Статья Статья потеме: «Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания» .

Статья потеме: «Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания» .
Подготовила учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №3 Краснодарского края станицы Павловской –
Славская Ирина Вячеславовна
Приоритетным направлением исторического образования я считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. Я развиваю у школьников умение самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно- функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления. Применяю на уроках различные образовательные технологии, с помощью которых организую и провожу учебно-исследовательскую работу, в том числе развиваю умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приёмами исследовательской деятельности. Образовательные технологии, применяемые в учебном процессе:
1.      Информационно-коммуникативная.
2.      Исследовательская.
3.      Игровые технологии.
4.      Проектная.
5.      Технология проблемного обучения.
6.      Здоровьесберегающая.
7.      Групповые технологии.
8.      Технология продвинутого уровня (углубленное изучение истории России).
9.      Дифференцированные.
10. Рефлексивная.
11. Технология сотрудничества.
Я не отказываюсь от комбинированного обучения. В своей практике  я руководствуюсь идеями развивающего и дифференцированного подхода в обучении истории и обществознания. Основная цель моей деятельности – создание оптимальных условий для учащихся к овладению навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений; развитие их умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе.
Для развития  у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить её с исторически возникшими мировоззренческими системами я использую следующие виды учебной деятельности:
–        традиционный урок, сочетающий рассказ учителя с самостоятельной групповой работой учащихся в компьютерном классе;

–        лабораторно-практические занятия с использованием материалов и документов на основе самостоятельной работы учеников;
–        использование материалов мультимедийного учебника для творческой работы учащихся над рефератом или групповым проектом и это моя основная тема над которой работаю.
–        проведение различных видов опроса и контроля знаний учащихся;
–        дидактические ролевые игры;
–        олимпиада по предмету.
Свою воспитательную и обучающую деятельность я осуществляю в кабинете истории, который имеет необходимую материальную базу: оснащён интерактивной доской, компьютером, мультимедийными учебниками, документ-камерой, пультами для интерактивного голосования. В 2013 году кабинет истории признан одним из лучших в районе.
Большое значение приобретает, на  моих уроках, информационно-коммуникативная деятельность учащихся. В рамках данной деятельности развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Возможно отделение основной информации от второстепенной.
Учащиеся под моим руководством овладевают умениями и навыками комплексной работы с различными типами  исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач. Успешно применяется технология исследования. При организации уроков с элементами исследований я, а затем и учащиеся используют мультимедийные учебники, помогающие просмотреть схемы, иллюстрации, видеофрагменты, документы, персоналии, термины и соединить отобранные иллюстрации с текстом. Это позволяет организовать исследовательскую и творческую деятельность учеников при изучении курса истории России.
С помощью материалов мультимедийного учебника я внедряю игровые технологии, проектную деятельность, стимулирую групповую работу. Провожу всевозможные игры-соревнования при обобщении и повторении темы или всего курса с использованием интерактивной доски. На базе мультимедийного учебника по истории России я предлагаю различные конкурсы («Угадайте историческую личность» (для этого используются фотографии, и биографические справки из раздела «Персонажи»), «О каком событии нам поведал документ» (формируется на основе подборки документов. Информационные и телекоммуникативные технологии дают возможность мне и учащимся работать с самыми различными источниками информации на уроках. Учащихся также привлекает исследовательская проектная работа с использованием Интернет-ресурсов. Доступность любых информационных ресурсов способствует формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи, получать опыт публичных выступлений, создавать проекты.
Мультимедийные энциклопедии помогают мне организовать проведение интерактивных экскурсий по историческим местам, памятникам.
Выступления учащихся становятся яркими, запоминающимися.
Компьютерные технологии прочно завоевывают место в среде обитания современного школьника, поэтому их использование в учебном процессе способствует развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся.
Я применяю в работе элементы модульной технологии, которая основана на том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. Я организую лекции (урок изучения нового материала), семинары, исследования, лабораторные работы (уроки совершенствования знаний, умений, навыков), зачёты (уроки учёта и оценки знаний и умений).
В 9-11 классах считаю перспективной проектную деятельность учащихся. Реализуя проект, учащиеся под моим руководством синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом.
Для развития самостоятельности и творческой активности учеников при изучении истории, а также формирования навыка работы в группе я использую изучение в группах различного учебного материала с последующей презентацией и обсуждением. В рамках каждой группы происходит распределение деятельности между участниками проекта в соответствии с возможностями и склонностями каждого. Такие уроки я провожу при изучении однородного исторического материала,  например, по теме «Политические партии в России в начале XX века», «Боевые действия на восточном фронте в ходе Первой мировой войны (1914г., 1915 г., 1916г.)». Так я изучаю вопросы культуры, группы исследуют отдельные её направления: литературу, живопись, скульптуру и т.п. В обучении обращаю внимание на требования, основанные на видах деятельности, соответствующих  психолого-возрастным особенностям и склонностям учащихся на ступени основного, среднего (полного) общего образования. Я осуществляю дифференцированный подход к каждому ребенку, стремлюсь помочь развить личность ученика с учетом его склонностей, способностей и интересов. Это позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию отдельного ученика, осуществить личностно-ориентированный подход к обучению.
Особое внимание я уделяю сбережению здоровья учащихся. Использую различные здоровьесберегающие технологии
Современные приемы и методы работы способствуют тому, что из школы выходят выпускники, которые понимают и критически осмысливают общественные процессы и ситуации, определяют собственные позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности, осознают себя представителями исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданами России. Это молодежь, обладающая нестандартным мышлением, вносящая новое содержание в производственную и социальную жизнь.       







15