Сценарий районного семинара-практикума Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности


Ход семинара-практикума
«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

Дети читают стихи:

Играть мы любим очень - вы знаете, друзья!
Без игр прожить ребенку никак, никак нельзя!
Мы взрослых понимаем - сегодня новый век,
Без знаний и учебы нет шансов на успех!
Нам тесты предлагают и все хотят понять:
Чего нам не хватает, ну чем нас развлекать?
А мы хотим всего лишь спокойно поиграть
В семью, в солдаты, в шашки, вприпрыжку поскакать!
И куклы засиделись, все ждут и ждут детей,
А мы же ожидаем хороших новостей -
Что снова поиграем в компании друзей!
Вернитесь в свое детство, побудьте с нами в нем,
И лучшими друзьями мы взрослых назовем!


Вступительное слово инспектор по дошкольному образованию администрации МО «Володарский район» ------.

Выступление заведующей ------------.

Обучающая часть

«Информация к размышлению».
------------., старший воспитатель:
Где-то на свете есть садик такой.
Бегают дети весёлой гурьбой.
А милые куклы на стульях сидят,
Лишь Покемоны в руках у ребят.
Кены и Барби на виллах и в саунах
И телепузики с лицами даунов.
Что будет на этой планете,
Если играть не научатся дети
В добрую маму, трудягу-отца,
В доктора, плотника или певца?
Ведь от того, во что дети играют,
Всё же зависит, кем они вырастают...

--------------., зам.зав. по ВМР:
В последние годы детские сады стали превращаться в маленькие школы, где акцент сделан на подготовку детей к учебной деятельности. Но естественное состояние ребёнка-дошкольника – это всё-таки игра, а не учёба, поэтому мы решили вернуть игру в детский сад.
В обыденной жизни со словом «игра» люди связывают что-то несерьёзное, развлекательное. Однако о значении игры можно сказать, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.
Учитывая то, что игра является самым любимым и желанным видом детской деятельности и имеет огромное развивающее значение, несложно понять, для чего мы выбрали именно этот вид встречи. В качестве разминки мы поиграем в игру «Докажи очевидное»: я буду делать общеизвестные утверждения, отражающие значение игры, а вы должны доказать эти утверждения на примерах из своей практической работы.
Игра для ребенка - это радость и удовольствие.
Игра помогает установить доверительные отношения с ребенком.
Игра - окно в мир взрослой жизни.
Игра способствует развитию речи.
Игра имеет значение для умственного развития.
(После каждого утверждения предоставляется слово воспитателям, которые комментируют значение игры, опираясь на свой опыт работы и наблюдения за играми детей.).
А теперь мы предлагаем вам провести анализ педагогических ситуаций.
---------------. старший воспитатель:
ИГРУШКА, ЕЁ МЕСТО В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.
Детям для игр дали старые, потертые кубики, а из нового строительного материала воспитатель построила высотное задание. «Это для оформления игрой новой комнаты, дети еще маленькие, плохо строят пусть учатся!» объясняет воспитатель. ...На полке красуется великолепный сервиз для кукол, но дети его не берут. «Эти игрушки брать нельзя! Они для занятий!» объясняют дети. И поэтому достают старенькую посуду и сервируют для кукол стол.
Вопросы:
Нужен ли в группе материал, «дразнящий детей»?
Какие требования предъявляются к подбору и расположению игрушек в группе?
ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ
Воспитатель видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры.
Игры не получилось, воспитателю все время приходилось подсказывать детям, что делать дальше.
Вопросы:
Объясните, почему не получилась игра?
Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные, и второстепенные роли?

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В ИГРЕ
Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полет на космическом корабле». Дети оживились и сразу принялись «разбирать» роли.
Я буду врачом, кричала Наташа.
А я- командиром! сказала Саша.
Чур, я командир! сказали одновременно Коля и Вова.
Нет, я! чуть не со слезами повторял Вова.
А я первый сказал!
Ну и что, ты уже был капитаном на корабле!
Но тут подошла воспитатель и разрешила все споры.
Командир будет Коля, он старше и сильнее Вовы, он лучше справится с обязанностями командира.
Вопрос: дайте оценку действиям воспитателя.
Игра в магазин
Дети играют в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Девочка, изображающая продавца, отвешивает на игрушечных весах «продукты» «покупателям». Тут к ней подходит мальчик, который «купил» у нее минуту назад килограмм конфет говорит, что продавец не довесила ему 100 грамм. Он начинает кричать и настаивать на том, чтобы ему вернули якобы не довешанные конфеты. «Продавец» возмущена несправедливостью покупателя и тоже переходит на крик.
Вопрос: что бы сделали вы в подобной ситуации?


Вова (4 года) ведет машину, и его путь проходит через «класс», где Вероника (5 лет) «учит» своих учениц кукол. «Учительница» возмущена вторжением автобуса. Оба сердятся:
Ты зачем нам мешаешь! А ну, уходи!
Это ты мешаешь! Пусти сейчас же! Не видишь, здесь шоссейка проходит! И быть бы рукопашной, не вмешайся взрослый в нарастающий конфликт.
Товарищ шофер, обращается воспитатель к зачинщику ссоры, я диспетчер и потому должен сказать вам, что маршрут вашего автобуса изменился, так как здесь дорога закрыта на ремонт. Теперь машины идут в объезд.
Вопросы: Чем можно объяснить успех в разрешении описанной конфликтной ситуации? Проанализируйте прием взрослого, благодаря которому удалось сохранить игровой замысел детей в первом и втором случаях. Как вы стараетесь разрешать детские конфликты, если они возникают в процессе игр?
Практическая часть ( с презентацией)
Просмотр открытого занятия в логопедической группе по теме: «Использование игровых приемов в развитии речи и коммуникативных навыков у дошкольников» - Воспитатель Исимова А.А.
2. «Музыкотерапия как средство развития коммуникативных способностей дошкольников» - музыкальный руководитель А.А.Чухонкина.
3. «Формирование двигательной активности детей посредством игр с мячом» - руководитель по физвоспитанию Лукина Е.С.
4. «Педагогическое сопровождение развития сюжетно-ролевой игры ребенка-дошкольника» - воспитатель Боброва Н.Н.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
-----------, заведующая:
Я с удовольствием отмечаю, что цель практического семинара достигнута. Мы сегодня решили важную задачу: исходить из интересов ребенка и перспектив его развития. В какие бы игры не играли наши воспитанники, нам нужно быть не рядом, а вместе с ними. Только общение и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.




15