не только способствовать развитию диалогической речи, но и развивать внимание, сообразительность.
Как известно, детство - «возраст игры», поэтому закрепление навыков правильной речи возможно при организации ролевых игр «Магазин», «Больница» и т.д. Например, игра «Магазин «Овощи»
Продавец: Что вы хотите купить?
Покупатель: Мне нужны огурцы.
Продавец: У нас есть только большие огурцы.
Покупатель: А маленьких огурчиков у вас нет?
Продавец: Я выберу вам огурцы поменьше.
Покупатель: Большое спасибо. Мне нужно 2 кг огурцов.
Аналогичным образом могут быть разобраны другие овощи.
Взаимодействие участников диалога отражает умение не только отвечать на вопросы, но и задавать их. В связи с чем, по мере овладения детьми умением вести диалог каждый их них должен быть поставлен в ситуацию задающего вопрос.
Эффективной формой работы при обучении детей умению задавать вопросы является работа с закрытой картинкой. Если учить детей задавать вопросы по открытой картинке или видимому предмету, исчезает мотивировка вопроса. Дети, рассмотрев картинку, больше могут узнать, чем из ответов на вопросы о погоде, времени года, форме и цвете предмета и т. п. Это им и так ясно. Совсем иначе идет обучение, когда детям предлагается закрытая картинка или спрятанный предмет. Беседа ведется для того, чтобы узнать содержание картинки или вид спрятанного предмета (форма, цвет, величина, классификационная принадлежность и т. д.).
Если на первых этапах обучения вопросы задает взрослый, то потом вопросы задает ребенок, сначала с опорой на образец, затем – самостоятельно. Здесь можно использовать очень эффективный прием обучения диалогической речи «Маленький учитель». Мама или папа предлагают своим детям поменяться с ними ролями: кто-нибудь из детей станет «учителем», а родитель – «учеником». Такое предложение всегда вызывает восторг у малышей и оживляет игру. Естественно, первоначально взрослый подсказывает «маленькому учителю», что нужно делать и говорить, выступает в роли суфлера. Но постепенно дети осваивают этот вид работы, и надобность в суфлере отпадает, например:
– Спросите у меня, какая игрушка спрятана?
– Какая у вас игрушка?
– Это огурец (помидор, репка и т. д.)?
– Это чашка (блюдце, тарелка)?
– Спросите у меня, яблоко большое или маленькое?
Другим приемом, рекомендуемым для повышения мотивации ведения диалога, может явиться «прием разговора по телефону». Для этого можно использовать специальные детские телефоны. На первых этапах обучения вторым собеседником является взрослый, который с помощью вопросов имеет возможность направить линию выстраиваемого диалога. Далее это прием используется для активизации вопросов уже в речи ребенка.
Разнообразит работу по обучению умению задавать вопросы предложение ребенку сделать интервью, как настоящему журналисту. Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон – и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.
Осваивая таким образом роли участников диалога, дети становятся все более самостоятельными и активными в общении с окружающими и все меньше нуждаются в помощи взрослого.

Формирование монологического связного высказывания

Основной и завершающий этап развития связной речи – формирование монологической речи. Считается, что монологическая форма речи, сложнее, чем диалогическая. В отличие от диалога монолог отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа, он требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Для того чтобы монологическое высказывание было понятно слушателям, в нем должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.
Работа по формированию связной монологической речи – это обучение детей рассказыванию. Она проводится по двум направлениям:
1) обучение пересказу, т.е. воспроизведению прослушанного (прочитанного) текста;
2) обучение составлению рассказов (придумывание) по картинам, предметам, предложенному сюжету, теме, по данному началу и т.д.
Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то степени отраженная речь с известной долей самостоятельности.
Выбор методов и приемов по обучению пересказу зависят от уровня развития связной речи у детей, от особенностей литературного текста, поэтому целесообразна следующая последовательность работы:
1. Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Назначение первого чтения – целостное эмоциональное и художественное восприятие текста детьми.
2. Второе чтение произведения с установкой на запоминание с последующим пересказом .
3. Беседа по содержанию (вначале это только ответы детей на поставленные вопросы, но постепенно по мере овладения детьми постановкой вопросов роль детей в беседе становится более активной). Цель беседы – усвоение содержания произведения. Вопросы необходимо заранее тщательно продумать и зафиксировать (импровизация недопустима).
4. Приёмы работы над текстом произведения:
а) рассматривание иллюстраций, картинок;
б) выделение из текста фраз к каждой картинке;
в) лексико-грамматические упражнения по тексту произведения:
выделение из текста произведений признаков и действий предметов,
подбор новых характерных признаков и действий в соответствии с содержанием произведения,
словообразование родственных слов,
существительных с уменьшительно-ласкательным значением,
относительных и притяжательных прилагательных,
распространение и преобразование предложений;
5. Третье чтение текста произведения проводится после беседы по содержанию и работы над текстом.
В процессе третьего чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, результатом чего является деление текста на части и последующее составление плана.
6. Работа с планом:
а) предлагается готовый план – в этом случае пункты предложенного плана соотносятся с соответствующими отрывками (частями) текста;
б) план составляется по ходу беседы по содержанию текста в соответствии со смысловыми отрывками произведения:
выделяется главная мысль каждой части и оформляется фразой, возможны, даже желательны разные варианты, которые обсуждаются с детьми, затем отбирается наиболее удачный вариант пункта плана;
в) картинный план внутренний речевой план высказывания помогут создать вспомогательные средства: при составлении плана могут использоваться в качестве вспомогательных средств серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы. Предлагаемые предметные и сюжетные картинки к текстам призваны обучить детей созданию внутреннего речевого плана высказывания.

Пересказ рассказа по опорным картинкам
Цель: учить пересказывать короткий текст, наглядной опорой для чего служат предметные картинки или отдельные сюжетные картины.
Прочитайте ребёнку рассказ, сопровождая чтение показом картинок к данному тексту. Картинки выкладываются сверху вниз одна под другой. Количество предъявленных карточек будет соответствовать количеству предложений в тексте.:
Вот и пришло долгожданное лето. Маша поехала к бабушке в деревню. У бабушки большой красивый дом. Под окнами клумба с цветами. По двору бродят пестрые куры. За ними приглядывает важный петух. Протяжно мычит корова Зорька. Зевает и жмурится на крыльце маленький серый котенок. Маше нравится отдыхать у бабушки.
Предложите пересказать прочитанный рассказ. Ребёнок на деле убедится, что пересказать даже короткий текст не так уж просто. Предложите ему попробовать пересказывать с помощью предметных или схематических картинок. Поясните, что в рассказе всегда задана определенная последовательность событий, которую необходимо сохранить при повторении текста, для тренировки в этом помогут предложенные картинки. Поочередно показывая на каждую картинку, попросите ребёнка припомнить, о чем говорилось в каждом предложении. Усложнит данный вид работы адресованное ребенку предложение самостоятельно расположить выставленные в свободном порядке картинки в нужной последовательности. По окончании пересказа, переверните картинки через одну тыльной стороной и также воспроизведите содержание рассказа. После успешного пересказа можно перевернуть все картинки, после чего можно еще раз повторить пересказ всего текста. Если в процессе выполнения упражнения у ребёнка возникли затруднения, то картинку снова можно перевернуть и, используя зрительную опору, восстановить содержание предложения.
В качестве плана для составления рассказа может быть использована картинно-графическая схема: «Фрукты», «Овощи», «Описание времён года» и т. д.
Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по серии сюжетных картин и картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено.

Составление рассказа по серии сюжетных картин

Цель: Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, последовательность которых служит планом рассказывания.
Рассмотрите с ребёнком серию сюжетных картин. Предложите ему ответить на вопросы по содержанию предложенных картинок.
Вопросы к рассказу:
Куда пошёл мальчик Алёша? - Кого он увидел? - Где сидела белка? - Что Алёша кинул в белку? - Зачем Алёша кинул кепку? - Где осталась кепка? - Почему? - За что она зацепилась? - Кто проходил мимо? - Кто полез на дерево? - Кто достал кепку? - Что сказал Саша? - Почему Алёша сам себя наказал? - Как Алёша поступил? - Можно обижать животных?
Упражнения:
В продолжении работы над составлением рассказа предложите ребёнку
1) составить цепочку предложений:
по опорным глаголам:
пошёл увидел кинул заплакал;
проходил полез достал сказал.

по начальному предложению и опорным вопросам.
Петя кинул в белку Что? Куда?
Проходили школьники. Где? Как их звали?
Кепка повисла Где? - Почему?
Саша полез на дерево. - Зачем? - Для кого?
Саша отдал кепку. - Кому? - с какими словами?

2) пересказать рассказ целиком с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.
Образец рассказа: «Как Алёша хотел белку испугать»
Один раз пошёл мальчик Алёша в лес за грибами. Увидел на дереве белку и кинул в неё кепку. В белку не попал, а кепка повисла на ветке. Заплакал Алёша, жалко ему стало кепки. Хорошо, что мимо проходили школьники, Саша, Вера и Наташа. Саша был большим мальчиком. Он залез на дерево и достал Алёшину кепку. Саша отдал кепку Алёше и сказал: «Нельзя обижать животных! Ты сам себя наказал!»

Составление рассказа по одной сюжетной картине

Более сложным видом работы по составлению рассказов является составление рассказа по одной сюжетной картине. В данном случае отсутствуют подсказки в виде последовательности картинок, которые задают логику развития сюжета рассказа. Определить последовательность событий и выстроить план рассказа ребёнок должен самостоятельно.
Цель: Учить детей составлять рассказ по одной сюжетной картине, изображение на которой события конечный результат действия.
Рассмотрите с ребёнком сюжетную картину. Предложите ему ответить на вопросы по содержанию предложенной картины.
Вопросы к сюжетной картине:
Когда это было? - Где это случилось? - С кем Оля пошла в лес? - За чем Оля пошла в лес? - Что случилось с Олиной собакой? - Как она поранила лапку? - Почему собака заскулила? - Что расплела Оля? - Чем она забинтовала лапку?
Разбираются варианты ответов. Ребёнок может пофантазировать.
Упражнения:
Составление рассказа по одной сюжетной картине.
Образец рассказа «Случай в лесу»
Оля со своей собакой Альмой пошла в лес за грибами. Оля собирала грибы, Альма бегала по лесу. Вдруг собака жалобно заскулила. Оля бросила корзинку с грибами и побежала к собаке. Альма сидела около разбитой бутылки, а из лапки текла кровь. Оля не растерялась, расплела свою косу, вынула из неё ленточку и забинтовала лапку любимой собаке.
Очень важно то, как взрослый читает рассказ-образец и слушает рассказы ребенка. Каким бы «слабосюжетным» и «малозанимательным» ни казался рассказ взрослому, читать его нужно выразительно, как можно более артистично. А слушать рассказ ребенка всегда необходимо с большим вниманием, заинтересованностью и восторженно. Только такому слушателю хочется рассказывать, только ему ребенок продемонстрирует все лучшее, на что способен; появляются скрытые резервы, удивительные возможности детской компенсаторики. Дети достигнут больших успехов в речевом развитии в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые относятся к ним с чувством любви и уважения, а также, когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д., когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника. Уважаемые родители! Обучение ребенка, в том числе и связной речи, это радость, это труд, приносящий бесценные плоды. Успехов вам!

Литература:
Бардышева Т.Ю. Связанные одной цепью. – М.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КАРАПУЗ» – 20 с.
Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. Пособие / В.К. Воробьёва. – М.: АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2006. – 158 с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приёмы. Методическое пособие. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 – 48 с. (Практическая логопедия).
Сычёва Г.Е. Опорные картинки для пересказа текстов. Выпуск 1. Методические рекомендации. – д М.: Книголюб, 2003. – 8 с. (Развитие связной речи.)
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: «Акцидент», 1998 – 112с.
Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. -40 с. (Практическая логопедия.)
Узорова О.А., Нефедова Е.А. Как научить ребёнка писать сочинения по картинкам. Учебное пособие. – ООО «Издательство АСТ», 2002. – 256 с.

15