Конспект открытого занятия внеурочной деятельности в 1 Г классе в рамках общешкольного практического семинара «Применение здоровье сберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности»


Свою я сказку говорю…
Конспект открытого занятия внеурочной деятельности в 1 Г классе в рамках
общешкольного практического семинара «Применение здоровье сберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности»

Тема: «Свою я сказку говорю…»
Цель: закрепление полученных знаний и навыков по теме «Выразительность бессловесного поведения» и представление результатов своих достижений через премьеру сказки «Заюшкина избушка».
Задачи:
Учить распределять дыхание, удлиняя его с помощью дыхательных упражнений.
Отрабатывать умение слышать ритм, отбивать его.
Добиваться выразительности речи.
Расширять театральный словарь.
Поощрять творческую активность, умение передавать образ героя через мимику, голос, поведение.
Формировать устойчивые партнёрские отношения, поощрять взаимопомощь, взаимопонимание.
Обучать умению анализировать полученные умения и достигнутые результаты.
1. Входная диагностика на определение эмоционального состояния детей. Напряжение и расслабление мышц разных групп. Дыхательная гимнастика: работа над удлинённым дыханием.
Воздушный шар
Дети сидят на стульчиках. Потом занимают места на свободном пространстве кабинета.
В моей шкатулочке лежат новые воздушные шары разной формы, цвета, размера. Опишите, какой вы шар: «круглый красный шар большого размера», «маленький голубой овальный шарик без рисунка» и т.д. Я буду надувать шары при помощи насоса, а вы будете «надуваться» превращаясь в задуманный воздушный шар. (Усложнение – вдыхаем воздух через нос короткими порциями). Я распустила верёвочки, а шары разлетелись по комнате: лёгкие, воздушные, они летают на носочках…, кружатся на ветру и опускаются в разных частях комнаты. Ой! Зелёные шары лопнули (Ш-Ш-Ш), красные зацепились и лопнули, синие проткнули озорники-мальчишки, жёлтый зацепился за веточку.
2. Ролевая игра «Прогулка в театр»
Чтобы вы не расстраивались, я предлагаю вам прогулку в кукольный театр. По дороге мы можем использовать звукосочетания АХ, УХ, ОХ.
Дети садятся на стульчики.
Сначала мы пойдём по траве. Шуршат под ногами листья – потираем ладони друг о друга.
Начинается дождь: упала 1 капля – стучим указательным пальцем по ладошке другой руки; вторая капля – стучим двумя пальцами (не сгибаем), третья – тремя пальцами (согнули фаланги пальцев), четвёртая – перебираем пальчиками (пальцы правой руки соединяются с пальцами левой руки, а ладони образуют форму капельки), пятая – дождь усилился и полил (хлопаем в ладоши). Выглянуло солнце, и дождь прекратился.
Затопали по лужам – хлопки по коленям (ритм задаётся ведущим педагогом).
По мостовой – топаем ногами.
Прокатимся на лошади – цок-цок-цок.
Перед нами забор. Ищем ворота – шаг ногой – приставить с переносом веса тела.
Залаяли собаки – тихо, громко.
Испугались и забрались на забор, ширина которого 1 кирпич. Осторожно передвигаемся по гребню высокого забора.
Спрыгнули. (Ух) Упали. (Ох) Нам больно. (А-а-а-а-а-а-х)
Ковыляем, недовольные, но поддерживаем друг друга. Боимся, что нас заметят.
Добрались до кинотеатра, а на двери закрыты на замок.
3. Теоретическая часть. Опрос (карточки с замочками):
Что обозначает слово «театр»?
(Театр – здание, где проходят театрализованные представления, спектакли. Театр – представление, игра актёров)Назовите виды кукольных театров.
(Театр игрушек, театр теней, театр Петрушек, театр картинок – фланелеграф и картинки на картоне).
Какие бывают куклы или Типы кукол?
(Куклы театра теней, тростевые, марионетки, перчаточные)
Кто такой кукловод?
(Кукловод – артист кукольного театра из-за ширмы управляющий куклами при помощи нитей, специальных тростей или перчаток)
Пополняем словарь:
Кукольник – это человек, ведущий кукольное представление, артист кукольного театра. Кукольником также называют человека изготавливающего кукол.
4. Пока мы добирались, спектакль уже закончился. Предлагаю самим сыграть свою сказку. На роль кукольника сегодня назначается… потому что она ведущая в сказке «Заюшкина избушка».
Работа над эмоциональной выразительностью образа
Ваши помощники – гласные звуки: А, Э, И, О, У, Ы. С их помощью легко можно передать плач как маленького ребёнка, так и капризного мышонка, обиженного зайчонка, испуганного медведя и голодного волка, звонкоголосого петуха.
Сценическое мастерство
Дети делятся на подгруппы и показывают сказку картонажного театра на столе «Заюшкина избушка».
Уточняем, что ведущий это и есть кукольник. Остальные – кукловоды, так как управляют картонажными героями.
5. Рефлексия: Аплодисменты и цветы артистам! Соберём для них букет. (Каждый прикрепляет цветок). Ответы у таблицы «Я смог…», «Я узнал…», «Мне понравилось…».
Анализ занятия с точки зрения сохранения здоровья школьников
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Первый год работы в основном посвящается развивающим играм и упражнениям (на развитие памяти, внимания, постановке дыхания, развитие дикции, творческого воображения, фантазии).
Большинство игр и упражнений являются комбинированными, т. е. развивают и внимание, и память, и речь, и воображение, и пластику. Новые упражнения вводятся постепенно: на каждом занятии к знакомым заданиям добавляются 2 – 3 новых.
В первом полугодии первого класса развивающие упражнения занимают почти всё занятие, в дальнейшем часть урока посвящается вопросам теории театра, зрительской культуре.
Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.
О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.
В речевых упражнениях подобраны упражнения со звуками, которые несут арттерапевтический эффект, т. е. оздоравливают организм.
Работая над интонационной выразительностью речи, мы использовали звукосочетания УХ, ОХ, АХ которые, по мнению психологов, стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии. Цепочка эмоций и настроений состояла преимущественно из положительных эмоций, что говорит о благоприятной эмоциональной обстановке на уроке и во внутреннем мире присутствующих.
Использование табличек с буквами, звукосочетаниями носит интегрированный характер и обеспечивает межпредметные связи.
Воздушный шар – упражнение на умение снимать зажимы: напряжение и расслабление отдельных групп мышц, умение перемещаться по всей сценической площадке не мешая друг другу. Согласный звук Ш – лечит печень, а удлинённое дыхание развивает голосовые возможности. Упражнение использовано и как диагностическое – цвет шара – эмоциональное состояние ребенка в начале занятия.
Задания с пропеванием гласных звуков подобраны тоже не случайно:
А - снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
Э - улучшает работу головного мозга;
И - лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;
О - оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;
У - улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря;
Ы - лечит уши, улучшает дыхание.
Для активизации инициативы и творческого самовыражения на занятии использованы:
методы свободного выбора: выбор приёмов взаимодействия, свободы творчества, выбор действия;
активный метод в виде ролевой игры «Поход в театр», который единой сюжетной линией связал все задания;
метод самооценки – рефлексия «Я смог», «Я узнал», «Понравилось».
В ходе занятия происходила постоянная смена поз обучащихся. Дети передвигались по помещению, сидели на стульчиках, использовали всю площадь помещения, условно разделённую на зоны: сценическая площадка, зрительный зал. То, что занятия проходят в помещении библиотеки, а не в учебном кабинете – благоприятно влияет на эмоциональное состояние ребёнка.
Использовалась наглядность: иллюстрации, таблицы, шаблон самооценки, герои картонажного театра.
Метод поощрения – право на выбор партнёра при выполнении упражнений, «льготная» очередь на выступление, похвала, обращение за помощью, назначение старшим в подгруппе.